Индивидуальный образовательный маршрут
статья (1 класс)

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИОМ для 1 класса41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Опытненская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальный

образовательный маршрут

для одарённых учащихся

в начальных классах  

на 2017-2018 учебный год

                                                       Классный руководитель:

                                                                          Никитенко Наталья Михайловна,

                                                             учитель начальных классов

                               

с. Зелёное 2017 г

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………….стр.1

2. Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых

    учащихся в начальных классах………………………………………….................стр. 1-4

  3. Схема самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному

     образовательному маршруту………………………………………………………стр. 5

4. ИОМ «Учусь составлять    проект»……………………………………………… .стр.6-9

5. Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими

склонность к математике……………………………………………………………...стр.10

6. Литература ………………………………………………………………………….стр.11

   

1. Введение

Способность предполагается заранее,

                                                                                     но она должна стать умением.

Иоганн Вольфганг Гёте

Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработок индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом - разрабатывать индивидуальные учебные планы («дорожные карты» или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей, склонностей и особенностей.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Нокак ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране». (Ж. Брюно)

 Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

 «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» - писал в своё время Л. Фейербах.

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого- педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.

Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей её жизни. Но пока ребёнок находится в школе, процесс самореализации для него особенно актуален, так как учебная деятельность - важнейшая сфера самовыражения школьника.

2. Построение индивидуального образовательного маршрута

    для одарённых учащихся в начальных классах

Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) – это образовательная программа, составленная и предназначенная для работы с конкретным воспитанником, направленная на развитие его индивидуальных способностей, которая поможет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие ИОМ (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Развитие ребёнка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

 Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

 - особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

 - возможностями удовлетворить образовательные потребности одарённой личности;

- ресурсными возможностями.

В определении одарённости своих учеников я опираюсь на классификацию известного специалиста в области детской одарённости Н. С. Лейтеса, выделившего три категории детей, которых принято в обычном понимании называть одарёнными:

1) дети с высоким уровнем интеллекта;

 2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо конкретном виде деятельности (олимпиада, творческий конкурс);

3) дети с высокой креативностью, т.е. если ребёнок показал высокие результаты, хотя бы по одному из параметров, его следует считать одарённым.

 Процесс выявления и диагностики одарённости детей в начальной школе – это кропотливый труд педагога и школьного психолога. Обследование должно быть всесторонним и комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребёнка.

Исходя из результатов диагностики, мы совместно с воспитанником и его родителями определяем цели и задачи маршрута.

Определение времени – важный аспект работы. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

Далее следует разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с обучающимся и его родителями подобрать темы индивидуальных развивающих занятий, опираясь на интересы ребёнка, его возможности и поставленные цели и задачи.

Каждый одарённый ребёнок неповторим, но существует множество черт, характерных для большинства одарённых детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках ИОМ или так называемой «Дорожной карты ученика».

Обучение талантливого ребёнка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить обучающемуся вкус к серьёзной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребёнку в его дальнейшей жизни. Кроме того, вводя талантливого ребёнка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретные задачи – развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребёнком своих собственных, качественно новых идей.

Работая в этом направлении, я определила для себя следующие задачи:

  • проводя диагностическую работу с первоклассниками, выявлять одарённых в какой либо области учеников;
  • продумать и организовать регулярную планомерную работу с этими детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию творческой одарённости данной категории учащихся через систему внеучебной деятельности и дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

- раскрытие творческого потенциала личности обучающихся;

- развитие их познавательных и творческих способностей.

Большую роль в реализации индивидуального подхода к одарённым обучающимся играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

 По результатам своих собственных наблюдений и с помощью справочной научной литературы ребята создают проекты, готовят рефераты и доклады, проводят мини- исследования, выполняют зарисовки по ходу проводимого действия. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к выстраиванию умозаключений, логических цепочек, выдвижению предположений и их проверки

Неоспорим тот факт, что одним из проявлений одарённости является желание и умение ребёнка заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Обучая этому сложному и интересному занятию, я знакомлю участников процесса с теорией, закрепляя её практической деятельностью: участники в группах просматривают предложенные ученические исследовательские работы и проекты (из банка работ школы) и стараются определить: ¬ какие работы содержат исследование, а какие являются реферативными;

¬ правильность поставки цели и определения задач исследования;

¬ грамотность выдвижения гипотез;

¬ грамотность оформления самой работы, титульного листа, опытов;

¬ соответствие логики построения проекта заявленной теме;

¬ точность и оригинальность темы самой работы (ведь, как корабль назовёшь, так он и поплывёт).

 Затем участники работают с электронными презентациями, сопровождающими исследование. Мы совместными усилиями учимся анализировать презентации других учеников: определять правильность построения, видеть её достоинства и недостатки, понимать её помощь в представлении своего продукта. Учимся создавать презентации на заданную тему, как в классе в группе сверстников, так и дома с родителями.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Обучая учеников создавать проекты, я предлагаю им выяснить суть понятий.

Совместными усилиями, работая со словарями и справочной литературой, мы получили следующее:

  • «словарь» - это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
  •  «проект» - предварительный текст какого-нибудь документа или разработанный план сооружения, механизма, устройства, процесса;
  •   «тема проекта» - основное содержание рассуждения, изложения, творчества;
  •  «этап» - это определённый момент какого-нибудь процесса;
  • «актуальный» - важный, существенный для настоящего момента;
  • «проблема» - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, изучения, исследования;
  • «гипотеза» - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, процессов; вообще – предположение, требующее подтверждения;
  •  «предположение» - догадка, предварительное соображение или план;
  •  «цель» - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить;
  •  «задачи проекта» - это выбор путей и средств для достижения цели;
  •  «обработка информации» - это изменения, которые мы вносим в данную информацию, делая её готовой для чего-нибудь;
  •  «продукт проекта» - это средство, разработанное и созданное проектантом для решения проблемы проекта;

Завершает работу по ИОМ определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Совместно с учеником выбирается способ оценки и самооценки успехов и достижений

Целесообразно проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по карте одарённости, которую уже использовали на этапе диагностики.

  3. Схема самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному    

      Маршруту

ФИО______________________________ _______________возраст__________

  1. Какую цель я ставил перед собой в начале года? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие действия я спланировал для достижения цели? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Удалось ли мне реализовать задуманное? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Чему научился? Что необходимо ещё сделать? ____________________________________________________________ ____

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дата заполнения____________          Подпись_____________________

4. ИОМ «Учусь составлять    проект»

Цель индивидуального образовательного маршрута Смурага Насти, Терских Аня, Нежельской Киры, Мукштановой Насти

создание условий для самовыражения и самореализации интеллектуальных и творческих способностей конкретного ученика.

 Задачи:

 - овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области ученического исследования и проекта;

- развитие интереса к освоению новых понятий, самостоятельности, ответственности;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с его познавательными потребностями;

 - способствование развитию логического и абстрактного мышления при изучении явлений и процессов;

 - развитие монологической речи посредством чтения стихов, инсценированию рассказов и защите своего интеллектуального продукта.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута по работе с юным исследователем:

- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области выполнения проекта и исследования;

- привит интерес обучающегося к освоению новых понятий – пополнение собственной «Корзины знаний и понятий»;

- осуществлён образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями ребёнка;

- развито логическое и абстрактное мышление; - хорошо развиты монологическая речь, умение интересно, грамотно, понятно и эмоционально излагать материал на большую аудиторию.

Тематическое планирование ИОМ

Смурага Насти, Терских Аня, Нежельской Киры, Мукштановой Насти

«Я учусь создавать проект»

№ Тема

Темы

Кол -во час

Методы и формы работы

Критерии оценки

Результат

1

Научные исследования в нашей жизни

3

Соответствие уровня теоретических знаний. Развитость практических навыков работы с материалами. Технологичность практической деятельности.

Владение теоретическими знаниями о видах ученических исследований, экспериментов

1.1

Ознакомление с ученическими исследованиями из банка работ школы

0,5

Самостоятельная работа: изучение литературы, используя интернет-ресурсы

1.2

Уточнение понятий: наблюдение и наблюдательность

1,5

1.3

Что такое эксперимент

1

Индивидуальное занятие

2

Особенности построения исследовательской работы и проекта

7,5

2.1

Знакомство с понятиями «проект» и«исследование». Их сходство и различие

1

Самообразование

Соответствие уровня теоретических знаний. Осмысленность и свобода использования специальной терминологией. Умение высказывать предположения о неизвестном

Владение теоретическими знаниями об особенностях построения проектов и исследований; развитие умения строить предположения

2.2

Как выбрать тему исследования? Как и что можно исследовать?

2

Индивидуальное занятие

2.3

Умение видеть проблему. Понятие «актуальность»

1

Практикум

2.4

Интуиция и предположения

1

Индивидуальное занятие- практикум

2.5

Играем в учёных. Это интересно

1

2.6

Правильное мышление и логика

0,5

2.7

«Добрые советы проектанту- исследователю от мудрого Дельфина»

Тест

Качество выполнения практического задания

Выявление объёма накопленных знаний. Сохранность знаний

3

Структура проекта и исследования

8

3.1

Умение задавать вопросы. Игра «Сколько функций у предмета?»

2

Частично- поисковая и исследовательская работа

Соответствие уровня теоретических знаний; умение ставить цель в конкретной сюжетной ситуации. Творческое отношение к выполнению практической деятельности. Аккуратность, ответственность в работе

Владение теоретическими знаниями о проведении исследования

3.2

Знакомство с интересными людьми. Что такое «интервью»?

1

Самостоятельная работа

Серия мини-работ на тему «Я изучаю животный мир Хакасии» Умение презентовать свой продукт

3.3

Гипотезы и провокационные идеи.

Цели и задачи

2

Индивидуальное занятие

3.4

Эксперимент – познание в действии

2

Индивидуальное занятие

3.5

Выступление перед учащимися и родителями класса

1

Мастер-класс «Как я выполняла мини- исследование?»

4

Создание презентации к проекту или исследованию

5

4.1

Знакомство с программами PowerРoint 2010 и Picasa 3

0,5

Теоретическое занятие

Творческое отношение к выполнению практической деятельности. Аккуратность, ответственность в работе

Умение создавать любые презентации для представления инструментов своих достижений

4.2

Панель инструментов

0,5

Индивидуальное занятие

4.3

Возможности программ и их достоинства

2

Индивидуальное занятие

Практикум

Творческая работа на тему «Портрет автора»

4.4

Создание презентации к экологическому проекту «Птицы Хакасии»

2

Практическая работа

Развитость практических навыков работы с теоретическими материалами

Участие в Республикинском конкурсе «Экология. Творчество. Дети»

5

Проектная работа «Откуда берутся лягушата?»

7,5

5.1

Поиск нужной информации о травяных лягушках

1

Самостоятельная работа: изучение литературы и Интернет- ресурсов Частично- поисковая и исследовательская работа

Соответствие уровня теоретических знаний; уровня развития практических умений и навыков.

Творческое отношение к выполнению практического и теоретического задания.

Формирование умений в создании презентаций.

Воспитание чувства ответственности и сострадания к животным

Владение теоретическими знаниями по данной теме

5.2

Проведение социологического опроса.

1

Развитие умения строить диалог

5.3

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

Практическая работа

Визитка проектанта

5.4

Оформление проекта, создание презентации

2

Практикум

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов

5.5

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».

2

Практическая работа: «Памятка юного зоолога».

5.6

Защита проекта

0,5

Выступление перед одноклассниками и родителями

Развитие коммуникативных УУД – умения «держать» аудиторию в поле зрения

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося (творческий человек – это генератор идей). И в качестве «поля» для интеллектуальной деятельности нами было выбрано направление работы – проектная и исследовательская деятельность младшего школьника.

5. Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими

    склонность к математике

(Эмрих Лева, Нагорная Таня, Вашкевич М.)

Тема

Задачи

Перечень игр и заданий

Участие в конкурсах и олимпиадах

Результат

1

Формирование действия замещения

Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания.

Разноцветные цепочки; Кто сегодня именинник; Отгадай фигуру; Звёзды на небе.

Всероссийский конкурс «Гелиантус»

Вашкевич М. 2 место в районе

Нагорная Т.

1 место в РХ

2

Анализ

Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий.

Подбери картинку;

 Причаль пароход;

Хитрые картинки;

Чего не хватает;

Мяч в корзину

Всероссийский конкурс «КИТ»

Вашкевич М. 3 место в РХ

Нагорная Т.

3 место в РХ

Эмрих Л.

1 место в РХ

3

Моделирование

Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач.

Разные сказки;

 Чудесные превращения;

 Угадай, что спрятано;

Четвертая картинка

Школьная олимпиада по математике

Эмрих Л.

2 место

Нагорная Т.

3 место

4

Классификация предметов

Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам.

Домино; Деревья;

Угадай фигуру;

Игра с одним обручем;

Игра с тремя обручами;

Полиатлон-мониторинг

5

Введение в алгоритмизацию

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений.

Вычислительная машина І; Вычислительная машина ІІ; Преобразование числовых рядов;

Всероссийский конкурс «Пегас»

6

Решение процедурных логических задач

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счёта

Логические задачи

различных видов

Какой фигуры не хватает?

Логические цепочки

Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Районная олимпиада по математике

участие

Литература

1. Взрослые и дети в образовательном пространстве: Науч.-метод. сб. -М.: Рекламное агентство «Северный город», 2013. – 190 с.

2. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 2010. – 210 с.

 3. Педагогическая поддержка. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2011. (Серия «Воспитание 2010».Вып. 1). – 40 с.

4. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. - М., 2013.

5. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Под редакцией А.Б. Воронцова – М. Просвещение, 2012. – 175 с. 6. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 160 с.

 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2013. - 208с.

8. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. – М.: РОСТ, 2012. – 120 с. 12

9. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений.– М.: Дрофа – плюс, 2015. – 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - образовательный маршрут

Цель: ликвидация пробелов по предмету...

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ИОМ разработан на три года. Тема по самообразованию: «ПОДВИЖНЫЕ   ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ » Этапы  работы: 1...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....