ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка

Ярулина Алия Тахировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат51.22 КБ
Файл Курсовая Познавательные УУД72.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра дисциплин гуманитарного цикла

Ярулина Алия Тахировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 23

Руководитель: Мухина И.Г.,

преподаватель МДК 01.09.

Обществознание с методикой

преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Определение понятия «мультимедиа», «мультимедийные технологии»

6

1.2. Мультимедийные технологии как наглядное средство обучения

9

1.3. Значение использования мультимедийных технологий на уроках Окружающего мира в начальной школе

14

Выводы по I главе

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20

Введение

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной  культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизации умственной деятельности, развитие речи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  сказано, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании [1].

В настоящий момент мультимедийные технологии являются неотъемлемой частью современного школьного  образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта  и  реализации  Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе начального школьного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий [2].

 Уроки с использованием мультимедийных технологий позволяют сделать их более продуманными, мобильными. В наше время уроки с использованием мультимедийных технологий особенно актуальны. В связи с этим актуальность исследования заключается в том, что современный учитель, владея мультимедийными технологиями может облегчить процесс запоминания учащимися материала, сделать урок более интересным и динамичным, может «погрузить» школьника в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Множество педагогов ( Захарова Н.И., Стадник М.В., Лебедева Е.В., Пригарина Н.В., Горбачева О.А. и др.) изучали использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе. Они добились того, что использование мультимедиа стало превращаться в один из стандартных компонентов образовательного процесса [7].

Наглядность материала повышает  усвоение материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Применение мультимедийных технологий позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе мультимедийных технологий, обладающие интерактивностью, а так же  содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой путь процесса познания. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [10, с. 18].

 Возможности ИКТ позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

В современном обществе важно развитие детей во многих областях, и развитие через мультимедийные технологии не могут быть исключением. Так же стоит учесть важность наглядных методик и в частности мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в начальных классах, так как наглядность помогает младшему школьнику более приятно и интересно для него изучать исторический материал.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследовательской работы: «Использование мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе»

Цель исследования: изучить теоретические основы использования мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в начальных классах.

Задачи исследования:

  1. раскрыть сущность понятия «мультимедийные технологии»;
  2. познакомиться с мультимедийными технологиями как с наглядным средством обучения;
  3. оценить эффективность использования мультимедийных технологий на уроках окружающего мира;
  4. сделать выводы о значении применения мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в начальных классах.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- систематизация материала;

- обобщение материалов исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Определение понятия «мультимедиа», «мультимедийные технологии»

Современное общество, получившее название информационного и характеризующего процессом информатизации, освоением информационных технологий (ИТ) и компьютерной техники, связано с результатами успешно развивающегося образования: именно в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития. Информатизация образования понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация современного образования тесно связана с применением на уроках окружающего мира информационных технологий, составной частью которых являются мультимедиа технологии [6].

Понятие мультимедиа имеет множество значений. Доцент кафедры компьютерного дизайна И.В. Демидова считает: «Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию» [11, c. 21].

Доктор технических наук С.Г. Григорьев и доктор педагогических наук В.В. Гриншкун полагают: «Мультимедиа   это спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем)» [4, c. 152].

Профессор В.Г. Князева пишет: «Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, звук, видео, речь» [12, c. 11].

Профессор В.П. Грязева пишет: «Мультимедийные технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудио эффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения» [10, c. 18].

По мнению Н.А. Савченко: «Мультимедиа — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды; компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком; неподвижными изображениями и движущимся видео; технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки); особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию)» [9, c. 92].

В словаре «Основные понятия и определения прикладной кибернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание в одном электронном ресурсе текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео [14].

В «Энциклопедии «Кирилла и Мефодия»: «Мультимедиа - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов: текст, изображение, анимация и пр.» [15].

Эти определения мультимедийных технологий представляются нам наиболее удачными и отражающими суть понятия – мультимедийные технологии – подчеркивая, что это, в первую очередь, технология подготовки и представления информации на экран компьютера.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «MEMEX», предположенную в 1945 г. Американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам. Заложенная в ней идея нашла свою замечательную компьютерную реализацию и развитие в виде гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), что явилось основой для создания гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации) и мультимедиа систем [3];[5].

Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства и так далее [3].

 

1.2. Мультимедийные технологии как наглядное средство обучения

Мультимедийными наглядными средствами обучения являются:

- мультимедийные диски;

-интерактивная доска;

-мультимедийные презентации;

-учебные видеофильмы;

-электронные учебники.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка [5].

Мультимедийную презентацию следует рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. С помощью презентаций преподаватель может проводить мультимедийные занятия. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу обучающихся, помогают формировать образное мышление [8].

Мультимедийная презентация отличается от стандартной тем, что она, как правило, содержит комбинацию следующих основных элементов:

-видео,

-аудио,

-3D модели,

-рисунки, фотографии,

-текст,

-анимация,

-навигация.

Можно выделить следующие типы презентаций:

1)со сценарием. Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию;

2)интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете;

3)самовыполняющиеся. Законченные информационные продукты. Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт – или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьникам в ходе урока или дома [6].

Презентация может использоваться на любом этапе урока:

1. Для объявления темы и цели. Тема может быть представлена на отдельном слайде и кратко может быть представлена цель урока. В начальной школе часто это представляется в игровой форме.

2. Изучение нового материала. Для каждого предмета здесь будут свои особенности. Если это урок окружающего мира, то может быть представлен видеоряд с краткими текстами или игра. С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках истории и чтения, одеяния рыцарей и тому подобное.

3. На этапе закрепления или повторения возможности расширяются ещё значительнее. Можно организовать быструю самопроверку, опрос, работу с документами или картой.

4. Для контроля знаний использование компьютерного тестирования позволяет быстро осуществить проверку знаний с минимальными затратами материалов в более быстром и едином темпе. При этом быстрое выявление результатов тестирования.

Благодаря презентациям на уроках теоретического цикла и других групповых занятиях обучающиеся могут изучать новый материал в более удобной и современной форме. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

На уроках окружающего мира в начальных классах распространено использование презентаций для показания фотографий мира, подходящих по изучаемой теме. Использование мультимедийных технологий на уроках окружающего мира позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.

По курсу «Окружающий мир» созданы различные мультимедийные диски, которые можно использовать при подготовке к уроку. Например, мультимедийный диск «Природа России» – справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информацией. Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких», «Познавательные материалы об окружающем мире», «Хочу все знать. Детская энциклопедия». Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.

С точки зрения дидактических возможностей мультимедийные диски имеют ряд достоинств:

-высокая степень наглядности, а также высококачественная демонстрация изображений;

-возможность ознакомиться с дополнительными материалами не входящими в школьные учебники;

-удобная система поиска интересующих объектов позволяет учащимся работать с большими объемами информации;

-усиление мотивации обучения за счет мультимедийных средств программ.

Однако имеется ряд недостатков:

-много времени уходит на поиски нужной информации к уроку;

-содержание материалов, их последовательность не совсем соответствует типовым учебным программам по окружающему миру;

-возможное использование только отдельных модулей на уроках из-за избытка материала и недостатка времени.

Так же одним из полезных электронных пособий для школьников является электронное приложение к учебникам «Окружающего мир» (3-4 класс) Плешакова А.А. Например, в его учебнике четвертого класса имеется тема под названием «Мир глазами историка», «Начало истории человечества», «Трудные времена на русской земле» и другие, в которых подробно раскрывается исторические понятия, показываются видеоролик со сменяющимися изображениями исторических ценностей, таких как древняя письменность или древние строения, а после объяснения темы учебник предлагает ребенку проверить полученные им знания с помощью увлекательных заданий.

Мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности. Понимание этого позволит учителю по-новому взглянуть на методику построения уроков. Методика использования мультимедиа технологий предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры [3].

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, использовать контурные карты и изображения. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях [9].

Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных материалов. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

1.3. Значение использования мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей младших школьников. Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия. В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе.

Первой задачей такого средства обучения является создание таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картины, с которыми оперирует образное мышление.

Вторая задача - визуализация тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания.

Третьей задачей является поиск путей перехода от наблюдаемых образов, картин к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.

Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио-и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.

Использование мультимедиа на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1.    принцип равенства позиций;

2.    принцип доверительности;

3.    принцип обратной связи;

4.    принцип занятия исследовательской позиции.

В самом общем контексте мультимедиа технологии в процессе обучения истории призваны выполнять следующие функции: 

1. интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т. д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;

2. развивать критическое мышление;

3. стимулировать когнитивный процесс;

4. осуществлять интерактивное взаимодействие с обучаемым;

5. адаптироваться к запросам обучаемого;

6. индивидуализировать процесс обучения;

7. организовать групповую работу в мультимедийных средах;

8. развивать навыки работы в команде;

9. формировать устойчивую мотивацию;

10. создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т д.)  [5].

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

1) Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

2) Помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

3) В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

4) В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока;

5)  Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;

6)  Повышение уровня использования наглядности на уроке;

7)  Повышение производительности урока;

8)  Установление межпредметных связей с другими предметами;

9) Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

        10) Изменяется отношение к ПК. Ученики начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы [7].

Применение мультимедийных средств на уроках активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и видеофрагментов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране [7].

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает следующее:

- резко повышается интерес обучающихся к работе и их активность;

- развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

- педагогу предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

 Таким образом, благодаря применению современных  образовательных технологий на уроках окружающего мира можно позволить не только облегчить усвоение учебного материала, но и дать новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению; активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.

Выводы по главе I

В этой главе мы раскрыли понятие мультимедийные технологии, познакомились с их функциями, возможностями и значением использования их в обучении истории младших школьников.

В параграфе 1.1 мы подробно узнали о истории возникновения мультимедийных технологий и глубже познакомились с определением понятия, выяснив, что мультимедийные технологии это прежде всего технология подготовки и представления информации на экран компьютера, а так же это способ подготовки электронных  документов, включающих визуальные, аудио эффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения, развившийся из гипертекста и гипермедиа.

В параграфе 1.2 нами были рассмотрены способы использования мультимедийных средств, таких как мультимедийные презентации, интерактивные доски, электронные учебники, мультимедийные диски и т.п, как наглядное средство обучение. Давно известно, что у младших школьников лучше развито визуальное восприятие, и мультимедийные средства отлично помогают детям справиться с обучением в более легкой и интересной для них форме.

В параграфе 1.3 мы познакомились с использованием мультимедийных средств на уроках окружающего мира в начальных классах, с их функциями и задачами. Так же мы узнали, что мультимедийные технологии позволяют:

- повысить информативное наполнение занятий;

- стимулировать мотивацию обучения;

- повысить наглядность обучения;

- реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;

- осуществить повторение материала предыдущего занятия;

- создать преподавателю комфортные условия работы на уроке.

Заключение

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что мультимедийные технологии это информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе, позволяющая использовать изобразительные средства в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Одним из ярких представителей мультимедийных технологий можно считать презентации. Благодаря презентациям на уроках теоретического цикла и других групповых занятиях обучающиеся могут изучать новый материал в более удобной и современной форме. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

В результате проведенного исследования нами было выявлено, что мультимедийные технологии являются исключительно полезными и плодотворными образовательными технологиями, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

В курсовой работе мы планируем продолжить изучение методических основ использования мультимедийных технологий и составление конспектов с применением элементов мультимедиа технологией на уроках Окружающего мира в начальной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральные законы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.03.2015).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Бент Б. Андерсен, Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен; авторизованный пер. с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Дрофа, 2007. – 224 с.
  2. Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В. Информатизация образования: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, - М.,2005. – 231 с.
  3. Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты / Л.И. Долинер, - Екатеринбург, Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. - 344 с.
  4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Захарова, - М.; Академия, 2010. - 224 с.
  5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова, - М.; Юрайт, 2015. – 719 с.
  6. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С.В. Панюкова, М.: Академия, 2010. – 230 с.
  7. Савченко, Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. / Н. А. Савченко. — М.: Академия, 2006. – 178с.

Статьи в журналах, газетах

10. Грязева, В.П. Мультимедиа-технологии в начальной школе / В.П. Грязева // Начальная школа. – 2013. № 3. – С. 16 – 23.

11. Демидова, И.В. Использование информационных технологий на уроках истории / И.В. Демидова // Начальная школа. – 2012. - № 4. – С. 20 – 24.

12. Князева, Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях / Г.В. Князева // Начальная школа. – 2010. № 2. – С. 9 – 13.

13. Стадник, М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников / М.В. Стадник // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 18-25.

Интернет ресурсы

14. Словарь «Основные понятия и определения прикладной кибернетики». – URL: http://www.perfekt.ru/dictionaries/netica.html  (дата обращения: 15.03.2017).

15. «Мегаэнциклопедия «Кирилла и Мефодия». – URL: http://webtous.ru/obuchenie/enciklopediya-kirilla-i-mefodiya.html (дата обращения: 20.03.2017).



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Ярулина Алия Тахировна

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 33

Руководитель: Мухина И.Г., преподаватель МДК 01.09.

Обществознание  с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

                                                Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1. Понятие УУД, их виды

6

1.2. Характеристика универсальных учебных действий, этапы их формирования

10

1.3. Социально-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста

12

Выводы по главе I

15

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2.1. Понятие «мультимедийная технология» и основные условия ее использования

17

2.2. Эффективность использования мультимедийной технологии на уроках окружающего мира

20

2.3. Мультимедийная технология как средство формирования у учащихся познавательных УУД на уроках окружающего мира

24

Выводы по II главе

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

29

ВВЕДЕНИЕ

В соответствие с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в начальной школе для достижения новых образовательных результатов.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Овладение набором универсальных учебных действий выступает в  качестве основного результата образования.

Использование мультимедийных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. На вопрос о том, следует или нет использовать компьютеры в процессе обучения, сама жизнь дала положительный ответ, и мы должны учитывать, что вскоре современные дети начнут постигать азы компьютерной грамотности раньше, чем научатся говорить и читать.

«Окружающий мир» в начальной школе очень интересный, но сложный предмет. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят  мультимедийные технологии.  Использование мультимедийных технологий на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Использование  мультимедийных технологий на уроках «Окружающего мира»   позволяет нам демонстрировать фотографии, иллюстрации, карты, схемы, задания  для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.

Актуальность темы исследования заключается в том, что мультимедийная технология является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающая его эффективность, способствующая формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Мультимедийную технологию можно использовать на всех этапах урока. Формы использования мультимедийной технологий в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Учитывая актуальность, практическую потребность и значимость была определена тема исследования: «Формирование познавательных УУД у учащихся через использование мультимедийной технологии на уроках окружающего мира».

Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал использования мультимедийной технологии для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

К концепции развития познавательных универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги Л.С. Выготский, Н.Г. Кудрявцева, А.А. Кузнецов, Н.В. Медведев, Н.А. Песняева и другие.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

  1. изучить научную литературу, электронные ресурсы по теме исследования ;
  2. раскрыть сущность понятия «мультимедиа», «мультимедийные технологии, «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»;
  3. познакомиться с методиками формирования познавательных учебных действий через применение мультимедийной технологии;
  4. обобщить имеющийся теоретический материал для дальнейшего изучения темы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы  теоретического исследования:  

- анализ научной литературы;

- систематизация материала;

- обобщение материалов исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1. Понятие УУД, их виды    

                                                                                 

В современной системе образования развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, выступающих инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Учащиеся, овладевшие универсальными учебными действиями, получают возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [5]

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В   составе   основных   видов  универсальных   учебных  действий можно выделить четыре блока:

1) личностные;  

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные. [14, с.44]

Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Представим названные блоки УУД в соответствии с описанием их основных функций, психологического содержания, основных закономерностей и стадий возрастного развития, предметных связей, возможностей целенаправленного формирования.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе сооьнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены:

-на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД обеспечивают:

-    конкретные способы преобразования учебного материала;

- представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

-    выделение существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Формирование УУД обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. [17].

1.2. Характеристика универсальных учебных действий, этапы их формирования

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. [18].

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обеспечивают возможности учащегося, самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [2, c.32]

Овладение ими позволяет достичь личностных и метапредметных результатов, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В связи с этим универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм и технологий обучения как необходимых компонентов целостного учебно-воспитательного процесса.

Формирование любых умений, в том числе и УУД, проходит через следующие этапы:

1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3. далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4. в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. [14]

Уровень обучаемости детей, темпы переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний учащихся находится в зависимости от уровня сформированности универсальных учебных действий. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными умениями, такими, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, и умениями практического характера (вычисления, измерения, чтение графиков, диаграмм; работа на компьютере).

1.3. Социально-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [1, c.148]

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. [16]

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению.

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. [9, c.56]

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Выводы по I главе

В этой главе мы познакомились с понятием универсальные учебные действия, с их видами, характеристикой, этапами, социально-педагогическими аспектами УУД.

В параграфе 1.1. мы подробно рассмотрели понятие универсальных учебных действий, выяснив, что  в широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. А так же мы рассмотрели   основные   виды  универсальных   учебных  действий:

1) личностные;  

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

В параграфе 1.2.  нами были рассмотрены основные характеристики универсальных учебных действий, а так же особенности, одной из которых  является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; определены этапы формирования универсальных учебных действий (формирование первичного этапа выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; освоение знания об общем способе выполнения этого УУД; включение в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; организация контроля уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В параграфе 1.3. нами были рассмотрены социально-педагогические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2.1. Понятие «мультимедийная технология» и основные условия её использования

Мультимедиа – это многоканальная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым позволяет расширять, разнообразить и углублять подготовку учащихся. [13]

Мультимедиа – это:                            

 - технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации различных типов;                              

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации различных типов;                              

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией различных типов;                              

- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себя как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию различных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.). [3]

Мультимедиа в зарубежных исследованиях определяются как операционные среды, основанные на использовании технологии компакт-диска, позволяющие интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Мультимедийная технология — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.

Мультимедийная обучающая технология — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, т. е. непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком. [13, c.16]

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков:

- по функциональному назначению;

- по типу обучения; - по физическим принципам устройства и работы;

- по логике работы;

- по характеру представления информации;

- по характеру воздействия на органы чувств. [12]

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило:

- мультимедийный компьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой;

- телетюнеры и радиотюнеры (платы телеприемника и радиоприемника), позволяющие принимать телепередачи и радиопередачи;

- устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки;

- плату для работы с видеомагнитофоном или видеокамерой;

- видеокамеры и цифровые фотоаппараты;

- WEB-камеры для проведения телеконференций и визуального общения;

- различные экраны;

- устройства затемнения кабинетов;

- устройства аудиопроизведения и видеовоспроизведения и отображения информации;

- устройства дистанционного управления техническими средствами.

Аудиоинформация и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудиоинформации и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Важным условием реализации и внедрения мультимедийной технологии в образовательный процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для учителя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.). [15, c.233]

В настоящий момент очень остро встает вопрос комплектации школ готовыми мультимедийными учебными материалами, разработанные сторонними разработчиками или сотрудниками вузов.

Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые более направлены на специфику каждого предмета, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, умеющие разрабатывать электронные курсы, что возможно не в каждой школе.

Использование средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д.

2.2. Эффективность использования мультимедийной технологии на уроках окружающего мира

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс мультимедийной технологии. Она позволяет выйти на новый уровень обучения, открывает ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для обучаемых.

Работу учителей, особенно творчески относящихся к своему труду и стремящихся к модернизации и повышению эффективности процесса обучения и воспитания, уже невозможно представить без применения на занятиях компьютера,  мультимедиа технологии, информационно-сетевых ресурсов.

В современных условиях взаимосвязь учителя и обучающихся осуществляется не только с помощью традиционных носителей информации – мел-доска, диафильм, плакат и т.п., но и современных средств обучения – компьютерная техника, интерактивная доска, медиапроектор для вывода на экран информации в любом виде (учебный фильм, тестирующие задания, слайды презентаций и т.п.). [6, c.67]

Учитель также имеет возможность хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк заданий по преподаваемому предмету. Всё это позволяет повысить степень наглядности и эффективности обучения, освободить время учителя от повседневного, зачастую нетворческого, труда, а направить свои силы на повышение качества обучения и совершенствование применяемых образовательных методик, изучение и внедрение в практику работы передового опыта. Это особенно важно для сельской школы, так как она получает наравне со всеми образовательными учреждениями возможность использования современных телекоммуникационных и интерактивных технологий, проявить себя на дистанционных олимпиадах и конкурсах, в творческих проектах для детей и педагогов.

Применение компьютерной техники, интерактивной доски, электронных учебников и книг, мультимедиа средств, доступ к программным продуктам и методическим разработкам, информационным ресурсам и сайтам, поддерживающим развитие образования, – всё это способствует учителю повысить эффективность обучения, сделать этот процесс творческим и интересным для детей и для самого педагога. Кроме того, применение мультимедиа технологий обладает и другими преимуществами над традиционной системой обучения – использование цветной графики и анимации, звукового и гипертекстового сопровождения, постоянного обновления и совершенствования банка разработок, удобство копирования материалов и экономия времени на подготовку к урокам и т.д.

Появление компьютера в образовательной среде явилось, своего рода, катализатором для использования информационных технологий, применения мультимедиасредств в обучении школьников и существенно усилило возможность управления учебным процессом. Компьютерные программы различного типа (обучающие, тестирующие и т.д.), учебные фильмы и презентации наряду с другими мультимедийными программными средствами позволяют эффективно использовать время урока, обладают большими возможностями в отображении информации и оказывают непосредственное влияние на мотивацию детей, их активность, скорость восприятия материала, то есть, на эффективность учебного процесса в целом.

Мультимедиа технологии обогащают процесс обучения, особенно в условиях реализации ФГОС общего образования. При их создании и использовании на уроках необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности, не забывая и о санитарных нормах и правилах. Необходимо также учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастные особенности обучающихся. По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Зрение и слух – самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность обучающихся.

Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию. Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе способствует:

- для школы в целом: переходу учебного процесса на более качественный уровень, соответствующий требованиям бурно развивающегося общества, ориентированный на развитие интеллектуальных способностей учащихся; формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся;                    

- для учителей: рост квалификации, постоянный педагогический поиск и эксперимент; создание новой образовательной среды, опирающейся на современные достижения техники, науки и передовой педагогический опыт;                    

- для учащихся: возможность более полного самовыражения, подготовка к применению новых знаний о мультимедийных технологиях в учебной деятельности. [3]

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.

Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир».

Выделяют основные характеристики развития, наиболее важные для младшего школьника и формируемые при изучении предмета «Окружающий мир»:

- умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;

- стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;

- умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;

- умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний;

- учить детей добывать знаний. [4, c.46]

Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у младших школьников пропадает страх перед компьютером, и что не мало важно, воспринимают компьютер не как средство игры. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения).

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт, у него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы – то есть, он учится быть учеником, он учится учиться. [7, c.187]

2.3. Мультимедийная технология как средство формирования у учащихся познавательных УУД на уроках окружающего мира

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. [7]

Специфика урока окружающего мира и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.

Чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл, нужно создать определённые условия, необходимо добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, оказывать эмоциональную поддержку.

В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, на мой взгляд, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. Использование мультимедийных технологий на уроках окружающего мира позволяет нам демонстрировать фотографии, иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.

Сегодня каждый учитель ведет поиск методов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников. Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию и индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

В основе образовательного процесса должна лежать ценностно-мотивационная деятельность учащихся. Учащиеся должны постоянно находиться в ситуации выбора, поиска, рассуждения. С этой целью применяют разнообразные методы и приемы: поисково-исследовательские (при которой ученик сам ставит цели, выбирает пути и способы выполнения заданий, корректирует, переосмысливает изучаемый материал), методы диалогического общения (беседы, дискуссии, групповые работы). Также использую эффективные приемы создания ситуации неожиданного, увлекательного, когда сами учащихся становятся в роли летописцев, репортеров, редакторов, переводчиков или следопытов.

В соответствии с требованием времени, учитывая огромный интерес учащихся к мультимедийным технологиям, используя мультимедийные технологии для проведения уроков окружающего мира и внеклассных мероприятий.

Учитель начальных классов М.В. Остапенко средней общеобразовательной школы №34 Белгородской области для формирования познавательных УУД предлагает:

1. На уроке окружающего мира ( УМК «Начальная школа XXI века») в 3 классе по теме: «Человек и природа. Приручение животных». На этапе «открытия» новых знаний автор предлагает учащимся ответить на вопросы, представленные на слайде. Далее они прослушивают аудиозапись и вместе с учителем анализируют новую информацию и выясняют, какие изменения происходят с жизнью человека после одомашнивания животных. В этот момент формируются УУД ( излечение информации, представленной в разных формах; обобщение раннее изученных знаний; построение логической цепи рассуждений).

2. На уроке окружающего мира ( УМК «Школа XXI века») в 3 классе по теме: «Разнообразие растений на Земле». При помощи применения презентации на этапе «открытия» новых знаний педагог знакомит детей с классификацией растений при помощи иллюстрированных слайдов-тестов, знакомит с таблицей «Разнообразие растений», затем выводит на слайд картинки с растениями и учащиеся отвечают на вопросы:

1) На какие группы можно разделить эти растения?

2) А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?

В этот момент формируются УУД (формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса).

3. На уроке окружающего мира (УМК «Начальная школа XXI века») в 1 классе по теме «Насекомые».  На этапе актуализация знаний учащихся учитель выводит на слайд ребус, ребята отгадывают зашифрованное слово. В этот момент формируется УУД (обобщение). На этапе «открытия» нового знания учитель предлагает ребятам задание прослушать аудиозапись о насекомых, затем выводит картинки насекомых на слайд и задает вопросы.

1) Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

2) В чем сходство насекомых?

3) Почему насекомых можно назвать непоседами?

4) Что бы хотели узнать о насекомых?

В этот момент формируются УУД (анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; осуществлять моделирование).

4. Для активизации познавательной деятельности Марина Владимировна Остапенко предлагает детям творческие задания в виде создания презентаций, состоящих из нескольких слайдов, на темы: «Эмоции животных», «Породы собак», «Москва – столица нашей Родины». Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребёнке. [22]

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности детей.

Преимущества проведения уроков с применением мультимедийной технологией таковы:

- организация урока более четкая, темп проведения урока высокий, и потому больше времени можно уделить отработке навыков;

- можно использовать большое количество иллюстративного и звукового материала;

- изменяется роль учащихся, они становятся активными участниками учебного процесса;

- легче контролировать работу класса, так как деятельность ученика тут же находит свое отражение на экране компьютера;

- формируется конструктивно–критическое мышление;

- организован контроль знаний, умений и навыков. [19, c.72]

Разрабатывая уроки с использование мультимедийных технологий в соответствии со своей методической темой, надо стремиться развивать учебно-познавательную активность учащихся, создавать условия для их творческого самораскрытия, углублять знания учащихся и активизировать их мыслительную деятельность.

Включение учащихся в процесс активного обучения с широким использованием возможностей современных мультимедийных технологий способствует лучшему формированию личностных качеств: повышению собственной самооценки, расширению творческой деятельности, развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы, т.е. плодотворному сотрудничеству, повышению активности каждого ученика.

Выводы по II главе

В этой главе мы познакомились с понятием «мультимедийная технология», эффективностью и основными условиями её использования, и подробно рассмотрели как формируются познавательные УУД на уроках окружающего мира при помощи мультимедийной технологии.

В параграфе 2.1. мы подробно рассмотрели понятие  «Мультимедийная  технология» — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Это совокупность средств обучения (ТСО) и дидактических средств обучения (ДСО) – носителей информации (звука и изображения) из аналоговой, т.е. непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

В параграфе 2.2. мы подробно рассмотрели эффективность использования мультимедийной технологии. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4  части услышанного материла, 1/3 увиденного материала, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Использование мультимедийной технологии в учебном процессе способствует:

-для учителей: рост квалификации, постоянный педагогический поиск и эксперимент; создание новой образовательной сферы, опирающейся на современные достижения техники, науки и передовой педагогический опыт.

-для учащихся: возможность более полного самовыражения, подготовка к применению новых знаний о мультимедийной технологии в учебной деятельности.

В параграфе 2.3. нами была рассмотрена мультимедийная технология как средство формирования у учащихся познавательных УУД на уроках окружающего мира. Мы рассмотрели задания с применением мультимедийной технологии для младших школьников, которые формируют познавательные УУД. Так же были рассмотрены этапы урока, на которых формируются познавательные УУД. На уроках окружающего мира с применением мультимедийной технологии учителя рекомендуют использовать такие средства мультимедиа как: презентации, видеофрагменты, аудиозаписи. Для того, чтобы учащиеся смогли приобретать новые знания, расширять творческую деятельность, развивать между учителем  и учеником демократического, гуманного стиля, т.е. плодотворному сотрудничеству, повышать свою активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Использование мультимедийной технологии даёт возможность отработать сложные этапы урока. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи средств мультимедиа осуществляется возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов.; Рост. Ун-та, 2010. - 480 с.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М.; Просвещение, 2014. - 151 с.

3. Байтуганова, А.О. Мультимедиа технологии в образовании / А.О. Байтуганова // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 9 - 11.

4. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М.; Вентана-Граф, 2015. - 212 с.

5. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе / А.Б. Воронцов. М.; ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 72 с.

6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.; Педагогика, 2010. - 132 с.

7. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я.Гальперин. - М.; Институт практической психологии, 2010. - 234 с.

8. Дмитриева, Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова. – Самара.; Учебная литература, 2011. - 139 с.

9. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении / А.К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк. – М.; ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 288 с.

10. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир / Г.Г. Ивченкова. – М.; АСТ Астрель, 2013. - 136 с.

11. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалева. – М.; Просвещение, 2013. - 142 с.

12. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора школы, 2011. - №4. - С. 43 - 47.

13. Кузнецов, А.А. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / А.А. Кузнецов // Информатика и образование, 2015. - № 4. – С. 15 – 18.

14. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После, 2015 - №7. - С. 44 - 47.

15. Молянинова, О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) / О.Г. Молянинова. - Красноярск.; КрасГУ, 2012. -300 с.

16. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа, 2013 - №4. - С. 27 - 30.

17. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева // Управление начальной школой, 2011. - №7. - С. 35 - 39.

18. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой, 2013. - №8. - С.29-34.

19. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. – М.; ТЦ Сфера, 2014. – 185 с.

20. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2010. - №2. - С. 45 - 49.

21. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. – М.; Академический проект, 2013. - 63 с.

22. Трофимова, Е.А. / Конспекты уроков по окружающему миру / URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/05/02/         3-klass/        (дата обращения 15.10.2017г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...