РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Музыкально-ритмические занятия» 3 А класс вариант 1.2
рабочая программа (3 класс)

Мишанина Надежда Николаевна

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное - значение для полноценного развития ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.2_-_3_a_klass_-_70_ch.docx69.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Республика Татарстан

«Рассмотрено»                                                                «Согласовано»                                                                                   «Утверждаю»

Руководитель МО                                                           Заместитель директора по УР                                                Директор

______/А.Б.Вильданова                                                  ГБОУ «Бугульминская                                                           ГБОУ «Бугульминская

Протокол № ____ от                                                       школа-интернат для детей                                                     школа-интернат для детей

«__»_______20__г.                                                         с ограниченными возможностями                                         с ограниченными возможностями

                                                                                          здоровья»                                                                                 здоровья»

                                                                                         _____________/Т.А.Лашкова                                                 ___________/Н.А.Корытин

                                                                                          «__»_______20__ г.                                                                «__»_______20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Музыкально-ритмические занятия»

3 А  класс вариант 1.2

учителя Мишаниной Надежды Николаевны

на 2019-2020 учебный год

                                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                                                    протокол №     от «  »              20    г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкально-ритмическим занятиям   составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 1.2):

- примерной программы ФГОС для НОО глухих детей;

-учебного плана ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- локального акта «Положения о рабочей программе»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей), допущенной МО РФ;

- учебного пособия: Яхнина Я.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха/Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

В школе - интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья на изучение предмета «Музыкально-ритмические занятия» в 3 А классе отводится 70 часов, из расчета 2 ч в неделю, исходя из учебного плана школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное - значение для полноценного развития ребёнка. Ценностные ориентиры содержания (коррекционного) занятия.

В процессе музыкально – ритмических занятий решаются важные и сложные коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие двигательной сферы (формирование правильных координированных и ритмичных движений, хорошей осанки и др.); развитие слухового восприятия (овладение детьми различением, опознаванием и распознаванием на слух резко отличающихся по звучанию элементов музыки, определение обучающимися (самостоятельно и с помощью учителя) характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности, включая звуковысотные, темпоритмические, динамические и тембровые отношения), а также развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики). На занятиях активизируется речевое развитие детей, навыки речевого поведения. Важное значение придается развитию эмоционально – волевой и познавательной сфер. Тем самым музыкально – ритмические занятия способствуют всестороннему развитию обучающихся, наиболее полноценному формированию личности.

Результаты освоения содержания (коррекционного) предмета.

Личностные результаты:

  • более полноценная социокультурная адаптация за счет приобщения к музыкальной культуре, понимания жизненных ситуаций, в которых звучит музыка;
  • развитие эмоционального отношения к искусству;
  • развитие уважения к культурным традициям своего народа и других народов мира;
  • развитие познавательных интересов, желания посещать музеи, театры и др., читать литературу о музыке и музыкантах, доступную пониманию обучающихся;
  • развитие мотивов к освоению художественной деятельности, связанной с музыкой;
  • готовность к участию в музыкально – исполнительской деятельности, в том числе совместно со слышащими сверстниками, продуктивному сотрудничеству при решении творческих задач;
  • реализация творческих возможностей и способностей в различных видах музыкально – ритмической деятельности;
  • развитие мотивов к овладению устной речью, достижению высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации;
  • развитие мотивов постоянного пользования средствами электроакустической коррекции, навыков их применения.

Метапредметные результаты:

  • участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;
  • применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;
  • готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению при прослушивании музыки, восприятии речи.

Предметные результаты:

  • развитие интереса к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности;
  • развитие эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи), умений в словесной форме определять ее характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности;
  • знание имен известных композиторов и исполнителей, названий произведений, танцев, песен, музыкальных инструментов, оркестров и др.;
  • эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций;
  • эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;
  • эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;

участие в театрализованных формах музыкально – творческой деятельности – музыкальных играх, инсценировании песен, музыкальных сказок при реализации сформированных умений и навыков в музыкально – ритмической и речевой деятельности.

Содержание начального общего образования на музыкально – ритмических занятиях распределено по разделам:

  • обучение восприятию музыки
  • обучение музыкально – ритмическим движениям
  • обучение декламации песен под музыку
  • обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле
  • автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки)

Музыкальный материал соответствует возрасту и интересам учащихся, возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.

При обучении восприятию музыки реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности:

- направленность на развитие учащихся

-усиление коммуникативной направленности обучения

-целенаправленное формирование умственной и физической деятельности

-форм деятельности

-дифференцированный подход к учащимся

В процессе занятий дети учатся сопоставлять впечатления от музыки различного характера. Сначала они прослушивают каждую пьесу, с помощью учителя определяют  ее характер (бодрый, веселый, грустный, спокойный и т.д.) и известные им средства музыкальной выразительности (звуковысотные, метроритмические, темповые, динамические, тембровые отношения в музыке). В процессе работы учащиеся воспринимают музыку в исполнении учителя и в грамзаписи.

Работа над формированием исполнительских навыков складывается из музыкально - ритмических движений (движения повадок животных, герои музыкальных сказок, музыкально-двигательные игры); импровизации движений под музыку, составления аппликаций, ответов на вопросы, бесед и др.

На каждом музыкально – ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетической ритмики (около 20 минут). Дети стоят, сидят или двигаются по кругу, много раз повторяя  речевой материал и сопровождая речь движениями, соответствующими по напряженности, силе, темпу, длительности. Используются движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, различные движения рук, вращение кистей, хлопки, различные типы ходьбы, прыжки и т.п.), а также жесты, которые сочетаются с произнесением речевых структур.

Речевой материал включает слова, словосочетания, фразы, слоги, слогосочетания, звуки. На занятиях используются небольшие диалоги, стихотворения.

На музыкально – ритмических занятиях используются игры – драматизации, театрализованные игры, инсценирование музыкальных сказок. Работа над сказкой включает все виды деятельности, связанные с музыкой: дети учатся различать и узнавать на слух музыкальные фрагменты из сказки, разучивают танцевальные движения, несложные танцевальные композиции, передают под музыку в выразительных движениях повадки животных и характер сказочных героев, декламируют под музыку песни из сказки и др. Они учатся в инсценировках говорить эмоционально, выразительно и внятно, реализуя свои произносительные возможности.

К концу года учащиеся должны уметь:

-выполнять под музыку ходьбу, бег, несложные танцевальные движения, переключаться с одного движения на другое, ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с характером музыки;

 -воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, отхлопыванием и т.п.; определять на слух характер несложных фортепианных пьес;

-исполнять несложные песни, соблюдая правильное дыхание;

 -воспринимать на слух (с индивидуальными аппаратами и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоции (например, радость, страх); правильно произносить гласные звуки; воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) усиление и ослабление голоса.

Формирование универсальных учебных действий:

Коммуникативные УДД

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых

ситуаций.

3.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать

вопросы.

Регулятивные УДД

·  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем

стандартные учебные действия.

4. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно

выполнять, в чем сложность выполнения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

· Умение структурировать знания,

· Выделение и формулирование учебной цели.

· Поиск и  выделение необходимой информации

· Анализ объектов;

· Синтез, как составление целого из частей

· Классификация объектов

Тематика музыкально-ритмических занятий (как и количество часов) частично изменена с учётом особенностей психофизического развития детей.

Содержание материала музыкально-ритмических занятий

Наименование разделов, тем

Всего часов

1

Обучение движениям под музыку

16

2

Обучение восприятию музыки

16

3

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах

14

4

Автоматизация произносительных навыков

 (с использованием фонетической ритмики)

10

5

Декламация песен под музыку

14

Всего

70

Календарно-тематический план

Мишаниной Надежды Николаевны

учителя на 2019-2020 учебный год

План составлен согласно примерной программы ФГОС для НОО глухих детей;

•   учебного   пособия:  Яхнина Е.З.  Методика   музыкально-ритмических   занятий   с   детьми,   имеющими   нарушения   слуха/Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

Предмет

Класс

Количество часов в неделю

Количество контрольных работ

Всего количество часов

Автор учебника, год издания

Музыкально-ритмические занятия

3 А

2

__________

70

__________

Основное содержание материала «Музыкально-ритмические занятия»

1.Обучение движениям под музыку.

Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, прыжки), танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. Важное значение придается импровизации движений под музыку.

2.Обучение восприятию музыки.

Обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях. Обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.

3.Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Способствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Учащиеся учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (на металлофоне, бубне, барабане, маракасах, треугольниках, деревянных ложках).

4.Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте.

Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую структуру.

Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударение во фразе; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). Работа над умением передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли,гнева и др.

5. Декламация песен под музыку.

Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто). Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Ритмика. Музыкальное движение. Руднева С. и Фиш Э. - М., «Просвещение», 1972. - 329 с.

2. Практический материал по преподаванию ритмики в школе глухонемых. М.Ф. Балицкая, З.Е. Пунина. - Учпедгиз, 1956. - 107 с.

3. Танцы в детском саду. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 112 с.

4. Музыкальные сказки для детского сада. Зарецкая Н.В. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

5. Музыкальные занятия в детском саду / З.Н. Бугаева. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 301 с.

6.  Танцы в детском саду. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

7.  Музыкальное воспитание в детском саду. Давыдова М.А. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.

8.  Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. Агапова И.А., Давыдова М.А. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Из/ «ДОМ. XXI век», 2007. - 222 с.

9.  Танцы с нотами для детского сада / 3. Роот. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

10.  Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод.пособие/ Л.М. Малахова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 141с.

11.  Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В.Груздова, Е.К. Лютова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 254 с.

Технические средства обучения.

  1. Музыкальные инструменты.
  2. Электронный музыкальный инструмент (синтезатор).
  3. Магнитная доска.
  4. Персональный компьютер.
  5. Музыкальный центр.

Календарно-тематическое планирование  урока «Музыкально-ритмические занятия» в 3 «А» классе

(вариант 1.2)

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Речевой материал

Используемый материал

Дата

план.

факт

I четверть  ( 18 часов)

Обучение движениям под музыку

1.

Выразительное выполнение под музыку гимнастических движений

Знать порядок выполнения гимнастических движений.

Уметь выразительно выполнять под музыку гим-настические движения

Гимнастика

Мы учим гимнастику

Выразительность движений

Гимнастика называется…

Мы делали гимнастику

Таблички

Музыка для гимнастики

2.

Ритмичное выполнение под музыку гимнастических движений

Знать порядок выполнения гимнастических движений.

Уметь ритмично выполнять под музыку гимнастические движения

Гимнастика

Мы учим гимнастику

Ритмичность движений

Гимнастика называется…

Мы делали гимнастику

Таблички

Музыка для гимнастики

3.

Выразительное исполнение танцевальных композиций под музыку

Знать порядок выполнения танцевальных движений.

Уметь выразительно выполнять под музыку танцевальные движения

Гимнастика

Мы учим танец (гимнастику)

Выразительность движений

Гимнастика называется…

Мы танцевали

Таблички

Музыка для выполнения танцевальных движений

4.

Правильное и ритмичное исполнение танцевальных композиций под музыку

Знать порядок выполнения танцевальных движений.

Уметь правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные движения

Гимнастика

Мы учим танец (гимнастику)

Выразительность движений

Гимнастика

называется…

Мы танцевали

Таблички

Музыка для выполнения танцевальных движений

Обучение восприятию музыки

5.

Определение поступенного и скачкообразного звукорядов

Знать основные понятия по теме (поступенный и скачкообразный звукоряд).

Уметь определять на слух поступенный и скачкообразный звукоряд

Проверьте аппараты

Слушай(-те) внимательно

Поступенный звукоряд – ряд музыкальных звуков, шагающих друг за другом

Скачкообразый звукоряд – переход скачками от одного звука к другому

Какой звучит звукоряд?

Определи(-те) звукоряд

Таблички

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

6.

Определение восходящего и нисходящего звукорядов

Знать основные понятия по теме (восходящий и нисходящий звукоряды).

Уметь определять на слух восходящий и нисходящий звукоряды

Проверьте аппараты

Слушай(-те) внимательно

Восходящий звукоряд – звуки идут по порядку вверх

Нисходящий звукоряд – звуки идут по порядку веиз

Какой звучит звукоряд?

Определи(-те) звукоряд

Таблички

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

7.

Определение многократного повторения одного и того же звука

Уметь определять на слух многократное повторение одного и того же звука

Проверьте аппараты

Одинаковые звуки

Повторить один и тот же звук

Таблички

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

8.

Различение на слух мелодий песен с опорой на графическую запись (при выборе из 2-4)

Знать основные понятия по теме.

Уметь соотносить услышанную мелодию песни с её графической записью

Проверьте аппараты

Слушайте мелодию песни

Определите графическую запись мелодии

Ритмический рисунок (прохлопать)

Таблички

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

Детские песни

Обучение игре на элементарных

музыкальных инструментах

9.

Ритмический аккомпанемент  (от простого к сложному)

Уметь исполнять простой и сложный ритмический аккомпанемент на музыкальных инструментах

Проверьте аппараты

Ритм (простой, сложный)

Ритмический рисунок

Аккомпанемент

Музыкальные инструменты: бубен, маракасы, металлофон,  дудочки, деревянные ложки

Таблички

Ритмический рисунок

Музыкальные инструменты

Музыка для сопровождения игры на музыкальных инструментах

10.

Знакомство с музыкальными инструментами (металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки)

Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь определять звучание музыкальных инструментов

Проверьте аппараты

Музыкальные инструменты

Металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчик, деревянные ложки

Послушай(-те) как звучит металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки

Таблички

Картинки

Музыкальные инструменты: металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки

Автоматизация произносительных навыков

11.

Речевое дыхание

Уметь работать над речевым дыханием

Дышим по темпу разговора

«Взятие» дыхания

Дыхательная пауза

Таблички

12.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра

Уметь работать голосом, выдерживать силу и тембр голоса

Нормальная высота

Сила голоса

Тембр голоса

Таблички

Декламация песен

13.

Ритмические рисунки мелодий песен.

Знать основные понятия по теме.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен.

Ритмический рисунок

Прохлопать ритмический рисунок мелодии

Слушайте внимательно

Таблички

Ритмический рисунок

Мелодии песен

(по выбору)

14.

Ритмические рисунки мелодий песен в умеренном темпе

(по выбору)

Знать основные понятия по теме.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен в умеренном темпе

Ритмический рисунок

Умеренный темп

Прохлопатьритмический рисунок мелодии

Слушайте внимательно

Таблички

Ритмический рисунок

Мелодии песен

(по выбору)

15.

Ритмические рисунки мелодий песен в умеренно-быстром темпе

(по выбору)

Знать основные понятия по теме.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен в умеренно-быстром темпе

Ритмический рисунок

Умеренно-быстрый темп

Прохлопать ритмический рисунок мелодии

Слушайте внимательно

Таблички

Ритмический рисунок

Мелодии песен

(по выбору)

16.

Знакомство с песней

«Полька зверей»

Знать средства музыкальной выразительности.

Уметь слушать мелодию песни, определять характер, отвечать на вопросы

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Какая мелодия песни?

Музыка весёлая, похожа на танец, в умеренно-быстром темпе, считать на «два»

Таблички

Мелодия песни

«Полька зверей»

Обучение движениям под музыку

17.

Вальсовая дорожка

Уметь выполнять команды педагога.

Уметь выполнять вальсовую дорожку

Вальс

Считать на «3»

Вальсовая дорожка

Корпус прямой

Таблички

П. Чайковский

 «Вальс цветов»

18.

Скользящий ход на полупальцах

Уметь выполнять команды педагога.

Уметь выполнять простые виды ходьбы

(на полупальцах)

Ходьба

Ходьба на полупальцах

Корпус прямой

Скользящий ход на полупальцах

Таблички

Музыка для гимнастики

II четверть  ( 13 часов)

19.

Присядка

Уметь выполнять присядку под музыку

Присядка

Согнутые колени

Таблички

Русская народная музыка

20.

Упражнения с предметами (мяч)

Уметь выполнять команды педагога.

Уметь работать под музыку с мячом

Упражнения с мячом

Наклоны туловища с мячом

Повороты с мячом

Мяч подкинуть вверх

Поймать мяч

Переброс мяча из руки в руку

Таблички

Ритмичная музыка

Мяч

Обучение восприятию музыки

21.

Определение характера в музыкальных произведениях (фрагментах)

Уметь слушать музыку; определять характер музыкальных произведений

Проверьте аппараты

Слушайте музыку

Определите характер

«Во поле берёза стояла»: грустная, печальная

М.Глинка «Камаринская»: весёлая, игривая

Таблички

Музыка для

прослушивания

22.

Различение на слух фрагментов из одной мелодии (запев, припев)

Знать основные понятия по теме: запев, припев.

Уметь различать на слух фрагменты из одной мелодии (запев, припев)

Проверьте аппараты

Слушайте мелодию песни

Фрагмент мелодии (запев, припев)

Определить на слух запев

Определить на слух припев

Таблички

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

Детские песни (фрагменты)

23.

Ритмический рисунок мелодий

Знать понятие ритм, ритмический рисунок.

Уметь читать и хлопать ритмические рисунки мелодий

Ритм

Ритмический рисунок

Читаем и хлопаем

Внимательно слушаем мелодию

Таблички

Ритмический рисунок

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

24.

Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий (одновременно с её исполнением учителем)

Знать понятие ритм, ритмический рисунок.

Уметь исполнять руками (хлопками) несложные ритмические рисунки мелодий (одновременно с её исполнением учителем)

Проверьте аппараты

Ритмический рисунок

Хлопай(-те) ритм

Слушай (-те) мелодию

Исполни ритм руками

Хлопай(-те) с учителем под музыку

Таблички

Ритмический рисунок

Синтезатор

(музыкальное сопровождение педагога)

Обучение игре на элементарных

музыкальных инструментах

25.

Цветонотки

(«Радуга»)

Знать цветовую гамму нот.

Уметь подбирать цвет к нотам и определять цветонотки на слух (от соль2 до соль1)

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Цветонотки:

Звук Си - фиолетовый – «фиолетоваятýчка».

Звук До – красный – «красное сóлнышко».

Звук Ре – оранжевый – «оранжеваяпирамúдка».

Звук Ми – жёлтый – «жёлтое сóлнышко».

Звук Фа – зелёный – «зелёные вéтви».

Звук Соль – голубой – «голубое нéбо».

Звук Ля – синий – «синее море».

Таблички

Дидактический материал «Радуга» (цветонотки)

Музыкальные инструменты

Автоматизация произносительных навыков

26.

Модуляции голоса при сохранении нормальной силы и тембра

Уметь работать голосом, сохранять силу и тембр голоса

Модуляция голоса

Слушайте внимательно

Повторите

Ровная интонация

Повышение голоса

Понижение голоса

Таблички

27.

Изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение)

Уметь работать над темпом речи

Темп речи

Повторите упражнение

Постепенно замедлять

Постепенно убыстрять

Таблички

Декламация песен

28.

Песня «Полька зверей».

Ритмический рисунок мелодии песни.

Отрабатывание «взятия» дыхания

Знать ритмический рисунок мелодии песни.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок руками и голосом на слог па-па-па…

Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни

Ритмический рисунок

Отхлопать ритм

«Взятие» дыхания

Работа голосом на слог па-па-па…

Слушайте внимательно

Пропевание

Таблички

Музыка песни «Полька зверей»

29.

Песня «Полька зверей».

Логическое ударение во фразе.

Эмоциональное исполнение песни

Знать слова песни.

Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение.

Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку

Слушайте мелодию

Говорите слова тихо

Вы услышите, что одно слово звучит громче

Какое слово звучит громче?

Выделяем логическое ударение

Эмоциональное исполнение

Выразительное исполнение

Следите за жестами

Таблички

Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога)

Песня «Полька зверей»

30.

Знакомство с песней

«Я на скрипочке играю»

Знать средства музыкальной выразительности.

Уметь слушать мелодию песни, определять характер, отвечать на вопросы

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Какая мелодия песни?

Музыка весёлая, похожа на танец, в умеренном темпе, считать на «два»

Таблички

Мелодия песни

«Я на скрипочке играю»

Обучение движениям под музыку

31.

Основные элементы бального народного танца

Знать основные элементы бального народного танца.

Уметь выполнять элементы движений бального народного танца

Будем учить элементы бального танца

Танцуй(-те) легко, изящно

Следите за осанкой

Таблички

«Вальс Цветов»

П.Чайковский

III четверть  ( 22 часа)

32.

Тройной ход

Знать порядок выполнения тройного хода.

Уметь выполнять тройной ход под музыку

Будем учить тройной ход

Шаг вперёд на «раз», то же на «два» и «три»

Таблички

Русская народная музыка

33.

Переменный ход. Притоп

Уметь правильно выполнять движения

Будем учить переменный шаг

Приставной шаг и шаг с ноги

Притоп (поочерёдно каждой ногой)

Таблички

Русская народная музыка

34.

Разучивание танцевальной композиции «Сударушка»

 (IиII фигуры)

Знать русские народные движения.

Уметь выполнять движения русского танца.

Уметь последовательно выполнять фигуры танца

Русский танец

Будем учить народный танец

«Сударушка»

Танцуй (-те) правильно, красиво, легко

Мы исполняли IиII фигуры

Таблички

Русская народная музыка

35.

Разучивание танцевальной композиции «Сударушка»

 (III иIVфигуры)

Знать русские народные движения.

Уметь выполнять движения русского танца.

Уметь последовательно выполнять фигуры танца

Русский танец

Лицом друг к другу

Полуприседание

Нога на носок (пятку)

Цепочка, полукруг

Танцуй (-те) правильно, красиво, легко

Таблички

Русская народная музыка

36.

Закрепление танцевальной композиции «Сударушка»

Знать русские народные движения.

Уметь выполнять движения русского танца.

Уметь последовательно выполнять фигуры танца

Русский танец

«Сударушка»

Танцуй (-те) правильно, красиво, легко

Внимательно

слушай(-те), музыку,

 не опаздывайте

Таблички

Русская народная музыка

Обучение восприятию музыки

37.

Слушание музыки.

Э. Григ «В пещере горного короля»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

Знать характер и средства музыкальной выразительности.

Уметь различать  и узнавать фрагменты из музыкальных пьес по их характеру

«В пещере горного короля»

Сюжет

Какая музыка?

Музыка таинственная, похожа на марш, тихо-громкая

«Вальс-шутка»

Какая музыка?

Музыка лёгкая, вальс, в умеренном темпе

Таблички

Музыка для

прослушивания

38.

Слушание музыки.

«Вальс» П.Чайковский

Уметь слушать музыку; узнавать музыкальное произведение.

Уметь определять динамику, темп

Проверьте аппараты

Слушайте музыку

Определите: динамику, темп, характер

Вальс- музыка плавная, взволнованная, считать на «3»

Таблички

Учебный плакат:

«Доли. Такт. Размер»

Музыка для

прослушивания

39.

Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов).

«Народная музыка»

Уметь слушать и анализировать музыкальные произведения по теме «Народная музыка»

Проверьте аппараты

Народная музыка

«Из под дуба, из под вяза»

Музыка весёлая, плясовая

Таблички

Музыка «Из под дуба, из под вяза»

40.

Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов).

«Природа в музыке»

Уметь слушать и анализировать музыкальные произведения по теме «Природа в музыке»

Проверьте аппараты

Природа в музыке

«Карнавал животных»(сюита)

 К. Сен-Санс

Какая музыка?

Таблички

Музыка

Фрагменты из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санс

41.

Знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк».

Знать содержание сказки

Симфоническая сказка

С.Прокофьев

Композитор

Симфонический оркестр

Таблички

Музыка для прослушивания

42.

Симфоническая сказка «Петя и волк».

Знать состав симфонического оркестра.

Симфонический оркестр

Дирижер

Группы симфонического оркестра

Таблички

Музыка для прослушивания

Обучение игре на элементарных

музыкальных инструментах

43.

Ритмический рисунок в музыкальной пьесе

«Во поле берёза стояла» на музыкальных инструментах

Уметь определять на слух ритм мелодии, воспроизводить ритм мелодии на элементарных музыкальных инструментах

Ритм мелодии

Ритмический рисунок

Отстучать ритм мелодии

Слушайте внимательно

Выполняйте правильно, выдерживайте ритм

Таблички

Музыкальные инструменты

44.

Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе «Во поле берёза стояла»

Знать основные понятия по теме.

Уметь определять сильную долю такта в мелодии, вступать с началом мелодии.

Сильная доля такта

Вступать с началом мелодии

Слушайте внимательно

Считать на «два»

Таблички

Музыкальная пьеса

«Во поле берёза стояла»

45.

Средства музыкальной выразительности в музыкальной пьесе

«Во поле берёза стояла»

Знать средства музыкальной выразительности.

Уметь определять в мелодии динамику, темп, характер, метр

Какая музыка ?

Музыка грустная, печальная; тихо-громкая,

в умеренном темпе, считать на «два»

Таблички

Музыкальная пьеса

«Во поле берёза стояла»

46.

Разучивание музыкальной пьесы «Во поле берёза стояла» на музыкальных инструментах

Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь исполнять эмоционально и выразительно  пьесу на музыкальных инструментах

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Работа в ансамбле

Слушайте как звучат музыкальные инструменты: бубен, дудка, металлофон, деревянные ложки, маракасы

Таблички

Музыкальная пьеса

Музыкальные инструменты

47.

Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе двухдольного метра в умеренном темпе

Знать основные понятия по теме.

Уметь определять сильную долю такта в музыкальной пьесе двухдольного метра

Попевка

Сильная доля такта

Двухдольный метр

Умеренный темп

Таблички

Музыкальная пьеса

48.

Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе двухдольного метра в быстром темпе

Знать основные понятия по теме.

Уметь определять сильную долю такта в музыкальной пьесе двухдольного метра

Попевка

Сильная доля такта

Двухдольный метр

Быстрый темп

Таблички

Музыкальная пьеса

Автоматизация произносительных навыков

49.

Выделение логического  ударения во фразе

Уметь выделять голосом логическое ударение во фразе

Логическое ударение

Фраза

(грузовая машина, доброе утро…)

Таблички

50.

Деление более длинных фраз на синтагмы

(по подражанию учителя)

Уметь правильно (по подражанию) делить фразы на синтагмы.

Длинная фраза

Синтагма

Деление фразы на синтагмы

Таблички

Материал для упражнений

Декламация песен

51.

Песня «Я на скрипочке играю».

Отрабатывание «взятия» дыхания

Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни

 «Взятие» дыхания

Работа голосом на слог па-па-па…

Слушайте внимательно

Пропевание

Таблички

Музыка песни

«Я на скрипочке играю»

52.

Песня «Я на скрипочке играю».

Логическое ударение во фразе.

Знать слова песни.

Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение.

Слушайте мелодию

Говорите слова тихо

Вы услышите, что одно слово звучит громче

Какое слово звучит громче?

Выделяем логическое ударение

Таблички

Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога)

Песня «Я на скрипочке играю»

Обучение движениям под музыку

53.

Игра «Ритмическое лото»

Знать ритмический рисунок.

Уметь различать на слух ритмический рисунок песен

Проверьте аппараты

Ритмический рисунок

Будем слушать песенки

Прохлопай(-те) ритмический рисунок песен

Карточки

Прохлопать песню

Таблички

Металлофон

Карточки пособия «Ритмическое лото»

IV четверть  ( 17 часов)

54.

Ритмическая игра

«Ритмика с верёвочкой»

Знать основные определения по теме.

Уметь скандировать стихотворение в ритме

Ритмика

Колебание

Стихотворение в ритме

Прыгать через верёвку

Таблички

Скакалка

Обучение восприятию музыки

55.

Симфоническая сказка «Петя и волк».

Основные партии

Знать названия музыкальных инструментов главных героев сказки

Симфонический оркестр

Дирижер

Музыкальные инструменты

Таблички

Музыка для прослушивания

56.

Игра «Отгадай музыкальный инструмент»

Знать названия музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты

Таблички

Музыка для прослушивания

Обучение игре на элементарных

музыкальных инструментах

57.

Разучивание пьесы: «Во саду ли, в огороде» на музыкальных инструментах

(металлофон, бубен, погремушки, деревянные ложки)

Уметь эмоционально и выразительно исполнять на музыкальных инструментах ритмический рисунок.

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Играть на ммузыкальных инструментах

Какая музыка по характеру?

Ритмический рисунок

(прохлопать)

Таблички

Музыкальные инструменты

Музыкальная пьеса

«Во саду ли, в огороде»

58.

Ритмический рисунок в музыкальной пьесе

«Светит месяц» на музыкальных инструментах

Уметь определять на слух ритм мелодии, воспроизводить ритм мелодии на элементарных музыкальных инструментах

Ритм мелодии

Ритмический рисунок

Отстучать ритм мелодии

Слушайте внимательно

Выполняйте правильно, выдерживайте ритм

Таблички

Музыкальные инструменты

59.

Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе «Светит месяц»

Знать основные понятия по теме.

Уметь определять сильную долю такта в мелодии, вступать с началом мелодии.

Сильная доля такта

Вступать с началом мелодии

Слушайте внимательно

Считать на «два»

Таблички

Музыкальная пьеса

«Светит месяц»

60.

Средства музыкальной выразительности в музыкальной пьесе

«Светит месяц»

Знать средства музыкальной выразительности.

Уметь определять в мелодии динамику, темп, характер, метр

Какая музыка ?

Музыка грустная, печальная; тихо-громкая,

в умеренном темпе, считать на «два»

Таблички

Музыкальная пьеса

«Светит месяц»

61.

Разучивание музыкальной пьесы «Светит месяц» на музыкальных инструментах

Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь исполнять эмоционально и выразительно  пьесу на музыкальных инструментах

Проверьте аппараты

Слушайте внимательно

Работа в ансамбле

Слушайте как звучат музыкальные инструменты: бубен, дудка, металлофон, деревянные ложки, маракасы

Таблички

Музыкальная пьеса

Музыкальные инструменты

Автоматизация произносительных навыков

62.

Восприятие на слух модуляций голоса

(тихо-громко).

Уметь воспринимать на слух силу голоса (тихо-громко).

Модуляция голоса

Сила голоса

Слушать

Восприятие на слух

Голос тихий

Голос громкий

Таблички

Материал для упражнений

63.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра

Уметь работать голосом

Нормальная высота

Сила голоса

Тембр голоса

Таблички

64.

Изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение)

Уметь работать над темпом речи

Темп речи

Повторите упражнение

Постепенно замедлять

Постепенно убыстрять

Таблички

65.

Ударение в двух-, трёхсложных словах

Уметь правильно ставить словесное ударение в двух-, трёхсложных словах

Поставить ударение

Двухсложные слова (лето, мама, кора, сажа)

Трёхсложные слова (магазин, машина, учитель, бабушка)

Таблички

Декламация песен

66.

Песня «Я на скрипочке играю».

Эмоциональное исполнение песни

Знать слова песни.

Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку

Слушайте мелодию

Говорите слова тихо

Вы услышите, что одно слово звучит громче

Какое слово звучит громче?

Эмоциональное исполнение

Выразительное исполнение

Следите за жестами

Таблички

Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога)

Песня «Я на скрипочке играю»

67.

Песня «Пусть всегда будет солнце» Ритмический рисунок мелодии песни.

Знать ритмический рисунок мелодии песни.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок руками и голосом на слог па-па-па…

Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни

Ритмический рисунок

Отхлопать ритм

«Взятие» дыхания

Работа голосом на слог па-па-па…

Слушайте внимательно

Пропевание

Таблички

Музыка песни

«Пусть всегда будет солнце»

68.

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Отрабатывание «взятия» дыхания

Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни

 «Взятие» дыхания

Работа голосом на слог па-па-па…

Слушайте внимательно

Пропевание

Таблички

Музыка песни

«Пусть всегда будет солнце»

69.

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Логическое ударение во фразе.

Знать слова песни.

Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение.

Слушайте мелодию

Говорите слова тихо

Вы услышите, что одно слово звучит громче

Какое слово звучит громче?

Выделяем логическое ударение

Таблички

Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога)

Песня «Пусть всегда будет солнце»

70.

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Эмоциональное исполнение песни

Знать слова песни.

Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку

Слушайте мелодию

Говорите слова тихо

Вы услышите, что одно слово звучит громче

Какое слово звучит громче?

Эмоциональное исполнение

Выразительное исполнение

Следите за жестами

Таблички

Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога)

Песня «Пусть всегда будет солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа музыкально-ритмических занятий для I – IV классов

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового вос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий, (Вариант 7.2)

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекци...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2

Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 1-4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...