Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».
план-конспект урока

Лисеенко Екатерина Васильевна

Конспект урока по литературе в 6 классе  по теме: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_ahmatova_6_klass.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока 19.04.2019 г.

 по теме: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».

Класс: 6

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Задачи урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы, фронтальный опрос, синквейн.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности  

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

-Добрый день! Давайте начнем урок с хорошего настроения, улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям.

II. Определение темы урока, постановка целей.

СЛАЙД 1

- Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прослушать музыкальный эпиграф к нашему уроку.

- Кто-то узнал это произведение? Какие чувства возникли у вас при прослушивании? Кто-то уже догадывается, о чем мы поговорим на уроке?

СЛАЙД 2

- А теперь взгляните на картину Сергея Виноградова. Какие чувства вызвала она? Известного художника Виноградова Сергея Арсеньевича многие считают наследником Левитана. Он связывает свое творчество с традициями пейзажной живописи. Его основной темой творчества есть жизнь в гармонии с природой и полное их слияние. Больше всего его перу удавались солнечные сюжеты. К таким произведениям относится картина «Весна».

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем постигать красоту окружающего нас мира. Как же ее можно постигать? Конечно же через искусство: музыку, живопись и поэзию. И поможет нам в этом творчество замечательного поэта XX века – Анны Андреевны Ахматовой.

III. Актуализация знаний:

- Давайте вспомним, в творчестве каких авторов мы уже встречали тему природы?

IV. Усвоение новых знаний.

1.Работа по реализации задач урока.

СЛАЙД 3

- Как мы знаем, творчество поэтов тесно связано с их биографией. Сообщения о жизни Анны Андреевны помогут нам в этом разобраться. Вы можете делать небольшие записи, касающиеся основных этапов биографии поэтессы.

Зачитываются сообщения о жизни Ахматовой заранее подготовленными учениками.

- Сегодня мы будем работать со стихотворением «Перед весной бывают дни такие», прослушаем актерское исполнение.

СЛАЙД 4

- О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной)

-Я предлагаю поработать с опорными таблицами. Мы вместе выполним литературоведческий анализ данного стихотворения. Вспомним основные термины:

Композиция – построение.

Метафора – скрытое сравнение.

Эпитет – образное определение.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

-  Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…

2. Коллективное заполнение таблицы.

История создания

Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда.

На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях.

Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы.

Тема стихотворения

Пробуждение природы и души человека с приходом весны.

Композиция

Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини.

Преобладающее настроение, его изменение

Жанр

Пейзажная лирика.

Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

Изобразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».Эпитеты – «плотный», «теплый», «новая».Анафора – 4 строчки берут начало с «и».Олицетворения – «отдыхает луг», «шумят деревья».



Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы

Ямб с использованием парной рифмы.

 Личное впечатление от стихотворения

3. Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

- В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» - стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» - в прошлом. Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение.

Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека

- Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.

- Рассматриваемое нами стихотворение не имеет названия, и называем его по первой строчке. Попробуем дать название стихотворению. (Например, «Ожидание свидания»)

- Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека.

- Я предлагаю прослушать еще несколько стихотворений Анны Андреевны.

4. Актерское чтение «Я научилась просто жить…» и «Сжала руки под темной вуалью…» в исполнении подготовленного ученика.

СЛАЙД 5

V. Подведение итогов урока.

- Возвращаясь к теме нашего урока, вспомним, о чем мы говорили вначале?  

- Как связаны человек и природа?

-А как эта связь отразилась в стихах Ахматовой?

- Завершим нашу работу синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК.

Пример:

Природа и человек.

Сильные, связанные.

Живут, взаимодействуют, влияют.

Связь.

VI. Домашнее задание по выбору.

  1. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой
  2. Выучить наизусть стихотворение С. Есенина
  3. Написать свое стихотворение о природе и человеке


История создания

Тема стихотворения

Композиция

Преобладающее настроение, его изменение

Жанр

Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

Изобразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы

 Личное впечатление от стихотворения

История создания

Тема стихотворения

Композиция

Преобладающее настроение, его изменение

Жанр

Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

Изобразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы

 Личное впечатление от стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перед весной бывают дни такие..."

Письменная проверочная работа тестового характера по литературному чтению 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"

ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...

Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак.

Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак....