Духовно-нравственное воспитание в школе
статья

Статья о духовно-нравственном воспитании в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_shkole.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в школе

Многие века наш народ жил верой в Бога. Люди впитывали веру с молоком матери и руководствовались ею в своих поступках. Именно благодаря своей глубокой вере наши предки создали великую Россию - могучую державу, к голосу которой, затаив дыхание, прислушивался весь мир.

В XX столетии, когда революционная смута расползлась по русской земле кровавым пятном, "времен связующая нить" была насильственно разорвана, а страна была брошена в пучину саморазрушения. Именно в то время под видом борьбы с "опиумом для народа" стало насаждаться самое дикое невежество, отравленные плоды которого мы пожинаем до сих пор...

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют школу как основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную систему знаний. Нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития, чем знания по конкретным учебным предметам. В этой связи в учебный план для учащихся 4-х классов введен новый комплексный учебный курс "Основы религиозной культуры и светской этики", ориентированный на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В педагогической литературе описано множество методов и приемов нравственного воспитания, в разной степени направленных на формирование мотивов нравственного поведения. Существуют классификации, помогающие разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным жизненным обстоятельствам. Однако, на мой взгляд, единое логическое обоснование для упорядочения многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно, поскольку явления воспитания очень сложны и противоречивы. Следовательно, в вопросе духовно-нравственного воспитания детей приоритетной является личность учителя.

Я убеждена, что обучать детей основам православной культуры может и должен только учитель, в душе которого горит огонь православной веры. Наполнить ребенка знаниями, будто сети рыбака богатым уловом, сможет любой. А вот "прорвать" цинизм юной души, заставить почувствовать душевный трепет перед православной иконой, иконостасом в православном храме, дать детям прикоснуться к великому, ощутить благоговение у распятия Христа под силу не каждому. Может ли педагог, чуждый идеям православного воспитания, зародить ростки веры в детской душе? Может ли невидящий сам, заставить увидеть другого? Ответ очевиден. Не содержание учебника определяет процесс познания. Его определяет учитель. Голос, интонация, мимика - важно все. Не надо назидательности и нравоучений. В детской душе должен родиться идеал - далекая перспектива, к которой ребенок будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки.

Глупо полагать, что реализация курса Основы религиозной культуры и светской этики - это исключительно работа с детьми. Культура любого народа, прежде всего, проявляется в идеях семейного воспитания. Развитие личности обучающегося зависит как от объективного содержания социально-нравственного опыта семьи, так и в значительной мере и того, как этот опыт усваивает и осмысливает сам ребенок: что принимается им, отвергается и почему. Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, становится подчас единственным критерием отношения к людям, окружающему миру.

Воспитывать - это значит питать и плоть, и душу, и дух. Воспитание во многих семьях свелось, к сожалению, к питанию в чисто физиологическом смысле: сытый человек - благополучный и добрый. Заботясь о плоти мы забываем о душе. Сегодня пришло время вспомнить истинный порядок вещей: дух питает душу, душа преображает плоть.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Поэтому в условиях реализации нового учебного курса необходима колоссальная работа с семьей. Духовно-нравственное воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, руководство которым обязан взять на себя учитель, ориентированный на достижение духовного результата своих воспитанников. В противном случае, учитель рискует не увидеть серебро трепещущих рыб в своих рыболовных сетях.

Общество остро нуждается в знатоках основ различных наук. Однако каждый день жизнь демонстрирует нам, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель - субъект - не достиг нравственной чистоты и благородства души. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Благородство и добродетельность, благоверность и добропорядочность, благоразумие и добросовестность, благовоспитанность и добросердечие - все это не есть приходящее само собой, без специального обучения и формирования. Нужны совместные усилия школы и семьи.

Мир веры сегодня для многих действительно непознанный, непонятный, бесконечно далекий, как звездные галактики. Давайте вместе стремиться приблизить его к нам и нашим детям, раскрыть его сокровища и снова оживить наш православный дух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Воспитание духовно-нравственных ценностей в начальной школе посредством проектной деятельности.

 В жизни российской школы происходят большие перемены. Демонстрируя свои лучшие профессиональные и человеческие качества, я, как учитель ОРКСЭ, и как классный руководитель мотивирую детей ...