Социальноориентированный проект "История игрушки"
проект (4 класс)

Фешкова Юлия Александровна

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер.  В повседневной жизни  нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки  играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину?  Где люди брали игрушки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_igrushki.docx118.24 КБ

Предварительный просмотр:

 

Социальноориентированный проект

«Василеостровские чтения»

«История игрушки»

Раздел: социальноориентированный проект

Номинация: Забытые страницы

Работу выполнили: Пономарева Ирина Глебовна

                       Шейман Александра Владимировна

                       Костицина Ксения Алексеевна

Место учебы авторов: ГБОУ СОШ №31, 4 «Б» класс

Руководитель исследования: Фешкова Юлия Александровна, учитель ГБОУ СОШ № 31    

Независимый эксперт: Рогозина Кристина Викторовна, учитель ГБОУ СОШ № 4

13 февраля 2017 г.

Санкт-Петербург

2017 г.

Оглавление

Введение.                                                                                                                                  3                                                                                                                    

Основная часть

  1. Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей.                                              4
  2. Родина первой игрушки.                                                                                                   5
  3. Появление игрушек на Руси.                                                                                            5
  4. Кукла – часть народной традиции.                                                                                  6

Заключение                                                                                                                               7

Использованная литература                                                                                                    8

Приложения                                                                                                                              9

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер.  В повседневной жизни  нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки  играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину?  Где люди брали игрушки?

Решив ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой цель:

- узнать историю  русской игрушки.

 Задачи:

-изучить историю возникновения игрушки;

- узнать как выглядела игрушка в старину, как ее изготавливали;

- сравнить современные и старинные игрушки;

- выяснить, отличаются ли игрушки наших родителей от современных;

-изготовить старинную игрушку своими руками.

Объект  исследования: игрушка.

Предмет исследования: история игрушки.

Гипотеза: исследовав историю игрушки, мы больше узнаем о культуре своего народа.

Методы исследования:

- изучение научной литературы;

- работа со справочным материалом;

- опросы, беседы, анкетирование учеников, родителей.

- экскурсия в этнографический музей

 

1. Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей.

Нам стало интересно, насколько хорошо наши сверстники знают историю игрушки, насколько важную роль занимают они в их жизни. Нами была составлена анкета и проведено анкетирование учащихся 2-4 классов. В нем приняло участие 64 человека.

Здесь мы приводим  вопросы анкеты и  результаты, выраженные в процентах:

1.Любите ли вы играть?

Да – 88,%

Нет – 12%

2.Твоя любимая игрушка:

Лего – 39%

Мягкая игрушка – 36%

Кукла – 9%

Другое – 16%

3.Делаешь ли ты игрушки сам?

Да – 50%

Нет- 50%

4.Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои родители, бабушки и дедушки?

Да – 37%

Нет – 63%

5.Знаешь ли ты, какие игрушки  изготавливали в старину?

Да – 38%

Нет – 62%

6.Для чего, кроме игры предназначались куклы?

Смогли ответить на этот вопрос – 9%

 Не ответили на вопрос 91%

Проанализировав полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что дети любят играть в игрушки, у всех есть своя любимая игрушка, многие ребята любят мастерить  самостоятельно. Однако большинство  опрошенных не знают игрушек своих родителей, затруднились с ответом на вопрос, какие игрушки делали в старину и имели ли они еще какое-либо предназначение, кроме непосредственно игры.

Мы провели опрос наших бабушек и дедушек и узнали какие игрушки были распространены во времена их детства.

Большинство игрушек делали своими руками. Например, «Буркало». В дощечке делали два отверстия и протягивали нить. «Буркало» крутили на веревке или нитке, и игрушка издавала низкий, «бурчащий» звук.

Любимыми игрушками многих мальчиков были деревянные лошадки. Машинки были деревянными или металлическими. Маленьким детям дарили кошечек и уточек на колесиках.

Некоторые бабушки и дедушки вспоминают о «бильбоке». Это игрушка, представляющая собой шарик из бумаги, прикрепленный ниткой к палочке. Шарик подбрасывали и ловили на острие палочки или в чашечку. Побеждал тот, кто мог поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

 А в какие игрушки играли наши родители? Мы обратили внимание на то, что игрушки конца ХХ века были скопированы с персонажей советских мультфильмов. Это Чебурашка и крокодил Гена, Винни-Пух, котенок Гав и другие. Наши мамы нянчили пластмассовых пупсиков, а папы мечтали о железной дороге. Большой популярностью пользовалась кукла Неваляшка и герои передачи «Спокойной ночи, малыши» - Хрюша, Степашка, Каркуша и Филя. Любимой игрушкой детей был плюшевый медвежонок.

Отличались и материалы изготовления. Раньше в большей степени использовались металлы (машинки), было много резиновых  и пластмассовых игрушек.

 Мы изучили много литературы  и узнали, что:

2.. Родина первой игрушки.

Древнейшая игрушка – это кукла. Самых первых кукол, возраст которых свыше 4 тысяч лет, археологи находят в могилах египтян. Они представляли собой деревянный чурбанчик без рук и ног. Головы украшались париками из нитяных или деревянных бус. Однако служили эти куклы вовсе не детям, а взрослым и были связаны с религией. Египетские куклы приносились как дары умершему и были призваны скрасить его одиночество. Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

3. Появление игрушек на Руси

Самые древние русские игрушки были из глины или дерева. Деревянные игрушки были распространены среди восточно-славянских племен в IX веке. Это подтверждено находками археологов на территории древнего Новгорода. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. 

Деревянными игрушками торговали на новгородских ярмарках наравне с сундуками и деревянными ложками.

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается   в ХVII веке. Из этой записи можно узнать, что к «цареву двору» деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре . Во время «Троицких » походов царским детям   покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Сто лет  спустя, в 1721 году, в  расходной книге    мы узнаем, что детям Петра I «куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать — кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами.» Интересно, что  игрушки, которыми играли и царские дети, и  крестьяне были  сделаны в одних и тех же мастерских.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», так как они делались для забавы, игры. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы.

4. Кукла – часть народной традиции

Кукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обычаями и обрядами. Ее история начинается с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, оберегом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Раньше к любому торжественному событию в семье изготавливали куклу. За жизнь таких кукол накапливалось около сотни. Все они бережно хранились как очень большая ценность.

На Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без лица  она была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил.

Крестьянские куклы делались для разных целей: для игры, как куклы –обереги и для обрядов.

Кукла-стригушка.  Самая распространенная детская кукла. Ее делали из стриженой травы. Когда женщина выходила на работу в поле, делая такую игрушку ребенку, чтобы занять его. Иногда такую куклу использовали в лечебных целях, вплетая туда целебные травы. Ребенок вдыхал их запах, который оказывал лечебное воздействие.

 Кувадка. Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадок должно было быть нечетное количество. Считалось, что эти куклы отгоняют от ребенка злых духов.  

Крупеничка (или Зернушка). Это кукла оберег на достаток в семье, хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в крестьянской семье. При сборе урожая ее набивали  гречишным зерном  или пшеницей и ставили в красный угол. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет благополучным, сытым.

Столбушка (Скрутка).  Кукла-оберег в русской народной традиции. Ее основа – скрученная в трубочку ткань или березовый столбик. Отсюда и название. Считалось, что эта кукла – помощник в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать свои печали. Тогда жить станет легче и проще.

Берегиня. Эта кукла считается помощницей хозяйки дома, символ благополучия и достатка, образ  замужней счастливой женщины. Эта кукла берет гармонию и счастье в доме.

Кукла –десятиручка.  Кукла предназначалась девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала, и в семье все ладилось. Эту куклу делали из соломы, травы, лыка и красиво оформляли.

Кукла –желанница. Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания.   На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в сундучке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла - ловушка для снов. Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

 

 Мы приняли решение провести презентацию нашего проекта на заседании школьного клуба «Эврика 31» и ответить на вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у ребят.

Также, набрав достаточно информации о старинных куклах, мы решили провести мастер-класс. Был изучен способ изготовления куклы-кувадки и проведено занятие в нашем классе. Под нашим руководством одноклассники сделали куклу и узнали ее историю. Всем очень понравилось. Полученных кувадок мы подарили первоклассникам.

3 февраля 2017 года мы посетили Российский этнографический музей, где проходила программа «Этнопарк». Там нас познакомили с традициями народов севера, населяющих нашу страну. В заключении программы мы участвовали в мастер-классе и научились делать хантыйскую куклу-оберег акань, которая по преданиям приносит счастье замужним женщинам.

 

Заключение

В ходе исследования мы узнали, в какие игрушки играли наши родители, бабушки и дедушки, как выглядели и какие функции выполняли старинные игрушки.

Мы выяснили, что все дети и во все времена очень любят играть. Игрушки наших родителей не были такими яркими и разнообразными, как у нас, но они очень ими дорожили и ценили их.

В итоге выполнения проекта мы научились:

- находить и обрабатывать информацию по заданной теме;

- узнали историю кукол, глиняных игрушек и их разнообразие;

- научились самостоятельно изготавливать куклу.

Нам работа понравилась, и мы бы хотели узнать об игрушках еще больше.

        

Используемая литература:

  1. visualhistory.com  Забытые советские игрушки. – История и современность.
  2. www.rukukla.ru
  3. Г.Дайн «Пишу об игрушке», Хотьково: Цветографика, 2013
  4. С.Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы», М.: Белый город, 2009

 

Приложение

Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальной школе" в номинации социальноориентированный проект "Добрый слон. Я вижу, я помогу".

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальной школе"в номинации социальноориентированный проект"Добрый слон. Я вижу, я помогу".Автор проекта: учащиеся 3 «Е» класса, ...