Материалы к урокам
материал (3 класс)

Для бесед нравственно-эстетической направленност и

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_urokam.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к урокам, внеурочным занятиям (для бесед нравственно-эстетической направленности)

Материалы к урокам, внеурочным занятиям (для бесед нравственно-эстетической направленности)

Р.А. ХРАМОВА,

педагог дополнительного образования, школа № 463, Москва

Предлагаемый материал можно использовать для бесед нравственно-эстетической направленности. Анализ поэтических строк, высказывания людей искусства настоящего и прошлого побуждают служащих (или читающих) к размышлениям, позволяют сосредоточиться на своих чувствах как реакции на те или иные наблюдения, явления, события и пр.

Прикосновение к красоте 

Эстетика – основа нравственности. В. Белинский 

* * *

... Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий 

Красота сопровождает человека всю его жизнь, постоянно обитает в его жилище, присутствует при всех жизненных событиях. Мы говорим: прекрасен большой город с шумными улицами, огромными домами, потоком мчащихся машин, но прекрасна и маленькая деревенька, затерявшаяся среди лесов и полей, прекрасен умный добрый человек и прекрасна умная талантливая книга, прекрасным может быть спектакль, кинофильм, картина талантливого художника...

Красивое, прекрасное вселяет в нашу душу тихую, светлую радость. А возвышенное настолько необычно и превосходно, что вызывает уже изумление и восторг!

Все может стать источником радости, надо только научиться видеть красоту и старательно культивировать в себе эту способность, радоваться доступному, надо быть внимательным и наблюдательным. Чтобы увидеть прекрасное, мало посмотреть на что-то мимоходом. Просто так смотреть бесполезно, просто так ничего не увидишь.

* * *

Просто так не услышите крыши притихшие,

Просто так не оцените плечи мостов.

Просто так вам и церкви покажутся лишними,

Просто так не поймете полет куполов.

Ю. Колесников 

Надо учиться видеть восход солнца и белизну снега, мерцание звезд, слушать музыку лесов, вдыхать ароматы лугов, слушать пение ветра шум леса, любоваться травами, следить за полетом бабочек и стрекоз...

Прекрасное способно воскресить человека, оно проникает в самое сердце, где и хранятся настоящие чувства. В. Астафьев 

В прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу. Н. Чернышевский 

* * *

Целый мир от красоты.

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало <...>

А. Фет 

Даже полы могут быть вымыты красиво. Н. Рерих 

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой без труда. Демокрит 

Люди всегда делали попытки разгадать тайну красоты, найти источник ее могущественных лучей.

* * *

И, порознь их отыскивая жадно.

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

А.К. Толстой 

Прекрасное действует на душу и как бы придает ей зрение. Д. Гранин 

Прекрасное пробуждает, доброе. Д. Кабалевский 

Истинное доброе и прекрасное соседствуют между собой. Д. Дидро 

Добро и красота незримо разлиты в мире. Г. Лонгфелло 

Красота – средство воспитания чуткой совести. В. Сухомлинский 

Красота как бы круг, середина которого - добро. А так как не может быть круга без середины, то и не может быть красоты без добра. И если вы хорошо всмотритесь во все, что вас окружает, то увидите, что то, что добро, и полезно, обладает и красотой... Можно сказать, что доброе и красивое в известном смысле одно и то же... Красота – подлинный трофей победы души. Кастильоне 

«Зрячая душа» все видит, всем сочувствует, всем и всему сопереживает.

Красота природы 

«В наставники себе я взял природу, учительницу всех учителей». Леонардо да Винчи 

Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки. И.-В. Гете 

Г. Галилей, рассмотревший в телескоп (1609) звезды и Луну, писал: «Я просто потрясен, я немею от восхищения, созерцая эти ландшафты»

Много страниц посвятила звездам, Луне, Солнцу русская классическая поэзия.

* * *

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

М. Ломоносов 

* * *

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ф. Тютчев 

Величие космоса поражало Маяковского. Он изучил по карте все 88 созвездий и говорил в одном из стихотворений, что не будь он поэтом, то «стал бы звездочетом».

Звездное небо поражает любого красотой и бесконечностью. Небосвод, опрокинувшийся над нашей «безжалостно маленькой землей», говорит о вечности.

Один ученый говорил, что если бы звездное небо показывали только в одном месте Земли, то все люди стремились бы попасть туда. Любоваться звездными небом – это истинное удовольствие, особенно, когда человек знает созвездия, видит основные звезды. А как красиво звучат их названия: Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Дельфин, Лебедь...

На вопрос, для чего он родился на свет, древнегреческий философ Анаксагор ответил: «... для созерцания Солнца, Луны и неба».

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин <...>

К. Бальмонт 

На земле 2/3 площади занято водой: океаны, моря, реки, озера, ручьи, ...

* * *

,

,

И Желтое, водные нивы.

Зеленое море. Персидский залив,

И Черное море, где буен прилив,

И Белое, призрак красивый.

И всюду я думал, что всюду, всегда,

Различно-прекрасна вода.

К. Бальмонт 

Какого цвета море?

В детстве я знал, какой цвет у моря.

Я любил его рисовать. Брал кисточку, густо разводил кирпичик ультрамариновой краски и проводил в тетради яркую синюю полосу.

Потом я стал учиться на художника.

Стал присматриваться к морю.

Оно оказалось каким угодно, только не синим.

Однажды я прожил месяц на острове. Море было вокруг меня. Оно оказалось переменчивым.

Утром, до восхода солнца, оно было белесого сероватого цвета. Как поле, посыпанное пеплом.

Поднималось солнце. Поле розовело, по нему ползли лиловые и синие полосы. Полосы росли, ширились, охватывали всё море. Небо голубело, тянул утренний ветерок – бриз, и море, как чаша, наливалось до краёв зелёной или голубой краской.

При облачном небе море так и оставалось на весь день серого цвета.

Перед штормом оно чернело и только там, где светился солнечными лучами облачный разрыв – глаз циклона, - делалось изумрудно-зелёным.

Вернувшись в Ленинград, я снова начал учиться живописи. Я много читал.

Я узнал, что у тёплых берегов Африки и Азии вода зелёная-зелёная, густо настоенная на мелких, невидимых глазу, водорослях.

На Севере вода прозрачная, как кристалл льда.

Около устья рек в море всегда держится громадное жёлтое или коричневое пятно. Это река красит воду в цвет своих берегов.

Когда у пляжа из кварцевого или кораллового песка грохочет прибой, вода взбаламученная – серая, почти белая.

В Калифорнии есть залив. Вода в нём кроваво-красная от малюсеньких рачков – ночесветок. Ночью такая вода, если ударить по ней веслом, вспыхивает миллионами огоньков. А быстрый дельфин кажется в ней сказочным чудовищем, источающим синее пламя.

Превращениям моря нет конца.

Какого же оно цвета?

Этого не знает никто.

С. Сахарнов 

«Хочу густого духа сосны, берез и елей...» 

Среди природы лес занимает особое место. Лес – одно из прекраснейших явлений на свете. Чтобы лес увидеть, мало видеть. Лес надо слышать, чувствовать и знать. В лесах с наибольшей выразительностью предстает перед нами величавая красота и могущество природы. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром гармонии. Лес – это сочетание царства листвы, трав, цветов, ароматов, мхов, ягод, грибов, речек, озер, насекомых, птиц и зверей. Чего только нет в лесу! И все это соединено вместе, живет, волнуется, сверкает и оглашается голосами. «Зеленый шум» леса звучит великой симфонией жизни. Леса учат человека понимать прекрасное.

П.И. Чайковский писал: «Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем один по лесу». Великий композитор утверждал, что лес есть главный источник наслаждения от природы.

«Всю жизнь пользуюсь впечатлениями, которые вынес из детских лет, из родных калужских лесов...» Л. Леонов 

* * *

Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. М. Пришвин 

Лес хорош в любое время года, во все часы суток. Весной он одевается нежной зеленью, как будто на ветки накинута зеленая вуаль. Прекрасен лес летом, отягощенный пышной листвой. А когда поднимется ветер, лес шумит. «Но шумит он только вверху. В среднем ярусе – в молодом осиннике – только дрожат и чуть постукивают друг о друга нежные круглые листики. Внизу в травах полная тишина, и в ней, слышно, работает шмель». М. Пришвин 

Разве не чудо?

Г. Галина 

* * *

Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском, небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары...

... каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью. Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам... К. Паустовский 

* * *

* * *

По деревьям серебристая

Перекинулась фата –

Белоснежная, пушистая.

Кружевная красота!

Г. Галина 

* * *

Я приглашаю вас в леса.

Мы так давно там не бывали.

Что вспоминается едва ли

Их несравненная краса.

А. Якушева 

Огромное эстетическое удовольствие доставляет человеку цветы.

* * *

.

 

Некрасивых цветов на свете нет, и если, слившись в целую лесную поляну, они ласкают наш взгляд пестротой и свежестью сочных и ярких красок, то при разглядывании каждого цветка вы будете поражены сверхточной, идеальной формой каждого венчика, каждого лепестка и каждой жилки на лепестке». В. Солоухин 

Созерцание цветов можно приравнять к молитве. И. Мосх 

Цветы, цветы...

Как много их

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях.

Цветы, цветы... Везде, везде.

Мне улыбаются весь день.

Живую радугу колебля.

Цветы, цветы... И там, и тут.

Они смеются и цветут.

Г. Суворов 

Земля представляет большой эстетический интерес великом разнообразием своих картин. Все пространства Земли прекрасны своей неповторимостью. «Одно несомненно хорошо – признавался живописец М.В. Нестеров – это природа. Господи! Сколько она в себе содержит звуков, мыслей, сколько в ней мечтаний...»

Когда навстречу прекрасному в природе душа моя расширяется, я верю, что это прекрасное существует в мире само по себе и я лишь просто принимаю его в себя. М. Пришвин 

* * *

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь;

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов 

Статьи на сайте

Подарим маме

3 марта 2016 Круглый год 

Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

2 марта 2016 Внеурочная деятельность 

Материалы к урокам, внеурочным занятиям (для бесед нравственно-эстетической направленности)

26 февраля 2016 Внеурочная деятельность 

Иван Иванович Цыпнятов - герой, повторивший подвиг Н. Гастелло

26 февраля 2016 Внеурочная деятельность 

Проблемы использования медиатехнологий в педагогике и пути их решения

26 февраля 2016 Размышления, факты, мнения 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...

Материалы к уроку "Золотое кольцо России"

В презентации представлены изображения и краткое описание основных достопримечательностей "Золотого кольца России". Может быть использована на уроках окружающего мира....

Материалы к уроку-тренингу по русскому языку (склонение, падеж, окончание)

Проверка проходит быстро, детям очень нравятся такие уроки...

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ТЕМА УРОКА: «ЁЖИК ИЗ СЕМЕЧЕК»

Познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов - семечек....

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.

Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...