СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья

Статья о социализации школьников в контексте этнокультурного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_shkolnikov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Белоколоцких Ольга Эльдаровна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1",

Россия, г. Новый Уренгой

Аннотация (на русском языке)

Методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Концепция формулирует социальный заказ современной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Одним из направлений социального заказа образованию является социализация.

Неисчерпаемым ресурсом для решения проблемы социализации в контексте этнокультурного воспитания младших школьников призван стать инновационный проект Департамента образования ЯНАО "Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ".

     Один из вариантов "встраивания" комплекса "Этнокалендарь" в воспитательную и образовательную деятельность школы - создание на его основе программы внеурочной деятельности социальной направленности.

Главное, что дает  "Этнокалендарь России" - основную целевую установку: приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям, формирование уважения к культуре Северных народов как к части мирового культурного наследия.

Ключевые слова: социализация; федеральные государственные образовательные стандарты; педагогические требования; этнокалендарь; инновационный проект; образование; поликультурное пространство; культурное наследие.

Аннотация (на английском языке)

Socialisation of students in the context of ethnic and cultural education

Methodological basis of the development and implementation of federal state education standards ( then FSES) is the conception of  moral development and education of Russian citizen.  The conception represents a social order  of modern school  as a certain system of common pedagogical demands  which will ensure the effective participation of education in solving major national problems.  One of the social orders is socialisation.

To solve this problem in primary school the Department of Education of the Yamal region created the innovative project  "Ethnological calendar of Russia. Yamal-Nenets Autonomous Region". In order to implement  the calendar in education at school is necessary to make  a programme of  out of school social activities.

This Calendar helps to acquire the  experience of existence in the  multicultural environment, tolerance and  formation of respect for the culture of the Northern  peoples as part of world cultural heritage.

Ключевые слова:

Socialisation; federal state education standards; pedagogical demands; Ethnological calendar; innovative project; education; multicultural environment; cultural heritage

Текст доклада

Методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Концепция формулирует социальный заказ современной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Одним из направлений социального заказа образованию является социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

     Решение этой задачи возможно исключительно при условии сосредоточения в школе, как единственном социальном институте, через который проходят все граждане России, не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающихся. Таким образом, необходимость разработки программ социализации обучающихся обусловлена инновациями в социокультурной ситуации общества и государства.

     В настоящее время разработано большое количество образовательных программ внеурочной деятельности, ориентированных на регламентируемый ФГОС особый тип результатов образования, связанный с социализацией обучающихся. Программы, как правило, типовые, не учитывающие особенности культурно-регионального сообщества, природной среды и социального окружения обучающихся. Можно по-разному относиться к месту, в котором живешь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить в будущем, - тогда важно знать его историю и географию, экономику и культуру, ориентироваться в его политико-правовых проблемах.

     Неисчерпаемым ресурсом для решения проблемы социализации в контексте этнокультурного воспитания младших школьников призван стать инновационный проект Департамента образования ЯНАО "Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ".

     Один из вариантов "встраивания" комплекса "Этнокалендарь" в воспитательную и образовательную деятельность школы - создание на его основе программы внеурочной деятельности социальной направленности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность представляет более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Наиболее целесообразно включить в программу социализации, разрабатываемой на основе "Этнокалендаря", два основных раздела.

     В разделе "Основное содержание» необходимо представить ключевые, узловые позиции. Этот раздел станет целевым ориентиром, определяющим ведущие идеи мероприятий и событий. При формировании раздела   используются материалы "Этнокалендаря" о датах государственного значения, о памятных, юбилейных событиях, имеющих общегосударственное  или общекультурное значение, о религиозных и светских праздниках.

     Раздел "Литературно-национальный компонент" должен включать материалы "Этнокалендаря" о происхождении культурных традиций северных народов, об их главных ценностях; сведения о биографиях людей Севера, ставшими общегосударственными, региональными лидерами, собирателями культур и т.д. Материалы "Этнокалендаря" дают возможность  дополнить  содержание указанного раздела по тематике, максимально соответствующей содержанию «Основного раздела», при этом расширить его в этнокультурном контексте.  Таким образом, внедряется инновационная по своей сути идея - в ненавязчивой форме показать детям равнозначимость событий, совместить многополюсность современной идентичности, реализуется просветительская миссия совмещения, объединения дат и событий разных народов России, что позволит ориентировать образовательный процесс внеурочной деятельности на формирование общности "россияне". Именно сочетание общего и самобытного рождает подлинное уважение к обычаям, традициям, культуре других народов и является основой формирования толерантности как доминантного качества сознания личности любого человека.

     Большой объем методических материалов, представленных в "Этнокалендаре", и невозможность по этой причине включить достойную внимания педагогов и обучающихся информацию в рамки одного мероприятия, позволяет сделать большинство рассматриваемых тем сквозными. Это не только дает возможность вводить материал дозированно, но и достичь общей целостности содержания за счет систематического последовательного развития основного содержания программы, расширяющегося и углубляющегося  от одного года обучения к другому по мере взросления обучающихся.

     Социализация и социальное созревание ребенка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие актуально, если воспитание не ограничивается информированием обучающихся о тех или иных фактах, событиях, проблемах социума, но открывает перед ними возможности для нравственного поступка. Поэтому содержание программы социализации, разрабатываемой на основе "Этнокалендаря России",  необходимо выстраивать в русле системно-деятельностного подхода, и там, где это возможно, обозначить продукты социального творчества: рисунки для ветеранов, памятки первоклассникам, стенгазета для учителей и т.д.

     Безусловно, образовательный и воспитательный ресурсы комплекса "Этнокалендарь" могут быть реализованы не только во внеурочной деятельности, но и, например, при фрагментарном включении материалов непосредственно в уроки. Главное, что дает  "Этнокалендарь России" - основную целевую установку: приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям, формирование уважения к культуре Северных народов как к части мирового культурного наследия.

Список литературы

  1. Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях россиян "Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ" ЗАО "Фрегат", 2012. - 183 с.
  2. Методические рекомендации по работе с комплектов плакатов "Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ" ЗАО "Фрегат", 2012г. - 194 с.
  3. Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого округа, Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2000 - 142 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное воспитание младших школьников

Выступление на педсовете (из опыта работы)...

Программа воспитания и социализации школьников (на примере МОУ Сужинская СОШ)

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создание условий для обеспечения доступности и выс...

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

Статья об возможностьях этнокультурного воспитания в услвоиях внеурочной деятельности школьников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в контексте ФГОС 2.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2011г....

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

«Этнокультурное воспитание младших школьников»

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина мн...