Программа внеурочной деятельности "Страна этикета"
рабочая программа (1 класс)

Румянцева Ирина Викторовна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13» города Сарова

Принята

на заседании педагогического совета

Утверждаю:

Директор МБОУ Школы №13

«___» ________________ 2019г.

__________________________

Протокол № __________

«___» ________________ 2019г.

Общеразвивающая

программа внеурочной деятельности

                                                                «Страна этикета»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации:        1 год

Автор - составитель: Румянцева И.В

 

учитель начальных классов МБОУ Школы №13

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                
  2. Общая характеристика курса
  3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса                
  4.  Содержание курса внеурочной деятельности        
  5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся                                        
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса                 

        

1. Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель–общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

2. Общая характеристика курса

Актуальность и социальная значимость настоящей программы:

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Курс «Страна этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».

Цель настоящей программы:

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

      К числу планируемых результатов освоения общеразвивающей программы отнесены: 

Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

  • способствовать развитию языкового эстетического идеала подростка;
  • воспитывать культуру чтения, формировать потребность в чтении;
  • особое внимание уделить патриотическому воспитанию: уважению к русскому языку, культуре, литературе, а также культуре своего города.

       Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

  • речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

 В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

 В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде
  • праздники.

      Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поисках истины, уважении любого мнения, равноправии позиций, взаимной доброжелательности.

       Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является тесное взаимодействие участников кружка с другими учащимися начальной школы.

      Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

       Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Продолжительность освоения дополнительной общеразвивающей программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

  • 1-й год обучения – 33 часа (1раз в неделю по 1 часу)

Форма организации занятий – групповая.

       Формы и виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение  музея;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

     Место проведения занятий:

  • школа;
  • школьный двор;
  • музей народной игрушки;
  • актовый зал;
  • библиотеки.

     Формы учета оценки планируемых результатов:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  •  анкетирование обучающихся и родителей.

      Основными результатами реализации общеразвивающей внеурочной программы являются:

      В результате прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы предполагается достичь следующих результатов:

 Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

 сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

 Для достижения данного уровня результатов необходимо:

воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

            Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

обучающимся получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Четвертый уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для его  достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на четвертом уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

       Формы подведения итогов:

  • проведение праздников, проектов, викторин, дискуссий.

 Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

2.Этикет

3.Этические нормы отношений с окружающими

4.Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

План

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов.

Количество часов

Характеристика деятельности  обучающихся

Теория

Практика

1-й год обучения

1.

Этика общения.

6 ч

2

4

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также

2.

Этикет.

8 ч

4

4

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

9 ч

3

6

работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии
  • Проекты
  • Игры

4.

Этика отношений в коллективе.

10 ч

4

6

33ч

13

20

4. Содержание программы «Страна этикета»

1 класс

Раздел 1. Этика общения (6 часов)

Тема 1. Доброе слово,  что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 7. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 8. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 9. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 10. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 11. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 12. Путешествие в страну Этикета. 

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 13- 14. Просим к столу. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этические нормы отношений с окружающими (9 часов)

Тема 15. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 16. Я могу быть волшебником.

 Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 17. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 18. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 19. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 20. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 21.  Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде проекта. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 23. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Тема 24. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 25-26. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 27. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 28-29. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 30. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема 31-32. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Проект «Создание книги мудрости.»

Тема 33. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

1Б класс Учитель: Румянцева И.В.

Название раздела и темы

Дата

Факт.

Форма деятельности

Этика общения. 6ч.

1

Доброе слово что ясный день

Познавательная беседа. Игра

2

Если вы вежливы

Познавательная беседа. Игра

3

Да здравствует мыло душистое

Игра. Конкурс. Рисунки

4

Когда идёшь по улице

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах  города.

5

Узнай себя

Путешествие в сказку. Конкурсы.

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

Рассказ. Беседа. Игра

Этикет. 8ч.

7

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач

8

Повседневный этикет

Ответы на вопросы. Игра

9

Весёлые правила хорошего тона

Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Работа в группах.

10

Сказка об этикете

Познавательная беседа. Игра

11

Продолжение сказки об этикете

Познавательная беседа. Игра

12

Путешествие в страну этикета

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

13-14

Просим к столу

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие в школьной столовой .

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

15

Путешествие в волшебную сказку

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

16

Я могу быть волшебником

Познавательная беседа. Игра

17

Маленькое дело лучше большого безделья

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

18

Любимый уголок родной Отчизны

Познавательная беседа. Игра. Экскурсия к памятным местам станицы.

19

У каждого героя свои герои

Познавательная беседа. Посещение районного музея.

20

Мы соберём большой хоровод

Познавательная беседа. Игра

21

Я люблю маму милую мою

Познавательная беседа. Игра.

Конкурс рисунков

22

Поздравляем наших мам

Проект.

23

Люби всё живое

  Посещение выставочного зала. Беседа.

Этика отношений в коллективе. 10ч.

24

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

25-26

Мой класс – мои друзья

Познавательная беседа. Игра.

Работа в группах. Тестирование.

27

Самолюб никому не люб

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.

28-29

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

30

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

31-32

Путешествие в мир добрых мыслей

Проект.

33

Доброта что солнце

Итоговое занятие

Подготовка к празднику.

Праздник.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы.

           

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  18. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
  19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  23. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
  10. Осеева В.А. Волшебное слово
  11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
  16. Чуковский К. И.  Федорино горе.
  17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
  18. Чуковский К.И. Телефон.
  19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
  20. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.
  23. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

2. Печатные пособия

Художественные книги, детские журналы, газеты

3. Технические средства обучения

Мультимедиа, проектор

4. Экранно-звуковые пособия

Экран, колонки

5. Игры и игрушки

Мячи, настольные игры

6.Оборудование кабинета

Столы. стулья, доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...

Программа внеурочной деятельности «Этикет общения»

Программа внеурочной деятельности«Этикет общения»   Направление внеурочной деятельности - социальная направленностьСрок реализации программы- 1 год (34 ч.)Возрас...