«Этнокультурное воспитание младших школьников»
статья на тему

Амирова Фания Гадильяновна

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этнокультурное воспитание младших школьников»

  Амирова Фания Гадильяновна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

«Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

 без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа

 как исторической общности»

Г.Н.Волков.

     Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

      Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.

  Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в школе на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. 

Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России».

 Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания.

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.

 Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

         Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.  

Мы стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций  народов Республики Татарстан в этнокультурном воспитании школьников.

         Наши педагоги используют различные методы и приемы знакомства с культурой  народов, живущих в Татарстане: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческие музеи. А также широко используют современные компьютерные технологии.

Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.

Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях  писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

 Также учителя начальных классов активно используют такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои татарских сказок», «Герои русских сказок», сборников загадок, пословиц и поговорок, проведение конкурса инсценированной сказки. Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности.  Учащиеся начальных классов охотно посещают такие кружки как «Краеведение», «Умелые руки», «Хозяюшка». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музейном уголке работают над долгосрочными проектами «История села Шигали», «История села Семиозёрка», «История посёлка Озёрный», «Мои односельчане – участники ВОВ», «Дети войны» и др.  

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества.

      Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников «Праздник Урожая», «Масленица», «Навруз», «Сабантуй» и др..

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерёва, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации школьных обедов..

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа,

С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины в школе реализуются социальные проекты «Моя малая Родина», «Чистая улица», «Операция родник», акции «Кормушка», «Скворечник».

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. Большое внимание я уделяю таким направлениям воспитательной работы, основанным на этнокультуре, как «В кругу семьи», «Моя любимая школа», «Мой друг». Семья и школа – вот точка отсчёта. Поэтому во всех мероприятиях у нас активными участниками бывают не только дети, но и родители. Мы  проводим много бесед о своих родных, чтобы знать историю семьи, знать традиции своего народа. Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «О чём рассказала старая фотография», «Ветеран живет рядом».  Дети вместе с учителем посещают на дому престарелых людей,   тружеников тыла, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Я хочу закончить свое выступление словами Д.Лихачёва

Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи – 
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья

В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций....

Этнокультурное воспитание младших школьников

Выступление на педсовете (из опыта работы)...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников

статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях....

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....