Создание мотивации к изучению материала.
материал

Столярова Елена Петровна

Приемы создания мотивации

 

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.

 

            Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Рассмотрим технологию, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.

 

 Приведем приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.

 

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.  Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

 

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

 

        Прием третий: создание проблемной ситуации.  В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.

 

Прием четвертый: использование занимательного сюжета.  Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

 

Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

 

Цели воспитания с точки зрения преемственности

(Цели воспитания на начальной и основной ступенях сформулированы

П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским)

 

Ступени образования

Формирование мотивации учения

Дошкольная

Формирование познавательной мотивации

Начальная

Формирование мотивации к интенсивной учебе

Основная

Формирование мотивации к самообразованию

Очевидно, что познавательная мотивация у детей – дошкольников – это ступенька, с которой начинается развитие отношения к познанию окружающего. Если к моменту поступления в школу у них сформируется (разумеется, на “дошкольном материале”) любознательность, интересно всему новому, стремление понять устройство, назначение, происхождение, способы использования каких-либо предметов, фактов, явлений, причинно-следственные связей между ними, то в условиях школьного обучения эти предпосылки естественно трансформируются в желание освоить новое школьное содержание.

В свою очередь, сформированная в начальной школе мотивация к интенсивной учебе – это необходимое условие формирования мотивации к самообразованию в последующие годы обучения.


П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский

 

Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.

 

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  • Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит  и не отмечаются учителем.
  • Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  • У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  • Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  • Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

  1. Эмоциональные методы:
  • поощрение
  • порицание
  • учебно-познавательная игра
  • создание ярких наглядно-образных представлений
  • ситуация успеха
  • стимулирующая оценка
  • свободный выбор задания
  • помощь ребенку в его самоутверждении
  1. Познавательные методы:
  • опора на жизненный опыт
  • возбуждение познавательного интереса
  • проблемная ситуация
  • побуждение к поиску
  • творческие задания
  • мозговая атака
  1. Волевые методы:
  • предъявление учебных требований
  • возбуждение чувства ответственности, долга
  • познавательные затруднения
  • самооценка своей деятельности и ее коррекция
  • рефлексия поведения
  • прогнозирование будущей деятельности
  1. Социальные методы:
  • развитие желания быть полезным
  • побуждение к подражанию сильной личности
  • создание ситуации взаимопомощи
  • поиск контактов и сотрудничество
  • заинтересованность результатами коллективной работы
  • взаимопроверка

 

Существует множество и других способов стимулирования. Какие из них учитель выбирает, в какой-то степени зависит от личности самого учителя, стиля его взаимодействия с детьми. К примеру, авторитарный учитель чаще использует мотивы социальной направленности, увлекающейся учитель отдает предпочтение познавательным мотивам и т.д. Учитель- мастер умело сочетает методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Средством стимулирования активности может стать какое-то сугубо индивидуальное средство, какая-то “изюминка”, которая хорошо срабатывает именно у этого учителя.

В любом случае имеет значение, на какие мотивы чаще всего опирается учитель – широкие социальные или на учебные интересы.

В процессе обучения имеет место стимулирование познавательных интересов трех видов:

  • при помощи содержания учебного материала;
  • организацией учебной деятельности школьника;
  • характером общения и отношений, складывающихся в учебном процессе между учениками и между ними и учителем.  

___________________________________________________________________________________

(Г.И. Щукина)

Стимулирование познавательных интересов учащихся

при помощи содержания учебного материала.

Содержание учебного материала влияет на интерес к учению не обособленно, а в связи и с процессом деятельности, и с отношениями участников учебного процесса.

а) Важный стимул познавательного интереса – новизна содержания, его необычность, неожиданность, нестандартность.

Любой учебный предмет располагает богатейшими возможностями удивить, озадачить учащихся новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения задачи и т.д.

б) Обновление уже усвоенных знаний.

Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть отчасти знаком ученикам и отчасти нов.

Ребенок еще до школы оперирует некоторыми данными, соприкасается с множеством элементов знаний. У него складываются представления о количестве и пространстве, о растительном и животном мире и т.д. Новое знание приобретает для ребенка особый смысл тогда, когда происходит сравнение прежних знаний с тем, чем овладел сегодня.

В ситуациях, где многое стало привычным и утратило привлекательность, возбудить интерес можно с помощью нового угла зрения, нового поворота, новой стороны явления.

Опора на прежний опыт нужна не для приумножения, а для показа его несовершенства и для перестройки.

в) Стимулирует детей показ необходимости тех или иных знаний в жизни, для удовлетворения каких-то личных интересов и потребностей. Для этого учителю необходимо хорошо знать своих учащихся, их внешкольные интересы, занятия, виды деятельности.

Стимулирование познавательных интересов, связанное с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.

Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.

Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.

В этом отношении наиболее действенны такие средства стимулирования, как

  • многообразие форм самостоятельных и творческих работ;
  • проблемные ситуации;
  • ситуации успеха;
  • ситуации свободного выбора и др.

Грамотная организованная учебная деятельность позволяет детям проявить себя, свои способности, стать активным участником общей работы в классе.

Среди наиболее действенных средств стимулирования этой группы – ситуация успеха.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает главным образом при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания успеха, поощрение учителя, признание одноклассников удваивают активность, возбуждает интерес к работе, стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.

Что же такое ситуация успеха?

На уроке ученик нашел –пусть случайно – необычное решение задачи, высказал интересную мысль, удачно ответил на трудный вопрос… Учительница приятно удивлена, просит объяснить, хвалит. На некоторое время внимание6 всего класса обращено к этому ученику.

Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но на многих других детей, которым тоже нужен успех.

В одном случае такая ситуация возникает неожиданно, носит случайный характер, в другом – создается специально, искусственно. Это имеет большое значение, ибо если научиться управлять такими ситуациями, то становится возможным влиять на самую трудную категорию учащихся – неуспевающих, недисциплинированных, которые не хотят учиться и поэтому в обычных условиях урока об успехе не может быть и речи. Хотя и у них иногда вдруг проявляется активность. Но возникает она не так, как у других: нет явного оживления, не тянется нетерпеливая рука. Только мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушается, прекратит возню – вот и все малозаметные приметы. Увидеть их может только внимательный учитель. Поскольку для таких детей трудно бывает “подстеречь” удобный момент на обычном уроке, приходится создавать для него специальные условия. В любом учебном материале всегда можно вычленить легкое и трудное, занимательное и непривлекательное, существенное и менее важное. Для планируемой ситуации успеха подбирается наиболее интересный и доступный материал. Учитель сознательно занижает требования, чтобы дать ученику справиться с заданием. Пусть он познает радость успеха, поверит в свои силы. Конечно, достижения при этом будет относительны, но для самого ученика – значительны.

Чтобы высокая оценка при заниженных требованиях не воспринималась классом как несправедливость, учитель не сравнивает детей друг с другом, а оценивает продвижение каждого отдельно, подчеркивая, что “раньше не умел, а теперь научился”.

При организации успеха следует учитывать сугубо индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе может быть неудача. Один быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой один, другой не терпит одиночества. Один теряется, когда все смотрят на него, другой нуждается в этом. Для трудных школьников все имеет значение. Ситуация успеха может сорваться из-за неосторожного слова, случайного конфликта с соседом, просто плохого настроения.

От заниженных требований к трудным детям можно постепенно переходить к их усложнению, постоянно подчеркивая малейшее продвижение, успех в работе.

Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса.

Социальные стимулы, связанные с отношениями учащихся, для личности школьника оказываются подчас сильнее всех остальных.

Многообразные отношения – симпатии, дружбы, сотрудничества, взаимной зависимости и ответственности, сопереживания – создают необходимую почву для проблемного обученияобмена мнениями в ходе дискуссий, обсуждений, при анализе и оценке ответов и положительно влияют на развитие познавательных интересов.

Среди стимулов больное значение имеют:

  • поощрения;
  • доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм);
  • сотрудничество учителя и учащихся;
  •  эмоциональность самого учителя, заражающая детей;
  • создание эмоционального тонуса познавательной деятельности (интеллектуальный настрой, совместная увлеченность деятельностью и т.д.).

По характеру стимулирования познавательных интересов выделяются 4 группы учителей:

Первая группа – увлеченные учителя, любящих науку и свою работу.

Вторая группа – “деловые” учителя, создающие деловую атмосферу на уроке.

Их позиция: “научить, чтобы знали и умели”.

Третья группа – учителя, стимулирующие доброжелательностью, пониманием и сочувствием. Главное средство – поощрения, подбадривание, укрепление у школьников веры в свои силы, возможности. Они наблюдательны, оберегают детей от неудач.

Четвертая группа – учителя, “ярко эмоциональные”, проявляющие свою эмоциональность постоянно, но не всегда достигая положительных результатов (излишняя восторженность, нотации, раздражительный тон и т.д.)

Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами. В опыте педагогов-новаторов сочетающейся лучше характеристики различных по стимулированию групп.

Приложение.

Диагностика детей, поступающих в школу.

Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности.

Беседа о школе.

  1. Хочешь ли ты учиться в школе?
  2. Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра?
  3. Чем тебе нравится школа?
  4. В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
  5. Чем ты любишь заниматься дома?
  6. Какие занятия нравятся еще?

Оценка:

Высокий уровень: представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Ребенок это понимает и готов прикладывать усилия, приобретать учебные умения.

Средний уровень: дети отвечают без горячности, они скорее принимают предстоящее событие как неизбежное. Эмоционально школа их не привлекает. Ребенок перечисляет внешние элементы школьной жизни, не забывая упомянуть о спортивных занятиях, играх.

Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.

Низкий уровень: бедные и неадекватные представления о школе. Их обнаруживают дети, для которых предстоящая учебная деятельность не связана с какими-либо требованиями к ним самим, преобладают моменты занимательности, даже развлекательности будущего учения, но отнюдь не его серьезности и насыщенности трудом.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”.
  2. Амонашвили Ш.А. “Как живете, дети?” М.1986г.
  3. Амонашвили Ш.А. “Личностно-гуманная основа педагогического процесса” Минск,1990г.
  4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. “Введение в диагностику воспитания” М. Педагогика, 1989г.
  5. Зайцев В.В. “Использование ситуации свободного выбора” Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
  6. Занков Л.В. “Беседы с учителями” М.1975г.
  7. Натанзон Э.Ш. “Приемы педагогического воздействия” М.1972г.
  8. “Педагогический поиск” М. Педагогика 1988г.
  9. Сухамлинский В.А. “Сердце отдаю детям” Киев 1988г.
  10. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.1997г.
  11. Шамова Т.И. “Активизация учения школьников. Знание. Педагогика и психология” №7, 1979г.
  12. Щукина Г.И. “Проблема познавательного интереса в педагогике” М.1971г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_sozdaniya_motivatsii_k_uch.deya-ti.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы создания мотивации

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такая мотивация называется локальной.

            Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Рассмотрим технологию, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.

 Приведем приемы создания мотивации, взятые из преподавательской практики и школьных учебников. Сразу оговоримся, что порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.  Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

        Прием третий: создание проблемной ситуации.  В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации.

Прием четвертый: использование занимательного сюжета.  Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

Цели воспитания с точки зрения преемственности 

(Цели воспитания на начальной и основной ступенях сформулированы

П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским)

Ступени образования

Формирование мотивации учения

Дошкольная

Формирование познавательной мотивации

Начальная

Формирование мотивации к интенсивной учебе

Основная

Формирование мотивации к самообразованию

Очевидно, что познавательная мотивация у детей – дошкольников – это ступенька, с которой начинается развитие отношения к познанию окружающего. Если к моменту поступления в школу у них сформируется (разумеется, на “дошкольном материале”) любознательность, интересно всему новому, стремление понять устройство, назначение, происхождение, способы использования каких-либо предметов, фактов, явлений, причинно-следственные связей между ними, то в условиях школьного обучения эти предпосылки естественно трансформируются в желание освоить новое школьное содержание.

В свою очередь, сформированная в начальной школе мотивация к интенсивной учебе – это необходимое условие формирования мотивации к самообразованию в последующие годы обучения.

П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский

Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  • Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит  и не отмечаются учителем.
  • Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  • У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  • Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка поощряет нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  • Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

  1. Эмоциональные методы:
  • поощрение
  • порицание
  • учебно-познавательная игра
  • создание ярких наглядно-образных представлений
  • ситуация успеха
  • стимулирующая оценка
  • свободный выбор задания
  • помощь ребенку в его самоутверждении
  1. Познавательные методы:
  • опора на жизненный опыт
  • возбуждение познавательного интереса
  • проблемная ситуация
  • побуждение к поиску
  • творческие задания
  • мозговая атака
  1. Волевые методы:
  • предъявление учебных требований
  • возбуждение чувства ответственности, долга
  • познавательные затруднения
  • самооценка своей деятельности и ее коррекция
  • рефлексия поведения
  • прогнозирование будущей деятельности
  1. Социальные методы:
  • развитие желания быть полезным
  • побуждение к подражанию сильной личности
  • создание ситуации взаимопомощи
  • поиск контактов и сотрудничество
  • заинтересованность результатами коллективной работы
  • взаимопроверка

Существует множество и других способов стимулирования. Какие из них учитель выбирает, в какой-то степени зависит от личности самого учителя, стиля его взаимодействия с детьми. К примеру, авторитарный учитель чаще использует мотивы социальной направленности, увлекающейся учитель отдает предпочтение познавательным мотивам и т.д. Учитель- мастер умело сочетает методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Средством стимулирования активности может стать какое-то сугубо индивидуальное средство, какая-то “изюминка”, которая хорошо срабатывает именно у этого учителя.

В любом случае имеет значение, на какие мотивы чаще всего опирается учитель – широкие социальные или на учебные интересы.

В процессе обучения имеет место стимулирование познавательных интересов трех видов:

  • при помощи содержания учебного материала;
  • организацией учебной деятельности школьника;
  • характером общения и отношений, складывающихся в учебном процессе между учениками и между ними и учителем.  

___________________________________________________________________________________

(Г.И. Щукина)

Стимулирование познавательных интересов учащихся

при помощи содержания учебного материала.

Содержание учебного материала влияет на интерес к учению не обособленно, а в связи и с процессом деятельности, и с отношениями участников учебного процесса.

а) Важный стимул познавательного интереса – новизна содержания, его необычность, неожиданность, нестандартность.

Любой учебный предмет располагает богатейшими возможностями удивить, озадачить учащихся новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения задачи и т.д.

б) Обновление уже усвоенных знаний.

Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть отчасти знаком ученикам и отчасти нов.

Ребенок еще до школы оперирует некоторыми данными, соприкасается с множеством элементов знаний. У него складываются представления о количестве и пространстве, о растительном и животном мире и т.д. Новое знание приобретает для ребенка особый смысл тогда, когда происходит сравнение прежних знаний с тем, чем овладел сегодня.

В ситуациях, где многое стало привычным и утратило привлекательность, возбудить интерес можно с помощью нового угла зрения, нового поворота, новой стороны явления.

Опора на прежний опыт нужна не для приумножения, а для показа его несовершенства и для перестройки.

в) Стимулирует детей показ необходимости тех или иных знаний в жизни, для удовлетворения каких-то личных интересов и потребностей. Для этого учителю необходимо хорошо знать своих учащихся, их внешкольные интересы, занятия, виды деятельности.

Стимулирование познавательных интересов, связанное с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.

Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.

Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.

В этом отношении наиболее действенны такие средства стимулирования, как

  • многообразие форм самостоятельных и творческих работ;
  • проблемные ситуации;
  • ситуации успеха;
  • ситуации свободного выбора и др.

Грамотная организованная учебная деятельность позволяет детям проявить себя, свои способности, стать активным участником общей работы в классе.

Среди наиболее действенных средств стимулирования этой группы – ситуация успеха.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает главным образом при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания успеха, поощрение учителя, признание одноклассников удваивают активность, возбуждает интерес к работе, стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.

Что же такое ситуация успеха?

На уроке ученик нашел –пусть случайно – необычное решение задачи, высказал интересную мысль, удачно ответил на трудный вопрос… Учительница приятно удивлена, просит объяснить, хвалит. На некоторое время внимание6 всего класса обращено к этому ученику.

Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но на многих других детей, которым тоже нужен успех.

В одном случае такая ситуация возникает неожиданно, носит случайный характер, в другом – создается специально, искусственно. Это имеет большое значение, ибо если научиться управлять такими ситуациями, то становится возможным влиять на самую трудную категорию учащихся – неуспевающих, недисциплинированных, которые не хотят учиться и поэтому в обычных условиях урока об успехе не может быть и речи. Хотя и у них иногда вдруг проявляется активность. Но возникает она не так, как у других: нет явного оживления, не тянется нетерпеливая рука. Только мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушается, прекратит возню – вот и все малозаметные приметы. Увидеть их может только внимательный учитель. Поскольку для таких детей трудно бывает “подстеречь” удобный момент на обычном уроке, приходится создавать для него специальные условия. В любом учебном материале всегда можно вычленить легкое и трудное, занимательное и непривлекательное, существенное и менее важное. Для планируемой ситуации успеха подбирается наиболее интересный и доступный материал. Учитель сознательно занижает требования, чтобы дать ученику справиться с заданием. Пусть он познает радость успеха, поверит в свои силы. Конечно, достижения при этом будет относительны, но для самого ученика – значительны.

Чтобы высокая оценка при заниженных требованиях не воспринималась классом как несправедливость, учитель не сравнивает детей друг с другом, а оценивает продвижение каждого отдельно, подчеркивая, что “раньше не умел, а теперь научился”.

При организации успеха следует учитывать сугубо индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе может быть неудача. Один быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой один, другой не терпит одиночества. Один теряется, когда все смотрят на него, другой нуждается в этом. Для трудных школьников все имеет значение. Ситуация успеха может сорваться из-за неосторожного слова, случайного конфликта с соседом, просто плохого настроения.

От заниженных требований к трудным детям можно постепенно переходить к их усложнению, постоянно подчеркивая малейшее продвижение, успех в работе.

Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса.

Социальные стимулы, связанные с отношениями учащихся, для личности школьника оказываются подчас сильнее всех остальных.

Многообразные отношения – симпатии, дружбы, сотрудничества, взаимной зависимости и ответственности, сопереживания – создают необходимую почву для проблемного обученияобмена мнениями в ходе дискуссий, обсуждений, при анализе и оценке ответов и положительно влияют на развитие познавательных интересов.

Среди стимулов больное значение имеют:

  • поощрения;
  • доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм);
  • сотрудничество учителя и учащихся;
  •  эмоциональность самого учителя, заражающая детей;
  • создание эмоционального тонуса познавательной деятельности (интеллектуальный настрой, совместная увлеченность деятельностью и т.д.).

По характеру стимулирования познавательных интересов выделяются 4 группы учителей:

Первая группа – увлеченные учителя, любящих науку и свою работу.

Вторая группа – “деловые” учителя, создающие деловую атмосферу на уроке.

Их позиция: “научить, чтобы знали и умели”.

Третья группа – учителя, стимулирующие доброжелательностью, пониманием и сочувствием. Главное средство – поощрения, подбадривание, укрепление у школьников веры в свои силы, возможности. Они наблюдательны, оберегают детей от неудач.

Четвертая группа – учителя, “ярко эмоциональные”, проявляющие свою эмоциональность постоянно, но не всегда достигая положительных результатов (излишняя восторженность, нотации, раздражительный тон и т.д.)

Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами. В опыте педагогов-новаторов сочетающейся лучше характеристики различных по стимулированию групп.

Приложение.

Диагностика детей, поступающих в школу.

Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности.

Беседа о школе.

  1. Хочешь ли ты учиться в школе?
  2. Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра?
  3. Чем тебе нравится школа?
  4. В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
  5. Чем ты любишь заниматься дома?
  6. Какие занятия нравятся еще?

Оценка:

Высокий уровень: представление об обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Ребенок это понимает и готов прикладывать усилия, приобретать учебные умения.

Средний уровень: дети отвечают без горячности, они скорее принимают предстоящее событие как неизбежное. Эмоционально школа их не привлекает. Ребенок перечисляет внешние элементы школьной жизни, не забывая упомянуть о спортивных занятиях, играх.

Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.

Низкий уровень: бедные и неадекватные представления о школе. Их обнаруживают дети, для которых предстоящая учебная деятельность не связана с какими-либо требованиями к ним самим, преобладают моменты занимательности, даже развлекательности будущего учения, но отнюдь не его серьезности и насыщенности трудом.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”.
  2. Амонашвили Ш.А. “Как живете, дети?” М.1986г.
  3. Амонашвили Ш.А. “Личностно-гуманная основа педагогического процесса” Минск,1990г.
  4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. “Введение в диагностику воспитания” М. Педагогика, 1989г.
  5. Зайцев В.В. “Использование ситуации свободного выбора” Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
  6. Занков Л.В. “Беседы с учителями” М.1975г.
  7. Натанзон Э.Ш. “Приемы педагогического воздействия” М.1972г.
  8. “Педагогический поиск” М. Педагогика 1988г.
  9. Сухамлинский В.А. “Сердце отдаю детям” Киев 1988г.
  10. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.1997г.
  11. Шамова Т.И. “Активизация учения школьников. Знание. Педагогика и психология” №7, 1979г.
  12. Щукина Г.И. “Проблема познавательного интереса в педагогике” М.1971г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка"

Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка""Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника"В.А. Сухоминс...

Конспект урока по математике. Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида.

Конспект урока по математике, УМК "Школа России", 3 класс. Тема урока: Закрепеление изученного материала. решение задач изученных видов. Цель урока: совершествовать умения и навыки при решен...

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"

  Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....

Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...