ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
материал

Лопатина Елена Михайловна

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.

Конспект обучающего интерактива с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

                                             

                                                       

книги

                                                               

dis5

Памятка для родителей

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

  • Помните: от того, как родители  разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется  сугубо индивидуальное.  Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте  её. Совместная дорога – совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков, Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте  в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  • Давайте совершать добрые, хорошие поступки,   дети учатся доброте у нас.
  • Ребёнок не имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть.
  • Позвольте детям ошибаться, это даст им возможность исправлять свои ошибки – помогите им в этом стремлении.
  • Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого – потому что совестно.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЁНКАbaby01

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
  • Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить, это поколеблет веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите всё спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь мне читать наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать, вы увидите, что я перестану вопросы задавать вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же…
  • Не оставляйте без внимания хорошие поступки. Практически каждое позитивное действие ребёнка должно быть сопровождено вашим комментарием. Почистил зубы – умница! Принёс пятёрку – молодец! Помыл посуду – великолепно! Не бойтесь перехвалить – кашу маслом не испортишь. Напротив, если вы будете воспринимать хорошие поступки как нечто само собой разумеющееся, дети вскоре вообще перестанут их совершать.

Памятка для родителей

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок  ходил в школу с удовольствием?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  • Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и спокойно показали ему правильные?
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  • Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  • Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами,. Которые он приносит из школы.
  • Читайте сами, пусть Ваш ребёнок видит, что  свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера.
  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии,  которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а  вечером прочитать всем членам семьи.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите  ему не потерять веры в себя.1 сентября

P.S. Ежедневно рекомендуется 5 объятий для выживания, 10 объятий для поддержки, 15 объятий для роста и развития ребёнка. Обнимайте   друг друга чаще! Это лучшее лекарство! И для него не надо рецепта!

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то."
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

my_babycom_240x350

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  5. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  6. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  7. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  8. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

    BABY8

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

  1. Сосчитать до десяти, чтобы "остыть".
  2. Сказать "перестань, пожалуйста".
  3. Постараться обсудить проблему.
  4. Извиниться.
  5. Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.
  6. Уйти, не вступая в споры.
  7. Поиграть в другую игру.
  8. Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы "подняться над ситуацией" и воспринять её менее эмоционально



Предварительный просмотр:

e018fbe3bf6a613ab425b03e3c2899a8

УВАЖАЕМЫЕ

         По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы сегодня будем   общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга.

Я приглашаю Вас на родительское собрание "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка",  которое  состоится  _________   в 18-00 в каб. № ____

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель.

УВАЖАЕМАЯКартинка 3 из 25268

         

Вот и закончился учебный год… Давайте вспомним, каким он был для нас, что получилось, а что, возможно и нет… И может быть, вместе решим как дальше строить школьную жизнь  наших детей. Наше  собрание «Вот и стали мы на год взрослее…»  состоится _______ в 17-00 в каб. № .

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель.



Предварительный просмотр:

Дорогие родители, давайте воспитывать НАШИХ детей ВМЕСТЕ!

1. Советы родителям.

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.











КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/9/a/89abf2452ad2a18cf4949f76fe173fc27f95dad0/konsul-tatsii-dlia-roditieliei-6_2.png


  1. Садимся за уроки.

   Как правильно организовать домашнее задание?

 Для этого ваш ребенок должен следовать следующей памятке:

Памятка.

  • ž Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  • ž Проветри комнату до начала занятий.
  • ž Выключи телевизор. В комнате должно быть тихо.
  • ž Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  • ž Уточни расписание на завтрашний день.
  • ž Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  • ž Убери со стола все лишнее.
  • ž Начинай работу.

Уважаемые родители, примите для себя такое решение:

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание. 
Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. 
Хвалить за малейшее достижение.

Пусть ваш ребенок не сидит допоздна.

Существуют нормативы сна:

ребенок в 8-9 лет должен спать 10,5-11 часов, 9-10 лет - 10,5 часов.

Анкета.

1. Оказываете ли вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания? В чем она заключается?

2. В какое время ваш ребенок садится за уроки?

3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?

4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания?

5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение: а) письменных заданий; б) устных заданий?

6. Ваши предложения по данной теме.

КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/9/a/89abf2452ad2a18cf4949f76fe173fc27f95dad0/konsul-tatsii-dlia-roditieliei-6_1.png

3. Упражнения для совершенствования техники чтения.

  • Звуковая разминка. Артикуляция. Скороговорки
  • «Фотоглаз». За короткое время ребёнок должен воспринять слово, несколько слов, предложение. За отведённое время ребёнок должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли заданное слово в столбике.
  • «Угадай». Чтение текста, перекрытого полосками. Ребёнок угадывает, что будет дальше.
  • Ежедневно читать скороговоркой (желательно с простукиванием ручкой) 5 строк текста. Читать выразительно, на 5 раз с отрывом от текста. При простукивании происходит взаимодействие первой и второй  сигнальных систем, а это способствует развитию речевых зон мозга, а следовательно, и развитию речевого аппарата, выработке навыка говорить и читать в темпе скороговорки.
  • Развитие мелкой моторики рук (лепка, конструктор, рисование и т. д)
  • Списывание текста. Способствует выработке навыка каллиграфии и развитию речевых зон.
  • Многократное чтение скороговоркой в паре со взрослым, навязывая свой высокий темп (3 строки).
  • «Буксир». Ведущий сидит справа. Он водит ручкой над строкой, читающий под строкой. Чтение ведётся с убыстрением. Многократно читаются три строки.
  • После занятий ежедневные замеры скорости чтения проводить, желательно, незаметно для детей. Можно завести тетрадь «Как я читаю. Мои успехи»
  • «Сравни». Ребёнок читает текст 3 раза, а взрослый засекает время. Таким образом, ребёнок замечает, чем больше он читает, тем быстрее.
  • «Собери текст или предложение». Напечатанный текст разрезать по предложениям, предложить его собрать. Можно соревноваться с братом или сестрой.

КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/9/a/89abf2452ad2a18cf4949f76fe173fc27f95dad0/konsul-tatsii-dlia-roditieliei-6_1.png

4. Детям и родителям о правилах дорожного движения.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Рекомендации по обучению детей ПДД.

При выходе из дома.

Если у дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у дороги стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. Готовясь перейти дорогу
  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части.

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта.

  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта.

  • Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведен

ия на улицах.

  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы



Предварительный просмотр:

Родительское собрание-лекция

Тема: Дисциплина и уважение – закон школьной жизни.

Цель: формирование активной позиции родителей в организации поведения и уважения своих детей к одноклассникам.

У: Здравствуйте, дорогие родители. Прежде, чем мы начнем родительское собрание, я предлагаю вам прочитать ситуацию и разобрать ее.

Ситуация

Урок детской литературы.
   Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.
   Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
   Особенно выделяется один мальчик.
   Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
   Очередное задание – подготовить пересказ текста.
   Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
   Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».
   Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».
   Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»
   Ученик: «Да я перескажу».
   Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.
   Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

У: Что вы можете сказать о данной ситуации? Что произошло на уроке?

Р: Дети нарушали дисциплину, учителю это не понравилась и она дала задание. Спросила мальчика, который вел себя и хуже всех, но он сказал, что не готов, чтобы еще больше разозлить учителя, но когда она ему сказала, что поставит «2», он сказал, что все знает. Учительница все равно поставила «2».

У: Как вы думаете, какая тема нашего родительского собрания?

Р: Дисциплина на уроках.

У: Правильно!

У: Дисциплина – закон школьной жизни, родители должны были готовить к пониманию этого закона заранее. Какие же мотивы побуждают ребёнка следовать школьным правилам дисциплины? Основной – надо хорошо вести себя для того, чтобы хорошо учиться. В общем-то, дети это понимают, но на практике далеко не у каждого это получается. Особенно этот мотив должен быть устойчивым у тех ребят, кто непоседлив, но быстро схватывает материал.

Порой в ответ на упрёки родителей ребёнок начинает пенять на учителя. Необходимо убеждать школьника, что дисциплинированное поведение на уроке есть также и его помощь учителю. Учитель  не отвлекается, не нервничает, когда дети ведут себя хорошо, даёт больше знаний. Стало быть, дисциплинированное поведение – это забота о хорошем настроении учителя, а, в конечном счете, и его здоровье. Также мы приучаем ребёнка считаться с интересами других ребят, которые хотят учиться.

Школьника побуждает быть дисциплинированным и то обстоятельство, что за это похвалят дома, а в противоположном случае неизбежны неприятности. Но вот всё дело в том, какого рода неприятности. Психологические исследования показывают, что родители по-разному могут влиять на поведение своего ребёнка в школе. Одни дети ведут себя хорошо, потому что не хотят ОГОРЧАТЬ родителей, другие – потому что БОЯТСЯ наказаний.

Именно это наблюдается в анкетах детей.

АНКЕТЫ: «Я соблюдаю правила поведения потому, что …»

Если вы действительно хотите эффективно влиять на своего ребёнка, основой ваших отношений должны стать доброжелательность, взаимное уважение, доверие, искренность. Однако это не значит, будто мы не вправе показать ему, когда и почему он не заслуживает нашей любви. Это научит его согласовывать своё поведение с требованиями и ограничениями, без которых не могут существовать любые формы человеческого общения. Дисциплина, и школьная прежде всего, требует от ребёнка отказа от удовлетворения некоторых потребностей. Это трудно, и мы должны помочь ребёнку.

В возрасте 8-9 лет правила поведения ещё воспринимаются детьми как закон, однако этот закон соблюдается при ОДНОМ условии: отношения между детьми и взрослыми должны быть демократичными и справедливыми. Те же правила не признаются, если их пытаются продиктовать исключительно с позиции силы. Швейцарский психолог Ж. Пиаже выделяет важные условия, при которых правила превращаются в чувство ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ:

  1. это – одобрение окружающих,
  2. удовольствие, которое ребёнок получает при соблюдении правил,
  3. а также чувство уважения к человеку, который предъявляет эти правила.

Однако часто в наших отношениях, к сожалению,  полагаемся скорее на нашу силу и власть. В нашей торопливой жизни самая распространённая реакция на неправильное поведение  ребёнка, увы, окрики или наказания. Ворчим, упрекаем, угрожаем и не замечаем порой, что ребёнок нас не слышит. Единственное, к чему он ещё прислушивается, - это бурные всплески наших эмоций, крики. Потеряв терпение, прибегаем к наказанию. Наказание принуждает делать ребёнка то, что он не хочет, поступать так, как он не желает. Однако наказание не создаёт, не формирует мотивов хорошего поведения. В итоге ребёнок пытается избежать как наказания, так и правильного поведения: пытается обмануть взрослого, соврать, набедокурить, когда тот не видит. Если ребёнка часто наказывают, он, накапливая опыт, перестаёт бояться как наказаний, так и угроз. Перестаёт считать, что быть наказанным стыдно. Моральный смысл наказания обесценивается. Через какое-то время он становится враждебен к родителям.

У: Давайте разберёмся. Ведь, нарушая дисциплину, ребёнок к чему-то стремиться, в основе его поведения лежат какие-то цели, не так ли? Во всём многообразии целей недисциплинированного поведения психологи выделяют четыре, наиболее типичные и важные. Назовите их

Р:

  1. ребёнок хочет обратить на себя внимание;
  2. ребёнок не хочет  подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними;
  3. ребёнок мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен;
  4. ребёнок демонстративно показывает, что ни на что не способен, пусть его оставят в покое (это и тот случай, когда желания взрослых не совпадают с возможностями ребёнка)

У: Правильно. Как узнать? Если вы угадаете в беседе, выясняя, что толкнуло ребёнка на такое поведение (например, «Ты мне хочешь отомстить?»), то сработает «Реакция признания»: ребёнок улыбается, смущается или моргает глазами. Возможно,  он не произнесёт ни слова или ответит отрицательно, но выражение лица его выдаст. Если же предположение неверно, никакой реакции не последует.

Помните: чаще всего дети не осознают мотивов своего поведения. Поэтому, если вы просто скажете, что следует вести себя лучше, мало что изменится. Он и без этого знает. А если взрослые разъяснят ребёнку, ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО, по их мнению, он так вёл себя, это поможет ему исправиться. В любом случае, выясняя, что толкнуло ребёнка на плохое поведение, необходимо выслушать его, убедить в том, что любите его, и оценивать ПОСТУПОК, а не личность ребёнка.

У: Предлагаю стать участниками ситуации. Мне понадобится 6 человек. Разбейтесь на 2 группы. В каждой группе должен быть: 1 ученик, 1 учитель и 1 родитель.

Ситуация

Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из  класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике. Он пригласил их для беседы и вызвал их родителей.

У: Теперь, будучи на месте своих героев, скажите мне, как бы вы поступили?

1 группа:

Учитель: Надо провести в классе беседу о бережном отношении к комнатным растениям.

Ученик: Мы просто хотели потрогать цветок, он сам сломался

Родитель: Купить ребенку растение и сказать, чтобы ухаживал за ним сам, а если растение умрет, то он будет наказан.

2 группа:

Учитель: Надо провести в классе беседу о бережном отношении к комнатным растениям.

Ученик: Простите, мы так больше не будем.

Родитель: Провести дома беседу о важности комнатных растений и ухаживать за домашними растениями вместе с ребенком.

У: Молодцы, обе группы хорошо справились.

У: Каждый ребёнок – это целый мир. И учителю с первых же дней приходиться разгадывать десятки таких «миров», этот процесс длительный и непростой. И даже самому лучшему учителю,  о котором мечтает каждый родитель, не справиться с этой задачей без помощи родителей. Казалось бы, если родители отдают всю власть над своим ребёнком, значит, они педагогу доверяют и уважают его. Но нет, власть то они хоть и отдают, а на деле не упускают случая весьма решительно высказаться о правильности действий учителя, о его компетентности. И не только в школе в разговорах с самим учителем, но и в присутствии детей, а также дома.

Например, «Чего это она мне записки пишет, не может сама заставить ребёнка заниматься…», - возмущается отец, прочитав записку о том, что его сын несколько раз забыл тетрадь дома и поэтому на может нормально работать на уроках. Может быть, и даже, наверное, вслед за этим родитель поругает и самого ребёнка, но то, что было сказано прежде, не пройдёт незамеченным. Ребёнок быстро сориентируется: раз можно об учителе отзываться неуважительно, значит, и слушаться его совсем не обязательно, как сначала казалось первокласснику. Если со временем такие случаи учащаются, то ребёнок, вынужденный выбирать между семьёй и школой, перестаёт постепенно уважать не только учителя, но и родителей.

Я сейчас не хочу доказать, что учителя всегда правы, а родители и дети виноваты. Нет. И учителям, как и любым людям, свойственно ошибаться Важно, правильно оценить ситуацию, в которой произошла ошибка, и постараться найти выход, заботясь о том, чтобы своей реакцией на замечания учителя, на оценку, которая вам кажется неверной, не принести вреда воспитанию ребёнка.

Давайте приглядимся. Зачастую родители не прощают учителям то, что легко прощают себе. И это начинается ещё до школы. Вернемся ненадолго в детский сад. Вот мама ведёт за ручку Андрюшу. Коленки у Андрюши сбиты и замазаны зелёнкой. Мама раздражена. Передавая ребёнка воспитательнице, говорит: «Слав Богу, кончились эти выходные. Ни минуты покоя!» и быстро уходит. Вечером, придя за сыном, она, придирчиво осматривая его – нет ли новых царапин. Если есть, повышает голос на воспитателя: «Смотреть лучше за детьми надо!» Или бормочет про себя: «Господи, грязный, такой как чушка! Где это ты лазил? Совсем за детьми не смотрят!» Вроде бы она выговаривает сыну, но на самом же деле воспитателю. И Андрюша её прекрасно понимает, родитель – главнее воспитательницы, родитель, если надо, ей «покажет»…

Но надолго ли удержится в таких условиях авторитет самих родителей. И смогут ли они заставить Андрюшу с уважением и вниманием относиться к тому, что будет требовать школа?

Давайте уважать друг друга!

Наше родительское собрание подходит к концу и я бы хотела вам прочитать рассказ из реальной жизни, чтобы вы подумали о правильном пути воспитания вашего ребенка

Ехала в автобусе. Сзади сидела какая-то мамаша с 5-6 летним ребенком. И вот этот 'малыш' постоянно меня тыкал ногой в грязных ботинках по белым брюкам (специально), на что я обратилась к его мамаше с просьбой его унять. Она мне сказала, что ОНИ воспитывают ребенка по системе 'Эйзера', это когда ребенку все разрешают… Тут сзади подошел парень, вынул изо рта жвачку, налепил прямо на лоб мамаше и сказал: 'Меня тоже по этой системе воспитывали...', - подмигнул мне и вышел на следующей остановке.

У: Если у кого-то есть индивидуальные вопросы по вашему ребенку, можете подойти и задать мне их. Всем спасибо за родительское собрание, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

           Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

Статья.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Рассматривая социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания хочется отметить, что современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений школы и семьи. В повседневной...