Приёмы формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках
материал

Кравцова Елена Николаевна

Практический семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар

 «Приёмы формирование регулятивных универсальных учебных действий

на уроках »

Цель: презентация и обсуждение  приёмов работы на уроке, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Задачи:

- показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока;

- отработать приёмы работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя  

Ход  практического семинара.

 Актуальность проблемы.

      (слайд) Одним из ключевых вопросов реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. (слайд)  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для формирования УУД учителю необходимо следовать алгоритм.  (ШАГИ) (слайд)

     Важное место в формировании умения учиться занимают  регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также дальнейшего профессионального роста.

     Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)  (Слайд)

Рассмотрим некоторые  регулятивные универсальные действия, которые мы используем в своей работе. А именно целеполагание, планирование, контроль и оценка.   

Целеполагание.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Путем  беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию.  Такой  прием в педагогике называется  «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

 Итак:  Для того, чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд)

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои).
  3. Принятие учащимися цели. («Зачем?»,   «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Верите ли вы, что… (Слайд) 

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах парах , дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира по теме «Вселенная. Солнце».

Исключение (Слайд)

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

Подводящий диалог

Детям предлагается несколько уравнений, например

9 + х = 15

3 ∙ х = 15

3 ∙ х + 6 =15

В процессе диалога выясняется тема урока («Решение составных уравнений»)

Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Планирование учебной задачи. 

        Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю  план работы: (Слайд)

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Далее провожу обсуждение:

- Как вы думаете,  поможет вам данный план в составлении кроссворда?

- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

         А теперь предлагаем вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 1).                                  

 Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

Прием ____________________________________________________

План:

 Составить два ребуса.

 Выбрать слова из списка.

 Оформить работу красиво.

 Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 2).                            

  Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам  математических понятий. Эля написала себе план работы.

Прием ____________________________________________________

План:

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Задание з. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 3).                                          

Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.                

Прием ____________________________________________________

План:

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. __________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________
  4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

- Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы: (Слайд)                              

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

          План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, выявления причин ошибок и их коррекция.

Контроль и оценка. 

Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

         Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

        Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:                              

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

       

        Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд): 

сверка с образцом (готовым ответом);

выполнение задания по алгоритму;

взаимоконтроль с товарищем;

(взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

      Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки  являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.  (Слайд)                               

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшней работы  поможет вам эти звездочки зажечь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ

Слайд 2

Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Слайд 3

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1 ШАГ – учитель вместе с учениками планирует работу по овладению метапредметными умениями 2 ШАГ – в соответствии с планом каждую неделю ученики с учителем выбирают одно из умений и развивают его на всех уроках 3 ШАГ – учитель подбирает задания, которые способствуют формированию умения

Слайд 4

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4 ШАГ – используя интегрированные проверочные работы по проверке УУД, учитель в конце года проводит предварительную диагностику степени сформированности умений 5 ШАГ – по результатам диагностики разрабатывается план корректировки конкретных умений

Слайд 5

Регулятивные действия умение уч-ся организовать свою учебную деятельность 1 2 3 4 5 6 ставить цель планировать прогнозировать контролировать корректировать оценивать себя

Слайд 6

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬ и ОЦЕНКА

Слайд 7

Целеполагание Приём «Ситуация яркого пятна»

Слайд 9

Приём «Проблемные ситуации»

Слайд 13

Приём « Исключение»

Слайд 14

Приём « Верите ли вы, что…» Начало урока Конец урока Земля – это одна из планет солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. Температура Солнца достигает 7000 градусов. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. Земля движется вокруг Солнца. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Слайд 16

Планирование учебной задачи Приём « Обсуждение готового плана решения учебной задачи» План: 1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены. 2. Выбрать несколько слов из списка. З. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались. 4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово. 5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Слайд 17

Задание 1. Прием: Работа с деформированным планом решения учебной задачи План: З. Составить два ребуса. 2. Выбрать слова из списка. 4.Оформить работу красиво. 1. Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Слайд 18

Задание 2. Прием: Использование плана с избыточными пунктами План: 1. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли. 2. Выбрать несколько понятий из списка. 3. Составить кроссворд. 4. Оформить работу красиво.

Слайд 19

Задание з. Прием: Использование плана с недостающими пунктами План: 1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение. 2.Поработать с трудными словами. З . Выучить стихотворение наизусть. 4.Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Слайд 20

Планирование учебной задачи «Обсуждение готового плана решения учебной задачи» «Работа с деформированным планом решения учебной задачи» «Использование плана с недостающими или избыточными пунктами» «Составление своего плана решения учебной задачи»

Слайд 21

Контроль и оценка сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем;

Слайд 22

Приём «Волшебные линеечки»

Слайд 23

«Лист достижений»

Слайд 25

Приём «Рефлексивный экран»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....