Внеурочная деятельность как пространство проектирования индивидуальной траектории профильного и профессионального самоопределения.
статья

Коробченко Юлия Леонидовна

Внеурочная деятельность это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего "я".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как пространство проектирования индивидуальной траектории профильного и профессионального самоопределения

Коробченко Юлия Леонидовна,
учитель начальных классов
   

 

     Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего        образования ориентирует образовательные учреждения на создание условий для формирования личности обучающегося, развитие способностей и универсальных умений, которые в дальнейшем позволят школьникам самоопределиться и самореализоваться. Достичь личностного развития младшего школьника за счет освоения только предметных программ практически невозможно. Необходима интеграция учебной и внеурочной деятельности для создания образовательного пространства, которое предоставит каждому обучающемуся возможность проявить свою индивидуальность, ставить и реализовывать личностно значимые цели и идеи.

     Внеурочная деятельность это  мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «я». Внеурочная деятельность не является механической добавкой к основному общему образованию, а призвана осуществлять взаимосвязь основного и дополнительного образования. Она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Виды, формы и содержание деятельности должны быть подобраны так, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов.

Внеурочная деятельность  в начальной школе может быть организована по следующим видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная (досуговое общение), трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и художественное творчество. Вместе с детьми мы  показываем спектакли и концерты, участвуем в конкурсах и соревнованиях, проводим выставки, выезжаем на экскурсии.

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей и способностей индивида. Для достижения поставленной задачи используется индивидуализация. Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности:

·           уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

·           выбор оптимального уровня нагрузки;

·           поощрение (в процессе деятельности), похвала, подбадривание;

·           обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

·           положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

·           проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

·           косвенная  помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

·           предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

·           отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

·           не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

·           создавать в классе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

·           поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то;

·           привлекать детей к планированию жизни класса на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор с помощью процесса самопознания и приобретения знаний, умений; формирование компетенций, необходимых при выборе профессии; формирование и раскрытие своего образа «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога при подготовке индивидуальной траектории прохождения аттестации

Материал поможет педагогам спланировать план прохождения аттестации...

Индивидуальная траектория формирования профессиональной компетентности

 Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.    Професс...

Индивидуальная траектория – план профессионального развития учителя на 2013-2014 учебный год

Ф.И.О.: Орлова Марина ЮрьевнаКатегория: высшаяКурсы: СИПКРО ТГУ – 144 часа 2011 годПредмет: начальные классыСтаж: 21 годНагрузка: 33 часаКлассы: начальные классыВнеурочная деятельность: 15 часов...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

Профессиональное самоопределение во внеурочной деятельности в начальной школе

К 4-ому классу ученики приобретают умение учиться: они способны качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно, т.е. мы говорим о сформированных ...