Конспект занятия по Миру деятельности Личностные качества ученика. Самостоятельность.
план-конспект занятия (2 класс)

Агафонова Юлия Николаевна

Конспект открытого занятия по миру деятельности. Открываем новое качество ученика, которое позволяет ему успешно учиться - самостоятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

городского округа Павловский Посад

Московской области

Конспект внеурочного занятия по курсу

«Мир деятельности» в 3 «А» классе на тему «Личные качества ученика. Самостоятельность».

Подготовила: Агафонова Ю.Н.,

                                                                                     учитель начальных классов    

                                                                                           первой  категории.

2021г

Цель: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание урока заключается в представлении о понятии «самостоятельность» в учебной деятельности.
  2. Задание на пробное действие заключается в определении действия, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность на учебе.
  3. Фиксация затруднения состоит в отсутствии обоснованного ответа при определении действия, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе.
  4. Фиксация причины затруднения: «Мы не знаем действие, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе».
  5. Цель деятельности учащихся: «Узнать действие, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе».
  6. Фиксация нового знания осуществляется с помощью эталона качества «самостоятельность» и включения данного знания в систему знаний на солнышке с качествами ученика, помогающими ему успешно учиться.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД 1

Ребята, мы начинаем наше очередное занятие по курсу Мир деятельности. Сегодня у нас с вами много гостей, они увидят наше занятие в прямом эфире. Давайте мы всех поприветствуем!

Сегодня мы не будем обращаться к традиционной лесенке успеха, так как вы помните, что наше прошлое занятие было посвящено тому, что мы уже знаем и умеем.

СЛАЙД 2

Девизом нашего занятия сегодня станут слова Дьёрдя Пойа «Лучший способ изучить что –либо – это открыть самому».

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

СЛАЙД 3

На слайде открывается «Солнышко качеств ученика».

-Что вы видите? (качества ученика)

-Как вы думаете, что вы сегодня будете открывать на уроке? (новое качество ученика)

-Поднимите руку, кто готов САМ открыть качество, необходимое в учебе?

-Как называется качество ученика, когда он  Сам что-либо делает? (самостоятельность)

-Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (самостоятельность)

-Зафиксируем тему на доске. СЛАЙД 4

-Действительно, вы сегодня узнаете именно об этом важном качестве ученика.

Что мы должны сделать, чтобы открыть новое знание?

СЛАЙД 5

(Этапы: понять, что мы не знаем и самим найти способ)

-По каким учебным шагам будет строиться наш урок?

(1.Повторение того, что нам понадобится на уроке;

2.Обобщение того, что повторили;

3.Задание, которое содержит что-то новое;

4.Пробное действие;

5.Фиксация затруднения;

6.Выяснение причины затруднения;

7.Постановка цели;

8.Построение плана

9.Реализация плана (проекта)

10.Открытие нового знания и проговаривание его во внешней речи;

11.Применение нового знания;

12.Самостоятельная работа с проверкой по образцу)

-Давайте пожелаем друг другу удачи и улыбнемся нашим будущим победам.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-С чего начнем урок? (с повторения необходимых знаний, которые нам пригодятся при открытии).

1. Повторение знаний о целеустремленности.

-Послушайте стихотворение и определите, о каком качестве идет речь.

Наметил цель Сергей и действует по плану.

Свой результат стремится получить.

Его желание серьезно, нерушимо,

Не думайте его остановить!

-О каком качестве мы будем вспоминать? (целеустремленность)

СЛАЙД 6

-Вспомним эталон. Какого ученика мы назовем целеустремленным?

СЛАЙД 7

-Из каких слов состоит слово «целеустремленность»? (цель, стремлюсь)

-То есть это какой человек? (который стремится к цели)

-Действительно, целеустремленный ученик ставит цель, далее действует согласно поставленной цели, чтобы получить намеченный результат.

2. Уточнение значения слова «самостоятельность».

-А сегодня мы будем открывать новое значение о качестве ученика «самостоятельность».

-Давайте посмотрим на значение этого слова. Из каких частей оно состоит? (сам, стою)

-Как вы понимаете заложенный в нем смысл? (Действую сам. Сам чего-то стОю, сам стоЮ устойчиво на ногах)

-Итак, первую часть эталона вы открыли: самостоятельный ученик действует… (сам) СЛАЙД 8

-А что он должен делать сам? (сам ставит цель, сам действует, сам получает результат) (заполняем табличку:

Сам…

Ставлю цель

Сам…

Действую

Сам…

Получаю результат

Сам…

-А зачем он должен сам ставить цель? (чтобы понимать, что он сам будет делать, к чему стремиться)

-Если он далее будет действовать не сам, можно ли тогда его будет назвать самостоятельным? (нет)

-К чему должны привести его действия? (к результату)

-На какой эталон похожи данные качества ученика? (на целеустремленность)

-Получается, что целеустремленность и самостоятельность – это одно и то же качество? (да/нет)

-Те, кто ответил «нет», почему вы так решили? (еще не все строчки эталона заполнены в таблице)

-Да, у нас не заполнена последняя строчка в эталоне. А может быть ее не нужно заполнять? (нужно, т.к. самостоятельность и целеустремленность – это разные качества) (ненужно)

-Необходимо проверить наши предположения. Повешу знак вопроса. ?

3. Задание на пробное действие.

-Выполним следующий шаг урока – пробное действие.

-Я предлагаю вам записать на планшете недостающее действие ученика, которое позволит ему проявить самостоятельность в учебе, последний пункт эталона. Учащиеся записывают свои предположения на планшете.

-у кого есть ответ? Подняли планшетки не все. В чем затруднение у тех, у кого нет ответа?

не смог назвать недостающее действие самостоятельного ученика)

Те, у кого есть ответ, зачитайте, какие варианты у вас получились.

-Кто уверен, что его ответ правильный? Обоснуйте свой ответ.

-В чем ваше затруднение? (мы не можем обосновать свой ответ)

-Мы столкнулись с затруднением. В этом случае надо остановиться и подумать.

3. Выяснение причины затруднения.

-Почему вы не смогли точно определить последний элемент эталона? (мы не знаем, какое  действие ученика позволит ему проявить самостоятельность в учебе)

-молодцы, вы поняли, что вы не знаете.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Поставьте перед собой цель. (узнать, какое действие ученика позволит ему проявить самостоятельность в учебе

-Я предлагаю вам следующий план действий: сначала вы послушаете историю из школьной жизни, в которой содержится ответ на ваш вопрос, далее вы в группах проанализируете рассказ по вопросам. После обсуждения истории сделаем вывод. Я вам раздам листы для фиксации результата работы в группах.

-А в конце что необходимо составить? (эталон)

-Молодцы, у нас получился план.

СЛАЙД 10

И для начала работы, давайте вспомним правила работы в группах. (Вывешены на доску)

5. Реализация построенного проекта.

-Итак, история.

«Ученики дома выполняли творческое задание: собирали из пазлов шар. В понедельник каждый принес свою работу в класс. У Миши был очень красивый, аккуратный шар. А у Ромы шар был собран неровно.

Учитель предложил рассказать мальчикам о своей работе. Рома с удовольствием сообщил друзьям о том, как он подбирал пазлы по цвету и форме. А Миша отказался отвечать… Он вспомнил, как вчера вечером мама сделала всю работу за него.

На перемене Миша случайно уронил шар. Шар рассыпался. Миша расстроился, так как понял, что сам собрать шар он не сможет».

-Я даю вам 5 минут, чтобы обсудить ответы на вопрос, заполнить таблицу в группе  и представить свои результаты.

-какую цель  поставил перед собой Рома? А Миша? (сложить шар)

-Как они действовали? (…)

-Какой результат они предъявили? (шар)

-Кто из них может ответить за свой результат?

-Сделаем вывод. Что отличает самостоятельного ученика от несамостоятельного? (Он не только ставит перед собой цель, но и действует, получает свой результат и может ответить,  объяснить, как получил этот результат)

-Вы можете до конца заполнить эталон? (Да. Он сам отвечает за результат)

-Запишем на доске. СЛАЙД 11. Дети составляют эталон в пособии.

-Вы преодолели затруднение? (да)

-Какой результат вы получили? (мы открыли для себя качество ученика «самостоятельность»)

-Молодцы! Действительно, теперь можно добавить еще один лучик на наше солнышко качеств ученика.

СЛАЙД 12

Физминутка

-Немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Ученик все сделал сам:

Сам вставал он по часам,

Сам под душ купаться топал,

Сам свои носочки штопал.

Сам за книжку он садился,

Сам малыш читать учился,

Повторяя по слогам:

«У-че-ник, все де-лай сам!»

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Задание на запоминание эталона.

-Прочитайте хором эталон «самостоятельность» в ваших пособиях.

-Как действует самостоятельный ученик? (Сам ставлю цель, сам действую, сам получаю результат, сам отвечаю за свой результат)

-Молодцы!

-Теперь я вам предлагаю восстановить эталон «самостоятельность», который вы только что открыли. Посмотрите на задание. СЛАЙД 13

-В нем пропущены главные слова. Ваша задача - составить пару, выбирая из первого столбика строчку, из второго - нужное слово, которое может стоять в середине или в конце предложения. Фиксирую на доске ответы детей. Проверяем свой ответ. СЛАЙД 14

2. Задание на применение эталона.

-Мы открыли новое знание, теперь попробуем его применить.

В начале урока вы послушали историю, которая помогла нам открыть новый эталон. Сейчас я прочитаю еще одну историю про двух учениц: Дашу и Лену. А вы сделайте вывод, опираясь на эталон: Даша повела себя как самостоятельная ученица или нет. Чтобы сделать этот вывод, вы будете заполнять первую часть таблица в задании №2 ученого пособия.

«Ученики в парах составляли головоломку. Лена и Даша подумали и решили, что это будет ребус. Они приступили к заданию. Даша попросила Лену начать первой выполнять задание, а сама стала наблюдать за подругой. Когда время подошло к концу, Даша захотела  представить результаты работы. Девочка показала ребус, но решить его сама не смогла».

-Итак, кто смог ответить на вопросы таблицы и сделать вывод? Зачитайте свои варианты ответов.

СЛАЙД 15

(Даша сама поставила перед собой цель. Даша не сама действовала. Даша не сама получила результат. Даша не смогла рассказать, как получила результат. Вывод: Даша не самостоятельный ученик).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Молодцы! Вы все правильно выполнили. Давайте дальше выполним самостоятельное задание с самопроверкой, чтобы проверить, все ли вы запомнили и поняли. Заполним таблицу про Лену. Дослушайте историю до конца:

«Лена вышла к доске и сама смогла объяснить классу, как она выполняла задание».

-Скажите, Лена проявила самостоятельной в учебе? (да)

-Проверьте свою работу по образцу.

-На кого из девочек вы хотите быть похожи? Почему?

8. Включение в систему знаний.

-Ребята, а где вам пригодится самостоятельность?

-Кто считает себя самостоятельным? Почему?

-Я знаю одну историю, послушайте. «Один ученик приставал к учителю с бесконечными вопросами. Учитель предложил ученику выбор: «Я смогу ответить на твои вопросы, а могу научить тебя самостоятельно искать на них ответы. Представь, что я поймал рыбу и накормил тебя…один раз – или научил тебя ловить рыбу самостоятельно и ты можешь сам себя накормить. Что ты выбираешь?»

-А что вы выбираете?

-Эта ситуация касается только рыбной ловли?

-ему учит эта история?

-Кто из вас захотел быть самостоятельным, развивать в себе это качество?

9. Рефлексия деятельности на уроке.

-Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог.

-О каком качестве вы сегодня узнали?

 -Как же учится самостоятельный ученик?

-А для чего ученику надо быть самостоятельным, ведь это так сложно?

-Оцените свои знания  на уроке на «Лесенке успеха». По критериям на доске.

 -Вы еще только учитесь быть учениками, и я уверена, что вы все станете успешными и самостоятельными.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта развития личностных качеств ученика

Диагностическая карта показывает  развитие личностных качеств ученика, таких как управление саморазвитием, управление взаимоотношениями, отношение к себе, способность к самоутверждению....

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом уче...

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необх...

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении."

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении", автор под ред. Л. Г. Петерсон....

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “Личностные качества ученика. Терпение”, 1 класс

Конспект внеурочной деятельностиКурс «Мир деятельности»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 1 А/ 7 летТема: “Личностные качества у...