Конспекты уроков
план-конспект урока


Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку                                  и литературе «Форт-боярд»

для учащихся 4-х класов

Игру «Форд-боярд» можно провести как для одного 4 класса, так и для параллели 4-х классов. В игре может участвовать одновременно 3-5 команд.

Каждое испытание находится в отдельном кабинете, где ребятам предстоит отвечать на вопросы и выполнять задания по русскому языку. За каждое выполненное задание команда получает  баллы (ключи). В конце игры баллы(ключи) суммируются, и команда - победитель получает приз(клад). Баллы выставляются в маршрутный лист. Перед игрой проводится короткий инструктаж и выдаются маршрутные листы. Награждение проводится в актовом зале.

Цели: формирование и развитие интереса к предметам  - русский язык и литературное чтение.

 Задачи:

  • расширение и углубление учащихся о русском языке;
  • повышение общей языковой культуры;
  • формирование коммуникативных навыков, воспитание культуры общения;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Подготовительная работа и оборудование:

- формирование команд из учащихся 4-го или 4-х классов; выбор капитана;

- подготовка кураторов для различных станций из педагогов ОУ «Таврической школы»;

- подбор вопросов и заданий для игры, изготовление карточек с вопросами;

- подготовка вступительного слова для открытия игры;

- почетные грамоты и приз для победителей.

Номера станций и их названия:

1. «Цветоводы и сказочники»

2. «В гостях у слова» 

3. «Грамотеи»

4. «Наборщик»

5. «Знатоки»

6. «Художественная мастерская»

7. «Черный ящик»

8. «Великий и могучий»

Правила игры:

Команды путешествуют по различным станциям(испытаниям) в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ1 ). На станциях находятся кураторы. Команды выполняют различные задания, связанные с русским языком и литературой. Время выполнения задания 7 минут, время перехода на другую станцию  1 минута. После того, как время истекло, команда покидает станцию. В маршрутном листе отмечается количество заработанных ключей на испытании (до трех). Помимо этого, команда выполняет задание, чтоб получить подсказку о месте нахождения следующего испытания. После прохождения всех испытаний, команда отправляется в сокровищницу.  Осуществляется подсчёт количества собранных и записанных в путеводитель ключей. Команда, заработавшая большее кол-во ключей, получает доступ к сокровищам. Команда-победитель обменивает собранные ключи на ключ от сундука с сокровищами.  (Сокровища-сладкий приз).

Ход игры

(Звучит музыка. Участников игры встречает ведущий)

Добрый день, уважаемые ребята, знатоки и любители русского языка! Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Форд-боярд» по русскому языку. Русский язык, великий и могучий! Нам с вами повезло! Нам в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад русский язык. 

Сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка.

Сегодня мы с вами побываем у берегов Франции у крепости под названием «Форт-боярд». В крепости есть сокровища. Но только самые смелые и сообразительные смогут добраться до них. Для того вам нужно пойти много испытаний, собрать ключи и подсказки, чтоб открыть сокровищницу.

За право открыть сокровищницу будут соревноваться следующие команды… (представление команд)

Итак, мы начинаем нашу игру. (Ведущий объясняет правила следования по маршруту, раздаются маршрутные листы, и путешествие начинается.

Одна из команд сегодня получит свой клад. В конце игры, мы определим, кто из наших команд – являются настоящими знатоками русской речи.

Наше путешествие начинается! В добрый путь!

Испытание 1 «Цветоводы и сказочники» (3 ключа)

1 задание. Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, гладиолус, жимолость, лютик, башмачок, орхидея, кандык,  пион, георгин, коалы, бархатцы, флоксы, алоэ, тюльпаны.

(Ответы: цикорий, сирень, шиповник, колокольчик, гладиолус, жимолость, лютик, орхидея, пион, георгин, тюльпаны).

2 задание. Вспомните и назовите сказки, где есть действующее лицо «медведь». («Маша и медведь»-, «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др.)

3 задание. 

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  2. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  3. Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки “Маша и медведь”, обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)
  4. Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)
  5. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)
  6. Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

Испытание 2 «В гостях у слова» (1 ключ)

Вспомни пословицы, отгадай кроссворд(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не ...
(доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно
(слово).
4. Делу ..., потехе час
(время).
5. Где тонко, там и ...
(рвется).
6. Копейка ... бережет
(рубль).
7. Один с сошкой, а ... с ложкой
(семеро).

http://rus.1september.ru/2003/48/9.gif

( Ответы: 1. Серебро;  2. Доведут; 3. Слово; 4. Время; 5.  Рвется; 6. Рубль;

7. Семеро).

Испытание 3 «Грамотеи» (3 ключа)

1 этап: В этом испытании участвуют и команды, и капитаны. Капитаны отвечают письменно на вопросы: (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

№ П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

Сколько букв для обозначения гласные звуков в русском языке. Назовите.

Сколько гласных звуков в русском языке. Назовите.

Антоним к слову глубокий

Как погиб Колобок?

Откуда Айболиту пришла телеграмма?

Подруга дней моих суровых. О ком это?

Фразеологический оборот со словом глаза.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.

Великий русский баснописец.

Квартал или квартал?

Сколько частей речи в русском языке?

Подлежащее и сказуемое являются…

Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?

Сколько звуков в слове яд?

Где в слове искусство удвоенные согласные?

Слово близкое по значению задира

Ответы:

№ П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

Сколько букв для обозначения гласные звуков в русском языке. Назовите.

10

а, у, о, ы, и, е, э, ю, я, ё

Сколько гласных звуков в русском языке. Назовите.

6

а, у, о, ы, и, э

Антоним к слову глубокий

мелкий

Как погиб Колобок?

Съела Лиса

Откуда Айболиту пришла телеграмма?

Из Африки

Подруга дней моих суровых. О ком это?

Няне Пушкина

Фразеологический оборот со словом глаза.

Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Обязательно

Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.

Орфоэпический

Великий русский баснописец.

Крылов

Квартал или квартал?

КвартАл  

Сколько частей речи в русском языке?

10

Подлежащее и сказуемое являются…

Грамматической основой

Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?

Нет

Сколько звуков в слове яд?

3

Где в слове искусство удвоенные согласные?

Во втором случае

Слово близкое по значению задира

забияка

2 этап: Задание для команд. Дайте правильное значение данным фразеологизмам:

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)

Испытание 4 «Наборщик» (1 ключ)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Из слова АКТИВНОСТЬ команде нужно оставить как можно больше слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Испытание 5 «Знатоки» (3 ключа)

1 задание.

Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. (1 ключ)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Я уверен что для полного овл..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)

2 задание. Запишите без ошибок. (1 ключ)

На скамье сидит Кирилл и угощает ветчиной и салатом Клавдию Семеновну.

3 задание. Составьте слова по данной схеме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

¬ ͡   ^          (например, приехать)

Испытание 6 «Художественная мастерская» (2 ключа)

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословиц. Учитывается, как правильно команда поняли, раскрыли смысл пословицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

  1.  «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Испытание 7 «Черный ящик» (1 ключ)

Перед участниками семь черных ящиков, по описанию необходимо сказать о ком или о чем идет речь.

1.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

2. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

3.   Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

  1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
  2. Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
  3. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).
  4. У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

Испытание 8 «Великий и могучий» (2 ключа)

1 задание. Составьте рассказ со словами «два товарища», «роща», «чаща», «ужи», «закричали». (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

2 задание Сочините стихотворение, используя рифмы «солнце - оконце», «привет - кабинет». (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ.

Подводятся итоги игры.

Награждение победителей. Вручаются грамоты и приз. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист команды ___ класса                  

              Название команды_____________

Испытание

Кол-во ключей

Подпись

«Цветоводы и сказочники»

«В гостях у слова» 

«Грамотеи»

«Наборщик»

«Знатоки»

«Художественная мастерская»

 

«Черный ящик»

«Великий и могучий»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук( 1 ключ).

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, гладиолус, жимолость, лютик, башмачок, орхидея, кандык,  пион, георгин, коалы, бархатцы, флоксы, алоэ, тюльпаны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вспомни пословицы, отгадай кроссворд(1 ключ)

1. Слово – ..., а молчание – золото.
2. Авось да как-нибудь до добра не ... .
3. Доброе ... и кошке приятно .
4. Делу ..., потехе час.
5. Где тонко, там и ... .
6. Копейка ... бережет.
7. Один с сошкой, а ... с ложкой.

http://rus.1september.ru/2003/48/9.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

Сколько букв для обозначения гласные звуков в русском языке. Назовите.

Сколько гласных звуков в русском языке. Назовите.

Антоним к слову глубокий

Как погиб Колобок?

Откуда Айболиту пришла телеграмма?

Подруга дней моих суровых. О ком это?

Фразеологический оборот со словом глаза.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.

Великий русский баснописец.

Квартал или квартал?

Сколько частей речи в русском языке?

Подлежащее и сказуемое являются…

Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?

Сколько звуков в слове яд?

Где в слове искусство удвоенные согласные?

Слово близкое по значению задира

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Из слова АКТИВНОСТЬ команде нужно оставить как можно больше слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)1 ключ

АКТИВНОСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. (1 ключ)

Я уверен что для полного овл..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Составьте слова по данной схеме (1 ключ).

¬ ͡   ^□

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословиц. Учитывается, как правильно команда поняли, раскрыли смысл пословицы (2 ключа).

  1.  «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 Составьте рассказ со словами «два товарища», «роща», «чаща», «ужи», «закричали». 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Сочините стихотворение, используя рифмы «солнце - оконце», «привет - кабинет».

F:\gramota__2_.jpg



Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль глаголов в языке

Класс: 4 «В»

Предмет: русский язык

Цель: повторение понятия о глаголе, как части речи; формирование умения ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи; определение роли глаголов в речи;

Планируемые результаты:

Предметные:

- систематизировать знания о глаголе, как части речи;

- знать роль глагола в тексте, предложении,   языке                                                            - знать правило правописания НЕ с глаголами,    

-овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.

 - способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

-развитие самостоятельности;

-развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип  урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология проблемного обучения

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, карточки, учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

УМК: Школа России

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1 минута

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Пусть солнышко, которое появилось у нас на уроке, поможет нам в этом(учитель прикрепляет на доску солнышко)

Настрой урока:

- Глаза смотрят и видят.

- Уши слушают и слышат.

- Сначала думаю, а потом говорю.

- Помню, что в классе я не один.

- Умею слушать мнения других.

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Приветствие

Ребята произносят вслух

Записывают в тетрадь число, классная работа

2. Актуализация опорных знаний

5 минут

Словарная минутка.

Выполните задание на карточках. Вам необходимо вставить пропущенные буквы в словарных словах.

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Проверьте. На полях оцените свою работу с помощью светофора.

Поменяйтесь карточками. Давайте проверим. На слайде представлены ответы.

Выполняют задание на карточках

Календарь, медленно, лестница, назад, автомобиль, ветер, газета, железо, лисица, мебель, налево, библиотека, вагон, пятница, обед.

Дети оценивают с помощью светофора

Взаимопроверка.

3. Постановка учебной задачи

4. Решение учебной задачи

минуты

(На доске записаны слова)

Работа в парах

– Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось?  Назовите.

Капель, весёлая, свет, холодный, припекает, солнце,  бежит, сосульки.

Капель, свет, солнце, сосульки

Весёлая, холодный

Припекает, бежит

Запишите третью группу слов, обозначьте, какой часть речи  являются эти слова.

 

-Какой раздел учебника мы будем с вами изучать?

- Что узнаем новое?

- Что мы уже знаем о глаголе?

- Для чего нужны глаголы?

Могли бы мы обойтись без этой части речи?

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какая цель урока в связи с поставленной темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

Ребята выполняют задание в парах.

Первая группа – имена сущ.

Вторая – имена прилаг.

Третья – глагол

Глаголом

Раздел «Глагол»

Читают на стр. 67 учебник

Как изменяются глаголы  в настоящем и будущем времени, что такое спряжение. Возвратные глаголы.

Что такое глагол, как определить число, время, род глаголов

Примерные ответы детей

(с помощью глаголов мы выражаем свои действия,

глаголы делают нашу речь более понятной и яркой. )

Роль глаголов в речи

Вспомним все, что знаем о глаголе, будем учиться распознавать глаголы,  докажем, что без глаголов в речи нам не обойтись

5. Открытие нового

6. Закрепление материала

10 минут

1 минута

Фронтальная работа

- Я сейчас прочту вам стихотворение Елены Благининой, вы должны найти в нем глаголы.

 Учитель читает стихотворение Е. Благининой на стр. 68 упр. 139

Найдите имя существительное в первом четверостишие и задайте вопрос к глаголам.

Во втором четверостишие

- По каким признакам вы определили, что это глаголы?

- Какие еще признаки глаголов мы можем определить у данных глаголов?

- Какую роль выполняют данные глаголы?

Физминутка

Давайте немного отдохнем.

Когда я говорю верное утверждение о глаголе, вы хлопаете в ладоши и радуетесь

Когда говорю неверное утверждение о глаголе, вы топаете и сердитесь

  1. глагол обозначает предмет;

 2. глагол обозначает действие предмета

  1. глагол изменяется по временам;
  2. глагол бывает  сказуемым;
  3. глагол имеет 1, 2 и 3 склонение.
  4. глаголы с НЕ  пишутся раздельно
  5. глаголы изменяются по падежам.
  6. глаголы в 2 лице изменяются по родам
  7. глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам

   10.  глаголы в настоящем или в будущем времени изменяются по числам и родам

Работа в парах (работа по учебнику)

В учебнике на стр. 68, упр. 140

вам необходимо распределить глаголы в тематические группы

Пары 1 ряда находят группы глаголов со значение движения и речи. Выписать в тетрадь

Пары 2 ряда находят группы глаголов со значение звучания труда

Пары 3 ряда находят группы глаголов со значение мысли и проявления чувств.

- Какую роль выполняют данные глаголы?

Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется припекать, забарабанит

Сосульки (что сделали?) Звенеть перестали, застыли, заблистали, заледенели.

Солнце (что сделает?)встанет и возьмётся припекать

Капель (что сделает?) забарабанит

Обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делать? Что сделать? и т.д.

Число, время, лицо, род (в 3 лице)

Помогают описать действие солнца, капели, сосулек

Дети встают из-за парт

топают

хлопают

хлопают

хлопают

топают

хлопают

топают

топают

хлопают

хлопают

Бежать, идти, ехать, лететь,

Рассказывать, говорить, спросить

Мяукать, жужжать

Строить, рисовать, работать

Размышлять, думать

Радоваться, грустить

Они помогают назвать значение движения и речи, звучания труда,  мысли и проявления чувств.

5. Оценка деятельности

1 минуты

Оцените работу вашей пары сегодня

Дети поднимают сигнальные карточки светофора (зеленый, желтый, красный)

6. Подведение итога урока.

7. Рефлексия

1 минуты

- Что мы сегодня с вами повторили на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Доказали ли мы сегодня с вами, что роль глаголов в речи велика?

«Солнышко успеха»

Кто считает, что он  отлично поработал на уроке и понял все, что мы повторяли и изучали, прикрепите желтый лучик, кто что-то не понял красный лучик.

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось

Ответы детей

Дети прикрепляют лучики на солнышко

8. Домашнее задание

1 минута

Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого упр. 144 (стр. 70).

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.

Ф.И.______________________________________

Вставь пропущенные буквы

К..л...ндарь, медле(н,нн)о, лес(т)ница, наза.., авт..м...биль, вет...р, г…зета, ж..лезо, л..сица, меб..ль, (на)лев…, б..бл…отека, в..гон, пятн..ца, ..бед.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Петр Великий

Класс: 4 «В»

Предмет: окружающий мир

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности при изучении правления и преобразования во времена Петра Первого

Задачи:

-сформировать представление о Петре I - первом российском императоре, его преобразованиях (расширении государства-империи, завоевание и укрепление выхода к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, реформы в армии, образование промышленности);

-продолжить развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль, умение делать выводы и обосновывать их, проводить сравнительный анализ;

- воспитать уважительное отношение к нашим предкам-простым труженикам, мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик узнает: характеристику личности Петра Великого, его основные преобразования, краткие сведения о столице Российской империи – городе Санкт-Петербурге;

Ученик научится: рассказывать о первом императоре России и его преобразованиях в государстве и жизни россиян

Ученик получит возможность научиться: находить и показывать на карте Санкт-Петербург, описывать его географическое положение.

Метапредметные:

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста и др.), собственных наблюдений.

Коммуникативные 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Регулятивные

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип  урока: урок открытия нового знания.

Технология: групповая технология

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, карточки, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь по окружающему миру, 2 часть под редакцией А.А. Плешакова, листы самооценки.

УМК: Школа России

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1 минута

-Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

Приветствие друг друга

2. Актуализация опорных знаний

4 минуты

Прежде чем начать, вспомним изученный ранее материал:  (вопросы на слайде)

- Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

- Что такое народное ополчение?

- Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

- Кого мы называем патриотами?

- Были ли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский патриотами? Докажите.

К сегодняшнему уроку  мы оформили выставку рисунков «Патриоты России». Кто желает поделиться рассказом о  своем рисунке.

Фронтальный опрос ребят

Ответы детей

На доске оформлена выставка детских рисунков «Патриоты России»

3. Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

5 минуты

Учитель показывает портрет на слайде и зачитывает отрывок  из произведения А.С. Пушкина:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье
Не презирал страны родной
И зрел ее предназначенье
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

- Догадались ли вы, ребята, о ком идет речь, и кто изображен на слайде. Был ли он патриотом России?

Перед вами действительно портрет Петра Великого.

-Какая тема сегодняшнего урока?

- Что вы можете сказать, глядя на его портрет?

-Каков человек, изображенный здесь?

- А что бы вы хотели узнать на уроке? (учитель записывает на доске)

- Какая цель урока в связи с поставленной темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

Петр Первый

Ответы детей

Петр Великий

Ответы детей

Примерные ответы детей:

-Почему Петра называли Великим?

- Какой он Петр Первый?

- Чем прославился?

- Годы его жизни(где родился, семья, как закончилась его жизнь)

Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность

- Мы узнаем, почему его называли Великим, чем он прославился в России, какой вклад он внес в развитие государства.

4. Открытие нового знания

10 минут

2 минуты

10 минут

- Изучать историческую личность мы будем по группам. Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. У каждой группы есть карточки с заданием. Вам дается ровно 10 минут на выполнение заданий. Для этого у каждой группы есть необходимый материал: учебник, иллюстративный и информационный материал.

Физминутка

-А сейчас каждая группа должна представить свой ответ

Работа в группах

Карточка №1 (Приложение1) Изучите годы жизни Петра первого, используйте дополнительный материал

Карточка №2

(Сопоставьте картинки с характером Петра Первого)

твердый характер

целеустремленный

трудолюбивый

энергичный

любознательный

не знал усталости

деятельный

не любил роскоши

настойчивый

решительный

сильный

простой в общении

одаренный

жизнерадостный

не опускал руки

Карточка №3

(Приложение2)

Реформы Петра Первого

Карточка №4

На контурной карте с помощью учебника обозначьте различными цветами территории, вошедшие в состав Российской империи в  17 и 18 веках.

Расскажите о городе, созданном Петром I (Санкт-Петербург). Используйте учебник на стр. 98 и дополнительный информационный материал.

Выступление групп

5. Оценка деятельности

2 минуты

На каждой парте лежат оценочные листы. Оцените свою работу в группе, вашу работу оценит одноклассник и учитель. В конце урока сдайте оценочные листы.

Дети оценивают себя и друг друга

6. Подведение итога урока.

Рефлексия

4 минуты

2 минут

- Ребята, мы ответили на все вопросы, которые ставили в начале урока?

- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

Продолжи фразу:

 - Мне было интересно узнать о…

- На этом уроке я бы похвалил(а) себя за…

 - Для меня было сложным…

Да

Благодаря Петру Великому.

Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

Ответы детей

8. Домашнее задание

1 минута

Учебник А.А. Плешакова прочитать на стр. 94 – 99, рабочая тетрадь: выполнить задания на стр.32-35

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1

Карточка №1

Кто такой Петр Первый

Изучите личность Петра Великого.

Петр Алексеевич Романов – первый российский император.

Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром.

ПетрI был четырнадцатым ребенком в семье.     В 10 лет вместе со своим братом Иоанном был провозглашен царем. С детства Иоанн болел.

        Правила страной при малолетних братьях их сестра – царевна Софья. В 1689 году Петр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь.

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом..
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева.

Рано научился читать. В детстве особенно нравились  книжки с картинками, рассказывающие об истории России и всего мира.

-  30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку. Детство Петр провел в подмосковных  селах Преображенском и Семеновском . Петр очень любил подвижные игры. Его игрушками были  пушки, пистолеты, корабли. Когда Петру было 12 лет, для него построили потешную крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Много времени он проводил в военные игры со сверстниками, из которых были созданы 2 потешных полка- Семеновский и Преображенский. В будущем они стали опорой молодого царя. Также в детстве у Петра появился огромный интерес к морю и кораблестроению…
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.

Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович. Но так как Петр был не старшим сыном, а престол передавался старшему сыну, царствовать самостоятельно он стал с 1696 г, тогда Петру было 24 года. Не получив хорошего образования в детстве, Пётр чувствовал постоянную потребность в обучении во взрослой жизни. Учился у всех, кто мог его заинтересовать. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. От ранней юности до самой смерти трудился Петр .  Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день.  Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык.  Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим.  В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо.   В полдень обедал, ел самые простые блюда.  После обеда отдыхал 2 часа.  Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы.  В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.

В своем образе жизни он подавал пример простоты  обхождения и бережливости.  С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто.  От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было».  Петр запретил своим подданным падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться.  Но низкопоклонства  он не любил.  «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».  Он не любил, если кто, встретив его, остановится.  Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».  

Государь не любил роскоши.  Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года.  Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.  Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

Царь Петр был бережлив.  Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»

Перед  вами корабли времен Петра  Первого. Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку.  Это оказался английский бот.  Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен.  Тотчас отправились искать плотника.  С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх.  Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь.  Петр прошел все чины сухопутной  военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу.  Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра.  Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску.  Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.

Именно при Петре началась история становления русского флота, а Россия превратилась в морскую державу.

Петр Первый в совершенстве знал 15 ремесел. Руки его были всегда в работе и с них не сходили мозоли. Безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Он был прост в обращении с людьми, поступал всегда и во всем прямо и от других требовал того же - простоты и откровенности, не мог терпеть уверток.

- Общаясь с иностранцами, Петр все более утверждался во мнении, что Россия значительно отстала от Западной Европы. Он видел, что на его Родине не столь развиты образование, не было сильной армии, совсем отсутствовал флот. Огромное, по своей территории русское государство не оказывало влияние на жизнь Европы. Решая сделать страну ведущей державой, не раз повторял: «- За мое Отечество и людей – живота своего не жалел и не жалею». Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии.
По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным.
По возвращении из-за границы Петр I приступил к реформам в стране (нововведениям, преобразованиям, переустройству).

Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал “потешные полки”. В 1686 году в числе “потешных” солдат оказался и сын конюха Александр Меньшиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена “потешная крепость” Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился.

Русская армия крепнет

Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, “потешные полки” – в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.

Начало

Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: “Морским судам быть”. Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А “дедушка русского флота” – неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.

Ученик 6 (слайд 18) Рабочий день царя

Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.

Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.

Приложение 2

Карточка №2

Личность Петра Великого

(Сопоставьте предложенные картинки (либо нарисуйте свои) с характером Петра Первого)

твердый характер

целеустремленный

трудолюбивый

энергичный

любознательный

не знал усталости

деятельный

не любил роскоши

решительный

сильный

простой в общении

одаренный

жизнерадостный

не опускал руки

Приложение 3

Карточка №3

Реформы Петра I.

(сделай коллаж из предложенного информационного текста и иллюстративных материалов)

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы. За 25 лет Пётр создал более двух сот  заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.

Во времена Петра  Первого появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.

Стране для проведения реформ требовалось большое количество грамотных людей. Поэтому царь издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться.

Одежда бояр, их длинные бороды, по мнению Петра, мешали работать. В 1700 году новый Указ повелевал носить иноземное
короткое платье и о запрещении бороды.

Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе.

Появляется на столах у богатых людей картофель, ранее неизвестный русским людям.

Был введён новый календарь, по которому год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее.

Стали выпускать первую газету «Ведомости».

В 1721 году закончилась Северная война, из которой Россия вышла победительницей, и Петру I был присвоен титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского».
Много необычного было в Петербурге. Шумной известностью пользовалась Кунсткамера – первый музей России.
 Со времени монгольского ига женщины высшего общества жили взаперти в теремах, на улице появлялись с закрытыми лицами. Даже в церквях занимали особые места, где на них никто не обращал внимания. Поэтому жених не видел невесты до свадьбы. Петр издал закон, чтобы брак совершался с согласия и невесты и жениха. И приказал устраивать вечера или собрания у знатных людей, куда могли приходить и веселиться женщины и мужчины.    Такие собрания назывались ассамблеями.

– При помощи вызванных иностранцев были открыты фабрики, заводы, аптеки. Для обучения детей дворян были открыты школы. Немало молодых людей отправлял Петр учиться в Европу. По указанию Петра были созданы Медицинская, Артиллерийская школы. Он открыл начальные классы, где учили геометрию и арифметику. В недостатке образования царь видел главную причину зол и бедствий для России.

В 1700 г. Россия начала войну со Швецией, которая длилась 21 год. Начало войны привело к образованию (постоянной) регулярной армии. При Петре I были введены рекрутские наборы. В рекруты записывали холостых людей от 15 до 20 лет. Им подчинялось все население страны. Уходя в такую армию, человек всю жизнь должен был служить и не надеялся на возвращение к обычной жизни.                 
Все тяготы реформ легли на плечи народа – были введены новые налоги – на строительство флота, на укрепление армии. Все население должно было работать на государственном строительстве.

С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских.

Слово “учиться” стало важным в  петровских преобразованиях.  Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В России в 1699г. И.Ф.Копиевский по указанию ПетраI составил и издал первую русскую звездную карту, которая показывала северное полушарие небесной сферы.

Составлены карты Каспийского моря, Курильских островов, подготовка первого географического атласа в России.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв. Произошли изменения в русском языке, в который вошли четыре с половиной  тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Пётр I ввёл  арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. 

Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

        Развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки.

В царском указе повелевалось знатным людям устанавливать перед воротами украшения из сосновых деревьев или ветвей можжевельника, бедные могли ограничиваться любым деревцем или ветвью на воротах, которое украшали фруктами, конфетами, орехами, овощами. Стали проводиться маскарады, праздники с фейерверками, иллюминацией.

Петр Iв вез в Россию картофель, табак, а  по утрам заставлял пить кофе.

Всё о чём говорилось, свидетельствует о необыкновенном размахе реформ в России. Вот почему Петр I вошёл в историю, как Пётр Великий. Таким образом, своими преобразованиями император пытался ввести Россию в круг развитых держав Европы. Отдавая должное деятельной энергии Петра I, нельзя забывать, что многие его реформы были введены силой.

Приложение 4

Карточка №4

1. В рабочей тетради на контурной карте с помощью учебника (стр. 92-93) обозначьте различными цветами территории, вошедшие в состав Российской империи в  17 и 18 веках.

2. Рассказать о городе, созданном Петром I (Санкт-Петербург). Используйте учебник на стр. 98 и дополнительный информационный материал.

- 300 с лишним лет назад при впадении р. Невы в Балтийское море находилось много малых и больших островов. Левый берег был болотистый, поросший лесом. На правом берегу приютилось несколько бедных деревень. И вот по приказу царя, в этом краю лесов и болот, начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Новый город стал воротами в Балтику, в Европу, поэтому в устье Невы Петр I заложил Адмиралтейскую верфь, где начали строить корабли для российского флота. Основанием города принято считать 1703 год.
Петр I назвал свою столицу «парадизом» - ролле. В переводе – рай. Город рос, становился красивей, богаче. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра – бург – на немецкий – город.

Строительство города на Неве

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость”. Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.

В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки – зрелище бывало просто сказочное.

 Трудности строительства нового города

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Город растёт и хорошеет

Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.

Санкт – Петербург – торговый город

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился на встречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.

К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Заглянем в кладовые Земли.

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Форма работы: практическая работа(в группах)

Предметные результаты:

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;
  • познакомиться с горными породами и минералами;
  • различать и узнавать горные породы и минералы;
  • научиться различать составные части гранита;
  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
  • соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
  • высказывать своё отношения к изделиям из камня.

Личностные результаты:

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

Предварительная работа.

Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород; дети заранее готовят справку – рассказ о некоторых минералах.

Оборудование:

Мультимеадиа, презентация «Кладовые Земли», листы самопроверки, атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе;

Ход урока

I.Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Работа в парах. Ученикам предлагается соединить точки так, чтобы получились  схемы созвездий: Кассиопея, Лебедь, Орион

!!!После выполнения работы, ребята должны оценить работу пары. Объяснить почему.

III. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наденем удобную одежду, возьмем с собой рюкзаки с припасами и лопаты. Зачем нам понадобятся лопаты?(ответы детей). Будем искать клад, как это делали герои мультфильма Простоквашино. А что мы с вами будем искать в недрах Земли?(ответы детей).

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?(Заглянем в кладовые Земли).

- Сегодня на уроке мы узнаем….(ответы детей), рассмотрим понятия Горные породы и минералы(показать на доске), найдем отличия между ними с помощью практической работы. Узнаем кто такие геологи.

IV. Изучение нового материала.

  1. Начальные представления о горных породах.

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими :

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

Он очень нужен детворе,

  1. Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

Если встретишь на дороге,

  1. То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

- Что такое полезные ископаемые? (Объекты неживой природы,которые находятся под слоем почвы)

Где мы их используем? (В строительстве, в быту, в сельском хозяйстве, в топливной промышленности)

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень) (выставка детских работ за 1 класс)

- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. Ученые, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых называются - ГЕОЛОГАМИ

4.Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

Где мы  используем гранит? (В строительстве)

2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.

- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.

- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.

- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

Физминутка: ПЕРЕВАЛ_рыбки

4. Практическая работа.

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Сообщение об этом минерале из атласа-определителя. Группа №1,2

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Сообщение об этом минерале из атласа-определителя. Группа №3,4

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда. Группа №5,6

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

!!!После выполнения работы, ребята должны оценить работу группы. Объяснить почему.

4. Чем отличаются горные породы от минералов?

5. Где используют богатство земных кладовых?

V. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, теперь вы сможете ответить на 5 вопрос в листе самопроверки?

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

- Из чего состоит гранит?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

- Есть такое выражение «Грызть гранит науки», как вы понимаете его?

!!!После выполнения работы, ребята должны оценить свою работу на уроке. Объяснить почему.

VI. Домашнее задание.

- Прочитайте текст в учебнике стр. 44-47

- Рабочая тетрадь стр. 33, задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

        Приложение

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Андросов Егор

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Винник Полина

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Головенский Валерий

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Грицына Арина

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Жукова Мария

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Москаленко Сергей

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Кобзарь Артем

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Косенко Полина

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Литвиненко Любовь

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Лузин Тимофей

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Негодов Богдан

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Пинькова Алина

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Пономарева Екатерина

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Проскуренко Елизавета

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Свириденко Эрика

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Сергеев Сергей

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Смирнова Ульяна

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Сыполова Ольга

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Толстова Дарья

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Фурсова Юлия

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Шапошник Анастасия

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Шаркунов Павел

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Шкурко Варвара

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Шмидт Константин

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Штурц Артем

Лист самооценки на уроке

Ф.И.

Самооценка

Оценка одноклассника

Оценка учителя

Общая оценка

Шипицына Полина



Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по ОРКСЭ

4 класс

Тема: «Будь милосерден и добр» 

Учитель начальных классов  

ОУ «Таврическая школа»

Таврического района Омской области

Никифорова Виктория Васильевна

Тема урока: Будь милосерден и добр.                                                 

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока:   формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по представлению понятий о милосердии и добру

Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «милосердный», «добро», «доброжелательный». Способствовать формированию  у учащихся милосердного и доброго отношения к людям.

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
  2. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты: 

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с видероликом о добре, с притчей  «Кто есть ближний»

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.        

Виды  деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник Виноградовой Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана_Граф, 2012.

мультимедийная презентация, цветной тест Люшера, сигнальные карточки самооценки(светофор), шаблон медали, словари С.И. Ожегова, В.И. Даля

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный этап

– Здравствуйте, мои милые ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите на карточке цвет, который соответствует вашему настроению сейчас. (слайд № 2)

-Очень замечательно, ребята, у кого хорошее настроение. А у того, кого не очень, надеюсь, изменится в течение нашего урока.Тест_Люшера_main

Приветствуют  друг друга, улыбаются.

Показывают карточки на основе Цветного теста Люшера

2.  Актуализация опорных знаний

1.Фронтальная работа

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

- Дома вам необходимо было  познакомились из раздела «Путешествуй вглубь веков» с правилами 18 века. Назовите их.(слайд №  3)

-  Можно ли применить эти правила в современном обществе.

- Какие правила стали общечеловеческими ценностями? 

2.  Просмотр видеоролика «Делай добро»

- Какое впечатление произвел на вас видеоролик?

3. Работа в парах

-Какие ключевые слова после просмотра видео вы бы записали у себя в тетрадях?

- Каким был парень с видеоролика?

- Чему учит нас это видео?

С  правилами

Ответы детей

Будь терпим, умей прощать, будь щедрым, довольствуйся малым, будь милосерден и добр, будь честным, не завидуй и т.д.

Смотрят видеоролик

Дети делятся своими впечатлениями

Советуются друг с другом, записывают в тетрадях и делятся своими ответами

«Добро, сострадание, бедность, милосердие, милостыня, помощь нуждающемуся, благодеяние и др.»

Добрый, милосердный, сострадал бедным

Быть добрыми и милосердными

2. Формулирование темы и целей урока

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (слайд № 5)

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Будь  милосерден и добр»

- Для чего надо знать эту тему?

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое добро? Что такое милосердие? В чем проявляется милосердие?

Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.

Мы сегодня поговорим о милосердии и добре

Тема урока: «Будь  милосерден и добр»

Учиться милосердию и добру

Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.

3. «Открытие» нового знания

1. Работа с понятийным аппаратом

- Ребята, как вы понимаете значение  слова «Добро».

Найдите это слово в толковых словарях С.И. Ожегова и Даля(слайд № 6)

На слайде         пословицы разных народов

- Прочитайте пословицы разных народов о добре

(слайд № 8)

- Почему в фольклоре разных народов звучит одна и та же мысль?

Игра «Медали»

- У каждого из вас лежит на парте шаблон медали. Нарисуйте медаль доброму человеку. Подарите медаль своему однокласснику, кого вы считаете добрым.

(слайд № 9)

- Найдите определение слова «Милосердие», «Милостыня» в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. (слайд № 10)

- Что объединяет понятия милосердие и добро?
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и добра?

- Умнички! Все верно!

3. Работа по учебнику, стр. 108-109

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике стр. 109. .  Кто эти женщины? Как их называют? Как вы думаете, кто такие сестры милосердия?(слайд № 11)

Прочитайте текст о сестрах милосердия

-Какие еще случаи проявления милосердия есть в истории нашей страны?

Ответы детей

Находят и зачитывают значение слова «Добро» и записывают в тетради

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. (словарь С.И. Ожегова)

Добро - благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу (словарь В.И. Даля)

«Добро делать спешить надобно» (русская)

«Добро никогда не забывается»(татарская)

«Доброе сердце и в малом увидишь» (бурятская)

Потому что это качество человека в любое время и у любых народов считалось главным

Дети рисуют медали.

Дарят одноклассникам

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» (словарь С.И.Ожегова)

Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость» (словарь В.И. Даля)

Милостыня – то, что подаётся нищему, подаяние.
Ответы детей

в основе лежит Любовь.

Сестры милосердия

Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

Читают текст на стр.108-109

Сообщение об ученом И.И. Мечникове.

4. Первичное закрепление нового знания

1. Работа в группах

Беседа по притче «Кто есть ближний». Каждая группа получает карточку с заданиями

 Технология «Смысловое чтение»

     2. Работа в парах «Надежный замок»

-Я предлагаю построить надежную защитную стену замка из камней  на пути зла.  Выбирайте камень, предложенный вам на слайде, и стройте свой замок.

На слайде№12

Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, сострадание, гнев, добродетель,  улыбка, взаимопомощь, радость, зависть, гордыня, щедрость, милосердие, трудолюбие

     

 - Какие камни у вас остались в стороне? Почему?

      - Каких камней вы использовали больше? Значит добра в мире все же больше, чем зла.

1 группа (Технология смыслового чтения) до чтения

«Рассмотрите иллюстрацию на слайде «Кто есть ближний». Опишите, что вы видите на иллюстрации. Кто герои?

2 группа.
Задание
во время чтения текста:
Найти в тексте ответы на вопросы:
– Какой вопрос был задан Христу?
– Как ответил Христос?
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
3 группа (
после чтения)
– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых?
– Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным?
– Что для этого нужно?

- Кто такой ближний?

- Какова главная мысль текста
«Ближним может быть не тот, кто находится рядом с тобой, а тот, кто, даже не зная тебя, придет на помощь»).

Не все камни нужны

Камней добра

5. Рефлексия

1. Синквейн

(слайд № 13)

Составьте синквейн по теме урока:

Милосердие

Добро (доброта)

Милосердие

бескорыстный, добрый
помогает, спасает, утешает,
где тяжело, будь там
сострадание

6. Подведение итогов.

-О чём мы сегодня с вами говорили?  

- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Оцените свою работу на уроке

(слайд № 14)

            - я хорошо поработал и доволен своей работой.

           - я не совсем доволен своей работой.

          - я не доволен своей работой.

-Какое настроение у вас в конце урока? (подвести итог после поднятия цветных карточек)

(слайд № 15)

        - Спасибо вам, ребята, за урок!

 

Учиться милосердию и состраданию.

Да.

- Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.

Ребята поднимают сигнал (зеленый, желтый, красный)

Дети поднимают цветаТест_Люшера_main

6. Домашнее задание

  1. Прочитайте в учебнике текст «Чудо Георгия о змии» на стр. 115-118
  2. Подберите пословицы и поговорки, которые могли бы проиллюстрировать прочитанный текст.(слайд № 17)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...