Бережем энергию в школе и дома
творческая работа учащихся (4 класс)

В последнее время много внимания уделяется энергосбережению. С экранов телевизоров, по радио, из новостей в Интернете все чаще мы слышим о глобальном потеплении, об изменении климата на планете, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Что это? Как каждый из нас может помочь нашей планете? Как и зачем надо экономить энергию? Что такое энергосбережение? На эти и другие вопросы мы хотели ответить.

        Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании полезных ископаемых, запасы которых истощаются и не возобновляются. Но это даже не главное. Современные способы производства энергии наносят огромный ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.

        Загрязнение атмосферы ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения глобальной катастрофы.

        Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, или, другими словами, расходовать ее более разумно. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.

        Мы решили на примере своих семей провести исследования, как можно экономить потребление электроэнергии в доме. Наша общая работа помогла сделать нашу жизнь более дружественной по отношению к природе, осознанно перейти к энергосбережению в доме, экономить средства на оплату, улучшить свой быт.

        Участниками исследования стали наши семьи: семья Караберовых и семья Григорьевых. Каждый член семьи выполнял какую-то роль. Наши папы были ответственными за техническую сторону, мамы руководили, а мы изучали литературу по проблеме, осуществляли наблюдения, проводили исследования и анализировали полученные данные. Одноклассники были нашими помощниками и единомышленниками.

        Актуальность темы состоит в необходимости эффективного использования энергии как ключа к успешному решению экологической проблемы.

       

         Цель исследования:

- привлечь внимание взрослых и детей к важности энергосбережения.

        Задачи:

- проанализировать научную литературу по теме «Энергия» и «Энергосбережение»;

- определить, к каким последствиям ведет неумеренное потребление энергии;

- найти способы рационального использования электроэнергии;

- научить одноклассников экономить тепло и свет в школе и дома.

        Гипотеза исследования – мы можем предположить, что каждый может внести свой посильный вклад в энергосбережение, сохранять планету Земля.

        Методы исследования: анкетирование, анализ научной литературы, эксперимент, сравнительный анализ, систематизация материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского союза М.Г. Сыртлановой

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Научно-исследовательская работа

«Бережем энергию в школе и дома»

Выполнили: Григорьева Марина, Караберова Мария

ученики 4А класса МАОУ СОШ №2

Научный руководитель: Сидорова Т.Г.,

учитель начальных классов

Белебей


Содержание

Введение                                                                                                       2-3

Глава 1. Обзор литературы                                                                            4

  1. Энергия и источники энергии                                                   4
  2. Опасности роста потребления энергии                                 5-6
  3. Выбор человечества                                                                    6
  4. Использование альтернативной энергетики                             7
  5. Наши выводы                                                                               7

Глава 2. Этапы исследования                                                                         8

Глава 3. Результаты исследовательской работы                                           9

           3.1. Анкетирование учащихся и родителей                                   9-11

           3.2. Экономия энергии в жилых домах                                        11-16

           3.3. Энергосбережение в школе                                                         16

           3.4. Наши выводы и предложения                                                      17

Заключение                                                                                                      18

Литература                                                                                                       19

Приложение

Разум есть способность использовать силы

                                              окружающего мира без разрушения

         этого мира…

                                                                                                        А.Б. Стругацких

Введение

        В последнее время много внимания уделяется энергосбережению. С экранов телевизоров, по радио, из новостей в Интернете все чаще мы слышим о глобальном потеплении, об изменении климата на планете, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Что это? Как каждый из нас может помочь нашей планете? Как и зачем надо экономить энергию? Что такое энергосбережение? На эти и другие вопросы мы хотели ответить.

        Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании полезных ископаемых, запасы которых истощаются и не возобновляются. Но это даже не главное. Современные способы производства энергии наносят огромный ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.

        Загрязнение атмосферы ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения глобальной катастрофы.

        Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, или, другими словами, расходовать ее более разумно. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.

        Мы решили на примере своих семей провести исследования, как можно экономить потребление электроэнергии в доме. Наша общая работа помогла сделать нашу жизнь более дружественной по отношению к природе, осознанно перейти к энергосбережению в доме, экономить средства на оплату, улучшить свой быт.

        Участниками исследования стали наши семьи: семья Караберовых и семья Григорьевых. Каждый член семьи выполнял какую-то роль. Наши папы были ответственными за техническую сторону, мамы руководили, а мы изучали литературу по проблеме, осуществляли наблюдения, проводили исследования и анализировали полученные данные. Одноклассники были нашими помощниками и единомышленниками.

        Актуальность темы состоит в необходимости эффективного использования энергии как ключа к успешному решению экологической проблемы.

       

         Цель исследования:

- привлечь внимание взрослых и детей к важности энергосбережения.

        Задачи:

- проанализировать научную литературу по теме «Энергия» и «Энергосбережение»;

- определить, к каким последствиям ведет неумеренное потребление энергии;

- найти способы рационального использования электроэнергии;

- научить одноклассников экономить тепло и свет в школе и дома.

        Гипотеза исследования – мы можем предположить, что каждый может внести свой посильный вклад в энергосбережение, сохранять планету Земля.

        Методы исследования: анкетирование, анализ научной литературы, эксперимент, сравнительный анализ, систематизация материала.

Глава I. Обзор литературы

1.1.Энергия и источники энергии

        История существования человека тесно связана с извлечением и потреблением энергии.

        Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Само слово «энергия» - на первый взгляд не материализованное, т.е. его не увидеть, не потрогать. Она окружает нас повсюду, но мы так свыклись с нею, что порой забываем о том, что благодаря энергии человеку удалось сделать те вещи, которые нас окружают. С помощью энергии мы получаем продукты питания, необходимые для жизнедеятельности человека, обогреваем наши жилища. Энергия дает возможность переводить вещества из одного состояния в другое, передвигаться с ранее немыслимой скоростью по планете и перевозить различные грузы.

        Изучив литературу, нам удалось выяснить, что источниками энергии являются: Солнце, вода, ветер, уголь, газ, нефть, урановая руда. Главным же источником энергии на Земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд. кВт солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.

        Работая с литературой, мы узнали, что электрическую энергию вырабатывают на гидроэлектростанциях (ГЭС), тепловых (ТЭС) и атомных электростанциях (АЭС). Электрический ток вырабатывается специальными машинами – генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы используется вода, пар или атомная энергия. Гидроэлектростанции обычно строят на больших, полноводных или на горных реках. Здание ГЭС, плотина, судоходные каналы – это сложные и дорогие сооружения. Для ТЭС не нужны плотины, водохранилища, строить их можно везде. Но ТЭС постоянно нуждаются в топливе: угле, газе, нефти. Их запасы ограничены и не возобновляются. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли. А для АЭС топлива требуется совсем немного. Но топливо это особое. Всего 10 граммов атомного топлива заменяет целый вагон угля.

         В Башкортостане в настоящее время действуют три крупные гидроэлектростанции: Павловская, Юмагузинская, Нугушская и несколько малых ГЭС. На их долю приходится около 3% электроэнергии. Остальная часть электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях в городах Кумертау, Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Благовещенск и так далее. Топливом для ТЭС служат нефть, природный газ и бурый уголь.

1.2. Опасности роста потребления энергии

        Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял в 100 раз меньше энергии, чем потребляет современный житель Земли, да и живет современный человек в четыре раза дольше и в более комфортных условиях.

 Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна. А простота и доступность электроэнергии порождает у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупляет чувство необходимости ее экономии.

        Следует также отметить, что с начала прошлого века наблюдается огромный рост населения Земли и энергопроизводства. По некоторым оценкам, в 20 веке производство энергии увеличилось в 2000 раз.

        Чем же опасен постоянный рост энергопотребления?

        Во-первых, нагревом земной поверхности и приземистых слоев атмосферы. Дело в том, что при современной технологии примерно одна треть энергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях, и около половины – на атомных, пропадает бесцельно при охлаждении агрегатов. Отработанная вода сбрасывается в различные водоемы, что приводит к их тепловому загрязнению. Искусственный нагрев в размерах, превышающих 1% от поступающей к поверхности Земли солнечной радиации, может привести к серьезным климатическим аномалиям.

        Кроме прямого нагрева, при производстве энергии в атмосфере накапливаются парниковые газы, прежде всего углекислый газ. Излишек углекислого газа в атмосфере усиливает парниковый эффект. Углекислый газ вместе с другими газами пропускают солнечные лучи к земле, но не дают теплу возвращаться обратно в космос. В результате может наступить глобальное потепление – постепенное повышение температуры во всем мире. И климат может резко измениться

        Из-за глобального потепления климата в окружающей среде происходят различные катаклизмы: наводнения, штормы, засухи, пожары, ураганы.

        От нашей неумеренности давно страдает Земля. Установлено, что содержание углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет, увеличилось на 25 %. По прогнозам к 2030-2040 гг. глобальная температура увеличится на 5-6 градусов.

        Потепление климата ведет к таянию арктических льдов и повышению уровня Мирового океана. Общий подъем уровня моря всего на метр приведет к затоплению многих прибрежных городов, а ряд островов в Тихом океане попросту исчезнет. Многие ученые считают, что именно такими и будут последствия загрязнения нашей планеты. По данным Всемирной метеорологической организации 16 сентября 2012 года площадь льда Арктики достигла исторического минимума. Такой маленькой она не была никогда за последние 30 лет измерений из космоса. По сравнению с 2007 годом, когда началось таяние льдов, ледовое покрытие уменьшилось на 18%, или на 760 тысяч квадратных километров. Кстати, таяние произошло на 30 лет раньше, чем предсказывали компьютерные прогнозы.

        В-третьих, получение энергии способствует загрязнению воздуха оксидами азота и серы, что приводит к кислотным дождям. Когда идет такой дождь, кислоты проникают в почву и воду, нанося им невосполнимый ущерб.

        В-четвертых, производство энергии приводит к загрязнению нефтью океана и земной поверхности в результате аварий танкеров и разрывов трубопроводов.

         По мнению ученых, при таком бездумном обращении с энергией наша Земля долго не выдержит.

1.3.Выбор человечества

        У многих ученых существует мнение, что жизнедеятельность человека является основным фактором, который влияет на текущее повышение температуры на Земле. Потребление энергии и население планеты и дальше будут увеличиваться.

        По некоторым прогнозам, лет через 30-40 численность людей составит 12-14 миллиардов человек. Нас будет, по меньшей мере, вдвое больше, чем сейчас, и энергии – в расчете на каждого – будет потребляться больше, чем вдвое.

        Человечество стоит перед выбором: либо пойти по пути ограничения выбросов углекислого газа, что потребует определенных затрат, но избавит от экологической катастрофы, либо оставить как есть и подвергнуть колоссальному риску климат нашей планеты.

         Чтобы избавить сегодняшний мир и будущее человечество от природной катастрофы, вызванной глобальным потеплением, мировое сообщество принимает ряд документов, которые помогают восстановлению равновесия окружающей среды и разрабатывает меры по энергосбережению. Пример такого документа – Киотский протокол. Киотский протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Подписавшие этот документ страны обязались за период с 2000 до 2012 года в среднем снизить выбросы в атмосферу на 5% к уровню 1990 года.

        Приходится признать, что глобальное потепление это реальность. И если мы хотим справиться с проблемой, то придется изменить свое отношение к ней, и к применению новых технологий в энергетике.

         Ученые считают, что для стабильного развития человечества в 21 веке необходимо максимальное использование источников альтернативной энергетики и реальное энергосбережение.

1.4.Использование альтернативной энергетики

        Запасы полезных ископаемых не вечны и небезопасны. Между тем энергия солнца, ветра, океанские волны, сила приливов и отливов представляют собой неисчерпаемый источник энергии, не приносящий никакого вреда окружающей среде.

        Известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды. Но эти установки очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует больших площадей и огромного количества материалов. Но все же ученые надеются, что энергетический «голод» можно будет удовлетворить в будущем с помощью солнечного излучения.

        Уже созданы экспериментальные модели электростанций, работающих на энергии волн и приливов.

        Изучив научную литературу, мы узнали, где умеют использовать силу ветра. Оказывается, с наибольшим успехом этими природными возможностями пользуются в Дании. Еще в начале 20 века в этой стране с населением 3 миллиона человек действовало около 30 тысяч ветряных мельниц. Ветряки не только вращают жернова мельниц, но и вырабатывают электроэнергию.

        Следует отметить, что эти источники только начинают применяться и не могут полностью заменить традиционные способы получения энергии,

 которые неизбежно загрязняют окружающую среду.

        В ближайший период важнейшей задачей является экономия электричества и использование для его производства как можно меньшего количества ископаемого топлива: угля, нефти, природного газа и урановой руды. Особое внимание следует обратить внимание на экономию энергии в жилых домах и других зданиях.

1.5.Наши выводы.

        Так зачем нам беречь энергию?

  1. Чтобы уменьшить загрязнение воздуха и воды, сохранить леса.
  2. Чтобы уменьшить катастрофические последствия изменения климата.
  3. Чтобы оставить больше полезных ископаемых будущим поколениям.
  4. Чтобы выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии – возобновляемых, экологически чистых и безопасных.
  5. Чтобы сэкономить деньги.

        Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о планете. Каждый из нас является частью планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение очень важно, так как на этой планете жить нам и нашим детям.

Глава II. Этапы проведения исследования.

10.10.2012 – 12.10.2012 – Изучение литературы и интернет ресурсов по теме «Энергия» и «Энергосбережение»

13.10.2012 г. С целью привлечения  внимания учащихся и родителей к проблеме энергосбережения провели анкетирования.

15.10.2012 г. – 19.10.2012 г. Записывали показания  электросчётчика и рассчитали потребление энергии за месяц, за год, оплату за потребление электроэнергии. Составили таблицу и проанализировали результаты.

22.10.2012 г. – 26.10.2012 г. Перешли на режим максимальной экономии электроэнергии и повторили эксперимент. Составили таблицу и проанализировали результаты.

7.11.2012 г. Задумались о необходимости применения энергосберегающих бытовых приборов. Занялись поисками информаций по этой теме. Побывали в магазине, прочитали инструкции к энергосберегающим лампам, узнали их цену.

8.11.2012 г. – 13.11.2012 г. Выполнили расчет потребления энергии электрическими лампами двух видов, сделали выводы.

15.11.2012 г. Поинтересовались у завхоза потреблением электроэнергии в нашей школе. Сравнили данные за три квартала 2011 и 2012 годов.

21.11.2012г. – Сформулировали свои выводы и предложения.

Глава III. Исследовательская работа и ее результаты

3.1. Анкетирование учащихся и родителей

         Для того, чтобы привлечь внимание учащихся нашей школы к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы провели анкетирование среди учащихся четвертых классов. В анкетировании принял участие 31 ученик (Приложение 1).

         На первый вопрос анкеты «Знаете ли вы, что такое энергосбережение?» положительно ответили 77%, отрицательно – 23% учащихся.

        На второй вопрос «Экономите ли вы дома электроэнергию?» утвердительно ответили также 77% учащихся.

        На вопрос «Какие способы энергосбережения вы знаете?» учащиеся ответили:

- выключать свет, уходя из дому – 38%;

- выключать ненужные электроприборы – 45%;

- использовать энергосберегающие лампы – 16%;

- не включать, когда светло – 29%.

        На четвертый вопрос: «Страдает Земля от неумеренного использования электроэнергии?» все ученики ответили утвердительно, но объяснить смогли только 9%.

        Проанализировав данные анкеты, мы сделали вывод, что ученики 4-х классов проинформированы в этом вопросе, но слабо разбираются в способах энергосбережения и не понимают, для чего надо экономить электроэнергию.

        С целью привлечения к вопросу энергосбережения своих родителей мы с руководителем составили анкету для родителей.

        В анкетировании участвовали 16 родителей наших одноклассников (Приложение 2).

Были предложены следующие вопросы:

  1. Перед покупкой электроприборов вы изучаете инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют меньшее количество электроэнергии?
  2. Всегда ли вы выключаете свет, когда он вам не нужен?
  3. Пользуетесь энергосберегающими лампами?
  4. Для чтения и работы используете местное освещение?
  5. Выключаете телевизор или другую видео-и аудиоаппаратуру, когда вас нет в комнате?
  6. Когда вы пользуетесь стиральной машиной, то полностью загружаете ее?
  7. Стирая в теплой воде, полощете только в холодной?
  8. Если в квартире прохладно, вы стараетесь одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель?
  9. Поддерживаете в зимнее время хорошую теплоизоляцию в квартире, утепляете окна и двери?
  10.  Вы чаще принимаете душ, чем ванну?
  11.  Вы пользуетесь регулятором поступления тепла, когда на улице теплеет или когда уходим из дома?
  12.  Вы кладете крышку на кастрюлю, когда варите?

Таблица №1. Результаты анкетирования родителей

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

1

12

2

2

2

12

1

3

3

12

3

1

4

10

4

2

5

11

3

2

6

11

2

3

7

7

7

2

8

10

5

1

9

16

0

0

10

10

6

0

11

9

6

1

12

13

1

2

На каждый вопрос предлагалось три варианта ответа, которым соответствовало определенное количество баллов: «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - о баллов.

Шкала оценки

Менее 8 баллов: семья очень расточительно относится к экономии электроэнергии. Возможно, для вас не проблема заплатить лишнюю сумму за «нагоревшие» киловатты, но задумайтесь над тем, сколько природных ресурсов и человеческого труда затрачено для того. Чтобы эти киловатты поступили в вашу квартиру.

9 - 15 баллов – У вас пока еще не сложилось устойчивого стереотипа бережного отношения к электроэнергии. Еще раз внимательно прочитайте анкету. Каждый ее пункт можно рассматривать как рекомендации по экономному использованию энергии. Постарайтесь им следовать хотя бы в течение месяца. Проверьте, изменятся ли при этом показания электросчетчика в вашей квартире.

 16-24 балла – Кто-то в вашей семье должен стать министром экономики! Ваша семья грамотно и ответственно подходит к использованию электроэнергии. Просмотрите книжку, по которой вы ее оплачиваете. В какие месяцы вы вносили максимальную плату? А минимальную? Попробуйте вспомнить, с чем это было связано. Такой анализ позволит найти скрытые резервы для экономии электроэнергии.

         Исследования показали, что семей, очень расточительно расходующих газ, воду и электроэнергию в нашем классе нет.

         У пяти семей (31%) пока еще не сложилось устойчивой привычки бережно относиться к энергии.

          Одиннадцать семей (69%) грамотно и ответственно подходят к использованию электроэнергии, экономят воду и тепло.

2.2. Экономия энергии в жилых домах

        Больше всех энергии в нашем городе использует жилищный сектор. Согласно статистическим данным, в промышленно- развитых странах примерно 1/3 энергии расходуется бытовыми электрическими приборами. Примерно 20%электричества приходится на освещение. Это приблизительно соответствует энергии, которую производят около 100 крупных электростанций. Около 7% потребляют холодильники, энергию для них вырабатывают 25% электростанций.

        Мы решили провести исследование, точнее, поставить маленькие эксперименты. Проверить, сколько же энергии необходимо нам для комфортной жизни, в которой есть все, без чего многие из нас уже не представляют дома; свет, телевизор, холодильник, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, пылесос и другие бытовые приборы. Может у нас всего много? Может от чего - то стоит отказаться?

        Познакомившись с приборами для учета электроэнергии в домашних условиях – расчетным электросчетчикам, я в период с 15 по 19 октября каждые сутки отмечала потребление электроэнергии нашей семьей, и расход ее не контролировался, т.е. некоторое время оставались не выключенными лампы в прихожей, ванне, на кухне. При уходе из комнаты иногда работал телевизор, компьютер.

Таблица 2. Потребление электроэнергии

(семья Караберовых из 4 человек).

Дата

Показание прибора учета

кВт

Расход электроэнергии

кВт

Оплата за потребление

15.10.2012г.

043989

16.10.2012г.

044002

13

26р.26к.

17.10.2012г

044012

10

20р.20к.

18.10.2012г.

044025

13

26р.26к.

19.10.2012г.

044034

9

18р.18к.

Среднее значение

13

26р.

Прогноз за месяц

390

787р.

Прогноз за год

4680

9453р.

         За этот период наша семья затратила 45 кВт*ч. Наименьшие затраты электроэнергии отмечены у нас 19 октября. Среднее значение за сутки составило 13 кВт*ч. А можно ли уменьшить потребление энергии, если ввести в семье режим экономии?

        С 22 по 26 октября мы стали следить за потреблением электроэнергии и контролировать ее расход.

        Мы стали следить за тем, чтобы лампочки без надобности в комнатах, прихожей, ванной не горели. Уходя из комнаты, выключали телевизор из розетки. Стали нагревать необходимое количество воды для чаепития. И результат не замедлил сказаться. В период с 22 по 26 октября наша семья израсходовала 35 кВт*ч. В среднем расход электроэнергии составил 9 кВт*ч. Расчеты по данным наблюдения приведены в таблице. (Таблица 3).

Таблица 3. Потребление электроэнергии в режиме экономии

(семья Караберовых из 4 человек).

Дата

Показание приборов учета

кВт*ч

Расход электроэнергии

кВт*ч

Оплата за потребление электроэнергии

22.10.2012г.

044064

23.10.2012г.

044075

11

22р.22к.

24.10.2012г.

044083

8

16р.16к.

25.10.2012г.

044092

9

18р.18к.

26.10.2012г.

044099

7

14р.14к.

Среднее значение

9

17р50к..

Прогноз за месяц

270

525р.

Прогноз за год

3240

6300р.

 

       Сравнение результатов двух экспериментов показало, что мы в среднем сэкономили 4 кВт*ч. Следовательно, можем предположить, что за месяц экономия составит 120 кВт*ч, а за год – 1440 кВт*ч. От родителей я узнала, что на сегодня тариф за электроэнергию составляет 2 рубля 02 коп. Значит, за месяц экономия денег составит 240 рублей, за год – 2880 рублей. Для моих родителей экономия почти в 3000 рублей за год показалась убедительной цифрой, поэтому на семейном совете мы решили продлить режим экономного использования электроэнергии и убедить всех родственников и знакомых последовать нашему примеру.

Таблица 4. Средние показатели при разных условиях потребления электроэнергии (семья Караберовых из 4 человек).

Показатели

Бесконтрольное потребление электроэнергии

кВт*ч

Экономное потребление электроэнергии

кВт*ч

Экономия электроэнергии

и денег

Среднее значение          за 1 день

13

9

4

8 р.

Среднее значение           за месяц

390

270

120

240 р.

Среднее значение           за год

4680

3240

1440

2880р.

 

        На новом этапе своего исследования мы задумались о необходимости использования энергосберегающих ламп. Побывав в одном из магазинов своего города, мы выяснили, что в продаже имеются лампы четырех видов: лампы накаливания, люминесцентные или энергосберегающие, светодиодные и галогеновые. Нам было интересно узнать о каждой из этих ламп.

         Лампы накаливания имеют небольшой срок службы:1000-1500 часов и являются самыми недорогими из всех типов. Их недостатком является большая потребляемая мощность, поэтому с 1 января 2011 года введен полный запрет на использование ламп мощностью выше 100 Вт.

        Галогеновые лампы накаливания по своему принципу не отличаются от обыкновенных, но имеют ряд преимуществ. Лампы намного компактнее, что позволяют применять их в интересных по дизайну современных светильниках, в частности, их встраивают в подвесные потолки. Конечно, галогеновые лампочки стоят гораздо дороже ламп накаливания, но они отлично смотрятся в интерьере и дают значительную экономию денег из-за меньшего потребления электроэнергии и более продолжительного срока службы.

        Светодиодные лампы на данном историческом этапе не обладают большой яркостью, поэтому используются, в основном, как элементы сигнальных устройств, дежурного, аварийного освещения, а также в качестве элементов дизайна. Говорить об их широком применении в течение ближайших лет, скорее всего не придется, потому что у них очень высокая цена.

        Люминесцентные лампы имеют по сравнению с лампой накаливания в 5 раз более высокую светоотдачу и в 5-8 раз больший срок службы. Цена хорошей люминесцентной лампочки может достигать стоимости двадцати обычных ламп накаливания. Но этот минус оправдывает его больший срок службы. Недостатком этих ламп является наличие в них ртути. Однако ее там находится в таких малых количествах, что ртути из одного медицинского термометра достаточно, чтобы изготовить двести лампочек. Здесь, конечно, свою роль должно сыграть государство, правильно организовав утилизацию.

        Мы сравнили лампы накаливания с энергосберегающими лампами и поняли, что более совершенными источниками света являются люминесцентные (Таблица 5).

Таблица 5. Сравнение параметров, характеризующих работу ламп.

Характеристика

Лампа накаливания

Энергосберегающая лампа

Срок службы

1000 ч

8000 ч

Мощность

100 Вт

20 Вт

Оттенки

Теплый тон излучения

Теплый, холодный

Цена

Низкая (25-100 руб.)

Средняя (100-200 руб.)

Наличие вредных веществ

Нет

Ртуть

 

        Преимущества энергосберегающих ламп:

  1. Имеют длительный срок службы.
  2. Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, при той же светоотдаче.
  3. Позволяет подбирать желаемый оттенок света.
  4. Пожаробезопасны, т.к. колба нагревается незначительно.

        Недостаток энергосберегающих ламп: они требуют особой утилизации. До сих пор в России не решен этот вопрос. Но недавно в средствах массовой информации было известие, что в ближайший месяц будут установлены специальные контейнеры для сбора ламп от населения. Организации и предприятия могут сдавать их в специализированное предприятие ООО «Автон», которое принимает лампы за оплату и выдает акт приема-передачи.

        Каждый для себя решает сам, какими лампами ему пользоваться для освещения своего жилища, рабочего места. Однако, как мы видим, использование энергосберегающих ламп приносит больше положительных моментов.

        Преимущества энергосберегающих ламп мы решили проверить на практике и провели маленькие эксперименты.

         В период с 21 по 24 октября 2012г. каждые сутки я измеряла расход электроэнергии в доме. При этом наша семья пользовалась разнообразными бытовыми электроприборами: холодильником, телевизором, стиральной машиной, осветительными приборами и т.д. Результаты измерения я вносила в таблицу (Таблица 6).

Таблица 6. Расход электроэнергии при использовании ламп накаливания (семья Григорьевых из 3-х человек)

Дата

21.10.2012 г.

22.10.2012 г.

23.10.2012 г.

24.10.2012 г.

кВт*ч.

8

6

7

Показания счетчика кВт*ч.

9935

9943

9949

9956

Оплата

16,16 руб.

12,12 руб.

14,14 руб.

        После того, как с родителями еще раз изучили способы энергосбережения, мы заменили в доме все лампы накаливания на энергосберегающие. Я снова стала вести наблюдение за электросчетчиком. В период с 24по 27 октября 2012г. я замеряла расход электропотребления и вносила данные в таблицу (Таблица 7).

Таблица 7.Расход электроэнергии при использовании энергосберегающих ламп (семья Григорьевых из 3-х человек)

Дата

24.10.2012 г.

25.10.2012г.

26.10.2012г.

27.10.2012г.

кВт/ч

5

4

4

Показание счетчика

9956

9961

9965

9969

Оплата

10 р.10 к.

8р.08 к.

8р.08 к.

         Сравнение расхода электроэнергии при пользовании лампами двух видов показало, что мы в среднем сэкономили 3кВт*ч в день, за месяц можем сэкономить 90кВт*ч, за год – 1080кВт*ч. Экономия денег составит соответственно 6р, 180р., 2160 рублей (Таблица 8).

      Такое положение устраивает нашу семью, поэтому мы решили использовать только энергосберегающие лампочки.

Таблица 8.Сравнительная характеристика расхода электроэнергии за 3 дня (семья Григорьевых)

Показатели

Лампы накаливания

Энергосберегающие лампы

Экономия электроэнергии и денег

Среднее значение за 1 день, кВт*ч

7

4

3

6 р.

Среднее значение за месяц, кВт*ч

210

120

90

180 р.

Среднее значение за год, кВт*ч

2520

1440

1080

2160 р.

        После того, как провели свои эксперименты, мы пришли к единому мнению. Понятно, что нельзя отказаться от использования электричества и электробытовых приборов. Это приведет к тому, что прекратится развитие общества. Но люди должны задуматься, что, включая тот или иной электроприбор, они невольно наносят вред окружающей среде. Поэтому ни один киловатт не должен тратиться напрасно.

2.3. Энергосбережение в школе

          В 2011 - 2012 учебном году в нашей школе была проведена колоссальная работа - замена электрических проводов и светильников. Сейчас в школе светло и уютно: во всех кабинетах, коридорах, спортивном и актовом залах, столовой горят светильники для компактных люминесцентных ламп. В каждом кабинете есть светильники для освещения классной доски, рассчитанные также для работ с люминесцентными лампами

       Мы изучили потребление энергоресурсов за III квартала 2011 и 2012гг (Приложение 3).

Цель: сравнить расход электроэнергии с установлением новых светильников с люминесцентными лампами.

Таблица№9. Сравнение расхода электроэнергии.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Итого

Экономия

2011г.

6020кВт*ч

5188кВт*ч

3827кВтч*ч

15035кВт*ч

.

20422р.

17442р.

12769р.

50633р.

2012г.

6511кВт*ч

3896кВт*ч

1821кВт*ч

12228кВт*ч

2807кВт*ч

20836р.

12167р.

6562р.

39565р.

11168р.

        Благодаря энергосберегающим лампам школа сэкономила 2807 кВт*ч. электроэнергии, что составило 11168 рублей. На эти деньги можно приобрести для школы три принтера. Мы думаем, что сэкономить электроэнергию в нашей школе можно и за счет бережного отношения к ее расходу, поэтому обратились к ученикам и учителям с призывом:

  • Не забывайте всегда выключать за собой свет на переменах, во внеурочное время!
  • Содержите в чистоте лампы и окна!
  • Не мешайте проникновению естественного света в помещение!
  • Выключайте компьютер от источника питания по мере необходимости!

Все перечисленные меры могли бы принести дополнительное финансовое обеспечение нашей школе.

3.4. Наши выводы и предложения

        «Успех рождает успех» - такими словами начинаются советы американского предпринимателя, считающего, что «для небольшой компании лучший подход к проблемам предотвращения загрязнения, сокращения отходов, энергосбережения – мыслить в малых масштабах. Например, выключать свет и оборудование, когда ими не пользуются, или просто вытирать пыль с осветительных приборов».

        Воспользовавшись этими мудрыми советами и результатами своих экспериментов, мы составили памятку «Правила энергосбережения» (Приложение 4).

  • Заменить лампы накаливания на энергосберегающие.

Это позволит сэкономить около 100 кг угля в год, снизить выбросы углекислого газа на 270 кг, вдвое сэкономить расход электроэнергии.

  • Выработать привычку всегда выключать свет в комнате, которой в данный момент не пользуетесь.
  • Использовать для учебы светлое время суток.
  • Рационально оборудовать свое рабочее место (поставить рабочий стол у чисто вымытого окна, а не в темном углу).
  • Правильно эксплуатировать бытовые электроприборы (не обязательно кипятить полный электрочайник воды, если вас только двое).
  • Выполнять несложную работу вместо бытовых электроприборов (постирать мелкие вещи вручную).
  • Чаще мыть окна, на подоконниках ставить небольшое количество цветов.
  • Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе.
  • Выключать неиспользуемые электроприборы из сети.
  • Не пересушивать белье – это дает экономию при глажке.
  • Использовать светлые обои, шторы.
  • Ставить холодильник в самое прохладное место кухни.
  • Регулярно размораживать морозильную камеру.
  • Стирать в машине при полной загрузке и правильно выбирать режим стирки.
  • Своевременно удалять накипь из электрочайника.
  • Всегда закрывать кастрюлю крышкой при приготовлении пищи.
  • Чаще протирать от пыли лампочки и плафоны.

Заключение

        Эта исследовательская работа показала, что каждая семья, школа может и должна экономить природные ресурсы, уменьшить выброс газов в атмосферу и сэкономить семейный бюджет. Сегодня наша планета на пороге экологической катастрофы – потепления климата. Оно вызвано тем, что в атмосфере увеличивается содержание углекислого газа, который образуется при сжигании топлива. Того самого топлива, которое дает нам свет, тепло и воду. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов и как экономим то, что дает нам природа!

        В ходе работы мы убедились, что энергосбережение возможно и целесообразно. Нам удалось найти способы рационального использования электроэнергии в домашних условиях. Мы раскрыли особенности энергосберегающих ламп, что позволило сформировать мнение о необходимости их применения в быту.

        Некоторые люди считают, что высокий уровень потребления энергии является необходимым условием высокого уровня жизни. Мы считаем, что энергия тратится не всегда эффективно. Часто люди тратят энергию впустую из-за своей забывчивости, плохих привычек или по незнанию.

        Наша цель, чтобы каждый из нас стал использовать энергию более разумно, чем сейчас. И самое главное, начинать надо с себя и прямо сейчас.

        Что мы сделали для энергосбережения?

  • Провели классный час для учащихся начальной школы на тему «Энергосбережение», чтобы рассказать об энергосбережении и простых мерах, которые может предпринимать любой человек.
  • Организовали конкурс рисунков, плакатов среди учащихся на тему энергосбережения в школе и дома (Приложение 4)
  • Выступили на родительском собрании со своими предложениями по экономии энергии.
  • Оформили книжку-раскраску для младших школьников «Капелька и Искорка учат экономить энергию» (Приложение 5)
  • Утеплили оконные рамы.
  • Составили памятку «Правила энергосбережения» (Приложение 6)

        Давайте к свету относиться экономно!

        Зря не использовать, а если тратить – скромно!

        Ведь в наших силах этот мир сберечь.

        Давайте же не будем свет понапрасну жечь!

Литература

1. Атлас Республики Башкортостан. - Роскартография, 2001

2. Башкирская энциклопедия, Уфа - 2006

3. Бекиш М.А. «Бережем энергию» - журнал «Начальная школа», октябрь 2011 г.

4. «Капелька и Искорка учат экономить энергию» – СПб.: МОМЭО, Дети

Балтики, 2001

5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» – М., 1994

6. Энциклопедия для детей. География. – М. «Аванта» +, 1994

7. Энциклопедия окружающего мира. – М. «Махаон», 2005

8. «Я познаю мир» - Детская энциклопедия. Экология. М., 1999

9. «Куда девать ртутные лампы» - газета «Белебеевские известия», октябрь 2012 г.

10. «Арктика тает – в России холодает» - газета «Комсомольская правда», октябрь 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в школу и домой.

Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.-А если ты идёшь пешком, то кто ты?...

Первоклассник в школе и дома

Статья об адаптации детей к школе...

Литературная игра по книге Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Материал для проведения урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по книге Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

Гипрактивный ребенок в школе и дома.

"Гиперактивный ребенок в школе и семье. Какой он? Как с ним работать, какие условия необходимо создать для его успешного  развития?"  Эти вопросы все чаще и чаще встают перед учителями и род...

Мое настроение в школе и дома

Классный час направлен на воспитание у учащихся  потребности и способности внимательного, чуткого отношения к своим близким (семье). Посредством включения детей в разнообразную деятельность на за...