205-лет со дня рождения русского поэта М.Ю.Лермонтова
классный час (2 класс)

Клочан Елена Николаевна

 

Классный час

 

205-лет со дня рождения русского поэта

М.Ю. Лермонтова

 

 

 

 

 

подготовила:

учитель

МОУ «Нижнепенская СОШ»

Наджафова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:   ознакомление учащихся с биографией и творчеством писателя;воспитание чувства гордости за великих людей России.

Задачи:

-образовательные:обучать выразительному чтению лирических произведений.

-развивающие:развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

эстетический вкус.

-воспитательные: формировать дружеские отношения между учащимися; навыки публичного выступления.

Оборудование: портрет поэта, выставка произведений Лермонтова, презентация.

“Смерть поэта” (отрывок).

     Погиб поэт! — невольник чести —

     Пал, оклеветанный молвой,

     С свинцом в груди и жаждой мести,

     Поникнув гордой головой!..

     Не вынесла душа поэта

     Позора мелочных обид,

     Восстал он против мнений света

     Один, как прежде... и убит!

27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен А.С. Пушкин. К моменту смерти А.С. Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки М.Ю. Лермонтова:“Погиб поэт, невольник чести…”Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.                                                                                                                                                   Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете.  Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Бабушка во всем ему потакала.

 Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Чтец. «Люблю тебя Москва».

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

 Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

 Люблю священный блеск твоих седин

 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

 Напрасно думал чуждый властелин

 С тобой, столетним русским великаном,

 Померяться главою и - обманом

 Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

 Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

 Вселенная замолкла... Величавый,

 Один ты жив, наследник нашей славы.

Московский университетский пансион сохранял с прежних времен литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Издавались рукописные журналы и альманахи.

  В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм                                                                 Чтец.«Нет, я не Байрон, я другой»

Нет, я не Байрон, я другой,

 Еще неведомый избранник,

 Как он гонимый миром странник,

 Но только с русскою душой.

 Я раньше начал, кончу ране,

 Мой ум немного совершит;

 В душе моей как в океане

 Надежд разбитых груз лежит.

 Кто может, океан угрюмый,

 Твои изведать тайны? кто

 Толпе мои расскажет думы?

 Я - или бог - или никто!

Однажды в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.

Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, находившееся в Петербурге.                                                                                                                 Чтец."Парус"

Белеет парус одинокой

 В тумане моря голубом.

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

 И мачта гнется и скрипит;

 Увы! - он счастия не ищет

 И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой:

 А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!

В 1834 г. Лермонтов  окончил  школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.

Январе 1937 года… на дуэли с Дантесом смертельно ранен Пушкин. . К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок...

Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды. Стихотворение,  явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. На Кавказе шла война.  В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость.

Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах. Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца. Кавказ был для поэта символом свободы.

"Эллада"

 Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

 Они меня в младенчестве носили

 И к небесам пустыни приучили.

 И долго мне мечталось с этих пор.

 Все небо юга да утесы гор.

 Над детской головой моей венцом

 Свивались облака твои седые;

 Когда по ним, гремя, катался гром,

 И пробудясь от сна, как часовые,

 Пещеры откликалися кругом,

 Я понимал их звуки роковые,

 Я в край надзвездный пылкою душой

 Летал на колеснице громовой!..

Ссылка продлилась до октября 1837.  С апреля 1838 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку в Петербурге, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским. Публикация  стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.

Чтец."Бородино"(отрывок) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

 Москва, спаленная пожаром,

       Французу отдана?

 Ведь были ж схватки боевые,

 Да, говорят, еще какие!

 Недаром помнит вся Россия

       Про день Бородина!

 - Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя:

       Богатыри - не вы!

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля...

 Не будь на то господня воля,

       Не отдали б Москвы!

Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине.

"Прекрасны вы, поля земли родной..."

Прекрасны вы, поля земли родной,

 Еще прекрасней ваши непогоды;

 Зима сходна в ней с первою зимой,

 Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

 И степь раскинулась лиловой пеленой,

 И так она свежа, и так родня с душой,

 Как будто создана лишь для свободы.

Чтец." Когда волнуется желтеющая нива"

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

 Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

Тогда смиряется души моей тревога.

Тогда расходятся морщины на челе,—

 И счастье я могу постигнуть на земле,

 И в небесах я вижу Бога...

.В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд гениальных стихотворений.

Чтец. "Утёс"

Ночевала тучка золотая

 На груди утеса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя;

 Но остался влажный след в морщине

 Старого утеса. Одиноко

 Он стоит, задумался глубоко,

 И тихонько плачет он в пустыне.

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

Поэт был похоронен в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ Лермонтова – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_o_lermontove.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

Классный час

205-лет со дня рождения русского поэта

М.Ю. Лермонтова

подготовила:

учитель

МОУ «Нижнепенская СОШ»

Наджафова Е.Н.

с.Нижние Пены,2019

Цель:   ознакомление учащихся с биографией и творчеством писателя;воспитание чувства гордости за великих людей России.

Задачи:

-образовательные:обучать выразительному чтению лирических произведений.

-развивающие:развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

эстетический вкус.

-воспитательные: формировать дружеские отношения между учащимися; навыки публичного выступления.

Оборудование: портрет поэта, выставка произведений Лермонтова, презентация.

“Смерть поэта” (отрывок).

     Погиб поэт! — невольник чести —

     Пал, оклеветанный молвой,

     С свинцом в груди и жаждой мести,

     Поникнув гордой головой!..

     Не вынесла душа поэта

     Позора мелочных обид,

     Восстал он против мнений света

     Один, как прежде... и убит!

27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен А.С. Пушкин. К моменту смерти А.С. Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки М.Ю. Лермонтова:“Погиб поэт, невольник чести…”Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.                                                                                                                                                   Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете.  Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Бабушка во всем ему потакала.

 Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Чтец. «Люблю тебя Москва».

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

 Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

 Люблю священный блеск твоих седин

 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

 Напрасно думал чуждый властелин

 С тобой, столетним русским великаном,

 Померяться главою и - обманом

 Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

 Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

 Вселенная замолкла... Величавый,

 Один ты жив, наследник нашей славы.

Московский университетский пансион сохранял с прежних времен литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Издавались рукописные журналы и альманахи.

  В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм                                                                 Чтец.«Нет, я не Байрон, я другой»

Нет, я не Байрон, я другой,

 Еще неведомый избранник,

 Как он гонимый миром странник,

 Но только с русскою душой.

 Я раньше начал, кончу ране,

 Мой ум немного совершит;

 В душе моей как в океане

 Надежд разбитых груз лежит.

 Кто может, океан угрюмый,

 Твои изведать тайны? кто

 Толпе мои расскажет думы?

 Я - или бог - или никто!

Однажды в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.

Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, находившееся в Петербурге.                                                                                                                 Чтец."Парус"

Белеет парус одинокой

 В тумане моря голубом.

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

 И мачта гнется и скрипит;

 Увы! - он счастия не ищет

 И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой:

 А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!

В 1834 г. Лермонтов  окончил  школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.

Январе 1937 года… на дуэли с Дантесом смертельно ранен Пушкин. . К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок...

Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды. Стихотворение,  явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. На Кавказе шла война.  В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость.

Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах. Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца. Кавказ был для поэта символом свободы.

"Эллада"

 Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

 Они меня в младенчестве носили

 И к небесам пустыни приучили.

 И долго мне мечталось с этих пор.

 Все небо юга да утесы гор.

 Над детской головой моей венцом

 Свивались облака твои седые;

 Когда по ним, гремя, катался гром,

 И пробудясь от сна, как часовые,

 Пещеры откликалися кругом,

 Я понимал их звуки роковые,

 Я в край надзвездный пылкою душой

 Летал на колеснице громовой!..

Ссылка продлилась до октября 1837.  С апреля 1838 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку в Петербурге, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским. Публикация  стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.

Чтец."Бородино"(отрывок) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

 Москва, спаленная пожаром,

       Французу отдана?

 Ведь были ж схватки боевые,

 Да, говорят, еще какие!

 Недаром помнит вся Россия

       Про день Бородина!

 - Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя:

       Богатыри - не вы!

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля...

 Не будь на то господня воля,

       Не отдали б Москвы!

Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине.

"Прекрасны вы, поля земли родной..." 

Прекрасны вы, поля земли родной,

 Еще прекрасней ваши непогоды;

 Зима сходна в ней с первою зимой,

 Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

 И степь раскинулась лиловой пеленой,

 И так она свежа, и так родня с душой,

 Как будто создана лишь для свободы.

Чтец." Когда волнуется желтеющая нива"

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

 Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

Тогда смиряется души моей тревога.

Тогда расходятся морщины на челе,—

 И счастье я могу постигнуть на земле,

 И в небесах я вижу Бога...

.В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд гениальных стихотворений.

Чтец. "Утёс"

Ночевала тучка золотая

 На груди утеса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя;

 Но остался влажный след в морщине

 Старого утеса. Одиноко

 Он стоит, задумался глубоко,

 И тихонько плачет он в пустыне.

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

Поэт был похоронен в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ Лермонтова – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.

УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....

Фото-отчёт о деятельности Русского географического общества г.Лермонтова и отделения РГО КБР

Представляю материал о деятельности двух отделений Русского географического общества г.Лермонтова Ставропольского края и Сармаковского отделения Кабардино-Балкарии. Автор: учитель начальных классов МБ...

Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...

Конспект занятия, посвященного 135-летию со дня рождения детского поэта-сказочника К.И. Чуковского «Добрый мир сказок Чуковского»

Занятие проведено для группы разновозрастных детей в Гороховецком социально-реабилитационном центре "Семья" в день рождения к.И. Чуковского 31.03.2017...

Праздничный концерт, посвящённый ко дню рождения чувашского поэта Константина Васильевича Иванова, по теме «Горжусь, Чувашия, тобой"

Цель:знакомить учащихся с жизнью и творчеством известного чувашского поэта К. В. Иванова; прививатьлюбовь к родному краю, родному языку, народному творчеству, расширить кругозор учащихся....