Проектная деятельность в воспитательной работе
статья (1 класс)

Никитина Екатерина Николаевна

Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтика формирования учебной деятельности первоклассников при работе над учебным проектом

Формирование учебной деятельности имеет целью подготовить школьника к возможности самостоятельно учиться, быть субъектом образовательного процесса. Такой результат может быть достигнут в случае, если формирование учебной деятельности (ФУД) будет построено как процесс овладения всё более обобщенными способами деятельности. Это оказывается возможным, если в процессе решения конкретных задач последовательно вычленение и обобщение общих моментов [1].                        В 1-м классе целью ФУД является уточнение и расширение представления детей об учебной деятельности и показать значимость овладения ею. Школьники должны также познакомиться со структурой учебной деятельности, убедиться в ее сложности, взаимосвязи всех ее компонентов в процессе решения учебной задачи, понять важность овладении каждым компонентом учебной деятельности для ее успешного осуществления.                                                                                        Работу по ознакомлению с учебной деятельностью, с ее структурой, развитие интереса к ней, на наш взгляд, очень успешно можно организовать на основе метода проектов уже в 1-м классе.                                                В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.                Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов.                        Работая над ФУД в 1-м классе, учитель в первую очередь знакомит детей с задачей: Что такое задача? На каких уроках мы решаем задачи? Где мы встречаемся с задачей? Решают ли взрослые задачи и где? Приходится ли учителю решать задачи?                                                                                Работа над ученическим  проектом в первом классе также предусматривает решение определенных конкретно-практических задач(даже на творческом уровне). Например, в 1 классе можно создать следующие проекты: «В защиту сорняков» ( «Окружающий мир»), «Пластилиновый град»,  «Дымковская ярмарка» (Технология), «Палитра времен года» или «Разноцветные страницы» (Литературное чтение), «Кто такие рыцари?» (внеклассная работа).                                                                                        Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима готовность, которая заключается в слкдующем:

  1. Формирование у учащихся ряда коммуникативных умений к которым относятся: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учитель в ситуациях, когда нет достаточной информации), умение выражать свою точку зрения (выбирать в доброжелательной атмосфере, аргументировано доказывать), умение договариваться (понятно для всех формулировать свое мнение самое верное, рациональное, оригинальное решение).
  2. Развитие мышления, определенная интеллектуальная зрелость, которая включает: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
  3. Накопление опыта развернутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания [2].

Когда будет проведена подготовительная работа, можно приступать к созданию ученического проекта. На каждом этапе работы над проектом идет пропедевтическая работа по формированию у детей представлений о всей структуре  УД.                                                

Создание проекта

ФУД

1 этап – мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой, ученики обсуждают, предлагают свои идеи).

Заинтересовать, привлечь к составлению и решению задач; учить распознавать задачи.

2 этап - планирующий, подготовительный (определяется тема и цель, формируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности.

Распознавание задач, составление простейших задач на различном предметном материале, анализ поставленной задачи, принятие учебной задачи.

На 1 и 2 этапах проводится предварительный контроль и дается прогностическая оценка.

3 этап – информационно –операционный (сбор материала, работа с литературой и другими источниками; учитель – координатор, консультант.

Актуализация знаний, работа с различными источниками для пополнения знаний. Планирование решения учебной задачи. Решение учебной задачи.

На 3 этапе ведется текущий контроль.

4 этап – рефлексивно-оценочный (представление проектов, участие в коллективном обсуждении, оценивание результата и процесса работы; учитель – участник оценочной деятельности).

После представления проекта и доказательства решения поставленных задач ученики участвуют в контрольно-оценочной деятельности (это очень важный этап ФУД)

На 4 этапе осуществляется итоговый контроль и оценка.

Детей привлекает  и заинтересовывает сам процесс создания проекта. Метод проектов целесообразно использовать, начиная с 1 класса.

Список литературы

  1. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников.- Л., 1989.
  2. Владимирова Т. И. Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших школьников.- Сайт фестиваля «Открытый урок», 2015/2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значимость проектной деятельности в организации воспитательной работы"

Отчёт о проделанной работе по проекту "Обучение без неудачников"...

Проектная деятельность в воспитательной работе

Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность уч...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"

В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....

Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...