ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кружок «Я – школьник!»
методическая разработка (1 класс)

Екатерина Александровна Волкова

Данная программа представляет собой разработанный  курс социально – педагогической направленности. Новизнапрограммы  заключается в том, что в данной программе определен тематический план занятий кружка, представлено конкретное содержание занятий, в соответствии с планом разработано несколько конспектов занятий с сопровождающим материалом к конспекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka1.docx86.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Микряковская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Микряковская средняя общеобразовательная школа»

____________________ О. А. Борискин

«___»_____________2017 год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Я – школьник!»

возраст  обучающихся – 7 – 8 лет

срок реализации – первое полугодие

учебного года

Автор - составитель:

Е. А. Пертюкова,

студент 4 курса группы НК

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Микряково

2017

Тематическая образовательная программа «Волшебное плетение» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Организация- разработчик:

ГБПОУ РМЭ «ОМК им. И.К. Глушкова»

Разработчик: 

Пертюкова Е. А., студент 4 курса школьного отделения

«Рассмотрено»         

На заседании МО учителей начальных классов

МБОУ «Микряковская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №____________

От «___»________________

________________/Ихонькина Л.В. /

Рецензенты:

Яспарова Татьяна Ивановна, преподаватель психологических дисциплин, «ОМК им. И.К. Глушкова»

Ланцова Татьяна Анатольевна –заместитель директора по учебно-воспитательной работе и преподаватель медико – биологическихдисцилин МБОУ «Микряковская средняя общеобразовательная школа»

_________________/ Ланцова Т.А. /

Содержание

1.

Пояснительная записка……………………………………………………………….....

3

1.1

Направленность дополнительной образовательной программы……………….

3

1.2

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………………….

3

1.3

Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………….

4

1.4

Отличительные особенности……………………………………………………..

6

1.5

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………….

7

1.6

Сроки реализации…………………………………………………………………

7

1.7

Формы и режим занятий…………………………………………………………..

7

1.8

Ожидаемые результаты…………………………………………………………...

8

1.9

Формы подведения итогов реализации программы…………………………….

10

2.

Тематическое планирование …………………………………………………………...

11

3.

Содержание программы………………………………………………………………...

12

4.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………..

21

Список использованных источников………………………………………………………..

22

Программа кружка «Я –школьник!» для учащихся 1 класса

1 Пояснительная записка

  1. Направленность дополнительной образовательной  программы

Данная программа представляет собой разработанный  курс социально – педагогической направленности.

Программа  кружка «Я – школьник!» для 1 класса разработана   в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885), требований к программ дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города Санкт- Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации в 2010г.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО в части реализации внеурочной деятельности.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизнапрограммы  заключается в том, что в данной программе определен тематический план занятий кружка, представлено конкретное содержание занятий, в соответствии с планом разработано несколько конспектов занятий с сопровождающим материалом к конспекту.

Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в благоприятном прохождении социально-психологической адаптации к школьному обучению разработана программа дополнительного образования кружка социально – педагогической направленности «Я - школьник!» для первоклассников.

Педагогическая целесообразность. Данная программа предназначена учителям,  работающим с детьми первого класса. Образовательная программа педагогически целесообразна, так как в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежат игры, упражнения психологического характера, продуктивно-творческая деятельность, которая помогает детям сплотиться друг с другом, влиться в группу, привыкнуть к новой социальной ситуации, к новой роли - школьника.Содержание занятий направлено на содействие благоприятному течению социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Программа позволяет первоклассникам не только играть в разные игры, выполнять упражнения, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Важной частью дополнительной образовательной программы является формирование положительного отношения к школе и знакомство школьников с нормами школьной жизни.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: содействие благоприятному течению социально –психологическойадаптации первоклассников к школьному обучению

Задачи:

                Обучающие:

  1. Формировать умение бесконфликтного общения обучающихся со сверстниками и со взрослыми;
  2. Формировать умение правильного поведения на уроках и занятиях, на переменах, в школе;
  3. Формировать положительное отношение к школе и положительную мотивацию к обучению в школе;
  4. Познакомить школьника с нормами школьной жизни, содействовать принятию требований учителя и ритма учебной деятельности;
  5. Создать условия для развития групповой сплоченности и классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

        Развивающие:        

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение регулировать собственное поведение, поступки, речь и т.д.;
  • Развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение;
  • Развивать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;
  • Развивать умение дополнять и внести коррективы в план, и способ действия в случае необходимости;
  • Развивать умение владения навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
  • Развивать умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку;
  • Развивать умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
  • Развивать умение объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
  • Развивать умение регулировать свои умственные действия;
  • Развивать умение планировать последовательность умственных действий при решении проблемных задач;
  • Развивать творческую активность;
  • Освоить способы решения проблем творческого характера.

                Познавательные УУД:

  • Развивать познавательные психические процессы (память, внимание, мышление);
  • Развивать умение рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Развивать умение добывать новые знания в процессе выполнения упражнений, игр.

Коммуникативные УУД:

  • Развитие норм в общении со сверстниками и со взрослыми;
  • Развивать умение задавать вопросы;
  • Развивать умение излагать свое мнение и оценку событий;
  • Развивать умение знакомиться, присоединяться к группе;
  • Развивать умение  благодарить и принимать комплименты;
  • Развивать умение выразить свои теплые чувства к другому;
  • Развивать умение слушать и слышать собеседника;
  • Развивать умение осознавать свои чувства и выражать их;
  • Развивать умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • Развивать способности к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Развивать способности к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

                Воспитывающие:

        Личностные УУД:

  • Принять социальную роль ученика;
  • Формировать внутренние позиции школьника;
  • Принять и соблюдать нормы школьного поведения;
  • Осуществлять моральный выбор с адекватной нравственной оценкой действий;
  • Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • Овладеть начальными навыками адаптации в социуме.

  1. Отличительные особенности

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы кружка «Я – школьник!» является то, что она дает возможность ребенку-первокласснику безболезненно и успешно пройти процесс адаптации к школе.

При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание условия для развития групповой сплоченности и классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Программы социально – педагогической направленности являются весьма специфическими. Здесь приоритетной задачей и, соответственно, ведущим результатом является положительная социализация личности, а не предметных знаний, умений и навыков.

На занятиях кружка проводится обучающая, развивающая и воспитывающаяработа,  у кружковцев формируется положительное отношение к школе, развиваются умения регулировать свое эмоциональное состояние, поступки, поведение, речь, планировать свои умственные действия,  воспитываютсянормы общения с детьми и взрослыми, умения задавать вопросы, умения излагать свое мнение и оценку событий, умения знакомиться, присоединяться к группе, умения благодарить и принимать комплименты и т.п.

В конце каждого занятия проходит рефлексия, учащиеся оценивают себя, работу своих одноклассников, класса в целом.

Тематика занятий определяется теми основными показателями (критериями), которые лежат в основе процесса адаптации. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень интеллектуального развития учащихся, их эмоциональное состояние,  умения работать в коллективе, умения общаться со сверстниками и совзрослыми, учитывается уровень ихшкольной зрелости. Неважно, каких результатов добивается ребенок и как он растет относительно самого себя -  все приветствуется, по возможности поощряется, при необходимости корректируется.Все это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать, радоваться полученным результатам.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6 - 7 лет. Условия набора детей в коллектив: на обязательной основе. Наполняемость группы зависит от количестваобучающихся 1 – ого класса.  

  1. Сроки реализации образовательной программы

                Программа рассчитана на первое полугодие учебного года. Всего 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

  1. Формы и режим занятий

Основной формой работы является внеурочное групповое занятие. Основное содержание занятий составляют игры, упражнения психологического характера, чтение и анализ ситуаций в литературных произведениях, постановка этюдов, продуктивно-творческая деятельность, направленные на положительную социализацию первоклассника в условиях школы.

Программа включает в себя четыре раздела:

Раздел 1. Знакомство школьника с нормами школьной жизни. Формирование положительной мотивации к школе.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой  сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Подведение итогов кружка

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления), что составляет основу интеллектуального развития учащихся 1 класс.

Структура каждого занятия включает в себя:

  1. Организационное начало занятия.
  1. Ритуал приветствия
  2. Разминка
  1. Основная часть
  2. Заключительная часть.
  1. Рефлексия
  2. Ритуал прощания

        Основная форма организации кружка «Я – школьник!» – занятие, проводимое по

дополнительно составленному расписанию с постоянным составом обучающихся.

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю по 35 минут

Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет

Вид детской группы: состав постоянный

Особенности набора детей:  на обязательной основе

  1. Ожидаемые результаты

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
  • установление положительного контакта с обучающимися, с учителем;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
  • формирование адекватной самооценкии поведения;
  • формирование положительной мотивации к обучению в школе;
  • овладение навыками учебной деятельности;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

                В результате обучения в кружке в течение первого полугодия:

                Обучающиеся будут знать:

  • правила общения со взрослыми и со сверстниками;
  • правила поведения на уроках, занятиях, на переменах в школе;
  • нормы школьной жизни;
  • требования учителя и учебной деятельности;
  • правила поведения в коллективе.

                Обучающиеся будут  уметь:

  • регулировать собственное поведение, поступки, речь и т.д.;
  • регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение;
  • регулировать свои умственные действия;
  • планировать последовательность умственных действий при решении проблемных задач;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;
  • дополнять и внести коррективы в план, и способ действия в случае необходимости;
  • владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
  • адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
  • объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
  • оценивать свои действия;
  • находить решения проблем творческого характера
  • распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
  • исследовать свои качества и свои особенности;
  • рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • задавать вопросы;
  •  излагать свое мнение и оценку событий;
  •  знакомиться, присоединяться к группе;
  •  благодарить и принимать комплименты;
  •  выразить свои теплые чувства к другому;
  •  слушать и слышать собеседника;
  •  осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • принимать социальную роль ученика;
  • соблюдать нормы школьного поведения;
  • осуществлять моральный выбор с адекватной нравственной оценкой действий;
  • самостоятельно нести личную ответственность за свои поступки;
  • овладеть начальными навыками адаптации в социуме

  1. Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы является проведение родительского собрания или выступление на педсовете с результатами по реализации данной образовательной программы, включающей в себя результаты диагностики, фото и видео материалы, детские работы, выступления кружковцев.

  1. Календарно - тематическое планирование

Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

  • теоретическая часть – беседа, объяснение, рассказ, анализ ситуаций
  • практическая часть – игры, упражнения, постановка этюда, создание коллажей, аппликаций и др.

Название занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

Раздел 1 Знакомство школьника с нормами школьной жизни. Формирование положительной мотивации к школе

1.1

 Диагностика по изучению уровня адаптации детей к обучению в школе

1

0,2

0,8

1.2

«С днем рождения, группа!»

1

0,2

0,8

1.3

«Я и мое имя»

1

0,2

0,8

1.4

«Школьные правила»

1

0,2

0,8

1.5

 «Собираем портфель»

1

0,2

0,8

1.6

«Школьные оценки»

1

0,2

0,8

Раздел 2 Развитие эмоционально-волевой сферы

2.1

«Мои эмоции»

1

0,2

0,8

2.2

«Мое настроение». «Конверты "Радости" и "Огорчений"»

1

0,2

0,8

2.3

 «Радость – одна на всех»

1

0,2

0,8

2.4

 «Наши страхи»

1

0,2

0,8

2.5

«Слушай команду»

1

0,2

0,8

2.6

«Планета эмоций»

1

0,2

0,8

Раздел 3 Развитие коммуникативных умений и навыков

3.1

«Что такое общение»

1

0,2

0,8

3.2

«Путешествие в страну «Понимание»»

1

0,2

0,8

3.3

«Я - доброжелательный»

1

0,2

0,8

3.4

«Мы поссорились и помирились»

1

0,2

0,8

3.5

«Застенчивость и Уверенность»

1

0,2

0,8

Раздел 4 Подведение итогов кружка

4.1

«Дерево дружбы»

1

0,2

0,8

4.2

Игра – путешествие «Что я знаю про свою школу»

1

0,2

0,8

4.3

Итоговая диагностика по изучению адаптации детей к обучению в  школе

1

0,2

0,8

Итого:

20

4

16

  1. Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1 Знакомство школьника с нормами школьной жизни.Формирование положительной мотивации к школе

Занятие 1.1Диагностика по изучению уровня адаптации детей к обучению в школе

Теоретические сведения: знакомство с целями и задачами кружка «Я – школьник!», с планом работы, формами проведения занятий

Практические сведения:изучение уровня интеллектуального развития детей к обучению в школе по тесту Л.А. Венгера, диагностика коммуникативных навыков и умений первоклассников с помощью методики «Моя планета», изучение эмоционального развития первоклассника с помощью теста Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, определение уровня школьной зрелости с помощью ориентировочного теста Керна – Йирасека.

Занятие 1.2 «С Днем рождения группа!»

Цель:способствовать дальнейшему знакомству детей друг с другом и учителем в необычной форме, установление дружеских отношений в коллективе

Оборудование: цветной лист форматом А- 4 с надписью: «С Днем рождения, группа!», разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка, магнитофон, аудиозаписи детских песен, небольшой резиновый мяч

Теоретические сведения:знакомство с понятиями: настроение, праздник, подарок; знаний о домашних и диких животных, об овощах и фруктах, деревьев и т.д.

Практические сведения:игра «Мяч» (цель игры: знакомство детей друг с другом, создание положительной мотивации на работу в группе); упражнение «Цветок общения» (цель упражнения: создание благоприятного психологического климата, сплочение классного коллектива, создание атмосферы сотрудничества); игра «Кто есть кто? Что есть что?» (цель игры: развитие познавательных психических процессов (операций мышления, внимания, памяти)); упражнение «Подарки» (цель упражнения: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе).

Занятие 1.3 «Я и мое имя»

Цель:расширить знания детей друг о друге, формировать позитивное отношение друг к другу в классе

Оборудование: эстафетная палочка, бланки для рисования по точкам, набор открыток, очки

Теоретические сведения: вспомнить сказочные персонажи,знакомство с понятиями: комплимент, орнамент

Практические сведения: упражнение «Передай движение по кругу» (цель упражнения: создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона); упражнение «Я знаю, как тебя зовут» (цель упражнения: поддержание доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности); игра «Слушай хлопки!» (цель игры: развитие свойств внимания, произвольности поведения); упражнение «Укрась свое имя» (цель упражнения: повысить уровень самопринятия); упражнение «Рисуем по точкам» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов); упражнение «Найди свою половинку» (цель упражнения: расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу); игра «Волшебный круг (цель игры: создание положительного настроя в группе, атмосферу психологической комфортности)

Занятие 1.4 «Школьные правила»

Цель:познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене

Оборудование:набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила»

Теоретические сведения: знакомство учащихся с понятием «правило» и основными правилами поведения в школе; чтение и анализ сказки «Школьные правила»

Практические сведения:игра «А я еду» (цель игры: создание мотивации на совместную работу, формирование атмосферы доверия и взаимопонимания, активизация деятельности); упражнение “Урок или перемена” (цель упражнения: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене);  упражнение «Составь фигуру» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов, формирование положительного отношения к школе); упражнение «Школьные знаки» (цель упражнения: помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении)

Занятие 1.5 «Собираем портфель»

Цель:формировать положительную мотивацию к школе и положительное отношение к обязанностям школьника

Оборудование:текст сказки «Собирание портфеля», бланк к упражнению «Раскрась по инструкции», бланк к упражнению «Обведи по контуру»

Теоретические сведения:чтение и анализ сказки «Собирание портфеля», знакомство с понятием «портфель», закрепить знания о названиях школьных предметов, формировать знания о том, какие необходимые вещие нужно брать в школу

Практические сведения:упражнение: «Соберем портфель!» (цель упражнения: развитие свойств внимания, введение в тему занятия);коллаж «Портфель для Белочки» (цель коллажа: формирование положительного отношения к обязанностям школьника);упражнение «Раскрась по инструкции» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов); игра «Запомни порядок» (цель игры: развитие свойств памяти);

упражнение «Обведи по контуру» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов)

Занятие 1.6 «Школьные оценки»

Цели:формировать положительную мотивацию к школьному обучению; активизация познавательной активности обучающихся

Оборудование:изображение сказочной школы, иллюстрации сказочных персонажей, иллюстрации «волшебные лесенки», бланки для графического диктанта

Теоретические сведения:чтение и анализ рассказа «Зачем Винни Пух ходил в школу?», знакомство с понятием «оценка»

Практические сведения:игра «Закончи слово» (цели игры: развитие познавательных психических процессов, активизация мыслительной деятельности, создание мотивации на работу в группе); упражнение «ЗАТО» (цель упражнения: работа со школьной тревожностью); упражнение “Узоры и волшебные лесенки” (цель упражнения: развитие произвольности, умения действовать по образцу и слушать инструкцию взрослого)

Раздел 2 Развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие 2.1 «Мои эмоции»

Цели:формировать представления детей об эмоциональном состоянии человека

Оборудование:пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», маски животных, набор «Цвет настроения»

Теоретические сведения:знакомство с понятием «эмоции», познакомить обучающихся с различными эмоциональными состояниями (радость, злость, грусть, страх, удивление, любопытство), учить узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов

Практические сведения:игра «Наоборот» (цель игры: развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза);  упражнение «Назови эмоцию» (цель упражнения: знакомств с понятиями, обозначающими различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх); игра «Собери эмоцию» (цель игры: развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние);игра на знакомство с эмоциональными состояниями: удивление, любопытство (цель: формирование представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство)); этюд «Теремок» (цель: совершенствование навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой)); упражнение «Пирог эмоций» (цели упражнения: снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности); упражнение «Цвет настроения» (цель упражнения: развитие умения определять свое эмоциональное состояние)

Занятие 2.2 «Мое настроение «Конверты «Радости» и «Огорчений»»

Цель:развивать умение открыто выражать свои чувства по отношение к различным жизненным ситуациям

Оборудование:пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», журналы, карандаши, альбомные листы, 2 рисунка на тему «Как у меня испортилось настроение»

Теоретические сведения:знакомство с понятиями: настроение, радость, огорчение

Практические сведения:упражнение «Тренировка эмоций» (цель упражнения: потренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний); релаксационное упражнение «Облака» (цель упражнения: снятие психо-эмоционального напряжения); упражнение с элементами арт-терапии «Конверты радости и огорчений» (цели упражнения: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей); упражнение «Сочини рассказ» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов)

Занятие 2.3 «Радость – одна на всех»

Цель:развивать умение адекватно выражать свое положительное эмоциональное состояние

Оборудование:пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», лепестки ромашек, демонстрационный материал «Азбука настроений», платок

Теоретические сведения:знакомство детей с эмоцией «радость», учить понимать эмоциональное состояние другого человека

Практические сведения:упражнение «Глаза в глаза» (цель упражнения: развитие в детях чувства эмпатии); упражнение «Азбука настроений» (цель упражнения: развитие способности понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого); упражнение: «Букет приятных событий. Ромашка» (цель упражнения: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние); упражнение «Копирование по точкам» (цель упражнения: развитие свойств внимания, умения действовать по образцу); упражнение "Игра с платком" (цели упражнения: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой)

Занятие 2.4 «Наши страхи»

Цель:обучать способам саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях Оборудование:пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции.», карточки с изображением сказочных героев, цветная бумага, карандаши, краски

Теоретические сведения: знакомство детей с эмоцией «страх», научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках, научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), учить снимать эмоциональное напряжение, учить способам борьбы со страхами

Практические сведения: игра «Логические концовки» (цель игры: развитие операций мышления); беседа по иллюстрации «Петя и гусь»; инсценировка  стихотворения «Испуг»; упражнение «Страхи сказочных героев» (цель упражнения: закрепление эмоции страха); этюд на выражение эмоции страха «Змей Горыныч» (цель этюда: научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств); игра «Змей Горыныч» (цель игры: снятие страха перед агрессией (нападение сказочного существа)); упражнение «Поймай слово» (цель упражнения: развитие у детей когнитивных умений и способностей); игра-аппликация «Спрячем страх за забором» (цель игры: работа с детскими страхами)

Занятие 2.5 «Слушай команду»

Цель:развивать умение подчинять свои действия правилу

Оборудование:ватман, краски, кисти, спички, бланки к упражнению «Точки», «Закономерности», «Погоня»

Теоретические сведения:знакомство с понятием «команда», правила поведения в команде

Практические сведения:упражнение «Слушай команду» (цель упражнения: развития умения подчинять свои действия правилу); упражнение «Фигуры из спичек» (цель упражнения: развитие умения действовать по образцу); упражнение «Точки» (цель упражнения: развитие умения действовать в соответствии с инструкцией, развитие творческих способностей); упражнение «Закономерности» (цель упражнения: развитие операций мышления); упражнение «Погоня» (цель: развитие умения действовать в соответствии с инструкцией); упражнение «Волна» (цель упражнения: сплочение классного коллектива, развитие умения действовать по инструкции)

Занятие 2.6 «Планета эмоций»

Цели:совершенствовать умение осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других

Оборудование:пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», краски, цветные карандаши, цветную бумагу, вырезки из журналов, фотографии

Теоретические сведения:чтение и анализ рассказа «планета эмоций»

Практические сведения:упражнение «Ладонь на ладонь» (цель упражнения: развитие умения согласовывать действия с партнером); оформление макета географических объектов; этюды на выражение основных эмоций (радость, злость, грусть, страх, удивление, любопытство)

Раздел 3 Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 3.1 «Что такое общение»

Цель:формировать умение бесконфликтного общения обучающихся со сверстниками и со взрослыми

Оборудование:клей, сердце из цветного картона, журналы, краски, карандаши, стимульный материал к упражнениям

Теоретические сведения:чтение стихотворения Б.Липановича “Интересный разговор”, беседа об общении по итогам чтения стихотворения

Практические сведения:игра «Кряк-квак» (цель игры: развитие свойств внимания, показать роль общения); упражнение «Я рад общаться с тобой» (цель упражнения: создание положительного эмоционального фона, сплочение классного коллектива); упражнение «Подари сердце другу» (цель упражнения: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание доброжелательной атмосферы, воспитание уважения друг к другу); упражнение «Мостик дружбы» (цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений); коллаж «Что такое дружба»

Занятие 3.2 «Путешествие в страну «Понимание»»

Цель:развивать умение понимать и переживать чужие эмоции

Оборудование:веревка, мяч, очки, зеркало,  запись с музыкой разных темпов

Теоретические сведения:знакомство с понятием «комплимент»

Практические сведения:упражнение «Ракета» (цель упражнения: формирование у ребенка возможности чувствовать свою значимость, игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения); игра «Слепой и поводырь» (цели игры: развитие умения доверять друг другу); игра «Скала» (цель игры: сплочение классного коллектива, развитие навыков взаимодействия); игра «Волшебный круг» (цели игры: создание доброжелательной атмосферы, развитие эмпатии, сплочение классного коллектива);игра «Только весёлые слова» (цель игры: учить договариваться взаимодействовать в группе сверстников);  игра  «Лисонька, где ты?» (цель:  развитие произвольности); игра «Чтение эмоций» (цель игры: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть и т.д.)); игра «Зеркало» (цель игры: развивать умение понимать и переживать чужие эмоции); этюд «Танец пяти движений» (цель: снятие психо-эмоционального напряжения); этюд «На крыше у Шуры жил журавль Жура» (цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека (природы, животных, соотносить с собой) и умение адекватно выразить своё; сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе, снятие агрессивных проявлений)

Занятие 3.3 «Я - доброжелательный»

Цель:формировать уважительное отношение друг к другу

Оборудование:цветные карандаши, таблицы с описанием учеников

Теоретические сведения:чтение и анализ рассказа «Доброжелательный житель»

Практические сведения:упражнение «Ты самый лучший на свете» (цель упражнения: создание положительного эмоционального фона, развитие навыков сотрудничества); упражнение «Раскрась детали» (цель упражнения: развитие познавательных психических процессов); игра «Чем мы похожи» (цель упражнения: развитие внимания к личности одноклассника); упражнение «Волшебные слова» (цель упражнения: развитие коммуникативных умений и навыков)

Занятие 3.4 «Мы поссорились и помирились»

Цель:формировать способности к разрешению конфликтов

Оборудование:пособие Р.С. Буре «Как поступают друзья»

Теоретические сведения:рассматривание и анализ иллюстраций с элементами конфликта (пособие Р.С. Буре «Как поступают друзья»), анализ проблемных ситуаций («Ох, уж эти ссоры - учимся договариваться),знакомство соспособами снятия негативного эмоционального состояния

Практические сведения:игра «Поварята» (цель игры: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе); разыгрывание ситуаций («Ссора»: с тобой не дружат, почему?), игра «Два барана» (цель игры: снятие агрессивности, негативизма); игра «Уходи, злость, уходи» (цель игры: снятие психо-эмоционального напряжения, снятие агрессивности); упражнение «Солнечные лучики» (цель упражнения: сплочение классного коллектива, создание дружеской атмосферы)

Занятие 3.5 «Застенчивость и Уверенность»

Цели:формировать у детей уверенность в себе; способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности

Оборудование:демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», мяч

Теоретические сведения:знакомство с понятиями «застенчивость» и «уверенность»

Практические сведения:игра «Поменяйся местом» (цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности); этюд на выражение застенчивости и нерешительности; игра «Я – лев» (цель игры: повышение уверенности в себе); игра «У кого руки теплее» (цель игры: регуляция мышечного напряжения, ощущения тепла); игра «Марш самооценки» (цель игры: повышение уверенности детей в себе);игра «Прорвись в круг» (цель игры: помочь поверить в себя, преодолеть робость, войти в коллектив сверстников); игра «Сидящий — стоящий» (цель игры: развивать эмоциональную сферу); игра «Следование за ведущим» (цель игры: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции; развивать  воображение); упражнение «Я-самый» (цель упражнения: развитие позитивной «Я -  концепции», уверенности в собственных силах)

Раздел 4 Подведение итогов кружка

Занятие 4.1 «Дерево дружбы»

Цель:создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности

Оборудование:силуэтное изображение дерева, шаблоны для украшения дерева, мяч

Теоретические сведения:знакомство с легендой «Заколдованное дерево»

Практические сведения:упражнение «Дерево дружбы» (цель упражнения: создание доброжелательной атмосферы в группе); упражнение «Раскрась ежика» (цель упражнения: развитие свойств внимания); упражнение «Настоящий друг»  (цель упражнения: дать детям почувствовать важность общения и дружбы); упражнение «Комплименты» (цель упражнения: создание доброжелательной атмосферы, развитие навыков сотрудничества); упражнение «Опишите друг друга» (цель упражнения: развитие внимания к личности одноклассника)

Занятие 4.2 Игра - путешествие «Что я знаю про свою школу»

Цель:обобщить представлениеобучающихся о своей школе

Оборудование:карточки с описанием школьников, план школы, схема маршрута передвижения, карты игры путешествия, на которых написаны вопросы о школе, о людях, работающих в школе, ватман, фломастеры, цветные карандаши, краски

Теоретические сведения:знакомство обучающихся со школой, школьными законами и традициями

Практические сведения:упражнение «Мои одноклассники»; упражнение «Как найти ученика в школе» (детям по плану школу, необходимо найти потерявшегося одноклассника); игра – путешествие «Мы - разведчики» (учащиеся делятся на 3 небольшие команды, им раздаются карты игры путешествия, на которых написаны вопросы о школе); упражнение «Любимое место в школе» (дети приходят в свой класс и получают листочки с заданием «изобразить на листах бумаги школу, что им больше всего понравилось или запомнилось)

Занятие 4.3 Итоговая диагностика по изучению адаптации детей к обучению в  школе

Теоретические сведения:подведение итогов кружка в целом

Практические сведения: изучение уровня интеллектуального развития детей к обучению в школе по тесту Л.А. Венгера, диагностика коммуникативных навыков и умений первоклассников с помощью методики «Моя планета», изучение эмоционального развития первоклассника с помощью теста Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, определение уровня школьной зрелости с помощью ориентировочного теста Керна – Йирасека.

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Основными видами деятельности являются информационно - рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение информации через рассказ педагога, беседу, решение и анализ педагогических ситуаций. На их основе главным образом и строятся теоретические занятия. 

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на усвоение и овладение учащимися новой социальной роли, знакомство с правами, обязанностями школьника, требованиями  новой социальной ситуации.Такая деятельность способствует развитию таких качеств личности как, самостоятельность, усидчивость, ответственность, чувства взаимопомощи, товарищества и др.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. 

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность более благополучно пройти процесс социально-педагогической адаптации первоклассников к школе.

На занятиях используются традиционные наглядные методы с широким использованием дидактического материала, методических наработок (презентации, видео и фото материалы, схемы, иллюстрации, рисунки). Данный метод повышает наблюдательность, внимание. В программе используются также нетрадиционные методы, такие как игры, упражнения психологического характера, постановка этюдов, продуктивно-творческая деятельность, направленные на положительную социализацию первоклассника в условиях школы.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей. Этому способствуют совместноепроведение практических работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса.

Помещение для кружковых  занятий согласно СанПиНу должно отвечать санитарно–гигиеническим  требованиям и противопожарной безопасности. В соответствии с требованиями санитарии, площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40–60  %. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны висеть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавески рекомендуются светлые, в тон стен. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками  для периодического  проветривания помещения. Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Учебное оборудование: столы, стулья, доска для записи материала, магнитная доска; шкаф или стенд для размещения и хранения работ детей; техническое оборудование для демонстрации различных видеозаписей, презентаций.

Для более успешной работы по программе необходимы следующие методические материалы:

  • конспекты занятий
  • наглядный материал
  • электронные презентации 

а также можно воспользоваться учебно-методической литературой, при подготовке к занятиям кружка:

  1. Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А.Х.  Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
  2. Артюхова, И.Н. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  4. Глазунов, Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
  5. Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
  6. Куражева, Н.Ю., Козлова, И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
  7. Савенков, А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
  8. Трясорукова, Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
  9. Фопель, К.А. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

Список использованных источников:

  1. Аржакаева, Т.А., Вачков,  И.В., Попова, А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
  2. Артюхова, И.Н. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  3. Артюхова, И.Н. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  5. Глазунов, Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
  6. Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
  7. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
  8. Кряжева, Н.Л.. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  9. Куражева, Н.Ю., Козлова, И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
  10. Озерова, О.Е. Развитие творческого  мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
  11. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  12. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 6-7 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
  13. Тимофеев, В.М., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  14. Трясорукова, Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
  15. Фопель, К.А. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
  16. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучения младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)

Цель программы: оптимизация межличностных отношений субъектов образовательной среды (дети младшего школьного возраста).Задачи:1. Снижение уровня конфликтности, психологической напряженности в образова...

Образовательная программа объединения младших школьников «Юные инспектора движения»

Курс состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.«Дорожная азбука» - раздел, в котором обучающиеся знакомятся с правилами для всех участников до...