Познавательное развитие "Гласные и согласные звуки"
план-конспект

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе "Гласные и согласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasn.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

тема. Гласные и согласные звуки.

Цель: дать понятие о гласных и согласных звуках, учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков;

развивать фонематический слух.

Работать над артикуляцией звуков.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Игра «Назови одним словом».

- Из чего состоит наша речь? А предложения?

- Кого вы видите на картинке? (ужа.)

- Составьте предложение с этим словом.

- О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?

- Из чего состоит это слово?

- Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?

- Поделитесь своими наблюдениями…

(Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные. Разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

-О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова.

-Что для этого нужно?

Произнесите первый звук. При помощи чего вы его произнесли?

Что заметили?

Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у].

Обозначим его на модели.

Продолжаем произносить слово (ужжжж). Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж].

Мы закончили звуковой анализ? Сколько звуков в слове уж?

При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?

А какое препятствие встретил звук [ ж ]?

2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.

3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.

ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,

НЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ РАЗНЫХ,

ГОЛОС УЧАСТВУЕТ, ГОЛОС ЗОВЁТ,

ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ.

А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ

ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

Физкультминутка. Игра «Сова».

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

5. Знакомство с условными знаками.

Чтобы различать гласные и согласные звуки, будем обозначать гласные чёрным кружком. Согласные – чёрной чёрточкой.

- Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

-Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова. Какой он: гласный или согласный? Докажите.

2. Игра «Учитель».

Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?

3. Проверка выполнения работы.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.

Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали о звуках?

- Почему гласные и согласные так называются?

-Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».

- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...