Статья на тему: «Технологии проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ»
статья

Пшеничникова Елена Евгеньевна

В настоящее время в образовательной системе особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся.

По данным различных исследований трудности испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В современных условиях, когда дети с ОВЗ обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа. Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Целями коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ являются: 1.создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих освоению ими образовательного стандарта;

2. сохранение их здоровья;

3. коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности;

4. успешная социализация с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся.

 В последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии.  При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

   В настоящее время в педагогике акцентируется внимание на системно-деятельностном (формирование полноценных устойчивых навыков) и личностно-ориентированном подходах (учёт и восполнение дефицита сенсорных и моторных функций организма ребёнка). Прежняя методика указывала педагогу способы обучения детей, давала обобщённые рекомендации по их применению, но не раскрывала алгоритм действия в рамках того или иного метода.  Иная вещь – технология, которая всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Педагог занимается преобразованием исходного материала в конечный продукт определённый стандартом образования. Имея перед собой технологический план, легко определить на каком этапе у ученика произошёл сбой и установить причину неудачи в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ОВЗ.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Коррекционно-развивающие технологии способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Педагог выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на занятиях.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в  учебно-воспитательном  процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  педагога  и  обучающихся (воспитанников). Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

 Технологии делятся на два вида:

- коррекционно-развивающие;

- коррекционно-образовательные.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно – иллюстративные технологии

работая с учащимися с  ОВЗ в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

1.Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.

2.Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Игровые технологии

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке: перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Инновационные технологии

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

Предполагается, что в современной педагогике нетрадиционные технологии вполне применимы к детям с ОВЗ.  

Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе с учащимися с ОВЗ, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.  Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо   многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика,  язык искусства красок, линий, форм и образов  говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу. Мы представим некоторые технологии, наиболее часто встречающиеся в коррекционно-развивающей работе.

Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать,  а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла.  Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с  применением  как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов. Светоизотерапия - письмо и рисование кистями  разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействие света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия  является  универсальным языком  восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия  - это слияние двух терапевтических методов  - изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР  и с  нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. В системе различных направлений арт-терапии светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. 
Шнуровальный планшет- относится к спектру технологий арт-терапии. Педагоги и психологи,  занимающиеся проблемами коррекции и развития школьников с ЗПР единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет  - это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое.
        Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:

1. Пескотерапия  (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке).

 2.Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).

3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т.д.).

4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.  

5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).  

6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).

7.Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся, воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).

Таким образом, изучив опыт педагогов и психологов, работающих с детьми с ОВЗ, а также собственный опыт работы в коррекционной школе, мы пришли к следующему выводу. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии,       распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты            образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
          В работе необходимо учитывать особенности и проблемы ребёнка. Например, для одних детей ежедневной должна быть работа по формированию слухового внимания, с другим больше нужно работать над обогащением словарного запаса, развитием вербального мышления, для третьих наиболее важным может быть формирование пространственных представлений. Тогда основной аспект в коррекционной работе нужно сделать над развитием этих качеств.   По возможности сделать занятия разнообразными по содержанию, включать задания разной направленности.

 

Используемая литература

  1. Буфетов Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием/ Практическая психология и логопедия. – 2014. – №1. – С. 63-68.
  2. Виноградова О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития/Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.
  3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. — М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 4.                   Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с 5.                  
  4. Зайцев Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
  5. Лебединский  В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2013.
  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.
  8. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топрокова И. Г., Щербинина С. В. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с. 6.
  9. Рудова  А. С.  Коррекция аутизма и заболеваний аутистического спектра методом песко-арома-музтерапии. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:http:// www.centr_ razvitia. ucoz. ru/ index 7.                  

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в образовательной системе особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся.

По данным различных исследований трудности испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В современных условиях, когда дети с ОВЗ обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа. Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Целями коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ являются: 1.создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих освоению ими образовательного стандарта;

2. сохранение их здоровья;

3. коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности;

4. успешная социализация с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся.

 В последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии.  При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

   В настоящее время в педагогике акцентируется внимание на системно-деятельностном (формирование полноценных устойчивых навыков) и личностно-ориентированном подходах (учёт и восполнение дефицита сенсорных и моторных функций организма ребёнка). Прежняя методика указывала педагогу способы обучения детей, давала обобщённые рекомендации по их применению, но не раскрывала алгоритм действия в рамках того или иного метода.  Иная вещь – технология, которая всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Педагог занимается преобразованием исходного материала в конечный продукт определённый стандартом образования. Имея перед собой технологический план, легко определить на каком этапе у ученика произошёл сбой и установить причину неудачи в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ОВЗ.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Коррекционно-развивающие технологии способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Педагог выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на занятиях.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в  учебно-воспитательном  процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  педагога  и  обучающихся (воспитанников). Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

 Технологии делятся на два вида:

- коррекционно-развивающие;

- коррекционно-образовательные. 

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно – иллюстративные технологии

работая с учащимися с  ОВЗ в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

1.Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.

2.Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Игровые технологии 

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке: перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Инновационные технологии

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

Предполагается, что в современной педагогике нетрадиционные технологии вполне применимы к детям с ОВЗ.  

Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе с учащимися с ОВЗ, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.  Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо   многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика,  язык искусства красок, линий, форм и образов  говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу. Мы представим некоторые технологии, наиболее часто встречающиеся в коррекционно-развивающей работе.

Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать,  а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла.  Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с  применением  как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов. Светоизотерапия - письмо и рисование кистями  разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействие света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия  является  универсальным языком  восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия  - это слияние двух терапевтических методов  - изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР  и с  нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. В системе различных направлений арт-терапии светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. 
Шнуровальный планшет- относится к спектру технологий арт-терапии. Педагоги и психологи,  занимающиеся проблемами коррекции и развития школьников с ЗПР единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет  - это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое.
       Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:

1. Пескотерапия  (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке).

 2.Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).

3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т.д.).

4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.  

5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).  

6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).

7.Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся, воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).

Таким образом, изучив опыт педагогов и психологов, работающих с детьми с ОВЗ, а также собственный опыт работы в коррекционной школе, мы пришли к следующему выводу. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии,       распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты            образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
         В работе необходимо учитывать особенности и проблемы ребёнка. Например, для одних детей ежедневной должна быть работа по формированию слухового внимания, с другим больше нужно работать над обогащением словарного запаса, развитием вербального мышления, для третьих наиболее важным может быть формирование пространственных представлений. Тогда основной аспект в коррекционной работе нужно сделать над развитием этих качеств.   По возможности сделать занятия разнообразными по содержанию, включать задания разной направленности.

Используемая литература

  1. Буфетов Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием/ Практическая психология и логопедия. – 2014. – №1. – С. 63-68.
  2. Виноградова О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития/Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.
  3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. — М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 4.                   Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с 5.                  
  4. Зайцев Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
  5. Лебединский  В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2013.
  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.
  8. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топрокова И. Г., Щербинина С. В. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с. 6.
  9. Рудова  А. С.  Коррекция аутизма и заболеваний аутистического спектра методом песко-арома-музтерапии. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:http:// www.centr_ razvitia. ucoz. ru/ index 7.                  

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о результатах проведения городского семинара по теме «Специфика организации коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном учреждении»

В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа директора № 06-О/3 от 10 января 2013 года, 25 педагогов МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»  приняли участие  в город...

Методическое пособие по технологии и методике проведения коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками отделения дневного пребывания несовершеннолетних с применением метода нейропсихологической коррекции

Данная методика предназначена для организации и построения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими те или иные нарушения в психическом, психоречевом развитии....

«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию детей».

Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Приёмы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.

Тема: Приемы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.Слайд 1.Добрый день, уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами приемами игровых технологий, которые исп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...