Эссе "Я учитель"
материал (4 класс)

Косова Нина Владимировна

Сколько слов уже было сказано, сколько фильмов, цитат, реплик и песен посвящено учительскому труду, который без преувеличения можно назвать поистине тяжёлым и ответственным. Сегодня модно говорить о том, что труд учителя важен и ценен, но на фоне информационного потока, недовольства общественности, проблем с финансовой стороны, нужно услышать, а что думает сам непосредственный участник процесса о своей профессии, о своей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Я - учитель

Сколько слов уже было сказано, сколько фильмов, цитат, реплик и песен посвящено учительскому труду, который без преувеличения можно назвать поистине тяжёлым и ответственным. Сегодня модно говорить о том, что труд учителя важен и ценен, но на фоне информационного потока, недовольства общественности, проблем с финансовой стороны, нужно услышать, а что думает сам непосредственный участник процесса о своей профессии, о своей работе.

Если говорить о самой профессии, то работать в качестве учителя интересно: всегда ты в курсе всех новостей и событий, ориентируешься во многих вопросах разных направлений, улавливаешь детские настроения и подстраиваешься под них, направляешь энергию учеников в нужное русло. Моя работа в педагогике продолжается в течение 20  лет. Когда-то вступив на учительский путь, продолжаешь по нему идти изо дня в день, работая не с взрослыми уже состоявшимися личностями, а с детской непосредственностью, юными людьми, зачастую далёкими от современных реалий и вместе с тем поразительно проницательными, чутко реагирующими на несправедливость и громко выражающими свой протест.

Непросто постучаться в дверь души ученика начальной школы, и непросто попасть внутрь — а делать это необходимо. Учитель начальных классов не просто приносит знания, он общается, погружается, сопереживает, и только после этого достигается полноценный творческий учебный процесс с достойным результатом.

Отсюда мы можем вывести следствие: работа с детьми младшего школьного возраста серьёзна ввиду сложностей психологического периода учащихся, их адаптации к школе, переориентировке на «взрослый» подход в обучении. Кратко это можно охарактеризовать через поговорку: «как корабль назовёшь, так он и поплывёт». То есть то, как мы формируем образ и мировоззрение ученика, так он и продолжит этот процесс обучения в среднем звене.

Мой многолетний опыт работы основывается не только на трудах известных в истории педагогов, курсов повышения квалификации, но и на обмене опытом с коллегами из разных школ и городов России, на информации, поступающей ежедневно в разном виде, на выводах из удачных моментов и не очень.

Насыщенный рабочий день не заканчивается с последним уроком — начинается процесс анализа каждого урока, а потом наступает время проверки тетрадей. Тем, кто далёк от понимания ценности учительского труда, стоит один раз погрузиться на денёк в школьные будни. После радостей и расстройства от проверенных тетрадей, начинаешь подготовку к следующему дню. Но не стоит много времени тратить на описание учительского трудодня, лучше обратить внимание на современные проблемы в области образования.

Можно закрыть глаза на многие сложности, связанные с работой учителя. Но невозможно продолжать игнорировать отношение к профессии, некогда весьма уважаемой. Авторитет учителя любого звена сегодня страдает, и удары доносятся со всех сторон. Но продолжать замалчивать беду нельзя. Следует просто заняться невыдуманной статистикой: давайте признаем, количество учителей неуклонно снижается с каждым годом. Люди, несущие свет знаний, покидают стены родных школ навсегда, уходя в другие профессии. А молодые специалисты, к сожалению, редко идут работать особенно в сельские школы.

С высоты своего возраста я могу заявить о том, что помню: если учитель делает ученику замечание, и об этом узнаёт родитель, то в лучшем случае ребёнка поругают дома. Сегодня родители принципиально иной точки зрения: если учитель сделал ученику замечание, или что ещё хуже, посмел поставить «два», значит, педагог не справился со своей задачей. Откуда идёт такое отношение?

Можно многое брать из чужого опыта, апробировать новое и выводить собственные критерии. Когда-то благая идея обратилась против учителя: мы взяли принципы индивидуального подхода к учащимся из опыта других стран, и вместо того, чтобы повысилась результативность, и процесс образования проходил в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения, у нас нарастает снежный ком серьёзных проблем.

   Давайте вспомним результативное советское образование: получил «два», значит, полностью заслужил. Отсюда высокий уровень ответственности и понимания: всё в этом мире зарабатывается трудом, и если ты не справляешься, значит, приложил мало усилий, не уделил занятиям время. А что мы видим сегодня? У большинства детей очень слабая мотивация к обучению. Я считаю, пока мы не начнём справедливо оценивать учащихся без порицания с любой стороны, пока мы не вернём ответственность за получение образование на самое заинтересованное в этом лицо — на ученика, то так и будем сталкиваться свыше перечисленными проблемами.
  Моё мнение исходит из многолетних наблюдений за процессом обучения подрастающего поколения. Дети не желают трудиться, что легко можно доказать перестройкой информационных ресурсов: происходит упрощение способов подачи информации, молодые поколения попросту не желают даже вчитываться в большие тексты, поясняя своё нежелание тем, что написано «много букв».

Но следует здесь остановиться и спросить себя: «Неужели всё так грустно?» Я болею всей душой за свою работу и за учительскую профессию: я выбрала школу давным-давно, а школа выбрала меня. Так как мой путь в педагогику был непрост и тернист, а перед глазами стояли достойнейшие примеры учителей моего детства, я ценю вложенный в учеников труд и не жалею сил и времени на подготовку уроков и их анализ.

Несмотря на такие проблемы в современном образовании и подходах к нему, я наблюдаю стремление своих коллег помочь подрастающему поколению не просто освоить и понять материал, но и суметь отделять зёрна от плевел — пожалуй, это самая непростая задача. В свете снижения ответственности и мотивации у учащихся я вижу целью обучения не, сколько умение учиться и добывать знания, но и истинный интерес к нашему миру.

Почему я считаю, что интерес — «всему голова»? Когда ребёнок заинтересован в хорошей отметке, это мотив «как меня оценят», а если он добывает знания по причине собственной заинтересованности «что я узнаю», то результат становится положительным. Не так-то просто донести современным детям мысль, что образование с его комплексным подходом формирует в человеке интеллект, образ мышления, грамотность, логику, развивает художественные навыки. Самый часто встречающийся вопрос у детей: « А зачем нам это нужно?». Я, как учитель, считаю, что нужно не уводить в сторону от таких вопросов, отмахиваясь от них какими угодно словами, а каждый раз отвечать на них и всеми силами, начиная от личного примера до всевозможных и доступных современных средств и технологий взращивать в учащихся интерес ко всему.

Подводим итоги:

Следует с первого класса терпеливо доносить до учащихся мысль, что оценивают только и только труд самого ученика в сравнении с критериями и с ним самим. Справедливая отметка — залог ответственного отношения к учёбе, с условием, что действия учителя по оцениванию обсуждению и осуждению не подлежат.

 Учителя, которые, можно сказать, жизнь отдали школе, делают это не просто так, а из глубокой любви к выбранному пути, посему они заслуживают уважительного отношения к себе со стороны общества, коллег, учеников, их родителей и вышестоящего руководства.

  Основное внимание я делаю на воспитание у учащихся интереса к нашему миру, к наукам, творчеству, и могу с уверенностью сказать, что мой труд результативен, а мнение основано на фактах. Считаю воспитание интереса к получению самых разных знаний важнейшей задачей и ввиду успешности такого подхода, с удовольствием готова поделиться своим накопленным опытом и охотно получить новый.

  Я горжусь профессией учителя и понимаю при всей громадной ответственности и многочисленных проблемах, связанных с избранным путём, что если бы я вернулась в прошлое, то прошла бы снова тот же самый путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...