Рабочая программа "Театральная студия"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1с.Средняя Елюзань

Рассмотрено                                          Принято                                                           «Утверждаю»                                                                                                             На  заседании МО                        педагогическим советом                                   директор МБОУ СОШ №1                                                          Протокол №__                              протокол №__                                                    с.Средняя Елюзань                                                                                  от ___августа 2019 г.                   от___августа2019 г.                                          ________ /Гурдина З.Д/

                                                                                                                                    Приказ №______

                                                                                                                                                  от _________________

                           Рабочая программа по

внеурочной деятельности

«Театральная студия»

Направление: общеинтеллектуальное направление

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка.

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.

  Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного и художественно-эстетического воздействия. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Занятия в кукольном театре развивают у детей память, мышление, творческие способности, эмоционально-выразительное чтение, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию коммуникативных способностей, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

    Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания и  раскрытие творческих способностей у младших школьников.

         Задачи:

- раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

- научить детей самостоятельно изготавливать куклы и декорации; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;

- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Планируемые результаты

 

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Содержание программы

          Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование  театрального творчества школьников. Ведение внеурочной деятельности кружка «Театральная студия» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия  учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. На занятиях  юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и  средства выразительности для раскрытия художественного образа. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.  Занятия  предполагают знакомство с основами актерского мастерства.

          Представленная программа внеурочной деятельности «Театральная студия» составлена с учётом запросов родителей и интересов детей.   Программа рассчитана на детей   9 – 10 лет.

Тематический  план.

п/п

Темы

Количество часов

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.   Что такое театр.

2

2

2

Выбор пьесы

1

1

3

Устройство ширмы и декораций

3

1

2

4

Особенности изготовления кукол

8

1

7

5

Сценическая речь

6

6

6

Особенности работы кукловода

8

1

7

7

Музыкальное сопровождение

2

1

1

8

Репетиция. Спектакль

4

4

34.

6

28

Содержание курса

1.Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

2.Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Развитие умения кукловождения.

3.Секреты сценического мастерства. 

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

 Практическая работа: этюдный тренаж.

4.Театр кукол

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

Практическая работа:  Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

5.Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

6. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

7. Изготовление декораций и бутафории

Практическая работа:  Изготовление декораций и бутафории

8. Репетиция. Спектакль. 

Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Формы организации и виды деятельности

1

Вводное занятие.  Азбука театра.

1

  Разновидности театров (беседа).

Виды театров:

- театр картинок;

- театр игрушек;

- пальчиковый театр;

- теневой театр

2

Театральные профессии.

1

 Беседа-диалог о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, композитор и др).

Знакомство с профессией костюмер. Создание эскиза костюма для любимого персонажа сказки.

Угадывание сказочных персонажей по костюмам.

3

Кукольный театр начинается с ширмы

 .

1

Беседа о ширме

  Показ работы за ней. 

4

Составление сценария для теневого театра «Колобок».

.

1

 Чтение р.н.с. «Колобок».

Составление сценария для теневого театра «Колобок».

 Игровое упражнение «Догадайся кто я».

5

 Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки «Колобок»

1

Обсуждение характеров героев сказки. Игровое упражнение «Догадайся кто я».Распределение ролей..Деление на группы

6

Вырезание персонажей для сказки.

1

 Беседа о ТБ.

Беседа о соответствии размера вырезаемых фигур. Вырезание персонажей для сказки.

7

Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок».

1

 Беседа о ТБ. Речевая игра «Узнай по голосу».

Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок».

8

Выбор музыкального сопровождения для сказки.

1

 Беседа о необходимости музыкального сопровождения сказок, правилах подбора музыкального оформления к определенным героям.

9

Создание афиши

1

 Беседа «Что такое афиша. Зачем она нужна?» Работа по группам. Конкурс на самую лучшую афишу.

10

Репетиция спектакля «Колобок». Актёрское мастерство.

1

 Работа над дикцией. Игровое упражнение «Догадайся кто я». Репетиции за столом по группам.

11

Репетиция спектакля «Колобок». Выразительность речи.

1

 Артикуляционная гимнастика.

Репетиции за столом по группам.

12

Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой.

1

 Артикуляционная гимнастика (чистоговорки и скороговорки). Репетиция частей спектакля за ширмой.

13

Репетиция спектакля «Колобок».  Работа за ширмой.

1

 Работа над дикцией. Репетиция спектакля по группам.

14

Генеральная репетиция спектакля «Колобок»

1

 Артикуляционная гимнастика «Часики». Генеральная репетиция с музыкальным оформлением.

15

Премьера спектакля «Колобок»

1

 Показ спектакля первоклассникам

16

Обсуждение спектакля.

1

Артикуляционная гимнастика «Вкусный мед». Обсуждение выступления.

17

Составление сценария для кукольного театра «Заюшкина избушка».

1

Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка». Составление сценария для сказки.

18

Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки.

1

Артикуляционная гимнастика «Часики». Обсуждение характеров героев сказки.  Распределение ролей..Деление на группы

19

Изготовление  кукол сказки. (Заяц)

1

Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу.

20

Изготовление кукол для сказки. (Лиса)

1

Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу.

21

Изготовление кукол для сказки. (Собака)

1

Беседа по ТБ. Выполнение игрушки по заданному эскизу.

22

Изготовление  декораций. Домик Зайца. Домик Лисы.

1

Беседа по ТБ. Выполнение домиков лисы и зайца.

23

 Изготовление  декораций. Деревья и цветы

1

Беседа по ТБ. Изготовление декораций по группам.

24

Выбор музыкального сопровождения для сказки.

1

Подбор музыкального сопровождения. Склеивание музыки для спектакля.

25

Создание афиши.

1

Беседа « Как привлечь зрителя афишей?» Создание афиши. Работа в группах.

26

Особенности кукловождения.  

1

Артикуляционная гимнастика «Слон».  Учить брать куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать

это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

27

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».  Управление куклой за столом.

1

Артикуляционная гимнастика «Расческа». Тренировка в умении управлять куклой. Работа в группах.

28

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».  Управление куклой за ширмой.

1

Артикуляционная гимнастика «Фокус». Познакомить с секретами управления куклами за ширмой. Работа в группах.

29

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Выразительность речи  поведение героев  на сцене

1

Артикуляционная гимнастика «Гармошка» Учить совмещать работу рук с речью героя. Работа в творческих группах.

30

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».   Выразительность речи  поведение героев  на сцене.

1

Артикуляционная гимнастика «Улыбка». Репетиции фрагментов сказки  за ширмой. Работа с творческими группами по отдельности над выразительностью речи.

31

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».  Работа за ширмой.

1

Артикуляционная гимнастика «Дудочка». Выступление  творческих групп за ширмой. Обсуждение неудачных моментов.

32

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка. Работа за ширмой.

1

Артикуляционная гимнастика «Чашечка» Выступление творческих групп  Обсуждение неудачных моментов.

33

Генеральная репетиция спектакля

1

Выступление творческих групп за ширмой.

34

Творческий отчет

1

Показ спектакля первоклассникам.

Формы проведения занятий:

Игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа,

мастерская костюма, декораций; инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, выступление.

Формы подведения итогов и контроля

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования,  конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;

итоговый – спектакль.

Список использованной литературы.

  1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование — М.: Просвещение, 2010.  
  2. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

Интернет ресурсы

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html

 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Театральная студия»

Тема

занятия

4 «а»

4 «б»

4 «в»

4 «г»

1

Вводное занятие. Азбука театра

2.09

4.09

5.09

3.09

2

  Театральные профессии.

9.09

11.09

12.09

10.09

3.

  Кукольный театр начинается с ширмы.

16.09

18.09

19.09

17.09

4.

 Составление сценария для теневого театра «Колобок».

23.09

25.09

26.09

24.09

5.

Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки «Колобок».

30.09

2.10

3.10

1.10

6.

Вырезание персонажей для сказки.

7.10

9.10

10.10

8.10

7.

Раскраска персонажей к спектаклю «Колобок».

14.10

16.10

17.10

15.10

8.

 Выбор музыкального сопровождения для сказки.

21.10

23.10

24.10

22.10

9.

Создание афиши.

11.11

6.11

7.11

5.11

10.

Репетиция спектакля «Колобок». Актёрское мастерство. Работа над дикцией.

18.11

13.11

14.11

12.11

11.

Репетиция спектакля «Колобок». Выразительность речи.

25.11

20.11

21.11

19.11

12.

Репетиция спектакля «Колобок». Работа за ширмой.

2.12

27.11

28.11

26.11

13.

Репетиция спектакля «Колобок».  Работа за ширмой.

9.12

4.12

5.12

3.12

14.

Генеральная репетиция спектакля «Колобок»

16.12

11.12

12.12

10.12

15.

Премьера спектакля «Колобок»

23.12

18.12

19.12

17.12

16.  

Обсуждение спектакля.

13.01

25.12

26.12

24.12

17.

Составление сценария для кукольного театра «Заюшкина избушка».

20.01

15.01

16.01

14.01

18.

Распределение ролей. Обсуждение характеров героев сказки.

27.01

22.01

23.01

21.01

19.

Изготовление  кукол сказки. (Заяц)

3.02

29.01

30.01

28.01

20.

Изготовление кукол для сказки. (Лиса)

10.02

5.02

6.02

4.02

21.

Изготовление кукол для сказки. (Собака)

17.02

12.02

13.02

11.02

22.

Изготовление  декораций. Домик Зайца. Домик Лисы.

24.02

19.02

20.02

18.02

23.

 Изготовление  декораций. Деревья и цветы

2.03

26.02

27.02

25.02

24.

Выбор музыкального сопровождения для сказки.

9.03

4.03

5.03

3.03

25.

Создание афиши.

16.03

11.03

12.03

10.03

26.

Особенности кукловождения.  

30.03

18.03

19.03

17.03

27.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».   Управление куклой.

6.04

1.04

2.04

31.03

28.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».  Управление куклой за столом.

13.04

8.04

9.04

7.04

29.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка». Управление куклой за ширмой.

20.04

15.04

16.04

14.04

30.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».   Выразительность речи  поведение героев  на сцене.

27.04

22.04

23.04

21.04

31.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».  Работа за ширмой.

4.05

29.04

30.04

28.04

32.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка. Работа за ширмой.

11.05

6.05

7.04

5.05

33.

Генеральная репетиция спектакля

18.05

13.05

14.05

12.05

34.

Творческий отчет

25.05

20.05

21.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Студия «Театр»

Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы  И.А. Генералова...

Рабочая программа студии Русская мозаика

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным деко...

Рабочая программа "Студия волшебства"

Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс....

Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"

Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...