Статья "Технология продуктивного чтения"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Арафайлова Ольга Николаевна

Статья "Технология продуктивного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Технология продуктивного чтения.

                                                                                                                   

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

 Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего  их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того,  на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения  включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

1 этап. Работа с текстом  до  чтения.

В содержание  работы я включаю:

•        Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

•        Уточнение по ключевым словам своих предположений  о теме произведения, героях, развитии  действия.

УУД:

•        Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•        Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

•        Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

•        Слушать и понимать речь других.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Содержание работы:

•        Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;

•        Чтение вслух  по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;

•        Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.

УУД:

•        Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

•        Ориентироваться в учебнике;

•        Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        Выразительно читать и пересказывать текст;

•        Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Содержание работы:

•        Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.  Беседа. Понимание авторского замысла.

•        Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.

•        Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

•        Выполнение творческих заданий.

УУД:

•        Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

•         Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

•        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

           Учитывая читательские интересы учащихся,  в своей практике применяю различные формы и методы работы:

 - Создание  проблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

- Беседы-дискуссии, которые  учат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение.  

- Использование приема  устного  словесного рисования.

-  Словарная работа, особенно при чтении сложных текстов.

- Элементы драматизации.

- Создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.

- Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

- Громкие чтения произведений, с последующим

обсуждением прочитанного и созданием своих иллюстраций к ним;

- Использование ИКТ для создания презентаций по творчеству писателей, по

основному содержанию произведений;

- Уроки читательского мастерства, с поощрением тех, кто много читает в свободное время дома.

Современный урок «Литературного чтения» должен быть таким,  чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось его личностное вхождение в культуру, таковы требования ФГОС.   

Я  считаю, что на уроках литературного чтения более важным является нравственный аспект, а для этого нужно, чтобы мои третьеклассники:

– думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своим жизненным опытом;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.  

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,  М: Просвещение, 2010

2. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

3. Д. Фельдштейн « Образовательная система «Школа 2100»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...