Мастер-класс «Создание мультфильма в технике перекладка».
статья

Тема занятия: Техника «перекладки» при создании мультфильма.

 

Цель:   знакомство с процессом создания мультфильмов с детьми в технике перекладки.

    Задачи:

-        дать общее представление о видах анимации;

-        познакомить педагогов с этапами создания мультфильмов;

-        описать технологию создания мультфильма;

-        выполнить совместный творческий проект в технике перекладка (практическая часть).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx257.74 КБ

Предварительный просмотр:

Белокопытов М.Н. 21.03.2019

Мастер-класс «Создание мультфильма в технике перекладка».

                           Создание мультфильма с участием детей–  

                           это увлекательный, познавательный и

                           весёлый процесс. Это ещё и трудоемкий

                           процесс, но, поверьте, результат

                           того стоит!!! 

Тема занятия: Техника «перекладки» при создании мультфильма.

Цель:   знакомство с процессом создания мультфильмов с детьми в технике перекладки.

    Задачи:

  • дать общее представление о видах анимации;
  • познакомить педагогов с этапами создания мультфильмов;
  • описать технологию создания мультфильма;
  • выполнить совместный творческий проект в технике перекладка (практическая часть).

Оборудование:

  1. Цифровой фотоаппарат – 3 шт.
  2.  Штатив – 1 шт.
  3. Компьютер – 1 шт.

4. Ноутбуки – 2 шт.

5. Мультстанок – 1 шт.

6. Доска электр.

7. Конверты с мультяшными героями – для разделения на группы.

Материалы:
        1. Цветная бумага: жёлтая, зелёная, голубая, белая, серая, коричневая. – 1 набор.

              2. Белая бумага – 15 шт.

              3. Готовые картинки: ёж, туча и т.д.

              4. Листы цветной бумаги для фона.

              5. Фон голубого цвета на доску прикрепить.

              6. Листы – раскадровки – 5 шт.

Инструменты:

  1. Простые карандаши – 20 шт.
  2. Фломастеры – 2 набора.
  3. Ножницы  - 25 шт.
  4.  Двойной скотч – 1 шт.
  5. Скотч – 1 шт.
  6. Точилки – 3 шт.
  7. Ластики – 3 шт.
  8. Клей-карандаш – 5 шт.
  9. Шпажки – 25 шт.
  10.  Магниты.
  11.  Проволока.
  12.  Игла.
  13.  Шаблоны – круги – 20 шт.
  14.  Степлер.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

- Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом, как можно в школе снять мультфильмы.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном мире. (Слайд 2)

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Почему же неподвижные рисунки кажутся нам движущимися?

Это интересное явление объясняется свойством нашего зрения. Например, если в темноте быстро вращать тлеющую лучину, то перед глазами возникает сплошной огненный круг. Это самый главный закон мультипликации, основанный на том, что не успел еще один рисунок исчезнуть из нашего сознания, как его место занял другой, и кажется, что изображение движется.

Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств. (Слайд 3, 4)

Существуют различные классификации видов анимации:        

Песочная (Слайд 5)

Пластилиновая анимация (Слайд 6)

Кукольная анимация (Слайд 7)

Компьютерная анимация (Слайд 8)

Рисованная анимация (Слайд 9)

Перекладная анимация (Слайд 10)

Необходимое оборудование: (Слайд 12)

- фотоаппарат;

-  штатив;

-  дополнительное освещение;

- компьютер или ноутбук ;

- мульстанок.

Материалы – бумага, фетр и т.д. (Слайд 13)

Как мы создавали мультфильм с детьми.

В процессе предварительной работы с детьми провожу беседы о мультипликации: рассказываю об её истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках.

Знакомлю с видами анимации, этапами работы над мультфильмом.

Этапы работы над мультфильмом. (Слайд 14)


1. Идея.
 На этом этапе необходимо определить, о чем будет ваш мультфильм. Можно попробовать ответить себе на вопросы: «Что вы хотите сказать с помощью мультфильма и кому? Зачем вы делаете этот мультфильм (какую реакцию ожидаете от зрителей)?». Выбрать технику создания анимации.

       После долгих обсуждений решили за основу сюжета взять смену времён года. Цель: показать сезонные изменения в живой и неживой природе. Мультфильм выполнили в технике перекладка.

   Перекладная анимация - старейший вид анимации.

Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название - перекладка! Многие считают такую анимацию примитивной, но в умелых руках такие мультфильмы могут получиться очень интересными. Одним из самых ярких примеров перекладной анимации можно смело назвать мультфильм "Ежик в Тумане" режиссёра Юрия Норштейна.

2. Профессиональные аниматоры после идеи начинают работать над сценарием и раскадровкой.

Сценарий – часть работы, в которой вы представляете себе ход мультфильма. Сценарий – текст с описанием сцен, мест действия, характеров героев, диалогов.

Раскадровка – сцены в картинках. Ключевые кадры, раскрывающие историю, о которой идёт речь. Нарисуйте поэтапно фрагменты вашего мультфильма. Как развиваются события? Что делают главные герои? Когда возникает необходимость крупного плана, когда общего? На бумаге карандашом схематично рисуется последовательность ключевых кадров. В раскадровке профессиональные аниматоры прописывают ход действий, тайминг (время действия) и спейсинг - характер действия (ускорения и замедления, если они предусматриваются).

3. Персонажи в технике перекладка выполняются из бумаги (картона).
Те части, которые предполагается двигать, вырезаются отдельно (руки, ноги). Получается персонаж, как бы разделенный на части.
(Слайд 15)

4. При создании фона необходимо внимательно отнестись к цвету, фон не должен забирать внимание на себя, прежде всего важны персонажи.

5. Съёмочный процесс – самая  трудоёмкая часть работы над мультфильмом, так как в каждой секунде экранного времени должно вместиться 25 кадров с фазами движения героев. (Слайд 16)

При съёмке необходимо установить фотоаппарат на штатив или кронштейн. Фон закрепить, фотоаппарат параллельно фону.

Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 мм.

После съёмки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.

Чтобы двигались герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, снимая  каждое изменение фотокамерой.  Положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое вы передвигаете и   чем чаще вы фотографируете, тем плавней  в мультике будут движения.

Обычно в детской мультипликации допускается 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое).

Важно! При съёмке необходимо следить за руками, различными проводами, тенями от операторов, чтобы они не попадали в кадр.

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

  • При съёмке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

Вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.)

Обращаю ваше внимание также на то, что мультипликация – процесс, требующий усидчивости и аккуратности.

6. Редактирование фотографий. Когда вы все сфотографировали и перенесли кадры на компьютер, то сначала нужно удалить  неудачные кадры: темные, с лишними деталями. Для обработки  кадров  в Windows имеется программа Microsoft Office Picture Manager. (Слайд 17)

7. Монтаж. Для монтажа  выбираем  программу  Киностудия Windows Live

(Слайд 18, 19)

Демонстрация мультфильма «Год в лесу». (Слайд 20)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 - Я хотела бы вам предложить, уважаемые коллеги, сейчас создать мультфильм вместе с вами. Это не займет много времени.

Используем стихотворение «Подснежник». Прочитайте его.

- Съёмочный процесс начинается с придумывания сюжета. Давайте проговорим его для всех групп. Какие герои? Что делают? Статичны или из движущихся частей будут состоять? Что изобразим на фоне (ДЕКОРАЦИИ)?

Деление на группы. (ВЫДАВАТЬ СРАЗУ ЗАДАНИЯ) (Слайд 21)

У вас на столах картинки с изображением сказочных героев. Возьмите картинки.

Группа №4. Попрошу выйти того, кто выбрал следующего героя:

Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине!
( Карлсон)

 4 группа (4 чел) - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» - Линдгрен – монтажёры. (Создают видеофильма в программе.) ЗА КОМПЬЮТЕРЫ.

- А теперь выходят все действующие лица этого мультфильма.

Группа №1.В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его? (Незнайка.)
Назовите произведение, автора.

1 группа (6 чел) – декораторы, художники-мультипликаторы. Ваша группа – будет изготавливать декорации и персонажей фильма.

Группа №2. Он неправильно ест бутерброды. (ДЯДЯ ФЁДОР)

2 группа (3 чел) – режиссёры  (делают раскадровку)

Группа №3. Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?    
(Буратино)

3 группа (5 чел) – «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - А.Толстой – аниматоры и операторы. (Оживляют персонажей на мультстанке и делают покадровую съёмку.)

Группа №5. Он гyлял по лесy смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали...

(Не Чебyрашка, а Колобок.)

5 группа «Колобок» – Выходите. Вы герои, из какой сказки? - изготавливают игрушки-вертушки. 

  • Время на этапе – 8 минут.

- А мы переходим к следующему этапу – съёмка.

Коллективно 2 мин., продолжают самостоятельно.

Демонстрация полученных фотографий.

ОТЧЁТ ГРУПП О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ.

  • Затем все смотрим, что получилось на фотоаппарате.
  • Группа монтажёров. Спросить мнение о программе Киностудия. Демонстрация роликов.
  • Демонстрация игрушек.

РЕФЛЕКСИЯ

Вот так создаются мультфильмы.

Как вы себя чувствовали в роли мультипликатора?

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

Приложение 1.

Группа №1.

Подснежник

Анзельмас Матутис

Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка!

Приложение 2.

Группа №2.

Приложение 3.

Группа №3.

  1. Распределить  персонажей, предметы. (Кто что будет передвигать).
  2. Выбрать оператора – фотографирует.
  3. Назначить помощника оператора. Подаёт колокольчиком сигнал о начале съёмки.
  4. Ознакомиться с раскадровкой. Строго следовать указаниям режиссёра.
  5. Режиссёр озвучивает сцены.
  6. Прочитать памятку «Секреты успеха при создании мультфильма».

Памятка «Секреты успеха при создании мультфильма».

  • При съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • Фон закрепить, фотоаппарат параллельно фону.
  • Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у вас должны появиться персонажи.
  • Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 мм.
  • После съёмки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.
  • Чтобы двигались герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, снимая  каждое изменение фотокамерой.  Положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое вы передвигаете и   чем чаще вы фотографируете, тем плавней  в мультике будут движения.
  • Обычно в детской мультипликации допускается 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое).
  • Важно! При съёмке необходимо следить за руками, различными проводами, тенями от операторов, чтобы они не попадали в кадр.

Приложение 4.

Группа №4.

Создание видеоролика

1

Откройте программу Киностудия WindowsLive.

2

Выберите закладку Главная,

Добавить видео и фотографии

3

Откройте папку «Мультфильм». Выделите все файлы при помощи  Ctrl+A. Нажмите кнопкуОткрыть.

4

Выберите закладку Средства работы с видео и установите Длительность -0,25.

5

Создайте название и титры мультфильма

6

Выделите первый кадр видеоряда, перейдите на закладку Главная-Добавить музыку.

7

В папке «Мультфильм» выбрать звуковой файл. Нажмите кнопку Открыть.

8

Файл – Сохранить проект как… Это позволит вам редактировать мультфильм.

9

Файл – Сохранить фильм – Монитор с высоким разрешением.

Приложение 5.

Группа №5.

Изготовить игрушки, указанными способами.

Способ 1: Самый простой известен, наверное, всем – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. И картинки оживают. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц: человечек машет руками.

Способ 2: движущиеся картинки в блокноте можно создать так: на одной страничке блокнотика рисуем фигуру (например, собаку с опущенным хвостом), на второй страничке рисуем точно такую же фигуру на том же месте, но с изменением (например, та же собака, только с поднятым хвостом). Теперь верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой. В результате, кажется, что картинка двигается – собака виляет хвостом.

Способ 3: На принципе быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение основан эффект игрушек-вертушек. Берём два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (например, цветы), на втором – другую (например, вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш между ладонями, то обе картинки сливаются в одну – у нас в примере получатся цветы в вазе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию новогодних сувениров

Данный мастер-класс предназначен для проведения уроков по технологии, а так же для занятий в кружках ОДОТ....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"

Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...

Мастер-класс по созданию мини-сайта

В этой работе описывается создание мини-сайта на nsportal, используя готовый конструктор. Работа состоит из текста и презентации....

Буклет к проекту "Создание мультфильма в технике "Перекладки".

Буклет к проекту "Создание мультфильма в технике "Перекладки"....