Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")
план-конспект занятия (3 класс)

Уразаева Анастасия Владимировна

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать представление о том, что такое план;

           Познавательные

  • научиться использоваться план

Цель: узнать, что такое план,

Задачи: научиться составлять план.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методист: Гарбуз О.В.

Пдпись:______________

Учителя: Моцная Н.В.

Подпись:_____________

Студентки: Кудряшова А.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название объединения: Мир деятельности

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс: 3 «а»

Тема: «Алгоритм сравнения объектов»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать представление о том, что такое план;

           Познавательные

  • научиться использоваться план

Цель: узнать, что такое план,

Задачи: научиться составлять план.

Форма проведения: кружок

Дата проведения: 13.10.2018г.

Челябинск, 2018

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5

— Здравствуйте, ребята. Начнём урок с «Лесенки успеха». Оцените своё умение по предыдущей теме. В этом вам поможет «Копилка моих достижений».

— Сегодня вы узнаете, как это умение пригодится вам для выполнения новых заданий и в школе, и в жизни. Вы будете узнавать новое, выполняя два этапа учебной деятельности. Что на доске не так?

Учащиеся исправляют ошибку в первом этапе — Что я не знаю. (Слайд 2, анимация 1)

— Верно, при выполнении пробного действия вы выясняете, какого нового знания вам не хватает, а забыть то, чего ты не знаешь, нельзя.

Учащиеся исправляют ошибку во втором этапе — Сам найду способ. (Слайд 2, анимация 2)

— Верно, вы сами будете открывать новые знания, а что тогда буду делать я?

— Вы отлично знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех. Давайте приступим.

Слушают учителя

Оценивают себя по «лесенке успеха»

Помогать нам и организовывать нашу работу

К.: общение и взаимодействие,  формулировать собственное мнение и позицию.

К.: работа в группе, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П.: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план, формирование универсальных логических действий

На доске два этапа учебной деятельности урока ОНЗ с ошибками (прикрепить карточки с неправильными надписями П–6.1 на два этапа учебной деятельности или использовать Слайд 2).  

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10

— Предлагаю выполнить задание № 1 учебного пособия: провести анализ геометрических фигур. Каким эталоном будете пользоваться?

— Приступайте к заданию.

— А сейчас проверьте по образцу, верно ли вы провели анализ объектов.

2) Уточнение понятия «сравнение двух объектов».

— Как вы сейчас проверяли свои работы?

— При проверке вы сравнивали свою работу и образец. А что значит сравнить два объекта?

— Подведём итог: сравнить два объекта — это значит указать их одинаковые и различные свойства.

Учитель фиксирует понятие сравнения на доске (П–6.3 или Слайд 4).

— Вам когда-нибудь приходилось сравнивать объекты? Приведите примеры.

— Смайлику тоже приходилось часто сравнивать объекты. Но однажды он столкнулся с трудностью. Сейчас я вам расскажу, с какой трудностью столкнулся Смайлик, и вы постараетесь ему помочь.

3) Задание на пробное действие.

— Найдите задание № 2.

Учитель организует работу учащихся с заданием № 2 из учебного пособия.

В день рождения Смайлику предложили выбрать себе в подарок сотовый телефон. Продавец

посоветовал ему два телефона, и Смайлик никак не мог сделать выбор между ними. Тогда про-

давец сказал: «Сравни эти телефоны и выбери лучший». Но Смайлик не знал, как правильно

сравнивать.

— Ребята, а вы знаете, как правильно сравнивать? У вас есть правило, которое вы можете рассказать Смайлику?

«Мне понадобится алгоритм сравнения, — подумал Смайлик. — Я его составлю сам». Смайлик составил только два шага алгоритма.

— Все из вас помнят, что такое алгоритм?

— Молодцы.

— Прочитайте первые 2 шага алгоритма в учебном пособии в начале урока. Есть ли вопросы?

— Тогда прочитайте задание после текста.

Учащиеся пробуют заполнить простым карандашом пропуски в учебном пособии.

— Проверяем. Поднимите руку те, кто не смог достроить алгоритм сравнения двух объектов.

— Значит, что ты не смог сделать?

— У кого такое же затруднение?

— Поднимите руку те, кто достроил этот алгоритм.

— Обоснуйте, что вы указали правильный ответ.

— Вам всем удалось выявить, в чём ваша трудность.

— Итак, при составлении алгоритма вы все столкнулись с затруднением.

— Что нужно сделать, когда столкнулся с затруднением?

Эталоном «Анализ объекта»

Мы сравнивали их с образцом.

Определить, чем похожи и чем отличаются эти объекты

Если мой результат совпал с образцом

У нас нет такого правила

Алгоритм — это последовательность (порядок) действий, которая выполняется для достижения нужного результата

Помогите Смайлику достроить два последних шага алгоритма. Попробуйте дописать недостающие шаги в эталон

Я пока не смог достроить алгоритм сравнения

Мы пока не можем обосновать, что правильно составили алгоритм сравнения двух объектов

Остановиться и подумать

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, анализ, установление причинно-следственных связей, делать выводы

Коммун.: умение аргументировать свою позицию

П.: осуществлять для решения уч.задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

К.: формулировать собственное мнение и позицию

К.: общение и взаимодействие, умение представлять и сообщать в устной и письменной форме

 

Учащиеся проговаривают шаги алгоритма анализа. Учитель использует Д–22.3 (2 класс) или Слайд 3.

Для организации самопроверки можно использовать П–6.2.

Далее учитель проводит краткий анализ выполнения работы.

Для того, чтобы облегчить ученикам задачу составления алгоритма, перед ними можно оставить определение сравнения двух объектов (П–6.3 или Слайд 4).

Основной

23

3. Выявление причины затруднения.

— У всех возникло затруднение. Значит, вы чего-то не знаете. Что же вы не знаете?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Поставьте цель. (слайд 5)

— Построить и на этом всё? Можем «забыть» о нём?  (Слайд 5, анимация 1)

 (П–6.4а).

— Какие шаги алгоритма уже известны?

— Ребята, скажите, вам ведь уже приходилось сравнивать?

— Значит, при составлении двух последних шагов алгоритма вы сможете опираться на свой опыт?

— Ребята, вы можете опираться на таблицу, которую видите на слайде.

Учитель вывешивает опорную схему (П–6.5) или показывает Слайд 6.

— В эту таблицу вы будете заносить результаты сравнения. Я предлагаю вам сравнить простые объекты, с которыми вы уже не раз сталкивались. Это поможет вам достроить алгоритм, который вы запишете на чистых листах.

— Итак, предлагаю вам самим составить план работы. Расставьте шаги плана в нужном порядке (П–6.4б или Слайд 7).

В зависимости от опыта работы учащихся по составлению плана учитель может предложить им самостоятельно составить план или составить план из заготовленных шагов. В итоге согласования должен быть получен следующий план (Слайд 7, анимация 1):

План

1. Выполнить сравнение объектов.

2. Заполнить таблицы.

3. Достроить алгоритм с опорой на заполненные таблицы.

Учитель предлагает учащимся прочитать шаги плана хором.

— Всем понятно, как вы будете работать?

— Работать вы будете в группах, как только вы выполните 1–2 пункты плана — заполните таблицы, поднимайте руку. Будем проверять предварительные результаты вашей групповой работы.

— Заполнять таблицы вы будете в карточке.

5. Реализация построенного проекта.

Учитель раздаёт учащимся карточки с таблицами, которые нужно заполнить, и по два чистых листа формата А4 для записи шагов алгоритма.

— Что получилось в результате анализа первого объекта? Второго объекта?

— Назовите различные свойства.

— Назовите одинаковые свойства.

— Какие названия свойств вы выбрали для сравнения этих фигур?

— Как вы узнали, какие из свойств одинаковые, а какие разные?

— Напомните порядок, в котором вы заполняли свою карточку.

После ответов учащихся учитель дописывает на опорной схеме номера: 1, 2, 3, 4 (как на Слайде 9, анимация 2–5). Ученики также могут проставить верную нумерацию в эталоне учебного пособия.

— Посмотрите, а как в эталоне сокращены слова «Результат анализа»? (Р1 и Р2.)

Важно, чтобы учащиеся поняли, что перед указанием названий свойств, сначала надо их ВЫЯВИТЬ. Для этого необходимо проанализировать объекты, поэтому № 1 ставится возле объекта 1 и объекта 2. Можно задать учащимся подводящий вопрос: «Что вы сначала сделали, чтобы определить, что объекты имеют цвет, форму…»?

— У вас получилась опорная схема для сравнения. Пронумеруйте опорную схему в своих учебных пособиях, посмотрите на стрелку, которая показывает, что вы сопоставляли соответствующие свойства.

— Что теперь вы должны сделать по плану? (Слайд 10)

— Посмотрим, какие пункты опорной схемы уже отражены в известных шагах алгоритма. Что вы делали при заполнении первой таблицы?

Учитель сопоставляет известные шаги с опорной схемой, используя  Слайд 10, анимация 1–2

или вывешивает Д–6.1, заранее закрывая третий и четвёртый шаги.

— Теперь выполните последний пункт плана. Что вы будете делать?

— Приступайте.

Учащиеся пишут шаги на двух чистых листах формата А 4.

— Проверим, что у вас получилось.

— Какую цель вы ставили? (Построить алгоритм сравнения объектов и понять, как им пользоваться.)

— Вы достигли цели? Обоснуйте свой ответ.

— Молодцы. Теперь необходимо научиться пользоваться алгоритмом.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Объединитесь в пары. Смайлику потребуется ваша помощь в сравнении мобильных телефонов. Вы поможете Смайлику и сможете сами потренироваться применять новый алгоритм.

Учитель организует работу учащихся с заданием № 3 из учебного пособия.

— Прочитайте описание телефонов.

Один из учащихся зачитывает описание телефонов.

— Прежде чем начинать сравнение, вспомните алгоритм, которым вы будете пользоваться работая в парах.

— Назовите свойства, которым обладает первый телефон?

— Назовите свойства, которым обладает второй телефон.

— Назовите свойства, которые можно сравнить у этих телефонов?

— Какой шаг следующий?

Учитель раздаёт учащимся карточки с таблицами, в которых уже выписаны названия свойств для сопоставления (Р–6.1). Учащиеся заполняют таблицу.

— Следующий шаг алгоритма выполните в парах на карточках.

— Проверьте себя.

 

— Какой шаг следующий?

— Выполните последний шаг алгоритма в парах.

При выполнении последнего шага ученики выписывают номера одинаковых и различных свойств в учебное пособие.

— В первый столбик выпишите номера различных свойств, в другой — номера одинаковых свойств, как в вашей опорной схеме.

— Проверьте себя.

Один из учеников озвучивает свой ответ, и осуществляется фронтальная проверка (Слайд 12).

 

— У кого есть ошибки, исправьте их зелёной ручкой.

— Для чего Смайлику понадобилось сравнивать телефоны?

— Какие из этих различных свойств можно назвать более важными, существенными для выбора?

— Смайлик выбрал телефон, который не наносит вред здоровью. Здоровье важнее, чем фотоаппарат, указка и фонарик, посчитал он.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель организует работу учащихся с учебным пособием. Выполняется задание № 4.

— Какие объекты предлагается сравнить в пособии?

Открытый детьми эталон Д–6.1 вывешен на доске.

— В таблице уже указаны названия свойств, по которым вы будете проводить сравнение. Этот список даётся вам в помощь, но прошу обратить внимание: не все из указанных свойств подходят для сравнения ваших объектов. Лишнее свойство вы зачеркните.

При выполнении самостоятельной работы ученики заполняют таблицы в учебном пособии.

— Все закончили? Проверьте себя.

Учитель проверяет самостоятельную работу поэтапно.

— Проверьте, какие названия свойств вы выбрали для сравнения. (Слайд 13)

— Какое из свойств было лишнее?

— Кто не справился? Если вы вычеркнули ещё какие-то свойства объектов, вам следует потренироваться в выполнении анализа.

Учитель организует проверку заполнения таблицы по образцу П–6.7а или по Слайду 14.

 

— Кто справился?

— Теперь проверьте результат сравнения.

Учитель фиксирует результат сравнения, обводя номера одинаковых свойств красным цветом, а разных — синим (Слайд 14, анимация 1).

— Если вы ошиблись, поставьте себе «?», если получили верный результат сравнения, поставьте себе «+» около слов «Мой результат» (Слайд 14, анимация 2).

Мы не знаем алгоритма сравнения двух объектов.

Построить алгоритм сравнения объектов

Построить алгоритм сравнения и разобраться, как им пользоваться

Два первых шага: 1) Мысленно анализирую объекты. 2) Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.

Да

Да

Форма и размер

Цвет

Цвет, форма и размер

Сравнили, сопоставили результаты анализа двух объектов

Достроить алгоритм

Анализировали объекты — этот шаг указан первым. Фиксировали названия свойств, по которым будем сравнивать, — это второй шаг

Достраивать алгоритм,

вспоминая, как и в каком порядке заполняли таблицы

Мы построили алгоритм сравнения, но ещё не

пробовали им пользоваться

Цвет телефона, наличие музыки и радио, безопасность для здоровья, противоударность

Цвет телефона, наличие фотоаппарата, противоударность, наличие музыки и радио, наличие фонарика и указки

Цвет телефона, наличие музыки и радио, безопасность для здоровья, противоударность, наличие фотоаппарата, наличие фонарика и указки

Сопоставляю свойства объектов

Устанавливаю различные и одинаковые свойства

Чтобы выбрать лучший

Безопасность для здоровья, наличие фотоаппарата более существенны, чем цвет и наличие фСравнить слова «белка» и «булка»

Прозрачность

По роду, по числу, по количеству

Слогов

П.: формулирование проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р.: постановка учебной задачи

К.: формировать собственное мнение

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

К.: умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, формулировать собственное мнение и позицию

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний.

П.: создавать способы решения проблемы

Р.: принимать т сохранять учебную задачу

П.: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К.: формулировать собственное мнение и позицию, договаривать и приходить к общему решению

Учитель фиксирует цель на доске, чтобы можно было к ней вернуться на этапе рефлексии

Учитель рисует под первой таблицей двойную стрелку, проговаривая: «Сопоставили соответствующие свойства», или работает по Слайду 9, анимация 1.

Рефлексия

2

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Вы достигли этой цели?(Слайд 17, анимация 1)

— Всегда ли при сравнении нужно пользоваться этим эталоном?

— А зачем нужно сравнивать объекты?

— А иногда нужно сравнить, чтобы, наоборот, найти общее, выявив одинаковые свойства. Об этом вы подробнее узнаете на следующих уроках.

— Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».

— Если ты знаешь, что значит сравнить объекты, но не понял алгоритма, поставь себя на первую

ступеньку. Если ты знаешь алгоритм сравнения, поставь себя на вторую ступеньку. Если ты знаешь алгоритм сравнения и понял, какие объекты можно сравнивать, поставь себя на третью ступеньку. Если ты знаешь все шаги алгоритма, понял какие объекты можно сравнивать, и поставил за самостоятельную работу плюс, поставь себя на четвёртую ступеньку. (Слайд 18, анимация 1–4)

Далее учитель подводит итоги оценивания.

— Хорошо. Те ребята, которые себя поставили на ступеньку ниже четвёртой, ещё получат возможность разобраться с шагами алгоритма сравнения на наших предметных уроках. Главное, что вы уже сделали первые шаги по лесенке знания алгоритма, а это ваш личный шаг вперёд!

— Спасибо за урок.

Построить алгоритм сравнения двух объектов и понять, как им пользоваться

Да, мы составили эталон и поняли, как им пользоваться

Чтобы сделать выбор между двумя объектами, выявив их отличия

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний

К.: умение представлять и сообщать в устной и письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Знайка" в 1 классе по теме "В мире профессий".

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Знайка" в 1 классе по теме " В мире профессий". На примере этого занятия показано, как через игровые задания можно повторить не только ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему  "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"ЦЕЛЬ:  продолжить знакомство с интересными фактами из жизни ...

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении."

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении", автор под ред. Л. Г. Петерсон....

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Конспект занятия по Миру деятельности Личностные качества ученика. Самостоятельность.

Конспект открытого занятия по миру деятельности. Открываем новое качество ученика, которое позволяет ему успешно учиться - самостоятельность...