Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка" для обучающихся 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Версан Мария Ивановна

Актуальность  курса «Поиграй-ка!» для  развития ребенка.

         Игра – это один из основных видов деятельности детей. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика ребенка с нарушением интеллекта, а особенно для детей с глубокой умственной отсталостью.

         В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

         Целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться  в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена  на

заседании МО

№______от___________

Утверждена

протоколом педсовета

№______от__________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОИГРАЙ-КА!»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 3 КЛАСС (вариант2)

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: Версан Мария Ивановна

Срок реализации программы: 1 год

Ельня, 2018

Пояснительная записка.

        В основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Поиграй-ка!» лежат следующие нормативно – правовые документы:

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании»

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.386-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (вариант2)

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983

        Актуальность  курса «Поиграй-ка!» для  развития ребенка.

        Игра – это один из основных видов деятельности детей. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика ребенка с нарушением интеллекта, а особенно для детей с глубокой умственной отсталостью.

        В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

        Целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться  в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

         Умственно отсталые дети и дети с глубокой умственной отсталостью поступающие в школы, как правило, не умеют играть, однообразно манипулируя предметами, игрушками. У значительной части детей наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс.  

        Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

        Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей.

        Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо или не развита мелкая моторика, повышена утомляемость.

        Перед учителем ставится задача  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.

        У  детей  с глубокой умственной отсталостью статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Они  с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.

        У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с учителем,  переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

        У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями.

        Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Они усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Решение задач для них практически невозможно. В значительной степени это связано с тем, что условие задачи не удерживается в памяти, а смысловые связи не устанавливаются.

         Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Незначительная их часть, главным образом за счет неплохой механической памяти, осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет  подготавливают к труду и жизни в трудовом коллективе. Введение уроков социальной адаптации, воспроизводящих наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, облегчают их абилитацию.

        Цель программы – преодоление, развитие психических и физических недостатков, с учетом познавательных возможностей детей, развитие  жизненно необходимых умений, навыков для дальнейшей социальной адаптации.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. развитие познавательной сферы ребенка;
  2. развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. формирование навыков культурного поведения;
  4. развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  5. укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  6. формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  7.  расширение социальных контактов с целью формирования навыков знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
  8. формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
  9.  развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач в программе использованы игры, которые выполняют специфические функции:

1)  коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение обучающихся в коллектив;

2)  релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3)  воспитательную – коррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4)  развивающую – развитие психических процессов и функций /памяти, мышления, восприятия, двигательной сферы/;

5)  обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Все игры сгруппированы в разделы:

1 раздел «Игры с природным материалом» - знакомит детей с различными природными материалами и его свойствами, развивает познавательные функции, координацию движения рук, пространственно-величинные представления, пробуждает речевую активность, развивает воображение.

2 раздел «Игры с бросовым материалом» - знакомят с разнообразным бросовым материалом, его особенностями, формируют сенсорно-перцептивную способность, развивают представление о величине и количестве, развивают творчество и воображение.

3 раздел «Знакомство с окружающим миром» - формируют у детей целостное восприятие и представление об окружающей действительности. Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным руками человека. Вводит детей в мир социальных отношений и формирует представление о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

4 раздел «Коллективное рисование и аппликации» - эти игры вызывают интерес к рисованию, аппликации, знакомят с цветами, материалами, орудиями и их названиями, с правилами рисования и аппликации, развивают чувства ритма, развивают координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, развивают память, внимание, воображение и усидчивость.

5 раздел «Дидактические игры» - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, закрепляют навыки счета, совершенствуют звуко-слоговой анализ и синтез, развитие словаря и связной речи.

6 раздел «Сюжетно-ролевые игры» - ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах, правила поведения в гостях, в столовой, в семье, умение разговаривать по телефону, умение общаться с товарищами, с пожилыми людьми, со взрослыми. Иметь представление о профессиях продавца, парикмахера, столяра, врача.

7 раздел «Конструктивные игры» - служат средством сенсорного развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. В ходе игр у ребят развивается пространственная ориентировка, сравнение, мелкая моторика.

8 раздел «Риторические игры» - учат умелой, искусной и эффективной устной речи. Игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто веселее, забавнее, смешнее расскажет историю, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. Игры помогают овладеть речевой практикой и умению общаться: виды общения, о речевом этикете, о речевых жанрах. Игры воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

Условия проведения игровых занятий.

         Игровые занятия проводятся 1 раз  в неделю учителем, игры проводятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта.   Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проводятся в кабинете, где находятся: мячи, различные игрушки (игры, конструкторы, машинки, наборы детской посуды, предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.п.), аудиокассеты с записью спокойной  и ритмичной музыки, звуков природы, диафильмы.

        Учитель может самостоятельно распределять часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея ввиду подготовленность обучающихся и условия работы в данном классе. Тематика игр усложняется из класса в класс, содержание игр соответствуют возможностям «Особых детей».

        Формы, методы и средства ознакомления, развития и формирования детей разнообразны. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке, музее, спортивном зале. Экскурсии, встречи, беседы, игры, практические работы, рисование, просмотр диафильмов, кинофильмов – все это позволит сделать занятия интересными.

Каждое игровое занятие состоит из следующих этапов: начало, разминка, основная часть, заключительная часть.

Планируемые результаты  к концу года:

Игровые занятия будут способствовать:

1) коррекции познавательных  процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

2) формированию коммуникативных навыков;

3) развитию двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики;

4) снижению тревожности.

                             

  Список литературы.

1. Белошистая А.В. Тетрадь по математике и конструированию для 1 класса коррекционно-развивающего обучения. 1 часть.- М: «Владос», 2006

2. Большой и маленький. Тетрадь с заданиями для развития детей./ Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т, Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2007

3.  Веселая геометрия. Книжка-раскраска./Джаладян Г.- М: «Наталис», 2004

4. Веселая математика для самых маленьких. /Сост. Соколова Е.И.- Ярославль: Академия Холдинг, 2000

5. Гаврина Е.С. Учимся писать и рисовать.- Ярославль: Академия развития, 2001

6. Дошкольные прописи в линию. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2007

8. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз.- Ярославль: Академия развития, 2006

9. Знакомимся с геометрией. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.- Киров: «ИП Бурдина», 2007

10. Знакомимся с цветом. Серия «Развитие ребенка». /Сост. Сущевская С.А –М: Просвещение, 2008

11. Играй, да дело знай. /Под ред. Ромашина В.И.- М: Просвещение, 2000

12. Изучаем математику. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1,2./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2008

13. Климанова Л.Ф. Макеева С.Р. Школа вежливости. М: Просвещение, 2000

14. Л-лычащие скороговорки. Серия «Развитие ребенка». /Сост. Сущевская С.А.- М: Просвещение, 2008

15. Математика для малышей. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. –Киров: «ИП Бурдина», 2008

16. Маша и медведь. Русская народная сказка.- М: Просвещение, 2000

17. Окружающий мир. Природа. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1,2 /Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.- Киров: «ИП Бурдина, 2008

18. Ориентация. Тетрадь с заданиями для развития детей. /СОст. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т, Щербинина С.В..-Киров: «ИП Бурдина»,2008

19. Репка. Русская народная сказка. – М: Просвещение, 2000

20. Соколова Е.И. Готовимся к школе. Развиваем моторику рук.- Ярославль: Академия развития, 2004

21. Форма, цвет, величина. /Сост. Соколова Е.И.- Ярославль: Академия развития, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....