Культура речи в начальной школе.
методическая разработка

Тамарина Екатерина Олеговна

Выработка определенной речевой культуры у учащихся. Выраба­тывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культура речи в начальной школе20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательское занятие на тему:

Культура речи

                                                                                                                                                                                                                                                    Воспитатель Тамарина Е.О.

Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.

 Задачи:

-расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.

Тема нашего занятия – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.

Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п

Написать на бумажках слова паразиты и выбросить в урну

-Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Которые называют сквернословием .У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». 

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова». Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека.  Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало",где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в барах, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

Динамическая пауза

«Встали, присели» (проводится под музыку из кинофильма «Игрушка»).

На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают.

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

  1. перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
  2. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  3. читать русскую классическую литературу;
  4. запоминать стихотворения, афоризмы.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

У меня есть поговорки их нужно составить и объяснить:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

С матом дружен – никому не нужен.

Хочешь поругаться – начни улыбаться (убираться).

Жизнь без мата событиями богата.

От мата вянут уши и коробит душу.

Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.

Без мата жизнь сладка, как вата.

Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.

Я предлагаю вам повернуться друг к другу, и сказать ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?

Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них букет цветов , который будем дарить друг другу и другим людям. И тогда мир станет намного добрее. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! И прислушаемся к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие  принесет результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Физическая культура" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Физическая культура" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

Методическая разработка Кроссворды по предмету: "Физическая культура" для учащихся начальной школы

Данная методическая разработка может служить хорошим заданием для совместного досуга детей и родителей....

Культура личности ученика начальной школы.

В данном материале  больше внимания уделяется тому, каким должен быть ученик, вернее выпускник начальной школы? Каким потенциалом  должен  владеть, чтобы мы с уверенностью назвали его К...

Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.

Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь»  взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

КУЛЬТУРА РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Культура речи для конструктивного и продуктивного общения в начальной школе....