Проектная деятельность в воспитательной работе
статья (1 класс)

Никитина Екатерина Николаевна

Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтика формирования учебной деятельности первоклассников при работе над учебным проектом

Формирование учебной деятельности имеет целью подготовить школьника к возможности самостоятельно учиться, быть субъектом образовательного процесса. Такой результат может быть достигнут в случае, если формирование учебной деятельности (ФУД) будет построено как процесс овладения всё более обобщенными способами деятельности. Это оказывается возможным, если в процессе решения конкретных задач последовательно вычленение и обобщение общих моментов [1].                        В 1-м классе целью ФУД является уточнение и расширение представления детей об учебной деятельности и показать значимость овладения ею. Школьники должны также познакомиться со структурой учебной деятельности, убедиться в ее сложности, взаимосвязи всех ее компонентов в процессе решения учебной задачи, понять важность овладении каждым компонентом учебной деятельности для ее успешного осуществления.                                                                                        Работу по ознакомлению с учебной деятельностью, с ее структурой, развитие интереса к ней, на наш взгляд, очень успешно можно организовать на основе метода проектов уже в 1-м классе.                                                В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.                Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов.                        Работая над ФУД в 1-м классе, учитель в первую очередь знакомит детей с задачей: Что такое задача? На каких уроках мы решаем задачи? Где мы встречаемся с задачей? Решают ли взрослые задачи и где? Приходится ли учителю решать задачи?                                                                                Работа над ученическим  проектом в первом классе также предусматривает решение определенных конкретно-практических задач(даже на творческом уровне). Например, в 1 классе можно создать следующие проекты: «В защиту сорняков» ( «Окружающий мир»), «Пластилиновый град»,  «Дымковская ярмарка» (Технология), «Палитра времен года» или «Разноцветные страницы» (Литературное чтение), «Кто такие рыцари?» (внеклассная работа).                                                                                        Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима готовность, которая заключается в слкдующем:

  1. Формирование у учащихся ряда коммуникативных умений к которым относятся: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учитель в ситуациях, когда нет достаточной информации), умение выражать свою точку зрения (выбирать в доброжелательной атмосфере, аргументировано доказывать), умение договариваться (понятно для всех формулировать свое мнение самое верное, рациональное, оригинальное решение).
  2. Развитие мышления, определенная интеллектуальная зрелость, которая включает: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
  3. Накопление опыта развернутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания [2].

Когда будет проведена подготовительная работа, можно приступать к созданию ученического проекта. На каждом этапе работы над проектом идет пропедевтическая работа по формированию у детей представлений о всей структуре  УД.                                                

Создание проекта

ФУД

1 этап – мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой, ученики обсуждают, предлагают свои идеи).

Заинтересовать, привлечь к составлению и решению задач; учить распознавать задачи.

2 этап - планирующий, подготовительный (определяется тема и цель, формируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности.

Распознавание задач, составление простейших задач на различном предметном материале, анализ поставленной задачи, принятие учебной задачи.

На 1 и 2 этапах проводится предварительный контроль и дается прогностическая оценка.

3 этап – информационно –операционный (сбор материала, работа с литературой и другими источниками; учитель – координатор, консультант.

Актуализация знаний, работа с различными источниками для пополнения знаний. Планирование решения учебной задачи. Решение учебной задачи.

На 3 этапе ведется текущий контроль.

4 этап – рефлексивно-оценочный (представление проектов, участие в коллективном обсуждении, оценивание результата и процесса работы; учитель – участник оценочной деятельности).

После представления проекта и доказательства решения поставленных задач ученики участвуют в контрольно-оценочной деятельности (это очень важный этап ФУД)

На 4 этапе осуществляется итоговый контроль и оценка.

Детей привлекает  и заинтересовывает сам процесс создания проекта. Метод проектов целесообразно использовать, начиная с 1 класса.

Список литературы

  1. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников.- Л., 1989.
  2. Владимирова Т. И. Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших школьников.- Сайт фестиваля «Открытый урок», 2015/2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значимость проектной деятельности в организации воспитательной работы"

Отчёт о проделанной работе по проекту "Обучение без неудачников"...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"

В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....

Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...

Проектная деятельность классного руководителя Сайфутдиновой Е.В. в системе воспитательной работы образовательного учреждения

Проект "Зеленый мир в руках ребенка" В последние годы, в результате ухудшающейся экологической обстановки, во многих странах мира , а также под влиянием решений общественности, вопросам обучения и вос...