Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")
план-конспект занятия (3 класс)

Уразаева Анастасия Владимировна

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать представление о том, что такое план;

           Познавательные

  • научиться использоваться план

Цель: узнать, что такое план,

Задачи: научиться составлять план.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методист: Гарбуз О.В.

Пдпись:______________

Учителя: Моцная Н.В.

Подпись:_____________

Студентки: Кудряшова А.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название объединения: Мир деятельности

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс: 3 «а»

Тема: «Учусь составлять план»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать представление о том, что такое план;

           Познавательные

  • научиться использоваться план

Цель: узнать, что такое план,

Задачи: научиться составлять план.

Форма проведения: кружок

Дата проведения: 8.10.2018г.

Челябинск, 2018

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5

— Здравствуйте. Начнем урок с «Лесенки успеха». Оцените своё умение по предыдущей теме: «Учусь определять место и причину затруднения». Это ваша оценка своей работы.

— Как вы себя оценили?

— Тему сегодняшнего занятия вы определите сами. Для этого попробуйте составить свою пословицу на эту тему (П–4.1б). Вставьте нужное слово: «Кто …составляет, тот всё успевает» (Слайд 3).

Ожидаемый ответ — план.

После того как учащиеся составят пословицу, учитель вкл на слайде:

(П–4.2) слово П Л А Н (Слайд 3, анимация 1).

— Чему будет посвящён наш урок?

— Пожелайте друг другу удачи в открытии.

Слушают учителя

Оценивают себя по «лесенке успеха»

Отвечают на вопросы

Составляют пословицу

-Плану

К.: общение и взаимодействие,  формулировать собственное мнение и позицию.

К.: работа в группе, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П.: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план, формирование универсальных логических действий

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10

Задание на пробное действие.

—Что такое план? Я предлагаю вам проверить себя.

Учитель организует выполнение задания № 1 в учебном пособии.

Третьеклассникам нужно было узнать, что такое канделябр. Они составили план для открытия значения нового слова. Вот что у них получилось:

План Ани:        

Записать себе в тетрадь, что означает новое слово «канделябр».

План Бори:

1. Нужно взять энциклопедию или толковый словарь.

2. Найти по алфавиту слово «канделябр».

3. Прочитать, что означает слово.

4. Проанализировать прочитанное и подчеркнуть главные слова.

5. Записать, что означает новое слово «канделябр».

План Вовы:

1. Прочитать, что означает слово «канделябр» в толковом словаре.

2. Записать, что означает новое слово «канделябр».))

— Попробуй правильно ответить на вопрос: кому из ребят удалось составить план?

— Запишите в тетради имя того третьеклассника, которому удалось составить план.

— Кто не смог выбрать?

— В чём твоё затруднение?

— На какой эталон вы опирались при фиксации своего затруднения?

— Кто считает, что Аня составила план?

— Кто считает, что Боря составил план?

— Кто считает, что Вова составил план?

— Вы выбрали разные/одинаковые варианты.

— Обоснуй свой ответ.

- Поставьте цель.

— На какой эталон вы сейчас опирались?(П–4.3а)

Учитель фиксирует соответствующий шаг с помощью Слайда 9, анимация 1 или соответствующих эталонов 1–2 класса.

— Назовите тему нашего урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске.

— Вы не смогли определить, кто из ребят составил план, или не смогли обосновать свой ответ. А можете определить, кто из ребят придёт к поставленной цели?

— Как?

— Предлагаю вам поработать в группах. В своей группе вы выполните только те шаги, которые запланировали  третьеклассники, и определите, кто из ребят достигнет цели.

1 ряд работает с планом Ани, 2 ряд с планом Вовы и 3 ряд с планом Бори

— Я вижу, что все группы попробовали. Получилось ли узнать, что такое «канделябр»?

—Итак, у 1 и 2 ряда не получилось узнать, что такое «канделябр», а у 3 ряда получилось. Выполним все вместе то, что хотел сделать Боря. Какой первый шаг? Что дальше?

Один из учеников находит значение слова по толковому словарю, предложенному учителем. Важно проверить, чтобы в источнике, предложенном детям, это слово растолковывалось

(можно воспользоваться, например, словарём Ожегова).

— Какой следующий шаг?

Ученик зачитывает значение слова.

— Какой последний шаг? Какое главное слово можно было бы подчеркнуть?

— Получилось ли узнать, что такое «канделябр»?

— Прочитайте то, что записал Вова. Как вы думаете, эти действия приведут нас к цели?

— Чем же отличается этот план от плана Бори?

— Да действительно, у Вовы и у Бори получилось составить план. Эти планы станут ещё одним ключом, с помощью которого вы сможете уточнить для себя, что же такое план.

— Что вы должны получить в конце своей работы?

— Запишем последовательность ваших действий.

Учитель записывает на доске предложенный учениками план; может использовать шаги плана из П–4.3б или Слайд 10:

1. Найти, чем похожи планы Бори и Вовы.

2. Выявить, чем отличаются планы Вовы и Бори от Аниных записей.

3. Описать, что такое план, используя слова «последовательность» и «цель».

4. Составить эталон.

— Как должен выглядеть результат работы?

 «План — это __________________________ действий для достижения ________________».

— Приступайте.

(План — это последовательность действий для достижения цели.)

— Хочу обратить ваше внимание на ещё одно общее свойство планов ребят. План — это задуманная последовательность действий для достижения цели.

На доске можно отрыть нижнюю часть эталона Д–4.1 или Слайд 11, анимация 1.

— Что надо сделать, чтобы составить план?

— Теперь вы знаете, что нужно составить, чтобы добиться цели. Связь между планом и целью обозначим стрелкой на эталоне урока. (Слайд 12)

— Молодцы, вы справились с затруднением!

Слушают учителя

Выполняют задание №1

Отвечают на вопросы

Работают в тетрадях

Я пока не могу выбрать того, кому удалось составить план

-Не могу обосновать правильность своего варианта ответа известным эталоном

-Узнать, что такое план, каковы его признаки, особенности

-На эталон «Цель». Цель связана с причиной затруднения: если я не знаю, что такое план, значит, моя цель — узнать, что такое план.

-План. Что такое план…

-Да

-Можно попробовать сделать то, что запланировали ребята, и посмотреть, получится ли узнать, что такое «канделябр»

Работают в группах

Отвечают на вопросы

-Подсвечник…

-Да

-Да

-Этот план не такой подробный, как у Бори

-Можно сравнить планы Вовы и Бори с записью Ани

- Эталон, в котором записано, что такое план

-Мы запишем на чистом листе, что такое план

-Чтобы составить план, нужно указать последовательность таких действий, которые приведут к цели

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, анализ, установление причинно-следственных связей, делать выводы

Коммун.: умение аргументировать свою позицию

П.: осуществлять для решения уч.задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

К.: формулировать собственное мнение и позицию

К.: общение и взаимодействие, умение представлять и сообщать в устной и письменной форме

 

Учитель организует выполнение задания № 1 в учебном пособии.

(Ученики опираются на соответствующий эталон. Этот эталон был изучен в первом и дополнен во втором классе и хорошо знаком учащимся. Он системно используется на предметных уроках при фиксации затруднения. Рекомендуется, чтобы эталон находился перед глазами учащихся, например на стенде. Если учитель пользуется презентацией, данный эталон появляется на Слайде 7.)

Если дети не предложат этот способ, учитель сам предлагает проверить, какой из этих планов приведёт к достижению цели, выполнив их.

Основной

23

— Итак, вы узнали, что такое план. Теперь поработайте с уже составленными планами и найдите в них ошибку. На доске остаётся эталон (Д–4.1).

Учитель организует выполнение задания № 2 (А) в учебном пособии. Учитель выбирает количество заданий для выполнения в зависимости от уровня класса и времени на уроке.

А) План открытия значения нового слова с помощью Интернета.

1) Ввести в строку поиска нужное слово.

2) Прочитать, что означает слово.

3) Проанализировать текст и выделить главные слова.

4) Зайти в Интернет.

— Какая ошибка допущена?

— Как исправить ошибку?

— Исправьте ошибки, зачеркнув неправильные номера шагов и записав рядом правильные.

— Теперь выполните такое же задание в парах.

Учитель предлагает продолжить выполнение задания № 2 (Б) в учебном пособии.

— Посмотрите на план. Прочитайте его.

— Найдите в этом плане ошибку и исправьте план.

Б) План сбора портфеля на завтра.

1) Сложить в портфель нужные тетради, учебники, пенал и дневник.

2) Проверить содержимое пенала.

3) Прочитать в дневнике расписание на завтра.

После выполнения работы учащиеся проверяют себя по образцу (П–4.5 или Слайды 13, 14) или устно.

ОШИБКА: нарушена последовательность действий.

План сбора портфеля на завтра

Первый вариант ответа

1) Проверить содержимое пенала.

2) Прочитать в дневнике расписание на завтра.

3) Сложить в портфель нужные тетради, учебники, пенал и дневник.

Второй вариант ответа

1) Прочитать в дневнике расписание на завтра.

2) Проверить содержимое пенала.

3) Сложить в портфель нужные тетради, учебники, пенал и дневник.

— Какая ошибка допущена?

— Как исправить ошибку?

— А что делать с остальными пунктами?

— Вы отлично потренировались в применении эталона.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель предлагает продолжить выполнение задания № 2 (В) в учебном пособии.

— Найдите в этом плане ошибку и исправьте план.

В) План «открытия» нового правила с помощью учебника.

1) Найти в тексте новое правило.

2) Прочитать правило и разобраться в нём.

3) Найти по оглавлению нужную страницу.

При выполнении самостоятельной работы эталон открыт на доске.

— Давайте посмотрим, что у вас должно получиться.

Учитель показывает образец для самопроверки (П–4.6) или Слайд 15.

ОШИБКА: нарушена последовательность действий

План «открытия» нового правила с помощью учебника

1) Найти по оглавлению нужную страницу.

2) Найти в тексте новое правило.

3) Прочитать правило и разобраться в нём.

— Кто поставил знак вопроса? Вы нашли, где вы ошиблись? (Слайд 15, анимация 1–2)

— Вы сами исправили свою ошибку? Это положительный результат.

— Кто поставил «+»? (Слайд 15, анимация 3)

— Молодцы!

8. Включение в систему знаний.

— Итак, теперь вы знаете, что такое план, каковы его особенности, можете исправить в нём ошибки.

— Скажите, а как открытый эталон может быть вам полезен в жизненных ситуациях?

Выполняют задание №2(А)

Нарушена последовательность действий: нельзя выполнить первые шаги до того, как войдёшь в Интернет

Сделать четвёртый пункт первым

Выполняют задание №2(Б)

-Нарушена последовательность действий: нужно знать расписание на завтра, чтобы понимать, какие тетради и учебники класть. Кроме того, нельзя проверить содержимое пенала, если ты его уже убрал в портфель

-Первый пункт нужно поставить последним

-Они станут первыми пунктами плана.

Выполняют задание №2(В)

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

П.: формулирование проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р.: постановка учебной задачи

К.: формировать собственное мнение

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

К.: умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, формулировать собственное мнение и позицию

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний.

П.: создавать способы решения проблемы

Р.: принимать т сохранять учебную задачу

П.: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К.: формулировать собственное мнение и позицию, договаривать и приходить к общему решению

Ученик может сослаться на порядок, указанный в действиях Маши.

Если найдутся ученики, которые ошиблись, учитель задаёт вопросы, чтобы ученик сам понял и исправил свой ответ. Например: «Перечисли четыре числа, которые ты выписал. Ты смог выписать числа для всех четырёх линий или нет?»

После выполнения самостоятельной работы учитель организует самопроверку результатов её выполнения, раздав учащимся по одному эталону для самопроверки.

Учащиеся могут использовать близкие формулировки «Я споткнулся, когда писал имя среднего брата» или «У меня возникло затруднение с именем среднего брата». Главное, чтобы они локализовали возникшее затруднение конкретным его местом.

Рефлексия

2

— О чём говорили на уроке?

— Какое новое знание вы сами открывали на уроке?

— Вы достигли цели, которую поставили перед собой?

— Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

— Если вы можете назвать только тему сегодняшнего урока, поставьте себя на первую ступеньку.

— Если вы знаете, что такое план, но самостоятельную работу написали с ошибкой, поставьте себя на вторую ступеньку.

— Если вы написали самостоятельную работу без ошибок, но ещё не запомнили, что такое план, поставьте себя на третью ступеньку.

— Если вы написали самостоятельную работу без ошибок и можете рассказать, что такое план — вы на верхней ступеньке!

— Все молодцы!

-О плане открытия нового знания

-Мы открывали, что такое план

-Да мы узнали, что такое план Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю». (Слайд 16, анимация 1–4)

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

К.: умение представлять и сообщать в устной и письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира на тему: "Учимся быть самостоятельными" 1 класс. "Школа 2100"

Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение).Цели:– научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых. Урок построен  в соответствии с требованиями ФГОС НОО п...

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Учусь составлять проект»

Тема  занятия:  «Поиграем в учёных. Это интересно».  2 классЦели  занятия:    -  Продолжить  формирование у учащихся  основ практического мышления и сознан...

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении."

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении", автор под ред. Л. Г. Петерсон....

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект занятия в ГПД на тему "Учимся дружить"

Как правильно формировать у детей отношение к дружбе, понятия дружбы....

Конспект занятия по Миру деятельности Личностные качества ученика. Самостоятельность.

Конспект открытого занятия по миру деятельности. Открываем новое качество ученика, которое позволяет ему успешно учиться - самостоятельность...