ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (4 класс)

Проектное обучение даёт  возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким,  нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Введение ФГОС в образовании побуждает учителей к использованию новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Одной из основных задач начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета, развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. Эти технологии и постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии. Они создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску нестандартных способов, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не всегда хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Я считаю, что для реализации решения этой проблемы в начальной школе актуальна работа по методу учебных проектов. Она помогает реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Что же такое проект?

Слово «проект» (в  переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. 
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

А для учителя учебный проект - это  средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация, а также поиск информации, практическое применение  знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Проектно-исследовательская работа в школе -  метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Построение образовательной ситуации в логике педагогического взаимодействия учителя и учеников определяет внутреннюю мотивацию подхода к любой проблеме с исследовательской позиции. Родители, как участники образовательного процесса, выступают значимым социально–педагогическим фактором, оказывающим влияние на мотивационную готовность и интеллектуальную способность к познанию. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления, поэтому при организации проектной деятельности учитываю следующее:

- проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника;
- проблематика будущих проектов  должна быть в области интересов учеников;
- должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
- прежде чем дать ученикам проектное задание, предварительно осуществляю подготовку;
- отрабатываю со школьниками приёмы проектной деятельности;
- при выборе темы проекта — не навязываю информацию, а стараюсь заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску;
- консультирую, помогаю ученикам  с выбором источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.

В начальной школе всегда существовала проблема, как научить ребенка организовывать свою жизнь; определять ближнюю и дальнюю перспективы, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достигнуть поставленных целей.   Для решения этой проблемы использую проектирование, начиная с простых проектов в 1 классе,  а  к концу обучения в начальной школе, считаю, что школьники  должны уметь составлять проекты по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, технологии.

Система организации проектной деятельности младших школьников, включает три взаимосвязанных уровня: базовый, продвинутый и творческий.

На базовом уровне целью является ознакомление детей с основами проектирования, формирование первоначальных проектировочных умений. При этом содержанием их деятельности является разработка групповых мини-проектов на учебных занятиях. Это может быть создание рассказов, сказок, памяток, опорных схем, игр на закрепление учебного материала и т.д. Взаимодействие педагога и учащихся включает следующие этапы: подготовительный, ориентационный, поисковый, аналитический.

На подготовительном этапе ввожу  понятия «проектная деятельность», «проект»; знакомлю с общей структурой проекта, организую деятельность детей по ее анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют структурные компоненты проекта. Результат взаимодействия - формирование первоначальных представлений детей о процессе проектирования, о проекте как его конечном продукте.

На ориентационном этапе формулируется проблема, определяются возможные направления проектирования. Учащиеся ее осмысливают, осуществляют выбор  направления проектной деятельности. Результат взаимодействия - формирование первоначальных представлений детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей ее разрешения.

На поисковом этапе педагог руководит взаимодействием младших школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска. 

На аналитическом этапе учащиеся осуществляют презентацию проектного замысла, отвечают на вопросы одноклассников и педагога. Презентация  может быть представлена в виде: спектакля, соревнования, спортивной игры, путешествия, воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), отчета исследовательской экспедиции, ролевой игры, инсценировки реального или вымышленного исторического события, диалога литературных или исторических персонажей, экскурсии и др. При этом происходит рефлексия процесса и результатов проектной деятельности. Учитель анализирует и оценивает процесс и результаты проектной деятельности детей, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки.

Оценка качества проектов осуществляется по следующим критериям:

- осмысление проблемы проекта и формулирование его цели;

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- практическое использование предметных и интегрированных знаний, умений и навыков;

- степень осмысления использованной информации;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

- прикладное значение полученных результатов.

В начальной школе учащиеся выполняют несколько видов проектов:

  1. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
  2. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты.
  3. Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой проектов в старших классах и для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
  4. Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого.    

Детьми были выполнены такие проекты как:

«Алфавит из сказочных персонажей», «Волшебный пластилин»,              «Листья моего двора», «Любимая буква», «О чем рассказали следы на снегу», «Осенний урожай нашего огорода», «Сувениры из природного материала», «Мое увлечение – автомобили», «Мой город», «Как вырастить цветок?», «Если хочешь быть здоров» (правила здорового образа жизни), «Я иду в школу» (правила дорожного движения), «Пернатые друзья», «Мой бюджет» (разработка плана расходования личных денежных средств на месяц), «Моя семья» (создание генеалогического древа, презентация своей семьи), «Мой досуг» (разработка банка идей по интересному и полезному проведению детьми свободного времени, создание презентации своих увлечений),  «Удивительные животные нашего зоопарка», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни», «Формирование читательского интереса» (создание картотеки интересных детских книг).

Эффективность социально-педагогических условий развития познавательной самостоятельности младших школьников определяется системностью реализации учебно-исследовательской деятельности в общем образовательном процессе  в начальной школе. Задача учителя - создать условия для проявления детьми инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. При этом учитель выступает как помощник, индивидуальный консультант, сопровождающий собственный поиск детей.

В результате нескольких лет педагогического проектирования  я убедилась в том, что проектное обучение даёт  возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Литература.


1. Диденко С.Ю, Загоруйко Т.В., Лактионова Е.Е., Черепанская Е.И. Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов.  

Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международная научная конференция (г.Санкт-Петербург, декабрь 2017). СПб

2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.

4.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

5. Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младшего школьника.  Л.Б.Рыбушкина, М., Изд.МПГУ, журнал «Наука и школа»,  № 1, 2017.

6.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

8. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников,  [Текст] Рекомендации / В.Ф.Феоктистова Волгоград, - 2011.

9. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО, 2001.

10. Носикова Я.Н, Обухов А.С. Социально-педагогическая обусловленность развития познавательной самостоятельности младших школьников в процессе учебно-исследовательской деятельности. М.: Изд.МПГУ, Статья. Наука об образовании. Журнал «Проблемы современного образования» -     № 1, 2018

11. Пахомова Н.Ю.  Статья. Учебное проектирование. Журнал « Справочник заместителя директора школы» - № 3, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...