Рабочая программа "Выразительное чтение"
рабочая программа (4 класс)

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» имеет общеинтеллектуальное направление и   разработана в соответствии с

Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vyrazitelnoe_chtenie.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Выразительное чтение»

                                                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» имеет общеинтеллектуальное направление и   разработана в соответствии с

Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации    от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»,  от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»); с письмом  Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,  на основе авторской программы курса «Выразительное чтение» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы).

«Выразительное чтение»- это  внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях выразительного чтения воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи. 

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание  учащихся и на сохранение их здоровья.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Выразительное чтение» реализует познавательную и социокультурную цели:

-познавательная цель курса позволяет  сформировать  устойчивый  интерес   к чтению художественной литературы, развить  творческий потенциал  учащихся  для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся, позволяет  развивать на уроках такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, декламация и др.).

Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики курса «Выразительное чтение»): 

  1. Развивать интонационную  выразительность устного высказывания,

 умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

  1.  Учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
  2. Воспитывать   у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  1. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого   ребенка;

  1. Создать педагогические условия, обеспечивающие широкий перенос средств, освоенных на уроке, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

  1. Развитие коммуникативных навыков, воспитание уважения к требованиям  речевого этикета.

Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

                         Содержание  учебного  курса

Теория предмета

1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть.

2. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

 3. Логика речи. Основы сценической «лепки» фразы . Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснения во фразе. Пояснения на басах и верхах. Противопоставление. Перечисление. Виды перечисления. Сопоставление. Эпическая форма.

4. Бессловесные элементы действия в чтецком искусстве. Оценка факта. Пристройка. Мобилизация и «вес».

5. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текстов.

6. Словесные воздействия. Классификация простых (опорных) словесных воздействий. Воздействие на внимание партнера — звать; воздействия на волю партнера — приказывать и просить; воздействия на память партнера — узнавать и утверждать; воздействия на чувства (самочувствие) партнера— упрекать и ободрять; воздействия на мышление партнера — объяснять и отделываться; воздействия на воображение партнера —удивлять и намекать. Сложные (составные) словесные воздействия. Подтекст и текст литературного произведения.

7. Понятие о литературном художественном приеме. Осмысление литературного приема читателями. Фабула как материал для обработки определенными литературными приемами. Сюжет как результат воздействия литературного произведения на читателя.

 8. Основы сюжетно-фабульного анализа произведения. Методы выявления использованных писателем художественных приемов построения текста. Последовательность анализа и временная продолжительность.

 9. Чтение произведения. Подготовка чтецов. Чтение вслух, чтение по ролям. Работа над постановкой голоса.

10. Контрольное итоговое занятие. Зачет.

Практическая часть

1. Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления голосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью).

2. Умение логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста. Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.

3. Умение пользоваться бессловесными элементами действия как дополнительными выразительными возможностями художественного чтения. 4. Умение определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей чтецкой работе.

5. Навык работы над художественным произведением. Работа всех обучающихся над одним произведением.

 6. Подготовка чтецкого репертуара (басни, народные сказки, стихотворения, проза). Зачет

Упражнения по дыханию.

- Упражнения на развитие и управление голосовым аппаратом.

- Исполнение каждым обучающимся работ из своего чтецкого репертуара

Формы и виды организации внеурочной деятельности:

 Внеурочная деятельность по курсу «Выразительное чтение» основана на двух формах: индивидуальной и групповой. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и виды деятельности: приемы игрового обучения, познавательной деятельности, проблемно - ценностного общения, досугово – развлекательной деятельности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами выразительного чтения  возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

          Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·        игра

·        беседа

·        иллюстрирование

·        изучение основ сценического мастерства

·        мастерская образа

·        инсценирование прочитанного произведения

·        постановка мероприятия   

·        выступление

         Раннее формирование навыков выразительного чтения  у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы в начальной школе являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами являются:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); овладение навыками декламации текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; готовность слушать собеседника и вести диалог;

 Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» являются следующие умения:

 - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; выделять в тексте основные части, события, видеть их последовательность в произведении

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя

 - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей Итоги реализации программы могут быть представлены через выступления на школьных концертах, праздниках, участие в творческих фестивалях, конкурсах.

Учебно-тематический план

                                3 класс     

                               

№ № п/п

Название темы

Количество часов

11.

Вводное занятие. Понятие «художественное чтение»

1

22.

Особенности речевого (фонационного) дыхания

2

33.

Тренировка мышц дыхательного аппарата.

1

4.

Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки

2

55.

Произношение гласных и согласных звуков.

2

66.

Темп речи.

2

77.

Ритм.

2

88.

Резонирование.

2

99.

Речевые такты. Конкретность образов

3

110.

Грамматические и логические паузы

2

111.

Знаки препинания, логические ударения

1

112.

Дикция.

3

113.

Работа над постановкой голоса

3

114.

Конкурс чтецов «Наша Армия родная»

2

115.

Чтение вслух, чтение по ролям

2

116.

Диалог. Монолог.

2

117.

Выступление «Прощай, 3 класс»

2

ИТОГО:

34 ч.

Учебно-тематический план

                                4 класс     

                               

№ № п/п

Название темы

Количество часов

11.

Вводное занятие. Понятие «художественное чтение»

1

22.

Особенности речевого (фонационного) дыхания

2

33.

Тренировка мышц дыхательного аппарата.

1

4.

Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки

2

55.

Произношение гласных и согласных звуков.

2

66.

Темп речи.

2

77.

Ритм.

2

88.

Резонирование.

2

99.

Речевые такты. Конкретность образов

3

110.

Грамматические и логические паузы

2

111.

Знаки препинания, логические ударения

1

112.

Дикция.

3

113.

Работа над постановкой голоса

3

114.

Конкурс чтецов «Наша Армия родная»

2

115.

Чтение вслух, чтение по ролям

2

116.

Диалог. Монолог.

2

117.

Выступление «Прощай, начальная школа»

2

ИТОГО:

34 ч.

Список использованной литературы

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2.  Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2015/o_tea.doc

3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).

4. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М., 2015.

5. Анализ литературного произведения. Вологда, 2014.

6. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 2014.

7. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

рабочая программа чтение 4 кл перспектива

Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....