КУЛЬТУРА РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Дубикова Марина Юрьевна

Культура речи для конструктивного и продуктивного общения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Речь – это необходимость и потребность каждого человека, так как жить в обществе и быть отдельно от общества невозможно. Культура любого человека проявляется во всем, но прежде всего в том, как он общается, как говорит, слушает, как он мыслит и из каких побуждений он действует. Особенно актуально стоит вопрос о культуре речи педагога в начальной школе. Именно в таком возрасте ребенок берет пример с взрослого человека без каких-либо условностей. Учитель является образцом культуры для школьника. Умение общаться принято оценивать как культуру речи в широком смысле. Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все ситуации общения, распространяется на все виды речевой деятельности, на вербальную и невербальную составляющие речи, на все стили и жанры речи, отражает систему ценностей личности. Культура речи в современном понимании — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной речи в заданных или смоделированных условиях общения. Она характеризует образованность (ширину и глубину знаний), воспитанность, интеллигентность (умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать). Для педагога начальной школы высокий уровень культуры речи особенно важен, поскольку, с одной стороны он всегда должен представлять собой такую личность, которая интересна ученикам, у которой есть чему учиться, а с другой стороны, обучение во многом строиться на том, что учащиеся воспринимают и перенимают у педагога не только знания, но и его отношение к миру, способы действий, вплоть до конкретных речевых оборотов и «любимых» словечек. В младших классах для детей очень важно, чтобы речь сопровождалась образными картинками. Поэтому перед учителем стоит вдвойне сложная задача.  

   Культура речи является составной частью культуры в целом, поэтому чтобы более глубоко понять сущность культуры речи, необходимо вспомнить, что представляет собой любая культура. В общем смысле культура включает в себя все достижения человеческого общества в различных областях жизни. Культура — «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей, а то, что имеет для людей значение, постепенно обращается в знак.  Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, учениками, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение — это процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Педагог реализует в общении определенные цели своей деятельности, и при этом хочет быть услышанным и понятым. Перед школьниками в начальных классов встает большая задача – дать точное понятие и определение каждому поступку, предмету, эмоции и т.д. Учитель должен помочь ученику прийти к пониманию необходимости исследовательской деятельности в этом вопросе.  

   Педагогическое общение несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Общение — сложный вид человеческих отношений. При кажущейся простоте любой вид общения с любым человеком подчиняется довольно сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание людьми глубинных оснований различных видов общения — непременное условие их эффективной деятельности. Но особенно в этом знании нуждаются педагоги. От педагога требуются особые способности и умения в культуре речевой деятельности. Профессиональная культура общения педагога — социально значимый показатель его способностей, умения осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, понимать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью задач. Чем шире творческий диапазон применяемых педагогом приемов и средств общения, тем более высок уровень его культуры. Культура речевой деятельности в свое содержание обязательно включает как передачу (ретрансляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового — формирование нравственной, гуманной, адаптивной личности.  

   Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя. Культура речи — совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач обращения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи. Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Культура речи занимает важнейшее место в работе педагога. Ведь слово — это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры и духовного богатства. Именно при помощи речи педагог сообщает нужную информацию, развивает и расширяет горизонты интеллекта учащихся, побуждает учеников к деятельности, управляет вниманием, образует мир представлений и понятий. Искусство красноречия — это искусство «глаголом жечь сердца людей». Выразительность языка — понятие вполне определенное. Он может быть серым, тусклым и ярким, великолепным; сухим и сочным; бедным, ограниченным и богатым; монотонным и эмоциональным. Эти полярные качества проявляются в зависимости от степени овладения речевой культурой. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства. Речевые огрехи педагогов — явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд. Произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке учителей школ и вузовских преподавателей воспринимаются как норма и автоматически переносятся в речевые навыки обучаемых. Итак, правильное произношение и ударение, выбор грамматических конструкций, сочетаемость и правильное употребление слов и выражений — суть неотъемлемые качества культуры речевой культуры педагога. Умение держаться перед аудиторией — одно из слагаемых ораторского мастерства. Слова и действия едины. У педагога начальной школы действие должно выражается мыслью и жестом, позой, мимикой. И жест, и мимика всегда подкрепляют мысль, наглядно ее демонстрируют, проясняют подтекст сказанного. Мимика подчеркивает и эмоциональную окраску слова. Самому красноречивому оратору будет трудно убедить и зажечь вас, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного — своей страстности и искренности. Значит, им не легко будет найти отклик в душе учащегося. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов — заставляя действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким. Преподаватели с высоким мастерством речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении. Учитель не должен с трудом подбирать нужные слова в ходе своей речи перед учениками. Речь должна строиться легко и непринужденно. В ходе педагогического общения педагог овладевает новыми гранями профессиональной позиции как субъект равноправного общения, психотерапевт и актер. Коммуникативные умения и навыки развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности учителя. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой. Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Нецелесообразно детей загружать трудными терминами и понятиями.

    Такт есть выбор и осуществление такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это простота, искренность без фальши, доверие, рекомендации и советы без навязчивости, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт — это характерная профессиональная особенность педагога. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью избежать конфликта, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие. Педагогический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство. Главный признак педагогического такта — нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения. В тесной связи с педагогическим тактом стоит педагогическая эмпатия и толерантность. Эмпатия — это достижение эмоционального состояния, понимание и проникновение в переживания другого человека, эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека. Все эти состояния должны основываться на доверии ученика учителю не только во время учебного процесса, но и в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи — качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатство речи — обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. Точность речи — это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства. Точность речи — необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом. Логичность речи — это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи. Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность. Языковые нормы коммуникативно ориентированы, т. е. их предназначение — сделать общий языковой код единым и тем самым способствующим наиболее полному взаимопониманию. Немаловажно и то, что пренебрежение нормами языка может стать причиной коммуникативной неудачи из-за того, что оно свидетельствует о недостаточном уровне культуры. Культура речи педагога представляет собой культуру его речевой деятельности в целом, которая оценивается главным образом с позиций ее соответствия этическим и коммуникативным нормам, реализуемым через более частные речевые и языковые нормы.

Литература: Риторика: учеб. под ред. Н. А. Ипполитовой. — М., изд-во Проспект, 2008 Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998 Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М., 2003 Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А.Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. М., Изд-во РУДН, 2004 Сухомлинский В. А. Избр. Произведения: в 5 т. Киев: Рад. Шк., 1979–1980. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2003 Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979 Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955 Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2003 Кукушин В.С Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Москва: ИКЦ;Ростов,2005 Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

 Автор материала: учитель начальных классов Дубикова М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Физическая культура" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Физическая культура" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

Методическая разработка Кроссворды по предмету: "Физическая культура" для учащихся начальной школы

Данная методическая разработка может служить хорошим заданием для совместного досуга детей и родителей....

Культура личности ученика начальной школы.

В данном материале  больше внимания уделяется тому, каким должен быть ученик, вернее выпускник начальной школы? Каким потенциалом  должен  владеть, чтобы мы с уверенностью назвали его К...

Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.

Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь»  взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Культура речи в начальной школе.

Выработка определенной речевой культуры у учащихся. Выраба­тывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращени...