Рабочая программа дополнительного образования по ПДД.
календарно-тематическое планирование

Шааб Татьяна Владимировна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdd_kruzhok.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ

«СВЕТОФОРИК»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Срок реализации: 1 года

                                                     Авторы  программы:  воспитатель Изюмова Е.

                                                                                            воспитатель  Шааб Т.В.

г. Тамбов 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….…3

1.1.Организация образовательного процесса………………………….……….4

1.2.Предполагаемые результаты освоения программы………………...……...4

1.3. Принципы реализации программы…………………………………………7

2. Организация и содержание обучения и воспитания дошкольников

безопасному поведению на дорогах………………………………..…………..9

2.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………...9

2.2. Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников в

дорожной среде…………………………………………….………………..….10

2.3. Перспективное планирование программного содержания  на учебный год……………………………………………………………………………...12

2.4. Основные направления работы с детьми…………………………….…..14

2.5. Основные направления работы с родителями…………………….……..15

3.Планирование………………………………………………………………...16

3.1.Примерная тематика и программа проведения

занятий с дошкольниками разных возрастных групп………………………..16

3.2. Календарно-тематический план……………………..……………………17

 Список литературы….…………………………………………………………26

                                       

1.Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет.

Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Программа кружковой деятельности «Светофорик» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Светофорик» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • научить основным правилам дорожного движения;
  • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

1.1.Организация образовательного процесса:

Подгрупповая (до 15 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 8 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

20 – 25 минут - старшая группа (5-6 лет),

Общее количество часов в год – 70 часов.

1.2.Предполагаемые результаты освоения программы:

В результате прохождения программного материала дети должны знать:

  • Термины и понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина, кювет, край проезжей части, перекресток;
  • Значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров,

     расположение этих сигналов;

  • Виды транспортных средств: наземный (грузовой, легковой, пассажирский, мопед, велосипед), воздушный, водный;
  • Назначение специальных автомобилей и правила перехода проезжей части при приближении спец автомобилей. Когда спецтранспорт применяет звуковой сигнал и проблесковый маячок, для чего он им нужен;
  • Ориентироваться в пространстве, определять местонахождение предметов: впереди, сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, навстречу друг другу;
  • Называть действия: остановился, стоит, разворачивается, тормозит, едет прямо, задним ходом, поворачивает, подает звуковой сигнал;
  • Участников дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель;
  • Правила поведения пассажиров в транспорте, при посадке и высадке из транспорта пассажирского и легкового, правила при ожидании транспорта;
  • Правила перехода проезжей части на регулируемом и нерегулируемом перекрестке, по пешеходному переходу, при переходе дороги с односторонним и двухсторонним движением;
  • Правила движения пешеходов по тротуару, придерживаясь правой стороны и обочине - навстречу идущему транспорту;
  • Виды пешеходных переходов;
  • Дорожную разметку «пешеходного перехода»;
  • Дорожные знаки для пешеходов, знаки для водителей, какие знаки помогают пассажирам в пути;
  • Детям дошкольного возраста нельзя выходить к дороге и переходить ее без сопровождения взрослого;
  • Переходить проезжую часть, крепко держаться за руку взрослого;
  • Где можно играть и кататься на роликах, велосипеде, самокате;
  • Кто такой регулировщик, инспектор дорожно-патрульной службы, какой атрибутикой пользуется полицейский и для чего ему нужен жезл, свисток, диск;

Дети должны уметь:

  • Различать виды транспортных средств;
  • Переходить проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому перекрестку, по пешеходному переходу, при переходе дороги с односторонним и двухсторонним движением;
  • Двигаться по тротуару и обочине;
  • Выполнять Правила безопасности в транспорте (пассажирском и легковом);
  • Соблюдать Правила при ожидании общественного транспорта на остановке;
  • Выполнять Правила поведения при посадке и выходе из транспорта, как личного, так и общественного;
  • Определять по звуку о приближающемся транспорте (близко, далеко);
  • Использовать в речи дорожные термины и понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина, кювет, край проезжей части, перекресток;
  • Определять, какой сигнал светофора горит, и правильно переходить проезжую часть в соответствии с сигналами светофора;

Система оценки достижений детей:

Для оценки знаний, полученных детьми, педагог проводит диагностическое обследование с каждым ребенком два раза в год, данные заносятся в специальную карту развития или диагностический журнал.

Система мониторинга основывается на формировании у ребенка основных интегративных качеств.

Используются следующие формы работы:

-Беседы;

-Игры;

-Наблюдения;

-Викторины, конкурсы, соревнования;

-Практические задания;

-Моделирование дорожных ситуаций;

-Создание проблемных ситуаций;

-Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез;

-Дополнительную мотивацию в ходе поиска решений поставленной

задачи.

1.3. Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми старшей группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

2.Организация и содержание обучения и воспитания дошкольников

безопасному поведению на дорогах

2.1. Материально-техническое обеспечение

Для организации в дошкольном образовательном учреждении профилактических мероприятий, проведения дидактических занятий: развивающих и обучающих игр, конкурсов, соревнований и др. по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:

  • наличие оборудования (макет улицы с транспортными средствами, желательно участок микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению);
  • уголок по безопасности дорожного движения для детей, в который входят:
  • комплект дорожных знаков для пешеходов;
  • атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка «зебра», светофор;
  • наглядные средства по дорожной тематике (картины, иллюстрации, плакаты);
  • детские игрушки (автомобиль, автобус, троллейбус, грузовой транспорт, специальный транспорт, поезд, пароход, самолет и т.д.);
  • дидактические и настольно-печатные игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пассажиры», «Водители» и др.;
  • набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами, диски по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения;
  • художественная литература по дорожной тематике;
  • канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д;
  • уголок для родителей в холле и в каждой возрастной группе;
  • схема маршрута безопасного движения в детский сад для

          родителей;

  • дорожная разметка на территории ДОУ (площадка).

2.2. Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников в

дорожной среде

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.

Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким.

Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.

У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соизмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя.

В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.

Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, и яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции.

И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.

Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.

У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого

роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов, водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.

Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Исследования физиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.

Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.

2.3. Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Сентябрь

Неделя

Тема

I

Диагностика

II

Диагностика

III

«Наша улица»

IV

«Наша улица»

Октябрь

I

«Дом, в котором я живу»

II

Правила поведения пешеходов

III-IV

Диагностика Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Ноябрь

I

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

II

Транспорт помогает людям

III

Профессии

IV

Виды транспорта

Декабрь

I

Дорожные знаки- помогающие людям

II

Дорожные знаки - помогающие людям

III

Путешествие по городу дорожных знаков

Январь

 III

«Я примерный пассажир»

IV

Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»

Февраль

I

Безопасный путь

II

Велосипед за и против

IV

«Пусть дорога станет безопасной »

Март

I

Я и другие пассажиры и пешеходы

II

Я в машине

III

Знаю сам – научу и друга

IV

Выполни верно

Апрель

I

В гости к малышам

II

У нас гости

III - IV

Диагностика

Май

III

Правила дорожного движения

IV

Мы пешеходы

2.4. Основные направления работы с детьми.

- мониторинг (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

- организованные формы обучения правилам дорожного движения;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- экскурсии и наблюдения;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- чтение художественной литературы;

- викторина, КВН по ПДД;

- конструирование;

- изобразительная деятельность;

- игра;

- индивидуальная работа вне занятий;

- спортивные развлечения;

- целевые прогулки;

- досуги и развлечения.

Виды детской деятельности по освоению правил дорожного движения.

- игровая;

- познавательная;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная;

2.5. Основные направления работы с родителями.

         Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

- сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение);

- выделение проблем (беседы, наблюдения, опросы, тесты);

- наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, СМИ);

- встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными инспекторами дорожного движения);

- участие в совместных мероприятиях по профилактике ПДД;

- совместное обсуждение проблем обучения детей ПДД и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;

- определение перспектив работы детского сада и семьи по предполагаемой программе;

- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдать ПДД;

- консультативный материал «Дошкольник и дорога»;

- родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»).

3.Планирование.

3.1.Примерная тематика и программа проведения

занятий с дошкольниками разных возрастных групп

Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутом или транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части по пешеходному переходу и в зоне перекрестка.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые

автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы, и почему такие действия опасны.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко - близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).

Перспективный план работы

Сентябрь Тема: «Наша улица»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Вторник: Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие по городу».

Конструирование из блоков Дьенеша «Грузовик».

Четверг:  

 Рассматривание иллюстраций.

Просмотр видео клипа про город Нефтеюганск.

II

Диагностика

Продолжать формировать представление об окружающем пространстве.

Вторник: " «Мой город».

Режиссёрская игра «Осторожно – дорога!»

Четверг: Проблемные ситуации:

«Правила движения автомобилей по проезжей части»,

Передвижение пешеходов по тротуару».

III

«Наша улица»

Закрепить знания об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем пространстве.

Вторник: Экскурсия.

Дидактическая игра «Что мы видим вокруг».

Четверг: Беседа «Дорожный знак».

Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход».

IV

«Наша улица»

Закрепить название города;  правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны.

Воспитывать умение ориентироваться в пространстве

Вторник: Режиссёрская игра «Построим улицу».

Подвижная игра «Светофор».

Четверг: Аппликация «Зебра на дороге».

Октябрь Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами?»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

«Дом, в котором я живу»

Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.

Вторник: Беседа «Дом, в котором я живу». Словесная игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Мой адрес»

Четверг: Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

II

Правила поведения пешеходов

Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях.

Вторник: Рассматривание сюжетных картинок. Физминутка «Машины». Дидактическая игра «Запомни правило». Четверг: Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся».

III-IV

Диагностик а Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Ноябрь Тема: «Транспорт»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

Через информативнопоисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Вторник: Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего». Рассматривание иллюстраций. Четверг: Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт». Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».

II

Транспорт помогает людям

Закрепить понятие грузовой транспорт, воздушный, водный. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Вторник: Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает». Дидактическая игра «Что? Где? Когда». Дидактическая игра «Гараж». Четверг: Вечер загадок о транспорте.

III

Профессии

Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями

Вторник: Презентация: «Все работы хороши выбирай на вкус». Словесная игра: «Кто, чем управляет». Четверг: Беседа «Кем ты будешь».

IV

Виды транспорта

Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности.

Вторник Презентация детьми «Виды транспорта». Четверг Выставка исследовательских работ воспитанников.

Декабрь Тема: «Светофор и его помощники»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

Дорожные знаки- помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении

Вторник: Беседа «Помощники светофора». Дидактическая игра «Собери знак». Четверг: Дидактическая игра дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками. «Назови знак». Беседа «Запрещающие дорожные знаки».

II

Дорожные знаки - помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с предупреждающим и дорожными знаками.

Вторник: Беседа «Знаки предупреждающие». Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни». Четверг Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи».

III

Путешествие по городу дорожных знаков

Уточнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках.

Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей.

Январь Тема: «Мы пассажиры»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

 III

«Я примерный пассажир»

Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

Вторник: Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации «Что случится если…». Четверг: Выставка детских работ «Я пассажир».

IV

Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»

Закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.

Вторник: Подготовка к спортивному празднику. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет». Четверг: Соревнование команд «Светофорики» и «Пешеходы».

Февраль Тема: «Пусть дорога станет безопасной»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

Безопасный путь

Закрепить правила дорожного движения. Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.

Вторник Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад». Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома».

Четверг Ситуация общения «Для чего нужны правила движения». Дидактическая игра «Пройди лабиринт».

II

Велосипед за и против

Познакомить детей с правилами велосипедиста.

Вторник Проблемная ситуация «Велосипед - за и против».

 Четверг Фотовыставка «Мой велосипед». Соревнование в спортивном зале «Полоса препятствий».

IV

«Пусть дорога станет безопасной »

Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

Наставничество Развлечение «Дорожная азбука» (с участием детей подготовительной к школе группы).

Март Тема: «Я примерный пассажир»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

Я и другие пассажиры и пешеходы

Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.

Вторник Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты».

II

Я в машине

Закрепить правила поведения в автомобиле.

Четверг Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

III

Знаю сам – научу и друга

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Вторник Ситуация общения «Что я знаю по ПДД». «Что хочу еще узнать».

Четверг Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу».

IV

Выполни верно

Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Вторник Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь».

Четверг Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Апрель Тема: «Знаешь сам – научи товарища»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

I

В гости к малышам

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Наставничество Инсценировка «Котик Васька» (для детей второй младшей группы).

II

У нас гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Наставничество Инсценировка сказки«Веселые гуси» детьми подготовительной к школе группы

III - IV

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Май Тема: «Правила дорожные детям знать положено»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

III

Правила дорожного движения

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Вторник Подвижные игры по желанию детей. Катание на трехколесном велосипеде.

Четверг Дидактическая игра «Не нарушай!».

IV

Мы пешеходы

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Вторник Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?». Четверг Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать».

Используемая литература

1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.

2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.

3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.

4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с. 5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.

6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с

7. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.

8. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.

9. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.

10.Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.

11.Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.

12.Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002.

13.Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.

14.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.

15.Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002. 16.Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...