Презентация "Проектная деятельность"
презентация к уроку

Шульгина Елена Анатольевна

Презентация "Проектная деятельность"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сост. Густелева А.Н. к. псих.н., доцент кафедры психологии и педагогики ИРОСО 2011

Слайд 2

Разноуровневое обучение Обучение в сотрудничестве Портфель ученика Метод проекта Новые педагогические технологии

Слайд 3

1920 г. Дж. Дьюи американский педагог психолог 1905 г. С. Г. Шацкий Начало ХХ века – 1931 г. 1931 г . Постановление ЦК ВКП(б) Конец 90х годов ХХ века История метода проекта

Слайд 4

Метод проекта Основная ценность проекта – общий конечный результат Внешний результат можно увидеть, осмыслить, изменить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности – становиться бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 5

Учебный проект с точки зрения учителя интегративное, дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Слайд 6

Учебный проект с точки зрения учащегося делать что-то с интересом, самостоятельно , в группе или самому , максимально используя свои возможности ; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат ; решить с интересом проблемы , сформулированные самими учащимися виде цели и задачи ; найти способ решения проблемы , имеющий прикладное значение и, что был интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 7

Метод проекта «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне нужно и где и как я могу эти знания применить»

Слайд 8

Метод проекта характеризуется как: личностно ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.

Слайд 9

Метод проекта Реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. О методе проектов надо говорить как об умении через деятельность. Это учение в кооперации , т.е. совместное или групповое. Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект.

Слайд 10

География метода проекта Россия США Израиль Финляндия Германия Италия Нидерланды Бразилия

Слайд 11

Проект – это планирование и реализация желаемого будущего Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации проекта

Слайд 12

Наличие значимой проблемы Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (указание этапов результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий: Основные требования к использованию метода проекта

Слайд 13

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 1. Видеть проблему (способность видеть мир чужими глазами) Основные методы формирования : составление описания, повествование от имени разных персонажей, составление различных окончаний одной и той же истории, дополнение сюжета событиями, и т.д.

Слайд 14

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 2. Выдвигать гипотезу (погружение в поисковую деятельность) Основные методы формирования: тренировочные задания по выдвижению предположений провокационные идеи обсуждение проблем

Слайд 15

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 3. Задавать вопросы Основные методы формирования: создание воображаемых ситуаций анализ проведенных диалогов Упражнения по типу «Зададим друг другу вопросы»

Слайд 16

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 4. Классифицировать по различным признакам (различение признаков по типу по типу: существенные и несущественные). Основные методы формирования: упражнения на разбиение объектов по группам выделение главных признаков сравнение по различным признакам Дидактические игры на классификацию

Слайд 17

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 5. Обсуждение парадоксальных проблем (поисковая и коммуникативная деятельность) Основные методы формирования: учебный диалог упражнение на выдвижение необычных гипотез сравнение истинных и ложных высказываний

Слайд 18

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 6. Структурирование материала (представление материала по определенному принципу) Основные методы формирования: построение алгоритмов разбивка объектов на структурно оправданные группы

Слайд 19

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 7. Оказывать верность своих идей (отстаивание своих идей проходя через путь проб и ошибок). Основные методы формирования: упражнение на построение различных догадок развитие интуиции ( «на глаз» определение свойств предметов и явлений) анализ допущенных оценок и поиск путей их устранения

Слайд 20

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы 1 класс задают вопросы ищут нужную информацию наблюдают делают обобщения 3 класс самостоятельное исследование опрос доклад опыты 2 класс остановка цели формулирование вопросов планирование действий рефлексия 4 класс исследования по различным темам выбранных индивидуально

Слайд 21

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы Самоанализ и самооценка своей деятельности (ответы на вопросы) Почему начал работу по данной теме? Соответствовало ли твое исследование заявленной теме? Какая основная идея твоего исследования? Какие еще были у тебя идеи и почему они были отвергнуты? Достаточно ли было у тебя знаний и что пришлось уточнить? Кто и как тебе помогал? Что было сделано на этапах исследования? Твои дальнейшие планы по исследования?

Слайд 22

Основные навыки и умения исследовательской деятельности у детей начальной школы Уровни развития ценностного отношения к исследовательской деятельности

Слайд 23

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1. Актуализация проблемы . Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2. Определение сферы исследования . Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4 . Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5. Выявление и систематизация подходов к решению . Цель: выбрать методы исследования. 6. Определение последовательности проведения исследования . 7. Сбор и обработка информаци и. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ и обобщение полученных материалов . Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9 . Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Слайд 24

Этапы ИД

Слайд 25

Этапы реализация проекта Совместное решение о проведении работы Коллективное планирование Подготовка к реализации проекта Реализация проекта Обсуждение результатов

Слайд 26

ВИДЫ ПРОЕКТОВ Е.С. Полат

Слайд 27

По характеру доминирующей в проекте деятельности: поисковая /поисковый проект/ исследовательская /исследовательский проект/ творческая /творческий проект/ ролевая /игровой проект/ прикладная (практико-ориентированная) /практико-ориентированный проект/ ознакомительно-ориентировочная /ориентировочный проект/

Слайд 28

Исследовательский проект (научное исследование) Четко продуманная структура : актуальность темы проблема объект (область исследования), предмет (частная проблема) исследования цель (образ) и задачи (шаги достижения) гипотеза (предположение) методы исследования (лабораторная работа, эксперимент, моделирование, социологический опрос) обсуждение результатов выводы и рекомендации реализация несколько недель

Слайд 29

Нет детально разработанной структуры совместной деятельности Договор о планируемых результатах и формах представления конечного результата Доминирующий аспект – творчество Оформление результатов (сценарий, театрализация, номер газеты, произведение изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т.д.) Творческий проект (художественно – эстетический)

Слайд 30

Практико – ориентировочные (прикладные) Продуманная структура Планирование этапов реализации проектов Определены функции каждого участника проекта Результат – социально значимый Удовлетворение интересов и потребностей конкретной социальной группы Продукт заранее определен и может быть использован в жизни. Это могут быть: пособия, кормушка, зеленый уголок, рекомендации по развитию различных отраслей жизнедеятельности и т.д.

Слайд 31

Информационно-просветительские Сбор информации и ее анализ и обобщение Распространение информации Повышение компетенции Публикации, сообщения, лекции, информационные листы и т.д. Возможный результат - создание информационной среды класса, школы.

Слайд 32

Проекты по характеру внутренние региональные

Слайд 33

Проекты по предметно-содержательной области Монопроект , в рамках одной области знаний Межпредметный проект , на стыке различных областей

Слайд 34

Краткосрочные (несколько уроков) Средней продолжительности (от недели до месяца) Долгосрочные (более месяца) Проекты (по продолжительности)

Слайд 35

Проекты (по количеству)

Слайд 36

Выбор темы Социально значимые вопросы Учебная ситуация Внеурочная деятельность

Слайд 37

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ПРОЕКТА Название темы Тип проекта Количество участников Поиск проблем в рамках намеченной тематики (мозговой штурм) Определение задач по группам, обсуждение методов работы, поиск информации, выработка плана работы и т.д. (звездочка обдумывания) Самостоятельная работа по плану Промежуточное обсуждение полученных данных (на уроке, в творческих группах, научных обществах и т.д.) Защита проектов. Оппонирование Экспертиза. Выводы

Слайд 38

Параметры внешней оценки проекта Актуальность и значимость проблемы Глубина проникновения в проблему, привлечение других знаний Корректность использования методов Активность каждого участника проекта Коллективный характер принятых решений Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы Эстетика оформления результатов проекта Умение отвечать на вопросы оппонентов ( лаконичность – аргументированность эмоциональная адекватность) Цена проекта

Слайд 39

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях план замысел какого-либо действия Проектная деятельность на уроках технологии начальной

Слайд 40

Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого процесса обучения и являющаяся средством развития личности учения

Слайд 41

Особенности младшего школьного возраста Развитие чувства трудолюбия через постижение технологии своей культуры. Дети стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует Возрастающие способности к логическому мышлению Самодисциплина Способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами Учеба - Труд

Слайд 42

Новообразования младшего школьного возраста

Слайд 43

Формирование самостоятельной учебной деятельности Формирование положительного отношения к учебе Усвоение учебных ситуаций Выработка системы учебных действий Формирование учебного контроля Усвоение системы операций учебной оценки Самостоятельное выделение и принятие цели учения Интериоризация усваиваемых знаний и превращение их в систему умственных действий Формирование регулятивных компонентов самосознания Проектная деятельность как вид учебной деятельности Компоненты проектной деятельности школьников

Слайд 44

Роль учителя в методе проекта Консультирование, помощь в подборе проектов; Наблюдение за ходом работы учащихся; Оказание помощи, стимулирование учащихся; Поддержание рабочей обстановки в классе Нормирование труда учащихся ; Анализ обобщение работы отдельных учащихся; Оценка творческой проектной деятельности учащихся . энтузиаст консультант эксперт координатор руководитель специалист Человек, который задает вопросы

Слайд 45

Проект помогает Развивать познавательные навыки учащихся, Расширять умения ориентироваться в информационном пространстве, Развивать критическое и творческое мышление.

Слайд 46

Интерактивные методы в работе по методу проекта . Мозговой штурм. Дискуссия Ролевая игра Тренинг

Слайд 47

Из истории Впервые методику “мозгового штурма” применил Алекс Осборн несколько десятков лет назад в производстве рекламы из фирмы Баттер. Он сформулировал эту технику как метод творческой атаки на какую-нибудь проблему в стиле отряда “ коммандос”, которая позволяет группе людей максимально эффективно использовать свои интеллектуальные способности.

Слайд 48

Правила мозгового штурма Этапы 2. «Сито» 1. Выброс идей Каждый из участников должен предложить свои идеи, пусть самые «бредовые». Идеи не обсуждаются, а сразу фиксируются Ни одна идея не отрицается. Ни одна идея не обсуждается – для них еще придет время. Общее обсуждение (краткое и «Да»-«Нет» Отбор по рейтингу 3. Презентация

Слайд 49

Правила мозгового штурма Строгий регламент Время Общие высказывания Никаких вопросов Председатель – ведет штурм Секретарь - записывает идеи Член группы – генератор идей Спикер – ясно излагает идеи Таймер – следит за временем Никаких оценок Роли

Слайд 50

Председатель: - не позволяет группе отклоняться от выбранного процесса; - поощряет участие каждого; - слушает и принимает все, что было сказано без осуждения; - высказывает предложения по процессу; следит за тем, чтобы секретарь успевал записывать; - не высказывает свои идеи, касающиеся темы обсуждения (в том случае, если это авторитарный лидер).

Слайд 51

Секретарь: - записывает все, что говорится так, чтобы каждый мог прочитать; - использует ключевые слова и фразы членов группы; - просит группу дать ему знать, если что-то будет записано неверно; - не высказывает свои идеи, относящиеся к теме.

Слайд 52

Роль члена группы: - вносит идеи ; - поддерживает процесс; - выслушивает и уважает мнение остальных участников; - придерживается временных рамок.

Слайд 53

Функции таймера : следить за временем, отведенным на дискуссию. Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой .

Слайд 54

Дискуссия Интерактивные методы в работе по методу проекта

Слайд 55

Интерактивные методы в работе по методу проекта Ролевая игра

Слайд 56

Интерактивные методы в работе по методу проекта Тренинг

Слайд 57

Паспорт проектной работы: Название проекта Руководитель проекта Консультанты проекта Учебный предмет в рамках которого проводится работа по проекту Состав проектной группы Тип проекта Заказчик проекта Цель проекта Вопросы проекта Необходимое оборудование Аннотация проекта (актуальность, значимость для социума и самого исполнителя, кратко содержание) Предполагаемый продукт труда Этапы работы над проектом Распределение ролей между участниками проекта

Слайд 58

Оформление проектной папки (портфолио проекта) Паспорт проекта Промежуточные отчеты группы Все материалы (ксеропии, распечатки из Интернета, эскизы, чертежи , т.е. все рабочие материалы) Описание проблем с которыми пришлось встретиться Материалы для презентации Папка предоставляется в жюри на этапе презентации продукта труда

Слайд 59

Система оценки проектных работ Критериев должно быть не более 7-10 Оцениваться должна не столько презентация проекта сколько проект в целом Критерии должны быть известны задолго до защиты проектов

Слайд 60

Критерии оценок Важность темы Глубина исследования Оригинальность предложенных решений Качество выполнение продукта Убедительность предзентации

Слайд 61

У детей формируется мотивация и устойчивый интерес к ведению учебно-исследовательской деятельности У детей расширяется социальный опыт, развивается творческое мышление У детей формируются УУД и появляется импульс к их саморазвитию Метод проекта как условие развития детей



Предварительный просмотр:

Слайд 4  Слайд 5  Слайд 6  Слайд 7  

«Проектная деятельность в начальной школе»

Слайд 1 «Все люди  одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний.

                   Дело не в способностях, а в организации процесса обучения» Сеймур Пейперт

                                                                                                                                      (математик, педагог, психолог)

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из инновационных направлений развития российского образования.

По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Слайд 2  (новые педагогические технологии)

А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В последние годы эту проблему решают, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Слайд 3  (АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создаётся ситуацию успеха.

  • Учатся экономно использовать время и

ориентироваться в ситуации.

  • Строятся новые отношения в сотрудничестве.
  • Проявляются организаторские  и творческие

способности.

  • Выход на готовый «продукт» деятельности.
  • Готовы для выполнения более сложных

проектов в среднем звене.)

Слайд 4 (Задачи: формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией,

                                     научить размышлять, делать обоснованные выводы.

  • Цели: Развитие интереса к предмету и получение дополнительных знаний.
  • Приобретение исследовательского опыта.
  • Развитие умения творчески оформлять и  доносить свой замысел.
  • Развитие умения работать самостоятельно и в группах. )

Слайд 5  (ВИДЫ ПРОЕКТОВ Е.С. Полат творческий

                                                    ( творческий (художественно–эстетический

                                                    практико – ориентировочный(прикладные )

                                                    исследовательский

                                                    информационно-просветительский

        ролевой 

        ориентировочный)

Рассмотрим классификацию проектов доктора педагогических наук, профессора Евгении Семеновны Полот. По характеру доминирующей в проекте деятельности

Слайд 6  ( по характеру (внутрениии и региональные

                  по предметно-содержательной  области(моно и межпредметные проекты)

                  по количеству и по продолжительности)

Слайд 7 (Проекты по продолжительности: краткосрочные (занимают несколько урооков), средней продолжительности  (от недели до месяца)и долгосрочные (более месяца))

Слайд 8 метод проекта характеризуется как:

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д.

Полноценная проектная деятельность, по мнению учёных, не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности  основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Для того чтобы определить роль и место проектных задач в образовательном процессе, необходимо разобраться в том, как должно быть устроено образовательное пространство в начальной школе, каковы его структура и содержание.

При деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства:

  1. Урок (коллективное действие) – место решение системы учебных задач.
  2. Учебное занятие – место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения.
  3. Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся.
  4. Урок - консультация – место «умных» вопросов (определение границы знания и незнания ребёнка по его запросу).
  5. Урок-презентация – место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы).

В учебном процессе следует особо выделить место и время проектных задач.

  Что же мы понимаем под проектной задачей?

Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются её реперными точками, задать возможные «стратегии» её решения.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  1. Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
  2. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  3. Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
  4. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников (1-5 классы) могут быть сформированы следующие способности:

- видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, (ошибки);

- ставить и удерживать цели;

- составлять план своей деятельности;

                        - моделировать ( представлять способ действия виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

 - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе (6-9 классы). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её. Управление собственным поведением в групповой работе.

Как же устроена проектная задача, где её место в образовательном пространстве, как могут оцениваться её результаты? Без ответов на эти вопросы невозможно понять роль этого нового типа задач в начальной школе.

Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

  1. Анализ ситуации (надо ли её разрешать?).
  2. Переформулирование её в проблему (в чём проблема?).
  3. Выявление  дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).

 Приступая к рению проектных задач, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проектной задачи;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования. В числе таких проблем отмечу следующие:

  1. низкий уровень самостоятельности учащихся;
  1. неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием;
  1. разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;
  1. неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, в иной же ситуации (не на уроке русского языка) некоторые ученики пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания грамматических правил. Осмыслив эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой работы с  учащимися, при использовании которой они были бы погружены в атмосферу, требующую размышлений, рассуждений, грамотного изложения своих мыслей, т. е. могли бы применить все свои знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов, являющийся ни чем иным, как попыткой моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим принципам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется при этом интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить их для решения поставленных в проекте задач, что и способствует самореализации личности. Желание   самостоятельно разработать тему проекта часто оказывается более результативным, чем требования к ученикам со стороны родителей и учителей хорошо учиться и получать  отличные и хорошие оценки. Главным же результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, с большей частью которых ученики встретились впервые, но  им не следует при этом теряться,  испугавшись неизвестности, а надо быстро понять, каких знаний им не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезают страхи перед ранее неизвестными ему действиями и   недостатком знаний - он учится учиться.

Проектные работы детей представляют собой одновременно и один из способов контроля учащихся, которому в рамках учебного процесса придается огромное значение, поскольку...

  1. результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  1. учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях;
  1. выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения;
  1. проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  1. дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.

Работать над проектными задачами начинаю   со 2 класса. В 1-ом классе мы формируем группу детей как учебное сообщество. Если отложить организацию учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникнут дополнительные трудности: учителю придётся учить детей не только сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки детей.

Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру.

  Решение проектных задач  существенным образом способствует самореализации  личности.

Осуществление учащимися проектов способствует решению целого ряда задач, в результате чего школьники приобретают ценные навыки.

 1. В процессе приобретения индивидуальных навыков дети получают возможность...

- определять задачи, за решение которых следует браться;

- формировать независимые суждения;

- углублять знания в определенной области;

- приобретать навыки самоорганизации;

- развивать практические навыки, создавать что-то свое;

 - делать то, что может найти практическое применение, делать что-то особенное;

- развивать способности справляться с решением новых проблем, собирать и анализировать новую для себя информацию;

- изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач);

- учиться анализировать и оценивать чужую работу;

- учиться быть более активными, развивать в себе инициативность.

 2. К числу междисциплинарных навыков, приобретаемых учащимися, я отношу следующие:

- «выходить» за пределы одного предмета;

- интегрировать знания, получаемые из различных источников;

- научиться воспринимать факты, принимать иные точки зрения и ситуации в  незнакомых «ракурсах»;

- учиться быть готовыми к противоречивым и спорным утверждениям.

 3. Навыки работы в группах:

- учиться работать в группах;

- учиться возглавлять команду и организовывать встречи;

- участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества;

- развивать чувство такта и дипломатичность;

- руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

 4. Работа с самосознанием:

- изучение своих сильных и слабых сторон;

- удовлетворение от сделанной работы;

- возможность давать реальную оценку своим способностям при  достижении поставленной цели;

- ощущение самостоятельности и свободы.

 5. Навыки общения:

- выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно);

- совершенствовать навыки убедительной, логически выстроенной аргументации;

- развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации;

- учиться писать понятные и грамотные отчеты о своей работе.            

Проектные задачи  могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектных задач, но и форма их организации, их технологическая основа (осуществление их в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций). Проектные задачи  можно решать в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации работы   также могут быть различными: индивидуальными, парными, групповыми.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, надо, чтобы они старались сами видеть и вычленять   значимую проблему.

Мы начинали с выбора тем проектных задач, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время была посильной  и приносила участникам   конкретную пользу.  Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: "Вместе делаем книгу" (4 класс),  "Загадочный мир животных" (3 класс), 

Метод проектов в начальной школе

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время это слово время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

Сущность метода проектов

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Проблема отсутствия у детей умения поисковой деятельности

Мы уже рассмотрели особенности осуществления проектного метода в начальных классах. Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

Для преодоления этих трудностей мы предлагаем рассмотреть проектное изучение темы «Лошади – наши помощники».

Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 5-6 человек. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково – исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания.

В данном проекте для проведения поисково –исследовательской работы были подготовлены следующие задания:

  • Когда и где жили предки лошадей?
  • Сколько лет человек и лошадь живут рядом?
  • Какие факты подтверждают ответ на второй вопрос?
  • Где используются человеком лошади?
  • Расскажите о лошадях в изобразительном искусстве?
  • Каких мифических лошадей вы знаете?
  • Как используются лошади в трудовой деятельности человека?
  • Используются ли лошади в военных целях?
  • Лошади в медицине и спорте.

Кроме того, в зависимости от затруднения учащихся, учитель может задавать наводящие вопросы. Например, седьмой вопрос можно предварять следующим наводящим вопросом: «Где ваши родители, соседи, односельчане пользуются помощью лошади?» А восьмой вопрос – следующим вопросом: «Какое использование лошади вы видели в кинофильмах, рассказывающих о войне?»

Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать.

После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важен направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся.

Ответ коротко записать в тетрадях.

Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся желательно задать дополнительное домашнее задание: расспросить у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей или знакомых, записать интересные случаи, происшедшие с лошадьми. Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев.

Тогда результатом проекта будут не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. Наиболее способные учащиеся могут дополнить свои работы рисунками.