Домино: история, правила и возможности для обучения математике
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнеев Владимир Пантелеевич

В статье описаны возможности применения фишек домино для обучения детей младшего школьного возраста вычислительным умениям, а также представлена историческая справка об игре домино и ее правила.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_korneev.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Домино: история, правила и возможности для обучения математике

        В статье описаны возможности применения фишек домино для обучения детей младшего школьного возраста вычислительным умениям, а также представлена историческая справка об игре домино и ее правила.

        Домино (франц. и итал. domino, от лат. dominus – господин): 1) маскарадный костюм в виде широкого плаща с рукавами и капюшоном, а также человек в таком костюме, 2) плащ с капюшоном у католических монахов, 3) настольная игра, а также сами пластинки для нее.

        Домино – самая популярная народная игра. Она ведется фишками, разделенными на два поля, с черными точками, называемыми очками. Фишки приставляются играющими одна к другой так, чтобы рядом приходились поля с одинаковым числом очков. Игра распространялась с юга на север; в первой половине XIX века из Италии она перешла во Францию, а затем в Германию и Россию. Первоначально это по преимуществу – игра заграничных кофеен.

        Пластинки домино произошли от всем известных игральных костей. Первоначально эти кости предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными пластинками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в пагоду», «прыжок газели».

Есть версия, что игру домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда духовных лиц – преимущественно черный плащ с капюшоном. Во-вторых, само название игры происходит от латинского корня dominans, что означает – господствующий, главный и является началом обращение в католической мессе: Dominus vobiscum («Господь да пребудет с вами»). Выдвинуто предположение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания – универсальный закон гармонии макро- и микрокосмоса: домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6), что символизирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной.

        Правила игры

        В игре участвуют 4 человека. Перед ними на столе «рубашками» вверх лежат 28 пластинок, с внутренней стороны которых сочетание чисел от нуля («пусто») до шести. Например, «пусто-пять», «один-три», «шесть-шесть» (последние, имеющие две одинаковые цифры, называются дублями).

Каждый игрок берет по 7 штук. Первым ходит тот, у кого имеется дубль «один-один». Следующий ставит фишку, имеющую на поле единицу, например, «один-пять». Следующий игрок ставит пластинку с числом на одном из полей либо один, либо пять. К ним пристраиваются другие фишки, и так далее. Фишка-дубль выкладывается поперек остальных фишек. Кто не имеет пластинку с нужным числом, пропускает ход. Победителем считается тот, кто выбросит все фишки, то есть закончит игру. Она заканчивается и в том случае, если кто-то сделал «рыбу» – ситуацию, когда на игровом поле выложены все фишки с одной цифрой. Тогда суммируются числа в оставшихся у игроков фишках (если у игрока осталось только «пусто-пусто», то оно приравнивается к «пять-пять»; если кроме нее есть еще и другие фишки, то «пусто-пусто» является нулем). После подсчета очков победителем становится тот, кто набрал наименьшее количество. Проигрывает матч пара игроков, которая первой наберет 101 очко.

        Если играет меньше четырех человек, то невостребованные пластинки откладываются в сторону и называются «базаром», на который идет игрок, не имеющий фишки с нужным числом, и берет их до тех пор, пока не найдет нужную.

        Пластины домино могут быть использованы для обучения детей правильным вычислением, их применение позволяет:

  • Сформировать логические операции (выделение признаков объектов, сравнение, классификация, выделение существенных и несущественных признаков);
  • Уточнить числовые представления детей, полученные еще до школы;
  • Совершенствовать умения вести счет (устная нумерация).

        Организуя деятельность детей, важно учитывать, что и жизненный опыт, и запас математических представлений, и уровень развития речи, и готовность к школе у каждого ребенка различны. Но, несмотря на это, необходимо создавать комфортные условия для активного включения каждого ребенка в работу, помочь детям адаптироваться к школьной обстановке, научиться общаться друг с другом и учителем.

        Использование фишек домино в дополнительном образовании

        Ученики рассматривают фишки домино и пересчитывают количество точек. Работа может быть организована как с общеклассным пособием, так и с индивидуальным. Эти упражнения позволяют сформировать у всех ребят умение считать, включающее следующие операции: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

        Учитель предлагает внимательно сосчитать, сколько точек нарисовано на пластинке. Ответ ученики могут показывать на пальцах, с помощью числового веера, хором и индивидуально.

        Работу можно организовать и в парах. Ведущий достает фишку домино, а играющий считает точки на ней. Если результат верный, происходит смена ролей. Возможны и другие варианты парной работы, традиционно используемые в практике обучения.

        Начинать эту работу необходимо с фишек, на которых изображено небольшое количество точек, постепенно усложняя работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Равные права. Равные возможности"

Департамент образования г. БратскаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 41»        РАЗРАБОТКАклассног...

клубный час из истории правил культуры поведения

в игровой и театрализованной форме повторяются правила вежливого поведения уч-ся...

Социальный проект "Равные права - равные возможности"

Данный социальный проект составлен учащимися  3 класса под руководством учителя. Он показывает социализацию учащихся, их толлерантность и желание не оставаться равнодушными. Несёт информацию о ме...

Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объ...

Презентация для 4 класса на тему: Баскетбол: история, правила, судейство.

Презентация рассчитана на вводный урок по разделу баскетбол для цчащихся 4 класса....

Эффективные приемы обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

Представлена презентация по приемам и методам обучения детей с умственной отсталостью...