Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой речи в современных социально-педагогических условиях"
статья

Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой  речи в современных социально-педагогических условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой
речи в современных социально-педагогических условиях

Проблема использования невербальных средств коммуникации в обучении детей с нарушенным слухом в настоящее время стоит очень остро. Важным является то, какие формы речи будет использовать учитель и воспитатель, чтобы донести до детей информацию, а также как будут отвечать ему воспитанники. Также это важно для общения детей с нарушенным слухом между собой и с окружающими их людьми, в том числе и слышащими. Не стоит забывать о том, что невербальные средства коммуникации влияют и на становление личности неслышащих детей.

В современной России коренным образом изменилась социально-педагогическая ситуация в плане использования специфических средств коммуникации лиц с нарушением слуха. Жестовая речь стала полноправным средством обучения и общения глухих и слабослышащих учащихся, что отражено в международных и российских нормативно-правовых документах.

С 2012 года государство официально признало жестовый язык для лиц с нарушенным слухом. Это связано с ратификацией Конвенции о правах инвалидов в России. Теперь в нашей стране жестовый язык поддерживается на государственном уровне.

Право на образование закреплено в таких международных документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и др., а также в документах Российской Федерации, которые поддерживаются Конституцией РФ.

Права и свободы людей с недостатками физического и умственного характера продолжительное время интересовали различные мировые ассоциации. На данный период Организацией Объединенных Наций по этой проблеме разработан ряд документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948);
  • Декларация о правах инвалидов (1975);
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971) ;
  • Конвенция о правах инвалидов (2006);
  • Конвенция о правах ребенка(1989) ;
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1994) .

Конвенция о правах инвалидов (статья 24) предполагает равные возможности на получение образования всех людей. Пункт 3 предоставляется возможность пользоваться специфическими средствами обучения, которые облегчат усвоение жизненных,  социальных и других компетенций. Применяются меры по одобрению языковой самобытности глухих и познанию жестового языка. Также разрешается обучение лиц с ОВЗ (слепые, глухие, слепоглухие) с помощью самых удобных языков и способов общения, помогающих усвоению знаний и социализации. Для этого на работу должны приниматься учителя, владеющие  жестовым языком и/или азбукой Брайля, в том числе учителя-инвалиды.

На основе анализа международных  документов можно сделать следующие выводы:

  1. Все эти документы предоставляют равные права людям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым людям.
  2. Людям с ОВЗ предоставляются специальные права, например, человек с нарушенным слухом имеет право на сурдопереводчика.
  3. Эти особые права для людей с ОВЗ закреплены не в одном, а в нескольких документах.

В течение 90-х гг. ХХ века законодательная политика РФ применяла меры по ратификации и реализации ряда международных документов. Таким образом, Правительство РФ подчеркивало важность помощи особой категории населения – людям с ОВЗ, нуждающимся в поддержке.

Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется на основе таких документов, как Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» г. Москвы, и других.

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» г. Москвы предполагает создания основы в законодательном плане для нужд лиц с ОВЗ в получении образования, адаптации и интеграции в общество, а также закрепляет определения основных терминов, связанных со специальным образованием. В статье №6 данного закона говориться, что Российской Федерации надлежит определить «статус жестового языка, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации». 

Важность закона «О социальной защите инвалидов», принятого в 1995 году заключается в том, что до этого не было единого документа об инвалидах, законы принимались в разных документах и противоречили друг другу.

В статье 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» закрепляется положение русского жестового языка, он признается официальным языком общения людей с нарушением слуха и речи. Также в телевизионных программах, кино- и видеофильмах должны вводиться субтитры и сурдоперевод, который должен осуществлять квалифицированный сурдопереводчик (тифлосурдопереводчик).

Органы местного самоуправления и государственная власть должны создавать условия для получения услуг по сурдопереводу русского жестового языка, а также повышать квалификацию уже имеющихся переводчиков и переподготавливать кадры.

В статье 19 «Образование инвалидов» с изменениями 2012 года говориться о предоставлении инвалидам необходимых условий для обучения. Общее и профессиональное обучение должно осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов. Ученикам должны предоставляться бесплатные учебники и другая учебная литература. А также, самое главное, должны предоставляться услуги сурдопереводчика и тифлопереводчика.

До редакции 2012 года в законе говорилось: «Язык жестов признается как средство межличностного общения». Это подразумевало, что язык жестов признается только как средство общения глухих на бытовом уровне. Из-за этого официально язык жестов в школах для глухих детей не использовался, и обучение педагогов и переводчиков жестовой речи было добровольным делом.

Основным законом на федеральном уровне  является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Он делает возможным развитие специального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. В законе предусматривается ряд статей (3,5,12,17,50,79 и т.д.), которые закрепляют государственные гарантии на получение образования лицам с ОВЗ. Например, статья 79 закона «Об образовании» называется «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Она устанавливает создание для детей с ОВЗ специальных коррекционных учреждений, классов или групп по специальным адаптированным программам. Одновременно с  этим таким детям дается возможность обучаться и с нормально развивающимися детьми.

Финансирование образовательных учреждений и предоставляющихся услуг происходит за счет федерального бюджета РФ.

 Дети направляются в эти учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день утверждена инициатива президента России на 2012 год Дмитрия Анатольевича Медведева «Наша новая школа». Она предполагает создание школы для всех. Каждая школа должна быть обеспечена всем необходимым, чтобы в ней могли обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Должны учитываться возрастные и интеллектуальные возможности детей на каждой ступени обучения.

В каждой школе должна быть создана универсальная безбарьерная среда, которая поможет детям с ОВЗ инетегрироваться в образовательный процесс. Для решения этой проблем в 2010 году  была принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда".

В наше время дети с нарушением слуха считаются обучаемыми и имеют такое же право на обучение, как и нормально слышащие. Их права и свободы защищают множества законов. Государство делает все возможное, чтобы детям с ограниченными возможностями были доступны все те же блага, что и здоровым детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015...

"Социально- педагогические основы этнокультурного воспитания детей в современных условиях."

Предпосылками этнокультурного воспитания подрастающего поколения выступили идеи народности (принципы воспитания, роль и значение родного языка, принципы социальности и этничности, национальн...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

Статья "Мотивационное обеспечение учебного процесса на современном уроке"

Мотивационное обеспечение является одной из главных задач в образовании. Так как учитель, должен ориентироваться прежде всего на личностные особенности каждого ребёнка....

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

Статья: «Сотрудничество с родителями как условие социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ»

В статье рассматриваются  методы работы по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ....