Эссе "Я -учитель"
статья

Хлебак Любовь Анатольевна

Содержит размышления педагога о роли учителя в жизни младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Эссе «Я – учитель»          

       

                                                                               Вся гордость учителя в учениках,

                                                                               В росте посеянных им семян.

                                                                               (Дмитрий Иванович Менделеев)

     Как же быстро летит время. Незаметно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом… Моя дорога в школу и обратно за тридцать лет не изменилась. Я выучила каждый камешек, каждый кустик, каждое деревце. Знаю каждого человека, каждую семью, живущую по улице, ведущую меня в мою родную школу. Иногда я задумываюсь над тем, а правильно ли я выбрала свою профессию, свою дорогу. Ведь многие мои однокурсники нашли себя в ином поприще и нисколько не жалеют, что не стали работать в школе. Добились высокого положения в обществе, имеют приличный доход. А что у меня? Престиж учителя упал, работы много, а зарплата невелика, не то, что на Канары, на курорты Черноморского побережья Кавказа еле-еле наскребёшь. Своей семье, своим родным детям мало уделяла внимания – всё некогда было: то подготовка к классному часу, то проверка тетрадей, то планы ежедневные, а ещё педсоветы, собрания, утренники… И так тридцать лет! И всё же я, как и прежде, не жалею, что выбрала такую нелёгкую, но такую интересную стезю – быть учителем! Ведь для  меня учитель - это не профессия, не социальное положение, не хобби, не работа. Для меня - это жизнь. В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, стремящийся достичь результата.
   Я не просто учитель. Я - первый учитель. Я человек, который входит в жизнь ребенка и его семью.
Каждые четыре года, когда приближается момент встречи с новыми детьми, признаться, очень волнуюсь и немного теряюсь от того, что они все такие разные. «Незнакомые» дети, «незнакомые» родители. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Ведь каждый из них волнуется о том, как будет его ребенок учиться в школе, насколько учение станет для него радостным и здоровым. И от меня, первого учителя, зависит, как будет проходить школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными сторонниками. Многие годы я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики? Именно мои ребята, такие разные и любимые учат меня быть таким учителем, каким я являюсь сегодня. И я благодарна им за это. Ведь они «закаляют» меня. Общаясь с ними, я научилась принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательной к себе. 

     Начальная школа является  фундаментом  дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь. Начальная школа – это  возраст «почемучек», это - возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними нелегко, но проникать в их детский мир – большое учительское счастье. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации  я вижу свое предназначение как педагога, учителя, наставника.  Быть первым учителем очень ответственно, ведь мы своими руками моделируем судьбу каждого ребёнка. Как педагог, я вижу свое предназначение в том, чтобы не только научить детей премудростям науки, а помочь им определиться в жизни, направить их по верной тропе. Учитель указывает путь детям в огромный неведомый мир, полный противоречий, помогает постичь законы жизни. Нужно отдавать себя полностью детям. Работа учителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Каждый день надо проверить минимум шестьдесят тетрадей, написать буквы, цифры и палочки, исправить ошибки, выслушать правила. При подготовке к урокам пересмотреть Интернет-ресуры, чтобы наполнить урок интересным материалом, потратив не один час. Но это всё кажется такой мелочью, когда ты вновь приходишь в любимый сердцем класс, видишь огромные светлые глаза, в которых читается удивление и радость одновременно, искренние улыбки, когда теплая детская ладошка сжала твою руку, только за это стоит отдать полжизни и стать учителем.

     Современная школа заставляет расти, меняться, совершенствоваться. Это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. А учитель должен «стоять не над ребёнком, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Давая знания своим «почемучкам», я и сама многому учусь. Это и дополнительная литература, и курсы повышения квалификации,  и общение с коллегами (посещение открытых уроков, семинаров, участие в различных конкурсах). Чтобы не потерять авторитет среди детей, разговаривать с ними на одном языке, любой педагог должен идти в ногу со временем. Это очень увлекательно! Сегодня на выбор есть множество инновационных технологий. Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам на таких уроках не просто интересно,  их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Я пытаюсь создать благоприятный психологический фон на занятиях: развитие ума, воли, чувств ребѐнка, а с их помощью и наблюдательности, мышления и практической деятельности, очень важно развивать творческие способности, умение общаться. Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. А это и есть путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Учитель, а особенно учитель начальных классов, должен быть артистом, уметь входить в роль, удивлять. Главное заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы. Каждый успех ученика должен быть отмечен. Урок прошёл отлично, если все ребята довольны, им хочется поделиться своими открытиями с друзьями и родителями.
      Мое педагогическое кредо – «требовательность». Требуй сначала от себя, потом - от учеников. Я считаю, что требовательного преподавателя глубоко уважают и ценят как ученики, так и родители. А это очень важно для учителя. Я верю, что в будущем мне не будет стыдно за своих детей. Я постоянно соответствую своей жизненной позиции: «Я всех ребят люблю! Я верю в них! Мы всего достигнем!» Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.
 

         Вот написала все это и думаю: «А не слишком ли много пафоса, красивых слов? А может я так вовсе и не считаю, а хочу считать?»

        Нет, все правильно! Конечно, учитель не Бог, не великий мудрец. Он не может вершить судьбы и предвидеть  будущее. Но педагог – непосредственный её участник. И забывать об этом нельзя. Ни на минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...