Развивающие упражнения, используемые на занятиях техническим творчеством
статья

Пруднева Галина Викторовна

Применение развивающих  упражнений на занятиях  технического творчества  является уникальным средством обучения учащихся, которые позволяют сделать занятие интересным и увлекательным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_uprazhneniya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Развивающие  упражнения,

используемые на занятиях техническим творчеством

 

 Пруднева Галина Викторовна

Педагог дополнительного образования

 МБУДО ДТДиМ города Белово

        Применение развивающих  упражнений на занятиях  технического творчества  является уникальным средством обучения учащихся, которые позволяют сделать занятие интересным и увлекательным.

        Одной из главных задач детского объединения «Автотранспорт» МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»,  является развитие познавательной активности и устойчивого интереса к технике, а также дать учащимся определенный круг технических знаний: способы перевода чертежей и выкроек на  бумагу, картон, фанеру; пользоваться простейшими чертежными инструментами; решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов.  

        Опыт работы с детьми  на занятиях по изучению  основ автомоделирования показал, что в конце первого года обучения учащиеся не только выполняют простейшие сборочные операции, но и решают конструкторские и технические задачи, учатся логически мыслить и запоминать.

        Ребята постепенно приобретают и накапливают трудовые навыки: резать, складывать, клеить, работать с инструментами и приспособлениями ручного труда; умения организовать рабочее место и планировать порядок рабочих операций: обдумывать идею, попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей; подбор необходимых инструментов, сборка, дизайн, а также приобретают психологические качества: внимание, наблюдательность, находчивость,      учатся  логически мыслить и т.д.

      Достижению этих целей способствует не только практическая работа по изготовлению модели, но и использование  на занятиях развивающие  упражнения.

          В своей педагогической деятельности на занятиях техническим творчеством  использую ряд игровых упражнениях, такие как:

           - Упражнение "Шифровка", где английские и русские буквы вперемешку изображены на экране, читать нужно только русские буквы.  Такое упражнение   может служить мотивацией  для изучения  нового материала.

        - Для активизации внимания и наблюдательности у учащихся использую упражнения на смекалку, например "Запомни эти фигуры и найди их среди других", допустим:  предлагаю детям геометрические фигуры (2 с последующим увеличением до 5) для запоминания, затем их необходимо смешать с другими геометрическими фигурами (10 и более) и  среди них надо найти заданные фигуры.  

Упражнение "Что изменилось", на стол ставиться несколько предметов, учащиеся их запоминают, закрывают глаза, в тот момент количество или расположение предметов меняется, необходимо как можно точнее определить что изменилось.

На занятиях часто использую карточки с намеренно допущенными ошибками, которые дети должны исправить. Например: машина без фар или трактор без гусениц, технологическая карта изготовления модели с перепутанными этапами и т.д.

Решая конструкторские и технологические задачи на занятиях   учащиеся учатся логически мыслить, сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности.

 - Для активизации мыслительной деятельности часто на занятиях предлагаю вопросы на логику: "Каким ключом нельзя открыть гайку?" (Родниковым), "Сколько концов у трех палок?"(6) ,"Какое колесо не крутиться у машины?"(запасное) и т. д, а также  головоломку "Друдла". На табличке рисуется произвольный набор закорючек, точек, черточек, линий, нужно придумать как можно больше объяснений на что это похоже.

- Упражнение "Назови одним словом", например:  кузов, кабина, колесо, педаль, руль? (автомобиль).

- упражнение "Как можно это использовать?"- необходимо найти наибольшее число вариантов использования какого-нибудь предмета, например: карандаш (рисовать, писать, как указка, как палочка и т.д.), веревка (скакать как на скакалке, для измерения длины, сушить белье и т.д.)   способствует развитию креативности и образного мышления учащихся.

         На развитие логического мышления   часто использую логарифмы, т.е. загадки, в которых слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы, например:

 "Меня разыскивают все

Когда дефект есть в колесе

Шоферу каждому в дороге

Могу я пользу принести

Но поменяй местами слоги

И буду я в лесу расти" (Насос - сосна)

"Лежу я на земле, прибитая к железу

Но буквы переставь мои, в кастрюлю я полезу" (Шпала - лапша)  

На закрепление памяти предлагаю упражнения такие как "Логические цепочки", первый участник называет слово, например, "колесо", следующий участник называет это слово и добавляет свое, например "рама" и т. д, кто удержит в памяти самую длинную цепочку.

Данные упражнения не занимают много времени и не требуют специального инвентаря. В дальнейшем умение логически мыслить,  рассуждать и запоминать пригодится учащимся не только при решении  технических задач на занятиях, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.

         Немалую роль в обучение на занятиях техническим творчеством являются такие упражнения как разгадывание кроссвордов.  С помощью вопросов запоминаются новые слова, наращивается словарный запас. Кроссворд, как правило, дети принимают охотно, поскольку отгадка хотя бы одного слова в нем — это уже успех. В итоге, появляются положительные эмоции, азарт, уверенность в своих силах и вызванный интерес способствует актуализации познавательного процесса. Игровой характер данного метода также снижает фактор стресса при проверке изученного материала. А если добавить к этому технологическую простоту кроссворда, способствующую самостоятельной работе учащегося, становится очевидной воспитательная роль словесной головоломки, прививающая ребенку трудолюбие, настойчивость, не говоря уже о развитии наблюдательности и умения выделить главное.

        Интересным упражнением на развитие смекалки являются ребусы. Ребусы - это загадка, в которой зашифрованы слова и фразы или целые  высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Решая ребусы, необходимо все знаки записывать в виде осмысленного слова. Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, например вол+ окно= волокно, след+ опыт= следопыт. Если картинка перевернута вверх ногами слово читается задом наперед, например нос= сон, запятые справа или слева от картинки означают удалить столько букв, сколько стоит запятых, например : волк - вол. и т.д. Ребусы можно сочинить самостоятельно или взять уже готовый набор. Разгадывание ребусов является отличной тренировкой для ума. 

        Таким образом, использование развивающих   упражнений на занятиях в  любом детском объединении делает процесс обучения интересным, занимательным, способствует повышению уровня мыслительных процессов, развитию личности ребенка и сплочению коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по техническому творчеству для 1 класса по теме: «Цветок дружбы».

Урок по техническому творчеству, проводится в начале 1 класса в период "Введения в школьную жизнь". Дети учатся работать в коллективе, фантазируют, размышляют, закрепляют умение организовать своё рабо...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей « Техническое творчество»

Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного м...

Доклад :"Влияние технического творчества на всестороннее развитие глухих детей"

Техническое творчество,отвечаяя интересам и потребностям детей школьного возраста обладает широкими возможностями для умственнного,нравственого,эстетического воспатания школьников....

Опыт работы по созданию мотивационного поля и современных условий для привлечения детей к занятиям научно- техническим творчеством.

Опыт работы  муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 1»  города Лабытнанги  по созданию мотивационного поля и современных у...

Приказ №160 "О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства «От замысла к творчеству»

О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства "от замысла к творчеству"...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Выступление на РПМО на тему: «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»

Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладев...