ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс)

Валиева Гульназ Акдасовна

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) в том числе на практические и творческие работы 4 часа. В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культурной традиции, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а так же своей сопричастности к ним.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 часа)        

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Содержание модуля «Основы светской этики»

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.

Реализация национально-регионального компонента         

Для реализации РК в тематическом  планировании  программы отводится 4 часа, что  составляет 10% от общего количества часов по предмету    

Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд - фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).

Цели реализации НРК:

  • повышение интереса к культурным традициям народов России;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству;
  • усиление самостоятельности творческого начала в работе с учащимися.

Тема урока

№  урока

Содержание НРК

Россия – наша Родина.

1

Устный журнал «Мое село, мой район, моя область».

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

18

Рассказ детей о своей семье.

Семейные праздники.

29

Рассказы детей о праздниках в своей семье.

Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

34

Выступления детей.

        

                                                                           КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1-2

Россия –  Родина моя

2

05.09

12.09

3

Проект «Моя малая родина»

1

19.09

4-5

Этика и этикет

2

26.09

03.10

6

Вежливость

1

10.10

7

Возникновение христианства. Христианская церковь

1

17.10

8-9

Добро и зло

2

24.10

07.11

10

Дружба и порядочность

1

14.11

11

Христианство на Руси и в России. Христианские святыни

1

21.11

12-13

Честность и искренность

2

28.11

05.12

14-15

Гордость и гордыня

2

12.12

19.12

16

Проект «Каким я себя вижу в будущем?»

1

09.01

17

Обычаи и обряды

1

16.01

18

Первое откровение пророка и распространение ислама. Пророк Мухаммад

1

23.01

19-20

Терпение и труд

2

30.01

06.02

21-22

Семья

2

13.02

20.02

23

Семейные традиции

1

27.02

24

Священная книга мусульман. Пять правил жизни мусульманина

1

06.03

25-26

Сердце матери

2

13.03

20.03

27

Проект «Ценности моей семьи»

1

03.04

28-29

Правила твоей жизни

2

10.04

17.04

30

Праздники народов России

1

24.04

31

Христианские и мусульманские праздники

1

08.05

32-33

Защитники Отечества

2

15.05

22.05

34

Проект «Чему тебя учили уроки ОРКСЭ?»

Резервный урок

1

29.05


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учебный курс создает основу для:

- освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;

- понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни;

- знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепления веры в Россию;

- укрепления  средствами образования духовной преемственности поколений.

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие этических чувств –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  6. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  9. наличие эстетических чувств, умения видеть красоту мира, красоту и внутренний смысл православной культуры;
  10. установка на здоровый образ жизни;
  11. принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей жизни нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Требования к метапредметным результатам:

  1. ученик научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; искать средства ее осуществления;
  2. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в том числе во внутреннем плане; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  4. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  5. проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (учащиеся приобретут навык занимать позицию в дискуссиях и высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  6. научаться осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  7. приобретут умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
  8. овладеют навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову;
  9. овладеют навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  10. овладеют логическими действиями анализа объектов с выделением существенных признаков, синтеза, как составления целого из частей, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. научатся слушать собеседника и вести диалог; допуская возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  12. научаться формулировать собственное мнение и позицию;
  13. ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  14. разовьют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками;
  15. определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  16. ученики овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, схемы.
  17. получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
  18. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  19. определять тему и главную мысль текста;
  20. делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  21. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  22. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  23. понимать информацию, представленную в неявном виде
  24. пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  25. соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  26. формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  27. сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  28. составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  29. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;
  30. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Требования к предметным результатам:

  1. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  2. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  4. осознание ценности человеческой жизни;
  5. знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников России;
  6. нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
  7. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...