Знакомство с миром профессий на уроках технологии в начальной школе
статья (4 класс)

Светлана Анатольевна Савинкова

Знакомство с миром профессий на уроках технологии в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с миром профессий на уроках технологии в начальной школе

С.А.Савинкова, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 85»

Кемеровская область, г. Кемерово

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - это совокупностью требований, обязательных при реализации образовательной программы начального общего образования. Одними из требований являются требования к результатам освоения  образовательной программы начального общего образования.

П. 12.6. прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы.

Так технология включает в содержание получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Одной из задач современной школы – это подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.  Подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с профессиями, начиная с ближайшего окружения, чей труд дети наблюдают каждый день.
       Знакомить в системе младших школьников с профессиями  помогают уроки технологии, где особое внимание уделяется изучению содержания труда и профессий.

Уроки технологии в начальной школе способствуют формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Авторы программы Н. И. Роговцевой и  С. В. Анащенковой УМК «Перспектива»  уделяют большое внимание трудовой деятельности и её значению в жизни человека.

 Принцип построения программы - это путешествие по предмету технология и знакомство  с миром профессий в разных сферах деятельности: на земле, в воздухе, в воде и в информационном пространстве.

    В 1 классе у детей формируются  представлении  о трудовой деятельности человека на основе  профессий родителей, а также личных наблюдений.

 Например, при изучении темы «Растения» обучающиеся используют сюжетные картинки из материалов учебника. На основе этого делают выводы о значении растений в жизни людей, знакомятся с инструментами по уходу за растениями.  Положительное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста оказывает работа над пословицами и загадками о труде. Это обогащает на только знания ребенка, но дает представление о значимости труда для человека.

       Во 2 классе обучающиеся совершают  путешествие в прошлое, в котором получают знания о развитии ремесел в России.

 Например, при изучении темы «Посуда» знакомятся с профессиями гончар, пекарь, кондитер. При изучении других тем получают знания о резчике по дереву, о работе игрушечника, о профессиях, связанных  со строительством домов на Руси (плотник, печник, столяр, каменщик, кровельщик). При работе с тканью - ткачиха, пряха, вышивальщица. Кроме того школьники узнают какими качествами должны обладать люди разных профессий.

Целесообразно использовать на уроках видеоматериал по изучаемой теме.

Например, при изучении раздела «Человек и информация» можно использовать видеосюжеты как изготавливали первые книги и как изобрели наборную печать.

    В 3 классе происходит знакомство с современными профессиями во время путешествия по современному городу.

 Например, при изучении темы «Архитектура» обучающиеся узнают, как работает архитектор, инженер-строитель, прораб.  Дети знакомятся с элементарными понятиями профессионального языка архитектора, чертежника. Какие необходимы профессии при создании городского парка и детской площадки. Сделают выводы о необходимости профессий модельера, закройщика и швеи при создании современной одежды.

В 3 классе обучающиеся на уроках технологии выполняют проектные работы, где могут использовать полученные знания при создании различных макетов.

Например, при выполнении проекта «Детская площадка» дети определяют цели проекта, выполняют эскизы, распределяют роли, выбираю материалы, определяют стоимость и проводят презентацию.

  В 4 классе продолжается путешествие по современному производству. Обучающиеся узнают, как работают промышленные предприятия  и какую продукцию они выпускают, люди каких профессий работают на этих предприятиях.

Например, при изучении темы «Швейная фабрика» знакомятся с изготовителем лекал, раскройщиком, оператором швейного оборудования. Также получают сведения о работе крупных швейных предприятий на территории России.

Для закрепления знаний о профессиональной деятельности используются  тесты.

Например, при изучении темы «Фаянсовый завод» предлагаются задания: соедините эмблему завода, на которых делают изделия из фаянса, с названиями городов, в которых эти заводы расположены;

определите последовательность операций при изготовлении фаянса;

           При изучении темы «Порт» проводится тест «Работа в порту», в      котором есть задания, где необходимо определить  в какой части порта работают лоцман, докер-механизатор, такелажник, санитарный врач, машинист крана и другие. А также указать профессии, которые могут быть использованы для работы не только в порту, но и других отраслях хозяйства.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что на уроках технологии происходит знакомство с профессиональной деятельностью человека в различных сферах, начиная от древности и до наших дней.  Это поможет подрастающему поколению правильно оценить значение труда в жизни человека. Сформировать уважение к труду и людям труда и бережного отношения к результатам труда.  Вызвать интерес школьников к различным профессиям.

Литература

  1. 1.Фереральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа https://fgos.ru/. (Дата обращения: 12.10.19.)
  2. Технология. 1 класс: учебник [Текст]  / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. - М. : Просвещение, 2014.- 128с.
  3. Технология. 2 класс : учебник [Текст]  / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М. : Просвещение, 2014.- 143с.
  4. Технология. 3 класс : учебник [Текст]  /  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М. : Просвещение, 2014.- 143с.
  5. Технология. 4 класс: учебник [Текст]  /   Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.  - М. : Просвещение, 2014.- 143с.
  6. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс: учебное пособие [Текст]  /  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.  - М. : Просвещение, 2017.- 31с.
  7. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: учебное пособие [Текст]  /  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. - М. : Просвещение, 2016.- 31с.
  8. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: учебное пособие [Текст]  /  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. М. : Просвещение, 2016.- 80с.
  9. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие [Текст]  /  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В.  М. : Просвещение, 2016.- 79с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Презентация уроков технологии в начальной школе.

Данный материал может быть использован учителем на первых занятиях по учебному предмету "Технология" в качестве иллюстрационного материала или в помощь при объяснении задач и целей урока....

Безопасность на уроках технологии в начальной школе.

Таблицы, из которых можно сделать раскладушку, незаменимы при инструктажах на уроках технологии при работе с ножницами....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Знакомство с миром профессий на уроках устной речи.

Разработка материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII видаДидактический материал для учащихся 1 – 2  классов на уроках устной речи к теме «...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...