Исследовательская работа "Вредные привычки младших школьников"
материал (2 класс)

Кутлубаева Виктория Владимировна

В данной работе рассматривается такая вредная привычка, как грызть или держать во рту карандаш или ручку. Даются рекомендации по избавлению от данной привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_vrednye_privychki.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ «БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»

 

Вредная привычка школьников.

Россия, Алтайский край, город Горняк

                                                                  Автор:

                                                        Митина София Владимировна

                                              2а класс, МБОУ «СОШ №4»

                                                           

                                         Научный руководитель:

                                               Кутлубаева Виктория Владимировна,

                                               учитель начальных классов

2019 год

Содержание.

1. Введение. ………………………………………………………….3 стр                                                                                                

2.  Основная часть……….............................……………….. 5 стр.                          

2.1 Понятие «вредная привычка» и причины её появления……5 стр

2.2 Влияние вредной привычки на развитие школьника (интервью со специалистами)………………………………………………….6 стр

2.3 Организация исследования……………………………….9 стр

2.4  Способы борьбы с вредной привычкой…………………10 стр

3. Заключение………………………………………………………11 стр.

4. Список литературы………………………………………………13 стр

Приложение…………………………………………………………14 стр

Введение

            Избавление от вредной привычки-

победа каждого человека над своей слабостью

   

      В классе у нас часто проводятся внеклассные мероприятия о здоровом образе жизни, о вредных привычках, которые непременно нужно избежать. Но когда говорят о вредных привычках, в первую очередь имеют в виду курение, алкоголь, наркотики. Я думаю, что есть и другие плохие привычки, которые со стороны выглядят некрасиво, а может быть и вредны для здоровья. И я стала замечать, как учитель очень часто делает замечание одноклассникам по  поводу того, что они грызут, или держат во рту ручку и карандаш. Бывает так, что одноклассники забывают дома карандаш, если дашь свой, чтобы им воспользовались, то бывает так, что его вернут обгрызанным. Такой карандаш не очень приятно брать. Я решила выяснить причины возникновения этой вредной привычки и способы борьбы с нею.

Цель  работы: исследовать привычку держать во рту и грызть  предметы и предложить  возможные способы избавления от этой вредной привычки.

Задачи работы:

  • Собрать и  проанализировать литературу  по данной теме.
  • Определить действительность существования такой привычки, как сосание предметов, у младших школьников и ее масштабность.
  • Изучить причины возникновения этой вредной привычки.
  •  Рассмотреть положительные и отрицательные аспекты данной проблемы с медицинской и психологической  стороны;
  •  Выяснить возможные способы борьбы с вредной привычкой.
  • Познакомить одноклассников с результатами работы.
  • Побудить одноклассников к формированию у себя хороших привычек.

Предмет исследования: ручка или карандаш во рту школьника

Объект исследования: привычка младших школьников держать во рту и грызть предметы

Гипотеза: привычка держать во рту  и грызть посторонние предметы  младшими школьниками является вредной  и от неё необходимо избавиться.

Методы исследования:

Теоретические:

  • Изучение публицистических и научных источников информации;
  • Работа с литературой.
  • Беседа с медицинским работником, психологом.

Практические:

  • Анкетирование;
  • Сравнение;
  • Анализ;
  • Обобщение.

     Актуальность темы

Актуальность данной темы переоценить сложно. На протяжении всей истории существования человека ему присущи те или иные вредные привычки, от которых, несмотря на возникновение множества новейших технологий люди так и не смогли избавиться.

Практическая направленность: данный материал можно использовать при проведении классного часа,  на внеклассных мероприятиях, при проведении родительского собрания.

2. Основная часть.

2.1 Что такое  привычка.

         Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современной школы.  

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова.

Что же такое привычка?

      Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого – нибудь в жизни обычными, повседневными. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

      Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. (Большая советская энциклопедия)  В поведении некоторых детей  и даже взрослых   встречаются навязчивые действия, которые человек осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это - привычка теребить волосы или мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, слишком жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п.       

        Таким образом, привычка – это поведение,  действия, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.

       Две трети россиян признают, что у них имеется одна-две, а то и больше вредных привычек. Как показал всероссийский опрос, вредные привычки есть у 78% россиян. Самая распространенная вредная привычка – курение (72%). Грызть ногти, карандаш или ручку 79% россиян считают вредной привычкой,  её имеют 18-20%  жителей страны. Между тем, по мнению 63% россиян, если вредная привычка безобидна и не мешает окружающим, то от нее необязательно избавляться.

          Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К хорошим относятся такие привычки, как умываться, чистить зубы, здороваться, одеваться, раздеваться и т.д. К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, алкоголь, употребление  наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Наиболее распространенные  вредные привычки детей такие:

  • сосать пальцы,
  • грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;
  • ковырять в носу;
  • ябедничать;
  • обманывать сверстников и старших;
  • брать чужие вещи;
  • быть зависимыми от  мобильного телефона, телевизора и компьютера;
  • сквернословить

        В младенческом возрасте малыши достаточно часто сосут пальцы, когда они голодны. Этим жестом они дают понять взрослым свою обеспокоенность или чувство голода. Стремление все исследовать, так же заложено еще до рождения, толкает малыша погрызть и дотронуться до всего вокруг. Когда ребенок сосет палец, к нему приходит чувство безопасности и уверенности.        

        По мнению врачей, эта привычка у детей должна исчезать к двум годам. Но исчезает она не у всех и перерастает в привычку грызть карандаши и ручки.

Есть и «народная» теория: если родители грызли карандаши, то и дети будут заниматься тем же самым, уж ничего не поделать. Но, по-моему, дети видят, что делают их родители и просто им подражают. Значит, искать причины нужно не в наследственности, а в поведении взрослых людей.

          Психологи считают, привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера.

          Одной из главной причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего, матери, родных и близких.

Другими причинами могут быть:

  • желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
  • психологические или физические проблемы у ребенка;
  • стремление избавиться от скуки или успокоиться;
  • особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
  • подражание старшим или своим сверстникам и др.

            Многие дети приобретают данную привычку с приходом в школу, так как начинают испытывать стресс, а также сказывается влияние смены обстановки и длительные нагрузки. Ребенок начинает нервничать, переживать, а карандаш или ручка в свою очередь помогают ему снять нервное напряжение.

            Опасность состоит в том, что нередко такая привычка превращается в черту характера. Одна вредная привычка часто может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении.

2.2 Влияние вредной привычки на развитие школьника.


       «Не берите ручку в рот!», «Не грызите карандаши!», «Не ёрзайте на стуле!» очень часто мы слышим такие реплики от наших родителей или учителей. Можно не сомневаться, что многие выдающиеся люди, сочиняя свои творения, покусывали кончик карандаша или ручки. И все они признавали, что данное занятие вредно.

           Так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться в данном вопросе.

Большинство родителей признают вредное влияние этой привычки, так как в организм ребенка попадает грязь с ручек и карандашей, а вместе с ней микробы и паразиты. Кроме того, они переживают, что ребенок может проглотить мелкие части и подавиться ими. Ко всему прочему, человек любого возраста с карандашом или ручкой во рту смотрится некрасиво.

       Убедиться в правильности вышеуказанных доводов мне помогли беседы с моей мамой врачом – педиатром и школьным психологом.

Беседа с врачом - педиатром

Митиной Натальей Борисовной. (Приложение 1)

- Наталья Борисовна,  как Вы думаете, является ли привычка грызть  канцелярские принадлежности вредной привычкой?

- Конечно.  Привычка грызть какие-либо предметы является очень распространенной, как среди детей, так и взрослых. Корни этой привычки надо искать скорее в раннем детстве ребёнка, даже в младенчестве. Среди врачей есть мнение, что чаще всего тащат посторонние предметы в рот недоласканные. Недостаток ласки со стороны родителей или пережитый ребенком стресс приводят к тому, что ребенок, таким образом, пытается компенсировать этот недостаток, «успокоиться». На мой взгляд, эта привычка носит скорее психоневрологический характер.

 

- Чем вредна эта привычка?

- Микробы, которые оседают вокруг нас, могут попасть в организм. Ребенок бегает, играет, при этом постоянно трогая различные предметы. Этими же руками он берет свои письменные принадлежности и тащит их в рот. Если с этой привычкой не бороться, то впоследствии у ребёнка возникнут проблемы с прикусом, речью. А так же может возникнуть заражения организма какими-либо паразитарными заболеваниями.

 - Какие способы борьбы с данной вредной привычкой Вы бы посоветовали?

- Прежде всего, чтобы побороть какую - либо вредную привычку у ребёнка и не нанести ему психологическую травму, ни в коем случае нельзя прикладывать физическую силу, или запугивание или акцентирование влияния ребёнка на негативном поведении. Важно найти причину и приложить максимум любви, внимания, ласки, чтобы избавить ребёнка от нервного напряжения, тревоги, стресса, необходимо приучить ребенка контролировать свое поведение. Тогда у него просто не будет возникать необходимости тащить что-то постороннее себе в рот.

Беседа с педагогам - психологом

Елисеевой Марией Петровной. (Приложение 2)

 - Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой? Почему?

 - Это можно назвать неприятным навязчивым действием. Вред от неё для окружающих скорее эстетический. А вот для самого сосущего предметы – это  вредная привычка и симптом более глубинных нарушений в организме.

Определить причины этой проблемы очень сложно. Такая привычка восходит от детских впечатлений и условий воспитания ребёнка.

- Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?

 - Прежде чем лечить или бороться с навязчивыми действиями, нужно найти психологические причины этого. Я советую родителям, которые озаботились таким поведением своего ребёнка, подойти к проблеме комплексно: обратиться к психологу, педагогам, врачам, родным. После всестороннего исследования проблемы, сформировать план коррекции.

Самая распространённая причина – тревожность. Следовательно,  необходимо её снять. Ни в коем случае нельзя ругать, запрещать, запугивать ребёнка. Нужно его отвлечь в момент волнения, переключить на другой вид деятельности, успокоить, вселить силы. Нельзя в классном коллективе выделять ребёнка, имеющего такую привычку, наказывать его, грубо одёргивать. Это только усугубит проблему. Вместе с тем, необходимо мягко, с юмором, по-доброму напоминать ребёнку, чтобы он не засовывал в рот письменные принадлежности.

    Как видно из беседы, все  однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Изучив мнение врачей по этому поводу можно сделать вывод, что многие врачи называют данную вредную привычку болезнью школьников.

С точки зрения медицины можно отметить следующие негативные моменты:

  • ребенок вносит вместе с карандашом в полость рта дополнительную инфекцию, способствующую в дальнейшем появлению стоматита, фарингита, ангины, тонзиллита. Кроме того, у ребенка могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.
  • зачастую на прилавках магазинов продают некачественные канцелярские товары, которые содержат вредные вещества, накапливающиеся в печени ребенка;
  • у ребенка, имеющего привычку грызть карандаши, могут возникнуть проблемы с зубами. Эмаль зубов довольно быстро разрушается, и постепенно начинает развиваться кариес. Механическое воздействие карандашами делает детские зубы неровными (испорченный привкус на всю жизнь);
  • Любое действие, часто повторяющееся, может, в конце концов, перерасти в привычку (вырабатывается зависимость).

 2.3 Организация исследования.

          Я решила  узнать, сколько учащихся нашего класса имеют привычку грызть канцелярские принадлежности и для этого я провела наблюдение за своими одноклассниками.  По результатам моих наблюдений оказалось, что из 24 учащихся нашего класса привычка грызть ручку или карандаш есть у 12 человек, что составляет 50%.  Это же подтверждают  результаты опроса ребят. (Приложение 1)

                 

           

Этот же вопрос был задан и ребятам четвёртого класса. У них результат оказался лучше. Из 20 человек ручку и ли карандаш грызут только 5.

       

                 

    Меня заинтересовал вопрос, как ребята объясняют наличие у них такой  привычки. Для этого я провела анкетирование. (Приложение3)

Анализ ответов анкеты показал следующее. Я попросила своего учителя помочь мне отразить это в виде диаграммы и вот что я получила наглядно.

- Назовите причины, почему вы грызете ручку или карандаш?

На вопрос о том, что нужно делать, чтобы привычка исчезла, ребята затруднились ответить, большинство ответили «не знаю».

 На вопрос о влиянии этой привычки на здоровье человека большинство ответили положительно.

Родителям также была предложена анкета. Её результаты я внесла в таблицу. (Приложение 4)

2.4 Способы борьбы с «вредной привычкой».

        Итак, большинство сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно, а иногда опасно. Значит,  с этим надо бороться. Но что делать и как избавиться от этой вредной привычки? Психологи  отмечают, что взрослым это сделать проще, так как они обладают развитой силой воли. У детей с этим проблема.

        Рассмотрев анкеты, учебную литературу, побеседовав со специалистами, я выделила следующие возможные способы избавления от данной привычки:

1.Правильно, то есть полноценно и во время питаться. Обязательно завтрак и обед. Сытый желудок, зачастую спасает, от порою не осознанного желания чего-нибудь погрызть.

2.Попросить родителей и одноклассников напоминать тебе о том, что ты грызешь ручку или карандаш, ведь сам ты этого порой не замечаешь.

3. Можно покупать карандаши, на кончике, которого вставлен ластик. Поверьте, более мягкий материал, грызть не захочется. А если уж и начнете его грызть, то посплевывая микрочастицы ластика, грызть его вновь вам не захочется.

4. Есть еще отличный способ: попроси маму купить тебе ручки, на кончиках которых есть забавные фигурки.

5. Во время выполнения домашних заданий следи, чтобы карандаш или ручка были у тебя в руках только тогда, когда тебе нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должны находиться в стаканчике или в пенале.

6. Кончики ручек и карандашей, в конце концов, можно намазать жгучим перцем или горьким соком какого-либо растения. Этот способ непременно остановит, если ты, задумавшись, невольно поднесешь  ручку или карандаш ко рту.

                         

3.  Заключение

        В результате своего исследования я выяснила, что проблема грызения школьных канцелярских принадлежностей была и остается актуальной в наше время, и борьба с ней – это задача и каждого отдельного человека, и государства в целом.

         Причины возникновения этого навязчивого действия в основном психологические. Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, когда человек в течение продолжительного времени совершает одни и те же действия. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию.  Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, и человек уже не может отказаться от того, чтобы не тянуть письменные принадлежности в рот, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а преодолевать именно эту привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие три стороны – учитель, родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.

        Если не справиться с этим на определенном этапе, в более позднем возрасте эта привычка может перерасти в другие более вредные привычки или нанести вред организму ребенка.

        Моя работа может помочь и младшим школьникам, и их родителям понять, что брать в рот, грызть  письменные принадлежности так же вредно, как и другие неправильные действия. Для того, чтобы помочь ученикам своего класса  избавиться от вредной привычки грызть канцелярские принадлежности  я данной работой выступила перед учащимися на классном часу, составила памятку для школьника и раздала одноклассникам.

 Своё исследование хочу закончить стихотворением о вредной привычке  неизвестного автора

Совсем не встает перед нею вопроса

О том, что жевать не положено косу.

А ниже – мальчишка с футбольным мячом.

Шнуровка мяча для него нипочем.

И ловко свою проявляя сноровку,

Он прямо зубами хватает веревку.

И рядом – другой. Резко сдвинувши брови,

Вгрызаясь в науку, уроки готовит.

При этом как будто конфету тянучку

Сжевал карандаш и дошел уж до ручки.

Как будто бы мелочи это, а все же

Зубами за вещи хвататься негоже.

Ведь ясно: обычно и грязны, и колки

Бывают булавки, а также иголки.

И каждый, наверное, слышал не раз

О том, что под ногтем скрывается грязь.

А грызть карандаш? Разве это годиться?

Нельзя ж за его чистоту поручиться.

Мы знаем, конечно, что всем это ясно,

И все же ведем разговор не напрасно:

Чтоб меньше встречалось привычек таких,

Невредно напомнить о вредности их.

Литература

        

1. Алексеева А.А. «Что делать, если ребенок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.» – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

3. Белсон П., Галбрайт Д., Эспеланд Г. «900 практических советов родителям и детям» - М., Русское слово, 2010. – 196 с.

4. Гусева Н.А. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» - М., Просвещение, 2007. – 250 с.

5. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» - СПб.: Речь, 2008.- 226с.

http://www.niibaca.ru/boooks/g_g_kulinich_vrednye_privychki_profilaktika_zavis

http://nashclass2009.ucoz.ru/publ/vrednye_privychki_i_ikh_vlijanie_na_zdorove/1-1-0-4

http://mirfactov.com/pochemu-deti-gryizut-karandashi/

http://all4mam.com/?p=561

http://www.po4emu.ru/index.php?id=812

http://mulka.ru/glupost/15423-karandash-kotoryj-priyatno-gryzt.html

http://make-style.ru/kak-izbavitsya-ot-privyichki-gryizt-karandash/

http://infomed.by/article/343

Приложение 3

Анкета для учащихся 2, 4 классов

1.Какие вредные привычки ты знаешь?

2.Имеешь ли ты вредную привычку грызть (тащить в рот) посторонние предметы (карандаш, ручку)?        

 А) да            Б) нет

2.Как реагируют на эту привычку взрослые (родители, учителя):

А) никак  Б) ругают словесно  В) наказывают Д)  другой вариант  

4.Назовите причины, почему вы сосете ручку, карандаш, другие предметы?

5.Что необходимо, по-вашему, сделать, чтобы эта привычка у Вас исчезла?

6.Как Вы думаете, влияет ли эта привычка на здоровье человека?  

 А) Да          Б) Нет

7.Как Вы думаете, отвлекает ли  Ваше внимание привычка сосать предметы?  

А) да            Б) нет

Приложение 4

Анкета для родителей

1.Ваш пол

2.Ваш возраст

3. Сталкивались ли Вы с такой вредной привычкой, как сосание ручки (карандаша)?

4. Как Вы считаете, каковы причины существования этой привычки?

5. Сосет ли Ваш ребенок ручку (карандаш)?

6. Считаете ли Вы эту привычку опасной и почему?

7. Как Вы считаете, почему ребенок «тащит» предметы в рот?

 8.Какие методы борьбы с этой привычкой Вы используете?

Результаты анкетирования родителей

ВОПРОСА

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО

чел

ПРОЦЕНТ

1

А) женский  

Б) мужской

19

5

79

20

2

А) от 20 до 30 лет

Б) от 30 до 40 лет

В) от 40 до 50 лет

5

16

3

20

66

12

3

А) нет

Б) да, в детстве имел такую привычку  

В) имею ее и сейчас

14

8

             2

58

33

8

4

А) нервозность

Б) нечем заняться

В) помогает сосредоточиться, лучше думать

Г) из детства на уровне подсознания

12

3

6

3

50

12

25

12

5

А) Да  

Б) Нет

12

12

50

50

6

А) Нет

Б) Да, потому что:

- могут попасть микробы (паразиты) и навредить здоровью

- портится эмаль зубов

7

10

7

       29

         41

         29

7

- чтобы сосредоточиться

 - нервничает         

- успокаивается

- не знаю        

5

10

4

5

20

41

16

20

8

А) не обращаю внимания

Б) одергиваю руку  

В) ругаю словесно  

Г) пытаюсь перевести его внимание на что-то другое

Д) намазать ручку чем-нибудь горьким

13

2

4

3

2

54

8

16

12

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....

«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...

Формирование исследовательских способностей у младших школьников. Доклад.

В статье раскрываются этапы развития проектно - исследовательских способностей у младших школьников, учитывая возрастные особенности, уровень развития учащихся....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Родительское собрание на тему: "Вредные привычки младших школьников"

Родительское собрание основано на фрагменте м/ма МАЛЫШ и КАРЛСОН....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Вредные привычки младших школьников

Презентация для проведения родительского собрания по пропаганде ЗОЖ....