Эссе "Моя педагогическая философия"
статья

Прямицына Алена Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

              Эссе   «Моя педагогическая философия»

                           Но, если ты повернешь назад, кто же пойдёт вперёд?

                                                                                                Б. Вахнюк

        Я часто задаю себе вопрос - почему современная молодежь все реже мечтает об учительстве? Безусловно, труд учителя не прост и требует полной отдачи себя, своего времени и всей энергии. При этом очевидно, что можно иметь больше материальных благ за менее интенсивный труд.

Сейчас мне приятно вспоминать, что с самого рождения я была погружена в своеобразную педагогическую среду: дома меня окружала заботой мама, в детском саду – воспитатель Марина Геннадьевна(она же мама). Общаясь с ней и наблюдая ее отношение к детям, я решила для себя, что воспитывать и учить детей – это самое интересное и… простое дело в жизни. До сих пор помню ее слова: «Готовить обеды, шить, вязать… должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей доверят не каждому». С той поры мне захотелось стать той, которой доверят.

И вот - я учитель… Я стою у доски, а передо мной столько разных, глубоких и неповторимых детские взглядов…

До этого момента была убеждена в том, что для самореализации в профессии достаточно получить отличное специальное образование. Однако короткий педагогический опыт все же заставил меня усомниться в том, что образование есть единственное условие успешной работы.

 Как применить все имеющиеся знания уже повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глаза? Как ответить на детский вопрос? Что ты можешь сказать ребёнку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведённое в рамочку или опыт коллег-предшественников? Но с ребенком оказываешься один на один - только ты, твое слово, твой поступок. Поэтому актуально лишь то, что ты усвоишь в течение жизни, что сам испытаешь. Чему научился и готов отдать.

Не секрет, что по данным психологических исследований, 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности. Проходит время и уже к концу первого класса мотивация у 60% обучающихся снижается, а к третьему-четвертому классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу, чтобы с интересом и увлечённо работать на уроках.

Нельзя не заметить, что и у большинства моих обучающихся в уже третьем классе проявилось избирательное отношение к предметам: уроки разделились на любимые и нелюбимые. Некоторые дети начали тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшилась, оценка утратила свою значимость. Вследствие этого возникла резкая дифференциация в характере и уровне мотивации. Одни обучающиеся настойчиво и увлечённо работали над решением любой учебной задачи, не считаясь с усталостью и временем, другие не проявляли никакого интереса как к учебной, так и к внеурочной деятельности. Таким образом, в классе возникла проблема организации деятельности у обучающихся с разным уровнем мотивации учения.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Безусловно, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний»? Как мотивировать познавательную деятельность школьников?

Проведя исследование в классе, я выяснила, что причины низкой мотивации зависят как от особенностей обучающихся, так и от педагога.

Как выбрать механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Этот вопрос оказался главным в моей педагогической деятельности.

Прежде всего, я попыталась создать мотивирующую среду для каждого ребенка через осознание им своей роли в различных видах деятельности. Затем выявила индивидуальные особенности и реальные возможности школьников.

Следующим шагом в моей деятельности стали интерактивные уроки, система дифференцированных заданий, проекты, работа в малых и больших группах. Постепенно появилась уверенность, что я выбрала правильную стратегию. Убедилась в том, что если ученик что-то не может выполнить индивидуально, то может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для малой группы, доступно для большой в результате коллективной деятельности. Безусловно, изменилась и карта урока. На первом месте - уровень реализации мотивационного ресурса в классе.

В своей деятельности по повышению мотивации я открыла для себя еще важный момент – ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип учебной мотивации. На основе этой идеи психологами разработана типология мотивации. Согласно ей выделяют пять типов школьников:

1. «Исследователь».

2. «Проектировщик».

3. «Испытатель».

4. «Активист».

5. «Призер».

Выраженным мотивационный тип становится только в подростковом возрасте, но для меня на текущем этапе деятельности перспективной задачей является выяснение того, какими особенностями обладают младшие школьники с тем или иным типом мотивации и как следует помогать достигать результатов в учебе.

Общение с детьми – это труд и радость. Всматриваясь в глаза, слушая голоса детей, ощущая ауру детства, ты понимаешь, что твоя жизнь не напрасна. И постигаешь простую истину - ты здесь для того, чтобы жизнь твоих учеников продолжалась и была полной, чтобы они были защищены, ощущали, что их здесь любят.

Завершая свое эссе, я хочу сказать, что страх сомнений, боязнь ошибки и провала в профессии – это уместные терзания. Мои размышления подвели меня к окончательному итогу – выбор педагогической стези не был ошибкой! Но сделав правильный выбор, нельзя останавливаться на достигнутом. Прогресс неумолим. Меняются люди и общество. Приходят новые поколения детей. Меняюсь я сама.

И как учитель я обязана шагать в ногу с этим интересным временем, а еще лучше - пытаться заглянуть в завтра. Надеюсь, это у меня получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....