Урок по развитию речи в 4 классе вариант 2.2 по теме: "Составление словаря по теме"Положительные и отрицательные черты человека"
учебно-методический материал (4 класс)

Пешкова Ирина Николаевна

Открытый урок по развитию речи в 4 классе для слабослышащих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_po_raz.rechi_4-v_2020.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Составление словаря по теме

«Положительные и отрицательные черты человека».

Урок развития речи в 4-в  классе по адаптированной программе для слабослышащих учащихся вариант 2.2

Тема

Имя прилагательное.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель темы

Формировать представление о положительных и отрицательных чертах характера.

Задачи

  • расширить знания о положительных и отрицательных чертах характера человека.
  • развивать умения  употреблять их в речи.
  •  развивать устную речь.
  • воспитывать положительные черты характера на примерах из жизни и художественных произведений.
  • развивать мелкую моторику через использование пальчиковой гимнастики;
  • развивать мышление путем использования «таблиц-карточек»;
  • способствовать развитию переключения внимания через применение разного вида деятельности.

Умения

Предметные:

Уметь правильно и точно использовать в речи положительные и отрицательные черты характера

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез.

Выполнять задания на основе упражнений;

Выполнять действия по заданному алгоритму, работать с карточками.

Коммуникативные:

Учиться работать в группе, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующих младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;

Коммуникативные: развивать у учащихся навыки совместной работы в группе, навыки общения и взаимопонимания;

Предметные: развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;

Метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия, излагать свое мнение.

Основные понятия

Характер, положительные и отрицательные черты характера

Межпредметные связи

ФГС, чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник «Развитие речи"

-методическое пособие;

- презентация к уроку;

- ноутбук;

- карточки.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группе.

Этапы урока

Этапы

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте, ребята! Мы рады всех вас видеть, садитесь, пожалуйста!

Для начала повернитесь каждый к своему соседу по парте и скажите что-то хорошее о нем. Может, о внешнем виде, а может о внутренних качествах.

А смогли бы так же легко сказать о  себе? (ответы детей)

Для кого-то это легко, а для кого-то трудно. Давайте выясним сегодня, от чего это зависит.

Приветствовать учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Беседа

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Мотивационный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

4 мин

«Кто вам ближе?  Лев или лиса?»

«ЛЬВЫ» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. Они любят себя и уважают окружающих. «ЛЬВЫ» никогда не притворяются, что знают всё. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «ЛЬВЫ» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, и не завидуют другим.

«ЛИСЫ» зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от других, они не живут в настоящем, а «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они  пытаются манипулировать людьми, обвинять их.
 «ЛИСЫ» во всем сомневаются, чрезмерно зависят от мнения других людей, не доверяя себе. У них  в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.

 Подумайте, кто вам ближе, по своим поступкам и поведению?

Принимать установку учителя

Беседовать с учителем

Высказывать свое мнение

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу.

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

3 мин

. - А как вы считаете, на что стоит обратить внимание при знакомстве с человеком? (внешность, лицо, волосы, жесты и т.д.)

- А какие особенности личности человека вам нравятся? (активность, отзывчивость, доброта)

- Это положительные или отрицательные черты? (положительные)

- А назовите отрицательные черты, которые вам не нравятся? (грубость, невежество)

- А у каждого человека может быть только одна черта характера или могут быть положительные и отрицательные черты?

- Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и подумать  какие же качества сочетаются в вас. На столе у вас лежат листочки с таблицами, а на доске указаны черты характера. Вам нужно вписать в левую колонку только свои положительные качества, а в правую только отрицательные.

- Кто хочет прочитать свою табличку?

- Кто хочет поделиться своими положительными качествами?

- А кто смелый и поделиться своими отрицательными качествами?

- Ребята,  посмотрите к соседу, одинаковые ли у вас в карточках черты?

- Кто может сделать вывод какие мы? (все разные)

- А бывает ли человек только с положительными или только с отрицательными качествами?

- То есть какие качества сочетаются в нас? (положительные и отрицательные)

Постановка учебных задач

Слушать учителя

Формулировка темы и задач урока

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Работа в группах

5 мин

СЛАЙД 1.

Характер – это качества личности человека, которые проявляются в его поступках, в его отношении к людям, к себе, к вещам, к окружающему миру.

А еще есть черты характера как сильные, так и слабые.

Человека с сильным характером называют волевым. Волевой человек умеет совершать над собой усилие в нужный момент. Волевой человек умеет держать себя в руках, умет достигать поставленных целей.

Слабохарактерными людьми  могут управлять другие.

 На парте у вас 8 карточек, на которых в разброс написаны черты сильного и слабого характера. Вам нужно выбрать черты слабого характера и  черты сильного характера отдельно.  Когда будете готовы, прочитайте        ( Правильный вариант после опроса появляется на слайде).

СЛАЙД 2. Черты сильного характера:

1. Умеет себя заставить.  

2. Умеет себе запретить.            

3. Умеет отстоять свое мнение,  не унижая других людей. 4. Умеет признавать свои ошибки.    

                

 СЛАЙД 3. Черты слабого характера:

1.  Не умеет себя заставить.

2. Не умеет себе запретить.

3. Не умеет отстоять свое   мнение, отстаивая  его,  может   унизить  другого человека.  

4. Не умеет признавать своих ошибок.

Молодцы, ребята. Мы разобрались в сильных и слабых чертах характера.

К каким последствиям  может привести человека его слабохарактерность?                              

 Он может, не сумев противостоять дурной компании, попасть под ее влияние, совершить проступок -  поступок, наносящий вред окружающим. Под влиянием других он может приобрести вредные привычки (курение, употребление алкоголя).

Слушать учителя

Слушать задание, делиться на группы

Принимать

установку учителя

Выполнять задание

Слушать учителя

П: анализ, синтез.

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Основной этап

4 мин

Представим, что люди сделаны из различного материала, например, СЛАЙД 4.

из камня – каменный человек,

из стекла – стеклянный,

из пластилина – пластилиновый.

Выберите из предложенных, черты характера, соответствующие пластилиновому, каменному, стеклянному человеку, свой выбор обоснуйте.

Какими чертами характера будет наделён пластилиновый человек?

Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других),

безвольный (не способный принять самостоятельно решение),

бесхарактерный (легко подстраивающийся под ситуацию), липкий (навязчивый),

скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).

Какими чертами характера будет наделён каменный человек?

Волевой (способный преодолеть все препятствия),

настойчивый (добивается намеченных целей) ,

тяжелый в общении (не поддается чужому влиянию),

твердый (уверенный в себе),

Какими чертами характера будет наделён стеклянный человек?

Прозрачный (открытый),

резкий (несдержанный),

чувствительный (не терпящий грубости),

холодный, эгоистичный (равнодушный)

Слушать учителя

Принимать установку учителя

Делиться на группы

Выполнять задание

Отвечать на вопросы учителя

К: допускать возможность различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: осознанное построение речевого высказывания;

Основной этап

Давайте попытаемся выявить у себя и у своих одноклассников различные черты характера, как положительные, так и отрицательные.

 Не будем обижаться, а постараемся реально взглянуть на себя и окружающих.

Каждый из вас получает  карточку, на которой указаны положительные или отрицательные качества характера. Посмотрите на соседа справа и укажите качества характера, которые ему соответствуют.

Вот их перечень:

  • Аккуратность.
  • безответственность,  
  • бесстрашие,  
  • болтливость,  
  • верность,  
  • вспыльчивость,
  • грубость,
  • дисциплинированность,
  • доброжелательность,
  • доверчивость,
  • жадность,
  • жестокость,
  • жизнерадостность,  
  • доброта,
  • вежливость,
  • старательность,
  • исполнительность,
  • грубость,
  • лень.

Шаг первый:

Оцените себя: на каком уровне вы находитесь по каждому качеству характера, синим цветом.

 Поставьте баллы перед качеством (от 0 до 3 баллов) ;

Шаг второй:

А теперь обменяйтесь со своим товарищем карточками и оцените друг друга, поставив баллы, после качества  красным цветом.

Шаг третий:

Верните карточку владельцу.

Анализ:

- Сравните свою оценку и то, как оценил вас товарищ. Совпали ли они? Если нет, то есть повод для размышлений.

Какие качества характера вам легче было признать: хорошие или плохие? Почему?

- А что нужно делать, чтобы вам не было стыдно перед другими?

- Да, нужно не только знать, каким нужно быть, но и работать над своим воспитанием и поведением

Выполнять задание

Слушать учителя

Смотреть видео и анализировать

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

формулировать собственное мнение и позицию;

Л: самооценка события, происшествия;

П: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Динамическая пауза

Практич.:

выполняют упражнения

1 мин

Прежде чем дальше работать, давайте с вами отдохнем!

Спасибо, садитесь, ребята!

Повторять движения вместе с учителем

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Первичное закрепление материала

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

5 мин

Анализ рисунка.СЛАЙД 5

Посмотрите на слайд. Вы видите сердце человека, условно разделенное на 4 части. 

1-я частичка называется «Только моё».

 Здесь закладывается доверие к самому себе и положительные  качества человека.

Какие вы можете назвать? (доброта, отзывчивость и т.д).

2-я частичка  Это то, что человек не знает о себе.

Её заполняют окружающие, когда что-то говорят об этом человеке.

(к себе, другим людям)

3-я частичка "Твой резерв" Эти черты характера проявляются, в критической ситуации.

 Например, ситуация: спасти тонущего человека. Какие черты характера человек может проявить при таких обстоятельствах? (решительность, инициативность, доброта и т.д.)

4-я частичка «Солнышко» - характеризует отношение к другим людям.  (пример: оказать помощь другу, бабушке....).

Посмотрите еще раз внимательно на все частички этого сердца, дальше нам предстоит к ним возвратиться!

Слушать учителя

Принимать установку учителя

Отвечать на вопросы учителя

К: допускать возможность различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию;

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: осознанное построение речевого высказывания;

Вторичное закрепление материала

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

Словесный: слово учителя, беседа;

Словесн.:слово учителя

11 мин

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце).

Подчеркните те, которые у вас есть.

Задание 1-Подумайте и отметьте каждый для себя:

-Какие из перечисленных свойств характера ты отмечаешь у себя? 

«+»

«-»

аккуратность

гордость

упорство

грубость

заботливость

завистливость

отзывчивость

принципиальность

подвижность

злопамятность

искренность

трусость

стыдливость

холодность

осторожность

капризность

Отметьте, какие черты характера тебе мешают буквой М, а какие помогают, буквой П.

-Какой столбик оказался больше?

- На самoм деле, разделение людей на плoхих и хoроших бывает тoлько в сказках. Все люди имеют в себе прямо противoположные качества. Они не просто живут рядом. Эти качества сражаются. Например, честность и ложь; жадность и щедрость; лень и трудолюбие; зависть и дoброжелательность.

Ведь у каждого в душе есть свое «Солнышко», только светит оно по-разному, в разные стороны. Кто-то согревает в первую очередь себя, а кто-то больше греет других людей. Просто постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.

Работа в тетради.

Сейчас мы с вами откроем тетради, запишем число, день недели, классная работа. Затем в два столбика запишем положительные и соответствующие им отрицательные качества характера. СЛАЙД 6

Работаем со схемой "частицы сердца" СЛАЙД 5

-У вас, ребята, уже много достоинств, но ещё больше нужно в себе воспитать.

Подумайте,  над чем вам нужно поработать в первую очередь и почему?

Задание: Закончите предложение: «Я хочу воспитать в себе…». СЛАЙД 7

(Я хочу воспитать в себе смелость, т.к. боюсь высоты.)

Мы уже сказали, что у каждого в душе есть свое «Солнышко», постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.

Выполнять задание

Беседовать с учителем

Слушать учителя

Беседовать с учителем

Определять свою самооценку

Беседовать с учителем ;

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Принимать установку учителя

П: осуществлять операции анализа, синтеза; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

О:структурирование знаний;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: обоснования своего суждения

Р:преодоление импульсивности, непроизвольности;

О: поиск и выделение необходимой информации.

О:структурирование знаний;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: обоснования своего суждения

Л: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

К: допускать возможность различных точек зрения

П: выявлять существенное; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Л: самооценка события, происшествия.

П: преобразование учебного материала, действия.

П: выявлять существенное

К: допускать возможность различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Заключение

Словесн.: слово учителя.

5 мин

Давайте,подведем итоги нашего урока.

  • Какие понятия мы разбирали на занятии? (характер и черты характера)
  • Какие качества мы относим к положительным, а какие к отрицательным?(примеры)
  • Какой вывод вы сделали для себя?

Рефлексия

Поскольку сейчас зима, то и итог занятия будет зимним.

У каждого из вас есть по три снежинки: 1-серебрянная, 2-белая, 3-золотая. Оцените нашу и свою работу на уроке прикрепив одну из снежинок на наше «дерево оценки», если вам все было понятно и интересно работать на уроке, то возьмите снежинку белого цвета. Если было интересно, но не все понятно на занятии, то прикрепите снежинку серебрянного цвета. Если вам не понравилось наше занятие, то, пожалуйста, прикрепите снежинку золотого  цвета.

Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось! Спасибо за ваше внимание!

Игра «И я!»

-Каждому из нас присущи определённые качества характера. Поиграем в игру: «И я!» Я буду называть черту характера, а вы, если считаете, что она у вас есть, говорите: «И я!»

Я – трудолюбивый, добрый, вежливый, старательный, злой, честный, лживый, жадный, ласковый, грубый, умный, заботливый, неаккуратный, отзывчивый, послушный, дисциплинированный, ленивый.

Хочется ли вам рассказать о сегодняшнем разговоре вашим родителям? Почему? Какой момент нашего разговора вам понравился больше всего? Спасибо всем за участие!

Домашнее задание.

Составить от 3 до 5 предложений  с положительными и соответствующими им отрицательными качествами характера человека.

Беседовать с учителем

Высказывать своё мнение

Оценивают работу на уроке

П: осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез.

Р: обоснования своего суждения

К: участие в продуктивном диалоге;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

Л: Участие в подведении итогов урока;

мысленное воспроизведение ситуации;

самооценка события, происшествия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи в 3 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Признаки осени. Обобщение."

Урок создан и показан в рамках семинара "Инклюзивное обучение в коррекционных школах". В классе учатся не только дети ВСП, но и дауны, и аутисты. Все дети, независимо от "особенного" диагноза, участву...

Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"

Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы....

Урок по развитию речи.2 класс Перспективная начальная школа.

Данная презентация разработана к уроку по развитию речи для 2 класса по программе Перспективная начальная школа .Цели: познакомить учащихся с творчеством Рылова А....

Урок по развитию речи 3 класс "Грач.Скворец"

САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Печенкина Любовь ЮрьевнаДата: 26.04.13г.Класс: 3Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема:  Грач, скворе...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....