Программа по внеурочной деятельности "Веселый компьютер"
рабочая программа (3 класс)

Козлова (Игнашкина) Ирина Анатольевна

Программа по внеурочной деятельности "Веселый компьютер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochka_ves_kom_1-4kl_20116-17g.zip47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа №2

 г. Углегорска Сахалинской области

Принята

на   педагогического совета

протокол   № 10

 от 05.07.2018г.

               Утвержден

приказом МБОУ ООШ № 2

г. Углегорска  

Сахалинской  области

130-ОД

от 26.08.2018г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 классов

«Веселый компьютер»

научно – познавательной  направленности

 Срок реализации-1 год

            Возраст детей 6,5 -12 лет.

Составлена на основе программ общеобразовательных
учреждений «Информатика в играх и задачах»,
автор: Горячев А. В.,- М: Баласс, 2011 г.

                                                    Рабочую программу составила

Козлова Ирина Анатольевна

г.Углегорск

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» научно – познавательной направленности  для учащихся 1-4 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения, программы общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев,  М: Баласс, 2011г.,  предназначена для учащихся общеобразовательных школ и рассчитана для детей  6,5-12 лет с разным уровнем подготовки.  Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир современных технологий. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов у школьников.

Цель:

 Развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.                      

Задачи:

 • формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

• Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

• Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

• Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач —  «как решать  задачу,   которую   раньше   не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей,   рассуждения по аналогии,    по индукции,  правдоподобные догадки, развитие творческого воображения   и др.).

• Расширить   кругозор в областях знаний,   тесно связанных с информатикой:  знакомство с графами,  комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и   некоторыми другими.

•. Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной  компетенций и компетенций личностного саморазвития.

Общая характеристика учебного предмета

 Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:

1. Опорой на сквозные содержательные линии:

-информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).

2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:

- раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

- разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);

- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;

- практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • учебную мотивацию;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
  • метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).   

Место предмета в учебном плане

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» в 1-4 классах рассчитана на 1 часа в неделю (34 часа в год) в каждом классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

           Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая  современного  ребенка,  наполнена  бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

          На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

         Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

          Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

          Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.

         Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.

        На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

         Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.

          Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).

          Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию,  формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.

Формы организации  внеурочной деятельности

1. Творческая деятельность;                                                                                

2. Самостоятельная деятельность;                                                                              

3. Практическая деятельность

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного деятельности
  • Коллективные и групповые способы деятельности
  • Технология проблемной деятельности
  • Поисковые модели деятельности  
  • Игровые технологии      
  • Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание  своих знаний

Социально-трудовая компетенция

 Способность и готовность:

-  включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение

Тематическое планирование 1 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во

часов

Введение. Знакомство с компьютером.

1

I

Описание предметов

6

II

Алгоритмы.

7

III

Множества.

10

IV

Логика.

6

V

Компьютер

3

Итого

33

Тематическое планирование 2 класс

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

I

Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка.

12

II

Алгоритм.

2

III

Множество. Кодирование.

13

IV

Высказывание. Графы. Интернет.

7

Итого

34

Тематическое планирование  3 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во часов по теме.

I

Алгоритм

6

II

Группы (классы)  объектов

4

III

Логические рассуждения. Модели в информатике.        

12

IV

Информация, человек и компьютер

12

Итого

34

Тематическое планирование  4 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во часов по теме.

I

Алгоритмы

9

II

Объекты

10

III

Логические рассуждения

10

IV

Применение моделей (схем) для решения задач

5

Итого

34

Содержание учебного материала

 1 класс

Iраздел - Введение. Знакомство с компьютером – 1ч..

II раздел - Описание предметов- 6ч.  

Цвет предметов. Форма предметов. Признаки и состав предметов. Название предметов. Размер предметов. Игра «Птичий рынок».

III раздел – Алгоритмы – 7ч.

Понятие «равно», «не равно». Понятие «больше», «меньше».

Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действие предметов. Последовательность событий. Порядок действий. Игра «Новый год».

IV раздел  - Множества – 13ч. 

Цифры. Возрастание, убывание. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия. Игра « Цирк» Игра « Не ошибись»

V раздел -  Логика- 20ч.

 Отрицание. Понятие  «истина» и  « ложь».   Понятие «дерево».  Комбинаторика.  Игра «На прогулке». Вред компьютера и как его уменьшить родительское собрание. Делай упражнения, чтобы не устать  от компьютера. Конференция. Знакомство с игрой «Логомиры». Путешествие в Интернет. Составление проекта «Я и мой компьютер».

2 класс

РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 4 часа

Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.

РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 3 часов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.

РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 5 часов

Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 5 часов

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика
Составление проекта «Я и мой компьютер».

3 класс

Алгоритмы

    Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы)  объектов

     Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения . Модели в информатике

      Высказывания со словами «все», «не все», «ни какие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.

     Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности.  Аналогичные закономерности

       В курсе информатики в третьем классе также изучается  с темы «Информация, человек и компьютер», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.

Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах. Составление проекта «Я и мой компьютер».

4 класс

1. Алгоритмы

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Учащиеся должны: 

  • составлять и записывать вложенные алгоритмы;
  • выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
  • выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

2. Объекты

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Учащиеся должны: 

  • определять составные части предметов; составлять схему состава;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
  • записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;

3. Логические рассуждения

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Учащиеся должны: 

  • изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;
  • определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
  • строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;
  • строить и описывать пути в графах;
  • выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
  • составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

4. Применение моделей (схем) для решения

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Учащиеся должны: 

  • придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;
  • находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;
  • придумывать и описывать объекты с необычными признаками;
  • описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;
  • соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики с учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты.

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетенции;

- личностные качества

2-я группа требований: метапредметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

  1. познавательных;
  2. регулятивных;
  3. коммуникативных;
  1. овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;

- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;

- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;

-приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:

- учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;

-оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;

- учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.

Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно - деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:

- наблюдать и описывать объекты;

- анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

- выделять свойства объектов;

- обобщать необходимые данные;

- формулировать проблему;

- выдвигать и проверять гипотезу;

-синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;

- самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.

В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.

Перечень учебно-методического  и технического обеспечения

образовательного процесса

Программа:

Программа общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев,  М: Баласс, 2011г.

Литература:

  • Горячев А.В.  Информатика в играх и задачах: в 2 частях1,2, 3, 4 классы/ Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. - М.: Баласс, 2008г.
  • Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - Информатика в играх и задачах. 1,2, 3, 4 классы:Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс, 2007.
  • Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011 – 528 с.

Оборудование и приборы:

Перечень медиатеки

  1. Учебные и энциклопедические программы  наглядных пособий.
  2. Учебные и энциклопедические программы  наглядных пособий. Большая детская энциклопедия.

Интернет – ресурсы:

www.school 2100.ru

http://school-collection.edu.ru

www.umk-garmonif.ru

http://window.edu.ru

www.openwjld.ru

www.uchteh.ru

www.abvgdeyka.ru

www.4stupeni.ru

www.1september.ru

www.solnet.ru

Технические средства обучения

- компьютер, нетбуки

- мультимедийный проектор

- доска интерактивная прямой проекции

- доска магнитная

- принтер

- фотокамера, фотоаппарата

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»

1 класс

2018-2019учебный год

п/п

Наименование  разделов и тем

Примечание

Дата проведения

по плану

по факту

1

Введение. Знакомство с компьютером. Т.Б.

03.09

Раздел 1. Описание предметов (6ч.)

2

Цвет предметов.

10.09

3

Форма предметов.

17.09

4

Размер предметов.

24.09

5

Название предметов.

01.10

6

Признаки и состав предметов.

08.10

7

Игра «Птичий рынок».

15.10

Раздел 2.Алгоритмы. (7ч.)

8

Алгоритмы. Понятие «равно», «не равно».

22.10

9

Алгоритмы. Понятие «больше», «меньше».

12.11

10

Алгоритмы. Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

19.11

11

Алгоритмы. Действие предметов.

26.11

12

Алгоритмы. Последовательность событий

03.12

13

Алгоритмы. Порядок действий.

10.12

14

Игра « Новый год».

17.12

Раздел 3. Множества. (10)

15

Множества. Цифры.

24.12

16

Множества. Возрастание, убывание.

14.01

17

Множества. Элементы множества.

21.01

18

Множества. Способы задания множеств.

28.01

19

Множества. Сравнение множеств.

04.02

20

Множества. Отображение множеств.

11.02

21

Множества. Кодирование.

25.02

22

Множества. Симметрия.

04.03

23

Игра « Цирк»

11.03

24

Игра « Не ошибись»

18.03

Раздел 4.Логика. (6ч.)

25

Логика. Отрицание.

01.04

26

Логика. Понятие «истина» и « ложь».

08.04

27

Логика. Понятие «Дерево».

15.04

28

Логика. Графы.

22.04

29

Логика. Комбинаторика.

29.04

30

Логика. Игра «На прогулке».

06.05

Раздел 5. Компьютер. (3ч.)

31

Вред компьютера и как его уменьшить. Делай упражнения, чтобы не устать  от компьютера.

13.05

32

Знакомство с графическими редакторами.

20.05

33

Путешествие в Интернет.

27.05

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»

2 класс

2018-2019 учебный год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата

проведения

по плану

по факту

Раздел 1.Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка.  (12ч.)

1

Компьютер. ТБ

05.09

2

Признаки предметов.

12.09

3

Описание предметов.

19.09

4

Состав предметов.

26.09

5

Действие предметов.

03.10

6

Симметрия предметов.

10.10

7

Координатная сетка.

17.10

8

План действий.

24.10

9

Урок – сказка  «В мире предметов».

07.11

10

Действия предметов.

14.11

11

Последовательность событий.

21.11

12

Обратные действия.

28.11

13Раздел 2. Алгоритмы (2 ч.)

13

Алгоритм действий.

05.12

14

Всё о алгоритмах.

12.12

Раздел 3.Множество. Кодирование. (13ч.)

15

Множество и кодирование.

19.12

16

Элементы множества.

26.12

17

Способы задания множеств.

09.01

18

Сравнение множеств.

16.01

17.01

19

Равенство множеств.

23.01

20

Сравнение множеств по числу элементов.

30.01

21

Пустое множество.

06.02

22

Отображение множеств.

13.02

23

Отображение множеств. Закрепление.

20.02

24

Кодирование множеств.

27.02

25

Вложенность (включение) множеств.

06.03

26

Пересечение множеств.

13.03

27

Объединение множеств.

20.03

Раздел 4.Высказывание. Графы. Интернет. (7ч.)

28

Понятия «истина» и «ложь».

03.04

29

Отрицание понятий. 

10.04

30

Логические операции «И», «ИЛИ».

17.04

31

Графы, деревья. 

24.04

32

Комбинаторика высказываний. 

08.05

33

Логика операций.

15.05

34

Безопасное путешествие в интернет.

20.05

Календарно - тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»

3 класс

2018-2019 учебный год

п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел 1. Алгоритм (6ч.)

1

Компьютер.Т.Б.

07.09

2

Алгоритм- что это.

14.09

3

Схема алгоритма

21.09

4

Ветвление в алгоритме

28.09

5

Цикл в алгоритме

05.10

6

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

12.10

Раздел 2. Группы (классы)  объектов (4ч.)

10.10

7

Состав и действие объектов

19.10

8

Группа объектов

26.10

9

Общие сведения и свойства объектов группы.

09.11

10

 Единичное имя объекта

16.11

Раздел 3. Логические рассуждения. Модели в информатике.(12ч.)        

11

Множество.

23.11

12

Число элементов множества.

30.11

13

Подмножество

07.12

14

Элементы, не принадлежащие множеству.

14.12

15

Пересечение и объединение множеств

21.12

16

Истинность высказывания.

28.12

10.01

17

Отрицание множеств.

11.01

18

Истинность высказывания со словом «не»

18.01

19

Истинность высказываний со словами «и», «или»

25.01

20

Граф. Вершины и ребра графа

01.02

21

Граф с направленными ребрами

08.02

22

Аналогичная закономерность

15.02

Раздел 4. Информация, человек и компьютер (12ч.)

23

Человек и информация. Источники и приемники информации

22.02

24

Носители информации. Информационные системы

01.03

25

Получение и представление  информации

08.03

26

Кодирование, хранение  и обработка информации

15.03

27

Компьютер — это система. Системные программы и операционная система

22.03

28

Файловая система. Компьютерные сети

05.04

29

 Деление и обобщение  понятий

12.04

30

 Отношения между понятиями.

 Понятия «истина» и «ложь»

19.04

31

Суждение  об информации.  Кто, кем и зачем управляет

26.04

32

Управляющий объект и объект управления

17.05

33

Цель управления.  Средство  и результат управления

24.05

34

Современные средства коммуникации

31.05

Календарно – тематическое планирование

По внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»

4 класс  2018-2019 учебный год

п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел 1. Алгоритмы. (9ч.)

1

Компьютер. ТБ.

04.09

2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

11.09

3

Ветвление  алгоритма

18.09

4

Цикл в построчной записи алгоритма.

25.09

5

Вложенные алгоритмы.

02.10

6

Алгоритм с параметрами.

09.10

7

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

16.10

8

Составление нелинейных алгоритмов.

23.10

9

Циклы для перечисленных параметров.

06.11

Раздел 2. Группы (классы) объектов.(10ч.)

10

Составные объекты.

13.11

11

Отношение «состоит из».

20.11

12

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

27.11

13

Схема состава объекта.

04.12

14

Адреса объектов.

11.12

15

Адрес составной части.

18.12

16

Массив объектов на схеме состава.

25.12

17

Признаки и действия составных частей объекта.

15.01

18

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов.

22.01

19

Относительные адреса в составных объектах.

29.01

Раздел 3. Логические рассуждения. (10ч.)

20

Связь операций над множествами и логических операций.

05.02

21

Множество  и подмножество  объектов.

12.02

22

Пересечение множеств.

26.02

23

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

05.03

24

Описание отношений между объектами с помощью графов.

12.03

25

Пути в графах.

19.03

26

Высказывания и подграфы.

02.04

27

Правило «Если – то». Схема рассуждений.

09.04

28

Построение графов. Простейшие графы «и – или».

16.04

29

Цепочки правил вывода

23.04

Раздел4.  Применение моделей (схем) для решения задач.(5ч.)

30

Составные части объектов.

30.04

31

Объекты с необычным составом.

07.05

32

Признаки объектов.

14.05

33

Объекты, выполняющие обратные действия.

21.05

34

Приёмы фантазирования.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Компьютер - мой друг" в 4 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютер и мы"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного Стандартаначального общего образования второго поколения, фундаментального ядра содержания общего образования,треб...

Программа по внеурочной деятельности "Мой помощник - компьютер"

Программа общеинтеллектуальной направленности для детей 9-10 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"

Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...