Тьюторсво в работе с детьми
статья (4 класс)

Овчинникова Татьяна Васильевна

 

    Признавая тьюторство прогрессивным направлением в сфере образовательных услуг, автор статьи даёт определение понятиям «тьютор» и «тьюторство», анализирует состояние этого социального института в Российской Федерации. В работе всесторонне рассматривается деятельность тьютора с детьми, определяются его основные обязанности, обозначается важность работы тьютора в деле сопровождения, курирования, воспитания и всестороннего оказания помощи своему воспитаннику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyuter_1.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

            ТЬЮТОРСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация. Признавая тьюторство прогрессивным направлением в сфере образовательных услуг, автор статьи даёт определение понятиям «тьютор» и «тьюторство», анализирует состояние этого социального института в Российской Федерации. В работе всесторонне рассматривается деятельность тьютора с детьми, определяются его основные обязанности, обозначается важность работы тьютора в деле сопровождения, курирования, воспитания и всестороннего оказания помощи своему воспитаннику.

Ключевые слова: образовательно-воспитательный процесс, тьютор, сопровождение, тьюторство, помощь.

 

            TUTORIALS IN WORK WITH CHILDREN

Abstract. Recognizing tutoring as a progressive direction in the field of educational services, the author of the article defines the concepts of “tutor” and “tutoring”, analyzes the state of this social institution in the Russian Federation. The work comprehensively examines the activities of a tutor with children, identifies his main responsibilities and identifies the importance of the tutor's work in supporting, supervising, educating and providing comprehensive assistance to his pupil.

Key words: the educational process, a tutor, accompaniment, the tutoring, help.

При написании статьи я преследую цель аргументированно обосновать значимость деятельности тьютора в образовательно-воспитательном процессе и успешной социализации современного ребёнка.

В первую очередь следует заметить, что такой социальный институт как тьюторство пока ещё не достаточно хорошо известен российскому потребителю образовательных услуг. По этой причине изучение и анализ его деятельности требует целенаправленного внимания со стороны специалистов в сфере педагогики, психологии и социологии.

Тьюторство в России – явление молодое, но уже успевшее зарекомендовать себя с наилучшей стороны, поскольку активно содействует получению полноценного образования детьми с особенными возможностями здоровья. Как таковая, идея тьюторства в современной практике российского образования была заимствована из английских педагогических традиций.

Отсюда становится понятно, что новая специальность в российском списке профессий - тьютор (tutor), и названием и классификационными  обязанностями должна быть благодарна английской системе образования. Можно утверждать, что тьютор (попечитель, куратор, наставник, опекун) - специалист, деятельность которого имеет своей целью оказать помощь конкретному нуждающемуся лицу получать конкретные навыки, образование, квалификацию, подобрать индивидуальную образовательную программу. Следует заметить, что возраст сопровождаемого индивида, как и образование тьютора не имеют значения и не влияют на качество оказываемых тьюторских услуг. Обратиться к тьютору имеет возможность любой гражданин, вне зависимости от пола и возраста. Освоить новую профессию также может любое лицо, не обязательно имеющее педагогическое или психологическое образование.

Под тьюторством, в свою очередь, я сегодня понимаю способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы.

Пионером внедрения тьюторства в образовательно-воспитательный процесс в нашей стране стала Ковалева Татьяна Михайловна, которая ещё в 1991 году  организовала экспериментальную школу «Эврика-развитие» в городе Томске.

Именно здесь вплоть до 2005 года проходило обучение тьюторов, организовывались конференции и семинары для них, создавались и проходили апробацию инновационные образовательные программы.

Отмечу, что классический тип тьюторства сформировался, и по сей день популярен, в английских университетах (Оксфорд и Кембридж), где тьютор является связующим звеном между студентом и деканатом. Здесь он помогает студенту выбрать нужный ему курс и траекторию образовательного процесса.

В российском понимании тьютор – представитель и носитель инновационных направлений в образовательно-воспитательном процессе. Особую востребованность в нашей стране обозначенная профессия получила в связи с внедрением инклюзии и популяризации дистанционного обучения.

К основным обязанностям тьютора при работе с детьми дошкольного и школьного возраста можно отнести следующее:

- сопровождение ребёнка, то есть быть всегда рядом в качестве спутника, провожатого или консультанта;

- содействие в построении индивидуальной траектории образования;

- в случае необходимости оказывать физическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;

- помощь ребёнку при адаптации в новых условиях получения образования;

-  помощь на новом этапе социализации;

- оказание консультативных услуг родителям в процессе воспитания ребёнка с особенностями психологического и физиологического развития;

- помощь педагогам (воспитателям, учителям) в установлении контакта с ребёнком.

Перечень обязанностей тьютора можно перечислять и далее, список может пополняться в зависимости от желаний родителей (опекунов), особенностей ребёнка, его возможностей, специальных условий и требований образовательно-воспитательного учреждения.

Несомненно, обязанности тьютора, сопровождающего ребёнка в случаях инклюзивного образования, и тьютора, обеспечивающего дистанционное обучение личности, будут весьма различаться.

Отсюда можно заключить, что главное в работе тьютора – индивидуальный подход к каждому подопечному лицу. Педагоги, работающие в инклюзивном образовании, отмечают, что присутствие рядом с ребёнком тьютора существенно облегчает общий процесс обучения в классе (группе), содействует быстрой адаптации ребёнка в новой для него образовательной среде. Ребёнок чувствует себя защищённым, что обеспечивает получение качественных обучающих услуг.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него имеются в наличие более мягкие, подталкивающие ребёнка к самостоятельным решениям методы.

Четвёртая научно-техническая революция, прогрессивное развитие общества, повсеместное внедрение инновационных технологий, «дышащий в спину человечеству» искусственный интеллект – факторы, способствующие ликвидации (по причине не востребованности) ряда сегодня модных и весьма нужных профессий. Обозначенная проблема явно не грозит тьюторству, поскольку живого сопровождения, соучастия, милосердия и неподдельного внимания нуждающемуся ребёнку никакая искусственно созданная  конструкция заменить не сможет.

          Список литературы

1. Агранович М. Тьютор – друг, товарищ и брат. В российском образовании появились новые должности // Российская газета. 2008. 22 июля.

2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития. Красноярск, 2011.

3. Ковалева Т.М. Теоретические основы становления инновационной школы: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 2000.

4. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. Белгород, 2011. Ч. 4.

5. Проблемы и перспективы возрождения института наставничества в современной России: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (22–23 сентября 2011 г. г. Санкт-Петербург). СПб., 2011.

6. Справочник тьютора. Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования. Ростов н/Д, 2010.

7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: материалы 3 международной научно-практической конференции (10–11 ноября 2010 г. Москва). М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...