Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (3 класс)

Таратонова Галина Васильевна

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности  "Азбука добра" предназначена учащимся 3 класса (1час в неделю, 34ч за год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kursa_azbuka_dobra_3_klass_taratonovoy_g.v.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

               

         Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 (с изм.)

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( с изменениями и дополнениями).

-Приказа Министерства Просвещения России от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019г. №233).

 - Учебного плана МБОУ СОШ №26 имени В.И.Кугаева г. Брянска.

 - Годового календарного графика образовательного учреждения на 2019-2020 уч. год.

-  Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г. (111с.) – (Стандарты второго поколения).

        Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Цель курса— формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • Расширять кругозор учащихся в разных областях духовно-нравственной культуры.
  • Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.
  • Прививать основы духовно-нравственной культуры.
  • Уметь осуществлять нравственный выбор.

Место курса . Курс«Азбука добра» представляет систему развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Курс рассчитан на 135ч.: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе). 

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет: 45 минут

          Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения                

                                                      программы курса. 

   В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первона чальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

                                                Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


                    Планируемые результаты реализации программы на конец 3 класса

В результате изучения программы «Азбука добра» в 3 классе учащиеся научатся понимать:

  • главные духовно-нравственные ценности;
  • важнейшие достижения культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • ведущие категории и социокультурный  ряд нравственных добродетелей.

Приобретут  умения:

  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству; сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и духовно-нравственным личностям.

Получат возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для освоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • для накопления социокультурного опыта (в первую очередь, навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов);
  • для формирования ситуации успеха у каждого ученика, испытывающего эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу, что повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства;
  • для формирования мотивации активной учебно-познавательной деятельности.

                                           

                                           

                                                    Тематическое планирование

№п/п

                        Название раздела

Количество часов

1

Щкольный зтикет

2

Правила общения

3

О трудолюбии

4

Культура внешнего вида

5

Внешкольный этикет

Итого

34ч

№п/п

                         Тема занятия

             Дата проведения

По плану

Фактическая

1

Здравствуй школа!

2

Дисциплина в школе и классе

3

Поход в школьную библиотеку

4

Твоя школа – творческая работа

5

Твой класс – творческая работа

6

Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе

7

Игра «Школьный этикет»

8

Сопереживание, помощь друзьям

9

Дал слово - держи его.

10

Викторина «Правила общения»

11

Учусь всё делать сам.

12

Диалоги со сверстниками

13

Взаимопомощь в школе

14

Взаимопомощь дома

15

Береги результаты труда

16

Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций

17

Зачем чистить зубы

18

Не хочу мыться

19

Моя причёска

20

Правила личной гигиены

21

Бережное отношение к своей одежде

22

Викторина «Культура внешнего вида»

23

Правила поведения в общественных местах

24

Игра «Мы в магазине игрушек»

25

Бережной отношение к природе

26

Игра « Я в лесу?»

27

«Мы дети твои, дорогая Земля» Творческая работа

28

Время надо беречь

29

Практическое занятие «Время надо беречь»

30

Слово лечит, слово ранит.

31

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм

32

Труд кормит, а лень портит

33

Организация своего рабочего места

34

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...