«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию детей».
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Прядченко Маргарита Сергеевна

Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих

 занятий по нравственному воспитанию детей».

Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию. Основными Целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются:

1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);

2.коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;

3.овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;

4.формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.

Задачи коррекционно-развивающих занятий должны четко формулироваться, например:

Коррекционно-развивающие задачи:

•корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

•коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

•коррекция и развитие зрительных восприятий; слухового восприятия; тактильного восприятия…;

•коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

•коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

•коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

•воспитывать интерес к учебе, предмету;

•воспитывать умение работать в парах, в команде;

•воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию

•воспитывать самостоятельность;

•воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Образовательные задачи:

•формировать (формирование) у учащихся представления о …;

•знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

•учить применять на практике…;

•учить пользоваться…;

•тренировать…;

Формы работы на занятиях разнообразны:

•Фронтальная

•Индивидуальная

•Работа в парах

•Работа в микрогруппах (по 3-4 человека) и т.п..

Одной из наиболее эффективных технологий работы при проведении коррекционно-развивающего занятия является игра.

Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы детей очень велико. Она выполняет следующие функции:

— обучающая (помогает в овладении знаниями);

— развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал)

— коррекционная (исправляет недостатки)

— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению кон-фликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);

— занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.

Основные условия проведения коррекционно-развивающих занятий и игр:

•игровые элементы занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены;

•объем заданий должен быть умеренный;

•Совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к учебно-познавательной деятельности;

•Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

•Использование имеющихся сильных сторон личности;

•Терпение, спокойный тон, доверие;

•Не сравнивать ребенка с другими;

•Предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;

•По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.

При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:

• Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

• Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д. ), которые получает ребенок.

•Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

•Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.  

Упражнение «Волшебная палочка».

Волшебная палочка (ручка, карандаш и т.д.) передаётся по классу в произвольном порядке. Передающий называет число, а принимающий на 2 (3, 4) единицы больше ( меньше).

Упражнение «Рыбы, птицы, звери».

Ведущий бросает мяч и называет «рыбы» - ребёнок, поймавший мяч, должен назвать рыбу; если ведущий называет «птицы» - ребёнок должен назвать птицу и т.д. (2-3 раза).

Игра «Тропинка».

Учащиеся образуют круг, берутся за руки и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», учащиеся становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!»,- дети направляются в центр круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!» - дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

Упражнение «Встаньте те, у кого…»

Ведущий предлагает встать около стульев тем, у кого есть следующее: в имени звук «о»,; синий цвет в одежде, чёрные шнурки в ботинках, кто родился весной, у кого светлые волосы и т.д.

Упражнение « Весёлый мяч»

Дети под весёлую ритмичную музыку передают друг другу мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого мяч, выполняет какое-либо несложное задание: досчитать до 10 и обратно, назвать 5 имён девочек или мальчиков и т. д

 Коррекционно-развивающий блок – задания и упражнения, направленные на развитие и совершенствование:

•Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти;

•Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере.

•Развитие коммуникативных навыков и речевой сферы ребенка;

•Освоение здоровье сберегающих технологий.

I. Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти

•Дидактические

•Коррекционные

Дидактические игры - способствуют совершенствованию и развитию определенных познавательных способностей.

Предметные - с геометрическими фигурами; с кубиками, коробками; с игрушками; со счетными палочками

Настольно-печатные и логические - игровым полем; с маршрутом; лабиринты; раскраски; лото

Логические - викторины, шарады; задачи-шутки; анаграммы; кроссворды; чайнворды; «Доскажи словечко»; «Отвечай-ка»

Коррекционные игры.

Игры на коррекцию недостатков памяти и внимания.

Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре не-сколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом занятии.

Игры, переключающие и развивающие внимание.

Они должны быть эмоциональными, занимательными. Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями.

Такие игры проводятся на любом занятии, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнооб-разного учебного материала.

Например, «Море волнуется...», «Огонь и лед», «Пожалуйста» и т.д.

II. Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики.

Для развития движений руки можно использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, графические диктанты, аппликации, любые другие виды ручного и труда, а также пальчиковую гимнастику и т.д.

III. Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие навыков общения.

Их можно разделить на 2 группы: функциональные и коммуникативные.

Функциональные игры вырабатывают

•Навыки самоконтроля и произвольности, развивают внимание,

•Способствуют снятию гнева и агрессивности, импульсивности и гиперактивности.

"Говори по сигналу"

Вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Коммуникативные игры развивают навыки взаимодействия в коллективе.

Их можно разделить на 3 вида:

- направленные на познание самого себя («Какой я», «Мои достоинства и недостатки»)

- парные упражнения, которые помогают лучше узнать партнерам друг друга, н-р «Рукавички», "Сиамские близнецы"

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Групповые упражнения через организацию совместной деятельности помогают приобрести навыки взаимодействия в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование различных форм обучения на уроках с мультимедийной и компьютерной поддержкой»

Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта учителя начальных классов. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов.  Разработки уроков были апроби...

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной  школе направлен на формирование всесторонне развитой л...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»

laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...

"Руководители с различными формами проведения классных часов”

Что такое классный час? Из скольки частей  состоит,подробное описание каждой части. Наиболее распространенные формы.классных часов....