Урок по развитию речи
план-конспект урока (3 класс)

Воропаева Татьяна Сергеевна

Конспект урока по речевой практике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в 3 классе95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Психологический настрой. 

 

Учитель  Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, милая земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Прозвенел звонок: «Ура!»

Заниматься нам пора.

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем.

– Какое сегодня число?

– Какой день недели?

–Какой урок по счёту? (ответы детей)

У нас сегодня необычный, волшебный урок, мы для вас приготовили много сюрпризов.

2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Логопед – Рассмотрите картинку.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u154913/t1489411653ac.png

– Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)

– Кто изображен на картинке?

– Где сидела птичка? Сколько было птичек?

– Что было нарисовано рядом с ёжиком?

– Что было нарисовано на голове снеговика?

- Что было в руках снеговика?

– Снеговик весёлый или грустный?

II. Введение в тему.

У – Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?

– Какие времена года вы знаете?

– Какое сейчас время года?

– Какое время года было до весны?

– Какое время года наступит после весны?

– Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.

– Назовите весенние месяцы.

Март – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
Апрель – второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
Май – третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов. 

А сможете ли вы найти весенние картинки и слова, которые относятся к весне.

- Найди весеннюю картинку и слова, которые относятся к весне. ( дети находят весенние картинки и слова и прикрепляют их на доску)

– Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

– Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Лопедические упражнения на развитие силы и модуляции голоса

Логопед.

Звонко капают капели (кап-кап-кап); 
Птицы весело запели (чик-чирик);
Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);
Птицы к нам тепло зовут:
Дятел – д-д-д-д-д;
Синица – тинь-тинь-тинь;
Ворона – кар-кар-кар;
Кукушка – ку-ку-ку;
Воробей – чик-чирик;
Сорока – ч-ч-ч-ч;
Филин – у-у-ух;
Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);
Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл);
Котик нежится на травке (мяу);
Мать-и-мачехи цветок на ветру;
Кивает желтой головой (ф-ф-ф-ф);
Его гладит лучик солнца золотой (а-а-а-а).

Логопед.

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;
ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;
ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.

Ра-ра-ра – нам весну встречать пора. 
На-на-на – в гости к нам идёт весна. 
Не-не-не – очень рады мы весне. 
У нас сейчас игра. Мы составляем слова.

IV. Изучение нового материала. 

- Обратите внимание, перед вами мешочки.

-Ну-ка пальчики в мешок нырните.

И, что спрятано, найдите.

(дети достают буквы из мешочка с фасолью)

- Составьте из данных букв слова.

(дети составляют слова: солнце, небо, снег)

Учитель:

- Ребята, какие слова вы составили? (ответы детей)

- Маша, найди солнце.

- Весной солнце поднимается всё выше и светит всё ярче и ярче.

- Какое весеннее солнышко? (яркое, ласковое, тёплое, весёлое, доброе)

- Соня, где облачко?

- Какое небо весной? (ответы детей)

-Небо весной высокое, голубое. По небу плывут белые пушистые облака.

- Самира  найдет снег.

- Что происходит со снегом весной? (ответы детей)

Учитель:

- Снег под лучами ласкового апрельского солнца быстро тает, с каждым днём его всё меньше. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь, кругом вода. Множество луж, бегут бурные, звонкие ручьи.

2. Логопед:

- А на реках быстро тает лед. Становится тонким. По льду ходить нельзя.

(предлагается рассмотреть плакат об опасности тонкого льда)Слайд

- Почему нельзя выходить на лёд? (ответы детей)

-Пройдёт совсем немного времени и лёд будет покрываться трещинами, раскалываться. Поплывут по реке льдины. Такое явление называют «ледоход».Слайд(картинка)

( на магнитной доске помещается карточка со словом «ледоход»)

А у меня для вас загадка

2.Растет она вниз надо мною,

Над нашей висит головою.

Солнышко как припечет,

Заплачет она, утечет. (Сосулька)

Раскрась крайнюю слева сосульку

(слайд) Учитель Ориентировка в пространстве

Л   -А сейчас я буду называть слова, которые обозначают один предмет, а вы измените их так, чтобы слово обозначало много предметов. Н-р:стол- столы.

Сядет тот, кто правильно изменит слово. Дерево, соловей, , ручей, воробей, муравей, сосулька, грач, лист.

Пальчиковая гимнастика

Капель

(Пальцы стучат по ладошке.)

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

Физминутка

ИГРА «НЕ ЗАМОЧИ НОЖКИ».

(Из бумаги вырезаются следы человека. Раскладываются на полу, дети должны пройти по этим следам, не наступая на пол).

3. Мы зимой его лепили.

А весна пришла, забыли,

Где стоял он , улыбался,

Только нос его остался? (Снеговик)

(слайд)

ЗАДАНИЕ: РАЗЛОЖИ СНЕГОВИКОВ ПО РАЗМЕРУ,

СОЕДИНИ КАРТИНКУ И ЕЕ ОПИСАНИЕ (см.Приложение).Слайд

4. Он бежит, звенит, поёт

Поиграть с собой зовет.

Ты кораблик ему дай

И попробуй, догоняй! (Ручеёк)

(слайд)

*Логопед: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково.

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

 

5. Логопед:

- Отгадайте загадку.

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник)

Цветок, он вырос из сугроба,

Весне покажет он дорогу. (Подснежник)

(слайд)

Учитель:

-На солнечных лужайках начинает робко зеленеть молодая травка, распускаются жёлтые звёздочки мать-и- мачехи. На лесных полянках белеют подснежники.Слайд(мать-и-мачеха)

- Одним словом их можно назвать Первоцветы

(на магнитной доске помещается карточка со словом «первоцветы»)Слайд

Игра с пуговицами «Весенние цветы»

-Но погода весной переменчива. То светит солнце, то набегают тучи, идёт дождь. Ночью прохладно, а днём тепло. Бывает, что и ветер дует. Это случилось у нас.  У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их. 
- Подул  весенний ветер и разбросал, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид. 

- На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны  подобрать пуговицы по цвету и величине.

ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»

Из бумаги вырезаются цветы (тюльпаны и подснежники) и раскладываются на полу. Дети одной команды должны собрать только тюльпаны, другой-подснежники.

Слайд(скворечник)

6. Логопед

"Строители"

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.


Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький ……скворец!

(слайд)

Учитель  ЗАДАНИЕ: СДЕЛАЙ СКВОРЕЧНИК ДЛЯ ПТИЦ Аппликация) Музыка(Чайковский «Апрель»)

 РефлексияПодведение итогов. 
У  - Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник. 
- О каком времени года говорили? 
- Назовите весенние месяцы. 

Какие новые слова узнали?

Что вам понравилось?

- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями. 
За вас весна сегодня рада! 
За труд вас всех благодарит! 
И днями солнечными, тёплыми 

Вас непременно одарит

Если вам было интересно и весело, то возьмите солнышко, а если нет, то — тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.

Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...

Разработка урока по развитию речи.

Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...

Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...