План самообразования и дорожная карта
материал

Ярова Эльмира Камиловна.

План самообразования составлен на 5 лет. Прилагается дорожная карта с результатом работы по самообразованию с 2015 по 2019 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №3  НМР РТ

_________/И.В. Ельцова

от «  __» августа  2019 г.

План самообразования

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Яровой Эльмиры Камиловны

     Учитель начальных классов - это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов. Он – педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.

Нижнекамск, 2019 г.

Пояснительная записка

Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственность, каковой является профессия учитель.

Самообразование – процесс сознательный, самостоятельный познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, преображение систематичных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала», если процесс образования:

- осуществляете добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков

… то речь идет о самообразовании.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без всяких навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Вот основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

- профессиональные (предмет преподавания)

-психолого-педагогичные (ориентированы на учеников и родителей)

-психологические (имидж, общение, искусство, влияние, лидерские качества и др.)

-методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

-правовые

-эстетические

-иностранные языки

-политические

-информационно-компьютерные технологии (ИКТ)

-охрана здоровья и т.д. Креативный учитель дополняет этот список собственными направлениями.

Методическая тема школы на 2019 – 2024 гг.:

Проблема года: «Создание педагогических условий и ресурсного обеспечения для реализации новых целей и содержания школьного образования, выраженных в ФГОС второго поколения»

Тема года: «Создание инновационного образовательного пространства как модели внедрения метапредметных технологий в рамках реализации ФГОС»

 Цель

 Реализация задач модернизации образования, направленных на повышение уровня образования и информационной культуры в области использования инновационных форм обучения для обеспечения качества образовательного процесса, как основа эффективности внедрения ФГОС

ЗАДАЧИ

1. Создание благоприятных педагогических условий для повышения качества образования через использование инновационных технологий. 2. Активизация инновационных процессов для самореализации личности, для успешной адаптации к жизни в обществе. 3. Обеспечение укрепления и сохранения здоровья обучающихся через оптимизацию форм физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. 4. Развитие универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающих повышения эффективности освоения предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора. 5. Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально - культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации. 6. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся на основе идеи опережающего развития. 7. Использование принципов инклюзивного обучения для детей с особыми образовательными потребностями. 8. Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках, так и во внеурочное время. 9. Интеграция основного и дополнительного образования для развития творческих способностей обучающихся в контексте реализации ФГОС. 10. Продолжение работы по развитию у обучающихся навыков научно- исследовательского труда, специальных приемов мыслительной деятельности, специальных и практических способностей учащихся, самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию. 11.Продолжение работы по созданию открытой информационной среды: размещение информации о деятельности школы на собственном сайте, сетевое взаимодействие учителей, направленное на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку. 12.Продолжение работы по использованию информационно-методических фондов и базы данных, сетевых источников информации, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов в процессе освоения образовательных программ.

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Применение инновационных технологии на уроках в начальной школе»

Цель

Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи

1.Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание.

2.Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Начальная школа».

3.Активизация  познавательной деятельности учащегося в процессе обучения.

4.Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.

5.Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить.

6.Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.

7.Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

Работа над темой начата в 2019 -2020 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2024- 2025 учебном году.

 

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

регулярно

 

регулярно

 

регулярно

раз в три года

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 регулярно

Методические

1. Знакомиться  с  инновационными технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  физики.

2.Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  в своей школе, школ города, республики через Интернет.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Продолжить проектирование  личного мини – сайта  nsportal.ru

5. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей начальных классов.

6. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

10. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.

11. Разработать программы кружка, внеурочной работы

12. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

регулярно

 регулярно

 

 регулярно

 ежегодно

 

 ежегодно

регулярно

по плану

ежегодно

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии

регулярно

регулярно

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2019-2024

1.Пройти курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного и муниципального МО

3.Подписка на методическую литературу «1 сентября», «Начальная школа»

4.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2019-2024

1.Выступление на заседании школьного МО начальных классов

2. Выступление на педсовете школы

3.Выступление на семинарах по проблеме

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2019-2024

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2019-2024

1.Выступление на заседании школьного МО начальных классов по теме «Развитие творческого таланта учащихся на уроках».

2. Результативное участие на муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2017-2020

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», конкурсе «Портфолио».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

3. Публикация на сайте https://pedsovet.org

4. Участие на семинарах

5. Публикация в сообществе «Главное на уроке - Ученик»

6. Участие в проверке олимпиадных работ

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

 Изучить  литературу по данной проблеме:

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, М.:. «Учитель», 2013

7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя начальных классов»  

8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.

Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей начальных классов, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предметов  до 70%.
  • Научить детей работать с Интернетом, на «Ретбуке», грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их в своём мини-сайте «nsportal.ru».
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты,  способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЯРОВОЙ ЭЛЬМИРЫ КАМИЛОВНЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О.

Ярова Эльмира Камиловна

Дата рождения

18.02.1970

Специальность по диплому

«Педагогика и методика начального образования»

Место работы

МБОУ «СОШ №3»

Занимаемая должность

Учитель начальных классов

Дата назначения на должность

15. 08. 1989 год

Общий стаж трудовой деятельности

30

Педагогический стаж

30  

Квалификационная категория, дата присвоения, № приказа

Высшая квалификационная категория,

Курсы повышения квалификации (год прохождения)

Курсы повышения квалификации по теме «Реализация деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»», Набережные Челны, 2014 год

Курсы повышения квалификации для преподавателей основ религиозного курса и светской этики по теме «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса основы религиозного курса и светской этики: содержание и методика»», Казань, 2014 год

«Программа курсов повышения квалификации управленческих и педагогических работников по распространению образовательных практик ведущих школ на основе деятельностного подхода и принципах школьно-университетского партнёрства», Москва, 2014 год

Курсы повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию предметов в условиях реализации ФГОС НОО», г. Нижнекамск 2017 ггод

Класс, учебная нагрузка

1 б, 20 часов, 0,5 ГПД

Элективный, Факультативный, спецкурс, профильное обучение (название)

Виртуальный факультатив «Совёнок»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Учреждение работает над проблемой

«Создание педагогических условий и ресурсного обеспечения для реализации новых целей и содержания школьного образования, выраженных в ФГОС второго поколения»

Тема самообразования

«Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Цель

Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Задачи

1.Внедрение инновационных технологий и методик в преподавании.

2.Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Начальная школа».

3.Активизация  познавательной деятельности учащегося в процессе обучения.

4.Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.

5.Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить.

6.Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.

7.Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.

Форма самообразования

индивидуальная

Проведение открытых занятий

Дата

Тема

Февраль, 2016

Открытый урок по математике в рамках работы декады учителей начальных классов «Квадрат»

Март, 2017

Открытый урок по литературному чтению в рамках работы  республиканского семинара-практикума для учителей образовательных организаций В. Осеева «Хорошее»

Апрель, 2017

Открытый урок по математике в рамках работы республиканского семинара для учителей образовательных организаций «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2»

Февраль, 2018

Открытый урок по математике в рамках работы декады учителей начальных классов «Уравнения»

Февраль, 2019

Открытое занятие по изобразительному искусству «Одуванчики» в рамках открытых дверей для родителей будущих первоклассников

Участие педагога в методической и экспериментальной работе:

Открытые УЗ;  Семинары; Конференции;

Выступление на МО, педсовете; участие в проектных и рабочих группах.

Участник региональной конференции для педагогов «Развитие интеллектуально-творческой одарённости школьников через исследовательскую деятельность», ноябрь 2015

Участник всероссийской научно-практической конференции: «эколого-инновационные аспекты развития российского общества», ноябрь 2015

Участник всероссийской научно-практической конференции «Распространение образовательных практик школ, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования в рамках Федерального образовательного стандарта, и показавших наилучшие результаты в международных сравнительных исследованиях качества образования», ноябрь 2015

Участник Республиканской педагогической научно-практической конференции «Современный подход к экологическому образованию: проблемы, перспективы, развитие», 2016

Участник V форума педагогических работников РТ «Образование и стандарты 21 века: вызовы и решения», по теме «Интеллектуальное развитие учащихся через внеурочную деятельность, как необходимое условие повышения  качества»

Участник «Инновационной площадки», 2019 г

Участник «Экспериментальной площадки», 2019 год

Публикация «Ментальная карта – техника  для развития читательской компетенции»

Публикация «Проектная деятельность», 2018

Участник республиканского семинара  

Участник регионального семинара «Формирование у учащихся читательской компетенции и способности понимать тест», 2019

Трансляция опыта работы через выступление с докладом в рамках республиканского семинара «Инновационные подходы к организации проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования»

Участник рабочей группы по разработке уроков по ФГОС

Руководитель практикой студентов 3 курса ГАПОУ «Нижнекамского педагогического конкурса»

Участие в проведении предметных недель (внеклассные мероприятия)

Внеклассное мероприятие в рамках открытых дверей для родителей первоклассников «Принятие в первоклассники»

Внеклассное мероприятие в рамках открытых дверей для родителей выпускников «Прощай начальная школа»

Результативность обучения

учащихся (четверть, год)

2015-2016  учебный год - безотметочное обучение (1 класс); 2016-2017  учебный год - 72%/100%,%; 2017-2018  учебный год –78%/100%,;2018-2019 учебный год -82% 100%

Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства

Год

Название

Результат

2019

«Всероссийский конкурс планов учебных занятий «!001 идея интересного занятия с детьми» в рамках 19-го Всероссийского интернет-педсовета в номинации «Внеклассная работа»»

Победитель

Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий (у коллег)

Дата

ФИО преподавателя, которого посетил

Предмет

Февраль, 2106

Голованова С.Д.

Литературное чтение

Гусева Н.А.

Математика

Абуталипова А.А.

Математика

Февраль, 2017

Николаева И.М.

Математика

Шугуролва Л.Х.

Математика

Болтикова М.Г.

Русский язык

Февраль, 2018

Абуталипова А.А

Литературное чтение

Хакимхан О.Н.

Февраль, 2019

Абуталипова А.А

Русский язык

Распространение педагогического опыта (по проблеме)

Обобщение педагогического опыта

Наличие публикаций в предметных и методических журналах (сборниках)

Семинар для заместителей директоров школ города по теме «Проектная деятельность»

Материалы республиканской педагогической научно-практической конференции 26 апреля 2016 г.

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП) СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ

Дистанционно

Общественное признание

высоких профессиональных

достижений педагога

Дипломы, грамоты, звания и др.  

Благодарственное письмо Международной научно-практической конференции школьников «школьная наука – инновационный потенциал будущего» Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт , за подготовку победителя, 2016 г.
Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан «Республиканский олимпиадный центр», 2016 г.
Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" за подготовку победителя и пяти призёров, 2016 г.
Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" за подготовку пяти призёров, 2017 г.
Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" за подготовку победителя в двух олимпиадах и 2-х призёров, 2018 г.
Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" за подготовку дипломанта 3 степени Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов "Первые шаги в науку", 2018 г.
"Благодарственное письмо" главы Нижнекамского муниципального района, мэра города Нижнекамска, 2016 г.
"Благодарственное письмо" главы Нижнекамского муниципального района, мэра города Нижнекамска, 2019 г.
Грамота Министерства образования и науки Республики Татарстан,за подготовку призёра заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по математике, 09.02.2019 г.
"Благодарственное письмо"Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы" для одарённых детей Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, 2019 г. 

Школьное «Благодарственное письмо», 2019 г.

Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский университет" за подготовку 3 призёров олимпиады по математике, 2019 г.
Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский университет" за подготовку призёра олимпиады по русскому языку, 2019 г.
Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский университет" за подготовку призёра олимпиады по окружающему миру, 2019 г.
Диплом Министерства образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" за подготовку призёра олимпиады по математике, 2019 г.



Предварительный просмотр:

Управление образования исполнительного комитета НМР РТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ

ПРИНЯТО        

на заседании методического совета

протокол №____ от _______2019г.

                                                        

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУ ДО «ЦВР»        

для одарённых детей НМР РТ

______________ /З.А. Санникова

Введено в действие приказом

№________ от _____________2019г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

(экспериментальная)

естественнонаучной направленности

«Умники и Умницы»

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Исследователь»

Год обучения: первый

Возраст воспитанников:    7-8  лет,      1 класс

Срок реализации: 1 год

Составила                                                                     педагог дополнительного  образования                                                                высшей квалификационной категории

Ярова Эльмира Камиловна

                                                                             

г. Нижнекамск, 2019г.

Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Исследователь» для детей 7-8 лет разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013г. (в ред. Закона РТ от 23.07.2014 № 61-ЗРТ, с изм. от 17.11.2016 №54-ЗРТ);

3.Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 28.07.2004 г. №44-ЗРТ;

4.Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. «Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5.«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16  (с изменениями от 11.12.2006 № 06-1844);

6.«Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

7.«План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р;

8.«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи МОиН РФ от 18.11.2015 № 09-3242;

9.Конвенция ООН «О правах ребёнка», 1989 г.;

10.Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г., (с изм., внесенными Федеральным законом от 27.07.2011 г. № 252-ФЗ);

11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14) от 04.07.2014 № 41;

12.«Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования  в новой редакции», Приказ МОиН РТ от 20 марта 2014 г. № 1465/14;

13.«Об утверждении Стандарта качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в многопрофильных организациях дополнительного образования детей, подведомственных управлению образования ИК НМР РТ» Постановление Руководителя ИК НМР РТ от 27.05.2014г. №966;

14.Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа  «Умники и Умницы» отнесена  к  программам  естественнонаучной  направленности.  Ее  цель  и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно - исследовательской деятельности.

 Актуальность программы

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения   в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивностью.  Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов, на анализе современных  требований  модернизации  образования, – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.  

Новизна  данной  дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы: развитие творческого воображения, исследовательского таланта через инновационные технологии «ромашка Блума», «Кластер», «Ментальная карта», «Критическое мышление».

Педагогическая целесообразность. Именно новые приёмы заставляют детей лучше запомнить информацию, позволяет охватить значительно больший объем учебного материала, вовлекает всех воспитанников процесс, организует творческую деятельность, обеспечивает полёт фантазии.  Деятельность интересна детям. У воспитанников нет страха высказать неправильное суждение, они открыты и активны. 

Цель данного курса: воспитание исследовательского таланта у детей.

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи

Образовательные:

- овладение новыми инновационными технологиями;

- развитие мотивации к  поисковой и исследовательской деятельности; 

- поддержать овладение конкретными математическими знаниями;

- формирование навыков творческого мышления и развитие интереса к решению нестандартных задач;

 - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность ребят;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Воспитательные:

-  воспитание трудолюбия и стремления достичь своей цели, интереса к точным наукам;

- формирование общественной активности личности,

- гражданской позиции,

- культуры общения и поведения в социуме,

- навыков здорового образа жизни.

Развивающие:

- предоставить возможность для развития мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:

- определение видов организации деятельности детей, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;                          

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;                                                                                                                                                      -  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки;                                                                                                                                                

- в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.        

Возраст детей.  Группа профильная, состав группы постоянный, 15 человек. Набор свободный. Программа рассчитана для детей 7-8 лет (1 класс).

Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа рассчитана на 4 часа в неделю, 144 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут.  Сроки реализации программы: с 14 сентября по 30 мая. Срок реализации реален для достижения результатов.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.  Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Все вопросы и задания рассчитаны на работу воспитанников на занятии.

Ожидаемые результаты

Личностными:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Воспитанник научится:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Воспитанник получит возможность научиться:

- ставить цель и задачи исследования;

- установить гипотезу;

- определять логическую связь;

- различать объект исследования от предмета;

- анализировать высказывания;

- строить таблицы, модели правил;

- проводить исследование.

Межпредметная связь: геометрия, информатика, литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика, родной русский язык, родной татарский язык.

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития воспитанников объединения (ШТУР – школьный тест умственного развития);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития воспитанников детского объединения.

Мониторинг.

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития воспитанников объединения (ШТУР – школьный тест умственного развития);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития воспитанников детского объединения.

Виды контроля.

Входной  контроль  проводится  с целью определения уровня развития детей в форме олимпиады «Эрудит», позволяющий определить исходный уровень развития воспитанника  по методикам Холодовой О. А. (результаты фиксируются в зачетном листе педагога).

Промежуточный  контроль – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы: тестирование, «Математические бои», «Абака», викторина,  конкурсы плакатов, рисунков,

Итоговый контроль – с целью определения  изменения уровня развития  детей, их творческих  способностей.  Воспитанники детского объединения будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике; в научно-исследовательских конкурсах и конференциях, в отчётных концертах, решение задач поискового характера.  

Формы подведения итогов. 

Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня: концерты, конкурсы, выставки, соревнования, турниры, экскурсии.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе педагога. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Учебный план по предмету «Умники и Умницы»

Наименование раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

Вводные занятия

2

1

1

1

Комплектование группы. Знакомство с режимом и содержанием работы кружка.

1

1

-

Наблюдение, стартовый контроль форме олимпиады «Эрудит»

2

Вводный урок. Техника безопасности. Как люди научились считать. Входной мониторинг.

1

1

1

Исследование задач

14

5

9

1.2.

Исследование комбинаторных задач

2

1

1

1.3.

Решение комбинаторных задач

1

-

1

1.4.

Составление комбинаторных задач

1

-

1

1.5.

Решение сюжетных задач

2

1

1

1.6.

Задачи на поиски закономерностей

2

-

2

самопроверка по эталону и самооценка, тест, викторина, решение задач поискового характера

1.7.

Задачи ловушки

2

1

1

1.8

Задачи, связанные с нахождением величин

2

1

1

1.9.

Задачи повышенной трудности

2

1

1

2

Математика и конструирование

24

4

20

2.1.

Простейшие геометрические фигуры

2

-

2

2.2.

Построение фигур при помощи линейки

2

-

2

2.3.

Построение фигур при помощи циркуля

2

-

2

2.4.

Составление узоров из геометрических фигур

2

-

2

2.5.

Задачи на разрезание

2

-

2

2.6.

Сколько здесь фигур?

2

-

2

2.7.

Выпуск стенгазеты

2

1

1

2.8..

Пространственные, линейные и плоскостные представления

2

1

1

2.9.

Ломаная линия.

2

1

1

2.10.

Величины геометрических фигур

2

-

2

2.11.

Конструктор и техническое моделирование

2

-

2

Практическая работа.

2.12.

Геометрические тела

2

1

1

3

Математические игры

14

2

12

3.1.

Морской бой

2

1

1

3.2.

Головоломки

2

-

2

3.3.

Числовые ребусы

2

-

2

3.4.

Шарады

2

2

Решение кроссвордов, шарад, головоломок в парах.

Математические бои.

3.5.

Решение кроссвордов

2

-

2

3.6.

Задания со спичками

2

1

1

3.7.

Лабиринты

1

1

3.8.

Крестики - нолики

1

1

4

«Истина». «Ложь»

16

4

12

4.1.

Знакомство с таблицей.

2

1

1

4.2.

Построение истинных высказываний.

2

1

1

4.3.

Работа с графической моделью.

2

-

2

4.4.

Работа со схематической моделью

2

-

2

4.5.

Решение логических задач табличным способом.

2

1

1

4.6.

Работа с ложными высказываниями.

1

-

1

4.7.

Отрицание высказывания.

1

-

1

4.8.

Моделирование как способ решения логических задач.

2

1

1

Командная игра «Истина и ложь».

4.9.

Установление истинности/ложности высказываний.

2

-

2

5

Решение логических задач

28

4

24

5.1.

Решение логических задач исследовательским методом.

4

1

3

5.2

Решение логических задач на пространственные отношения

2

-

2

5.3.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

2

-

2

5.4.

Наглядное представление текстовых данных.

2

-

2

5.5.

Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

2

-

2

5.6.

Составление логических задач

2

1

1

5.7.

Решение логических задач табличным способом.

4

1

3

Решение задач поискового характера.

Командная игра «Абака»

5.8.

Решение логических задач методом исключения.

4

1

3

5.9.

Решение логических задач различными способами.

2

-

2

5.10.

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

-

2

5.11.

Математические бои

2

-

2

6

Олимпиадные задания

12

3

9

6.1.

Решение задач конкурса «Кенгуру»

4

1

3

6.2.

Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

4

1

3

6.3.

Решение олимпиадных заданий

4

1

3

Мини-олимпиада

7

Графика

4

1

3

7.1.

Графические диктанты

4

1

3

Графический диктант

8

Подготовка и участие в мероприятиях

6

-

6

8.1

День пожилых людей

1

1

Конкурс стихов

Конкурс рисунков

Конкурс поделок

Конкурс плакатов

Участие в концертах

8.2

День учителя

1

1

8.3

День матери. «Мы будем вечно прославлять, Ту женщину, чьё имя - Мать!»

1

1

8.4

Международный женский день 8 марта

1

1

8.5

День Победы

1

1

8.6

«Дружно, смело, с оптимизмом- а здоровый образ жизни»

1

1

9

Подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах

12

5

10

9.1

«Дебют в науке»

5

4

1

9.2

Конкурс-выставка в рамках конкурс «Дебют в науке»

2

1

1

39.3

Олимпиады от республиканского центра

- по математике

- по русскому языку

- по окружающему миру

- по литературному чтению

4

-

4

9.4

Олимпиады «Дети в науке»

- по математике

- по русскому языку

- по окружающему миру

- по литературному чтению

4

-

4

Участие в Республиканских конкурсах и олимпиадах

10

Экскурсии

3

3

10.1

Краеведческий музей. Зал «Нижнекамская старина»

1

-

1

Конкурс рисунков

Проект

10.2

Краеведческий музей. Зал «Животные Корабельной рощи»

1

-

1

10.3

Центр инновационного творчества «GRAFT»

1

-

1

11

Занятия по ПДД

6

4

2

Тест

ИТОГО (ч)

144

33

111

Содержание учебного плана

Вводные занятия

1

Комплектование группы. Знакомство с режимом и содержанием работы кружка.

Теория Знакомство с целью и задачами кружка.

2

Вводный урок. Техника безопасности. Как люди научились считать. Входной мониторинг.

Практика. Конкурс «Эрудит»

1

Исследование задач

1.2.

Исследование комбинаторных задач

Теория. Понятие «комбинаторные задачи»

Практика. Выявлять закономерности. Оформить схему.

1.3.

Решение комбинаторных задач

Практика. Решение комбинаторных задач разной сложности

1.4.

Составление комбинаторных задач

Практика. Составление простых комбинаторных задач. Работа в паре.

1.5.

Решение сюжетных задач

Теория. Понятие «сюжетные задачи».

Практика. Разбор и поиск решения сюжетных задач.

1.6.

Задачи на поиски закономерностей

Практика. Практическая работа по выявлению закономерностей. Фронтальная работа. Работа в группах.

1.7.

Задачи ловушки

Теория. Понятие «задачи – ловушки»

Практика. Поиск подсказок в задачах данного вида. Исследовательская работа. 

1.8

Задачи, связанные с нахождением величин

Теория. Понятие «Величины»

Практика. Решение выражений с именованными числами

1.9.

Задачи повышенной трудности

Теория. Понятие «задачи повышенной трудности»

Практика. Практическая работа: разбор задач повышенной трудности.

2

Математика и конструирование

2.1.

Простейшие геометрические фигуры

Практика. Практическая работа: выделение основных признаков геометрических фигур.

2.2.

Построение фигур при помощи линейки

Практика. Использование линейки для построения фигур.

2.3.

Построение фигур при помощи циркуля

Практика. Использование циркуля для построения фигур.

2.4.

Составление узоров из геометрических фигур

Практика. Творческая работа с линейкой и циркулем (индивидуальная работа).

2.5.

Задачи на разрезание

Практика. Развитие глазомера, абстрактного мышления.

2.6.

Сколько здесь фигур?

Практика. Соревнование. Развитие глазомера, внимательности.

2.7.

Выпуск стенгазеты.

Теория. Подбор материалов для стенгазеты.

Практика. Групповая практическая работа: выпуск стенгазеты по теме «геометрические фигуры»

2.8..

Пространственные, линейные и плоскостные представления.

Теория. Понятие «Пространственные, линейные и плоскостные представления»

Практика. Поиск основных признаков для объединения фигур.

2.9.

Ломаная линия.

Теория. Понятие «Ломаная линия»

Практика. Построение ломаной линии при помощи линейки.

2.10.

Величины геометрических фигур.

Практика. Практическая работа: измерение длины, ширины, высоты геометрических фигур.

2.11.

Конструктор и техническое моделирование

Практика. Моделирование при помощи конструктора.

2.12.

Геометрические тела

Теория. Понятие «Геометрические тела»

Практика. Игра «Кто я?»

3

Математические игры

3.1.

Морской бой

Теория. Правила игры «Морской бой»

Практика. Игра «Морской бой» в паре.

3.2.

Головоломки

Практика. Решение головоломок. Командная игра.

3.3.

Числовые ребусы

Практика. Числовых ребусов. Командная игра

3.4.

Шарады

Практика. Разгадываем шарады.  Работа в паре. Соревнования.

3.5.

Решение кроссвордов

Практика. Решение кроссвордов. Фронтальная работа. Командные соревнования.

3.6.

Задания со спичками

Теория. Знакомство с римскими цифрами.

Практика. Решение головоломок со спичками.

3.7.

Лабиринты

Практика. Игра лабиринт.

3.8.

Крестики – нолики

Практика. Игра. Парная работа.

4

«Истина». «Ложь»

4.1.

Знакомство с таблицей.

Понятие. «Таблица. Виды таблиц»

Практика. Учимся чертить простую таблицу.

4.2.

Построение истинных высказываний.

Теория. Понятие «Высказывание. Истинное высказывание».

Практика. Составление истинных высказываний.

4.3.

Работа с графической моделью.

Практика. Расшифровка графической модели. Составление графической модели.

4.4.

Работа со схематической моделью

Практика. Расшифровка схематической модели. Составление схематической модели.

4.5.

Решение логических задач табличным способом.

Теория. Понятие «логические задачи»

Практика. Практическая работа: оформить задачу в виде таблицы.

4.6.

Работа с ложными высказываниями.

Практика. Составление ложных высказываний. Работа в паре.

4.7.

Отрицание высказывания.

Практика. Работа в паре по теме.

4.8.

Моделирование как способ решения логических задач.

Теория. Продолжить знакомство с видами логических задач.

Практика. Моделирование простых задач и их решение. Групповая работа.

4.9.

Установление истинности/ложности высказываний.

Практика. Работа с логическими задачами. Командные соревнования.

5

Решение логических задач

5.1.

Решение логических задач исследовательским методом.

Теория. Понятие «Исследование»

Практика. Исследовательская работа.

5.2

Решение логических задач на пространственные отношения

Практика. Исследовательская работа.

5.3.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Практика. Исследовательская работа.

5.4.

Наглядное представление текстовых данных.

Практика. Сравнение простых задач и текстовых. Выявление сходства и различия.

5.5.

Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

Практика. Работа над предупреждением ошибок.

5.6.

Составление логических задач.

Теория. Основные признаки логических задач.

Практика. Работа в паре. Составление и решение логических задач.

5.7.

Решение логических задач табличным способом.

Теория. Способы решения логических задач.

Практика. Работа в группе.

5.8.

Решение логических задач методом исключения.

Теория. Способы решения логических задач.

Практика. Работа в группе.

5.9.

Решение логических задач различными способами.

Практика. Работа в группах.

5.10.

Практическая работа. «Математика и конструирование»

Практика. Работа в группе. Учатся видеть сходства и различие, замечать изменения.

5.11.

Математические бои.

Практика. Игра-соревнование. Текущий контроль. Решение логических задач удобным способом.

6

Олимпиадные задания

6.1.

Решение задач конкурса «Кенгуру»

Теория. Знакомство с правилами конкурса.

Практика. Решение заданий конкурса фронтально и самостоятельно.

6.2.

Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

Теория. Знакомство с правилами конкурса.

Практика. Решение заданий конкурса фронтально и самостоятельно.

6.3.

Решение олимпиадных заданий

Теория. Инструктаж и пробная работа.

Практика. Текущий контроль: олимпиада по предметам.

7

Графика

7.1.

Графические диктанты

Теория. Понятие «графический диктант»

Практика. Выполнение диктанта с самопроверкой. Текущий контроль: графический диктант.

8

Подготовка и участие в мероприятиях

8.1

День пожилых людей

Практика. Конкурс рисунков, поделок, стихотворений. Участие в концерте.

8.2

День учителя

Практика. Конкурс рисунков, поделок, стихотворений. Участие в концерте.

8.3

День матери. «Мы будем вечно прославлять, Ту женщину, чьё имя - Мать!»

Практика. Конкурс рисунков, поделок, стихотворений. Участие в концерте, конкурсе.

8.4

Международный женский день 8 марта

Практика. Конкурс рисунков, поделок, стихотворений. Участие в концерте.

8.5

День Победы

Практика. Конкурс рисунков, поделок, стихотворений. Участие в концерте, участие в параде «День Победы», в акции «Бессмертный полк». Встреча с ветеранами. Изготовление поздравительных открыток.

8.6

«Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни»

Практика. Конкурс рисунков, плакатов. Участие в конкурсе.

9

Подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах

9.1

«Дебют в науке»

Теория. Сбор материалов по выбранной теме. Составление работы.

Практика. Защита работы.

9.2

Конкурс-выставка в рамках конкурс «Дебют в науке»

Теория. Сбор материалов по выбранной теме

Практика. Изготовление и защита работы.

39.3

Олимпиады от республиканского центра

- по математике

- по русскому языку

- по окружающему миру

- по литературному чтению

Практика. Участие в олимпиадах по предмету.

9.4

Олимпиады «Дети в науке»

- по математике

- по русскому языку

- по окружающему миру

- по литературному чтению

Практика. Участие в олимпиадах по предмету.

10

Экскурсии

10.1

Краеведческий музей. Зал «Нижнекамская старина»

Практика. Практика. Экскурсия в комплексный музей Нижнекамска по адресу Строителей14. Конкурс рисунков. Конкурс рисунков.

10.2

Краеведческий музей. Зал «Животные Корабельной рощи»

Практика. Экскурсия в комплексный музей Нижнекамска по адресу Строителей14. Конкурс рисунков.

10.3

Центр инновационного творчества «GRAFT»

Практика. Экскурсия. Лицей №24

11

Занятия по ПДД

Теория. Изучаем ПДД. Презентация.

Практика. Составляем карту безопасной дороги от школы до дома. Изучаем дороги вокруг школы.

Методическое обеспечение

Дидактические материалы

I.Методические комплексы, состоящие из методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

II. Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения, олимпиадные задания.

III. Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.

IV. Дидактический  материал : «Тест руки», тест на фрустрацию, ШТУР (школьный тест умственного развития).

V. Методика Орловой Т.В.т

     Методика П. Торранс.

Методы стимулирования и мотивации через:

методы формирования интереса к учению (эмоциональное стимулирование):

 - учебные дискуссии;

- поощрение;

- учебно-познавательная игра;

- создание ярких наглядных образных представлений;

- создание ситуации успеха;

- свободный выбор заданий.

Методы формирования долга и ответственности в учении:

- методы учебного поощрения;

- порицания;

- предъявления учебных требований.

Объяснительно-иллюстративные методы:

- сообщение об учебной информации по теме;

- организация наглядного восприятия;

- разъяснения основных теоретических положений;

- установление связи с изученным материалом;

- формулировка выводов в виде правила, закона, формулы, алгоритма;

- моделировании выводов в виде схем;

Социальные методы:

- создание ситуации взаимопомощи;

- поиск контактов и сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- взаимопроверка;

- рецензирование;

- самопроверка.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций через:

гностические: 

- организация мыслительных операций – проблемно-поисковые;

 перцептивные:

 - восприятие учебной информации посредством чувств - словесные методы,  

 - наглядные методы, аудиовизуальные методы, практические методы.

логические методы:

- организация и осуществление логических операций - индуктивные,  дедуктивные, метод аналогий и др.

исследования:

- эксперимент;

познавательные:

- опора на жизненный опыт;

- создание проблемной ситуации;

- выполнение творческих заданий.

самоуправление учебными действиями: 

-репродуктивные методы - инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка, опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологии;

- самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

Методы контроля и самоконтроля через:

- методы устного контроля;

- письменного контроля;

- методы самоконтроля.

Материально-техническое оснащение

1.Текстовый материал:

- бланки тестов и ключей к ним для каждого ребёнка

2. Олимпиадные задания.

3. Рабочие тетради под редакцией Холодова О.А.

4.Индивидуальные карточки с заданиями.

5. Игровой инвентарь:

- мяч;

- числовой веер.

6. Глобус

 7.Теплое, просторное и светлое помещение (класс)

8.Мебель

- парты – 15 шт.

- стулья – 30 шт.

- учительский стол – 1 шт.

- учительский стул – 1 шт.

- школьная магнитная доска – 1 шт.

- шахматная доска – 1 шт.

- магниты – 20 шт.

9.Средства ТСО

- ноутбук – 1 шт.;

- колонки – 2 шт.;

- принтер;

- мультимедиа проектор.

10. А-4

11. Геометрические фигуры и тела.

12. Инструменты

- линейки;

- циркуль.

Список литературы для педагога

Автор, год издания /Название пособия

1

Аленков Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003

2

Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

3

Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - М: «Новый учебник», 2004 г.

4

Горячев А.В. «Всё узнаю, всё могу». М.: Баллас, 2008

5

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

6

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994

7

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004.

8

Левитас .Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе»- М., Илекса, 2005.

9

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

10

Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада «Интеллект» (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., «Образование», 2002 г.

11

Савенков А.И. «Я - исследователь» рабочая тетрадь, М.: Дом Фёдоров, 2008

12

Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 7-10 лет». - Яр, «Академия развития»,

2001 г.

13

Холодова О. «Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс».- М., Росткнига, 2019.

 Список литературы для воспитанников

Автор, год издания /Название пособия

1

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)», М: РОСТ книга, 2019 г.

2

Романевия Т.Ф. «Математические игры»

3

  1. Лихтарников Л.М. «Занимательные логические задачи». -СПб.: Лань, МИК, 1996

4

  1. Произволов В.В. «Задачи на вырост»,1995

5

  1. Трошин В.В. «Занимательные дидактические материалы по математике».

6

  1. КордемскийБ.А.,Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел».

7

  1. ГарднерМ. «Математические головоломки и развлечения»

8

Перельман Я.И. «Занимательная арифметика». – Москва: АО "Столетие"

9

Романевич Т.Ф. «Сборник математических игр»

10

Сорокина Т.Б. «Развивающие головоломки для детей 7-10 лет»

11

Разработчик:Bojan Klabjan. Головоломки со спичками. Ответы

12

Бармина Т.Е. «Комбинаторные задачи»

13

http://ruolimpiada.ru олимпиады по предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта по самообразованию

Дорожная карта по самообразованию учителя...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя начальных классов за 2015 – 2016 учебный год)...

Дорожная карта по самообразованию учителя

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)...

Дорожная карта за 20015/2016 учебный год по самообразованию учителя.

В последние годы в школе проходят  глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования ли...

Дорожная карта за 2016/2017 учебный год по самообразованию учителя.

Отчет о проделанной работе, достижениях по самообразованию учителя....

Дорожная карта по самообразованию

Дорожная карта по самообразованию за 2017-2018 учебный год...